МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 июля 2024 г. N 387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ

В целях достижения целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 29 февраля 2024 г. N 1пр приказываю:

1. Утвердить:

методические рекомендации по актуализации региональных программ по повышению рождаемости согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

типовую форму комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения:

актуализировать региональные программы по повышению рождаемости в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в приложении N 1 к настоящему приказу;

привести комплексы мероприятий региональных программ по повышению рождаемости в соответствие с типовой формой, приведенной в приложении N 2 к настоящему приказу.

3. Определить ответственным за проведение актуализации региональных программ по повышению рождаемости Департамент демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Министр
А.КОТЯКОВ

Приложение N 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 июля 2024 г. N 387

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2023 г. N 436 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости" (далее - приказ Минтруда России N 436) в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в разработке изменений, направленных на актуализацию региональных программ по повышению рождаемости (далее - региональная программа).

2. Ожидаемый результат актуализации региональной программы - внесение следующих изменений в региональную программу:

установление целевого показателя числа рождений на период 2024 - 2027 годов;

актуализация комплексов мероприятий региональных программ в части включения в них дополнительных новых мероприятий, направленных на реализацию задач по повышению рождаемости, поддержке семей с детьми, а также в части исключения мероприятий, реализация которых не относится к задачам повышения рождаемости, поддержки семей с детьми.

3. Актуализация региональной программы проводится на период 2024 - 2027 годов.

II. Установление целевого показателя числа рождений

4. Изменение целевого значения числа рождений субъекта Российской Федерации на 2024 год рекомендуется производить после согласования такого изменения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Целевое значение числа рождений субъекта Российской Федерации на период 2025 - 2027 гг. рекомендуется устанавливать в соответствии с Методикой расчета целевых значений показателя "Число родившихся" на период до 2030 года, утвержденной приказом Минтруда России от 31 июля 2024 г. N 386.

6. Информацию о целевых значениях числа рождений в региональной программе рекомендуется представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Целевое значение числа рождений в субъекте Российской Федерации на 2023 - 2027 годы

2023 г. (факт)
2024 г.
2025 г.
2026 г.
2027 г.
Целевое значение числа рождений в год, чел.

III. Актуализация комплексов мероприятий
региональных программ

7. Перед актуализацией комплекса мероприятий региональной программы (далее - комплекс мероприятий) субъектом Российской Федерации проводится анализ ранее утвержденного комплекса мероприятий, направленного на определение достаточности реализуемых субъектом Российской Федерации мероприятий, в том числе в контексте охваченных мероприятиями целевых категорий получателей (например, семьи с одним ребенком, семьи с двумя детьми, многодетные семьи, молодые семьи, неполные семьи и др.).

8. На основании результатов анализа комплекса мероприятий субъектом Российской Федерации принимается решение о возможности модернизации существующих мероприятий или включения в комплекс мероприятий дополнительных мероприятий при отсутствии в утвержденном комплексе таких мероприятий или их аналогов, а также мероприятий, направленных на целевые аудитории, которые в настоящий момент не охвачены мероприятиями утвержденного комплекса мероприятий.

При принятии решения о возможности модернизации существующих мероприятий или включении в комплекс мероприятий дополнительных мероприятий учитывается возможность обеспечения финансирования реализации таких мероприятий за счет регионального бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

Мероприятия, рекомендуемые к включению в комплексы мероприятий, приведены в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

9. На основании результатов анализа комплекса мероприятий субъектом Российской Федерации принимается решение об исключении мероприятий, реализация которых не оказывает влияния на повышение рождаемости в субъекте Российской Федерации и не влечет установление или увеличение предоставления мер поддержки семей с детьми.

Мероприятия, рекомендуемые к исключению из комплекса мероприятий, приведены в разделе V настоящих методических рекомендаций.

10. Актуализированный комплекс мероприятий представляется в соответствии с типовой формой комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 387 "Об утверждении методических рекомендаций по актуализации региональных программ по повышению рождаемости".

11. Актуализированную региональную программу, включая актуализированные значения целевого показателя числа рождений в соответствии с разделом II настоящих Методических рекомендаций, а также актуализированный комплекс мероприятий в соответствии с настоящим разделом и разделами IV - V настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется направлять на согласование в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, с указанием мероприятий, которые предлагаются к исключению из региональной программы, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2. Мероприятия, подлежащие исключению из региональной программы

N п/п
Наименование мероприятия
Номер мероприятия в утвержденном комплексе мероприятий
Причина исключения
1
2

12. В актуализированной региональной программе сохраняются положения об оценке демографического потенциала региона, анализ регионального пакета мер повышения рождаемости, а также особенности демографического потенциала региона, в соответствии с разделами III - V приложения N 2 к приказу Минтруда России N 436, которые, при необходимости, актуализируются субъектом Российской Федерации, в том числе с учетом накопленного опыта реализации региональных программ.

13. После получения положительного заключения от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации актуализированную региональную программу рекомендуется утверждать новым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

IV. Мероприятия, рекомендуемые к включению
в комплексы мероприятий

14. Улучшение демографической ситуации, поддержка рождаемости и многодетности, обеспечение достойного качества жизни российских семей - приоритетная общенациональная задача. Она неразрывно связана с национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", определенной подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

России, как и многим развитым странам, свойственны демографические вызовы и новые тренды развития института семьи.

В этих условиях следует направлять усилия органов государственной власти на решение следующих задач:

1) преломление сложившихся демографических тенденций;

2) обеспечение устойчивого роста рождаемости, повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. и 1,8 к 2036 г.;

3) ежегодное увеличение числа многодетных семей и обеспечение снижения бедности в таких семьях.

Важно, чтобы демографические меры, реализуемые на региональном уровне, дополняли действующие федеральные меры поддержки для семей с детьми.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2023 г. N Пр-826 с июля 2023 г. в субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы.

Кроме того, в настоящее время в отдельных субъектах Российской Федерации реализуется ряд пилотных проектов, в рамках которых проходят апробацию меры по увеличению рождаемости, поддержке семей с детьми, вырабатываются лучшие практики, рекомендуемые к распространению на всей территории Российской Федерации.

В частности, во исполнение резолюции Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 25 ноября 2021 г. N 12752п-П12 с 2022 г. в Приморском крае, Архангельской, Калужской, Магаданской, Новгородской и Тульской областях, а с 2023 г. дополнительно в Камчатском крае реализуется типовой проект "Репродуктивное здоровье".

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2023 г. N 1419 "О реализации пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости" с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2024 г. реализуется пилотный проект, направленный на стимулирование рождаемости в Новгородской области, Пензенской области и Тамбовской области (далее соответственно - пилотный проект).

В этой связи в комплексы мероприятий рекомендуется включать следующие мероприятия, способствующие достижению указанных выше задач.

15. Мероприятия по укреплению репродуктивного здоровья и сокращению числа абортов.

Общая характеристика.

Снижение числа женщин репродуктивного возраста будет носить долгосрочный характер и продолжится до 2046 г. При этом с 2026 г. предполагается небольшой рост числа молодых женщин, родившихся в первой половине двухтысячных годов.

Особое внимание необходимо уделить репродуктивному здоровью, профилактике заболеваний, начиная с подросткового возраста. В рамках региональных программ рекомендуется повысить эффективность консультирования женщин в состоянии репродуктивного выбора, в том числе путем информирования о региональных мерах поддержки, обеспечить межведомственное взаимодействие при предоставлении адресной помощи женщинам с учетом различных жизненных ситуаций, а также продолжить реализацию комплекса мер по сопровождению беременных женщин в состоянии репродуктивного выбора с целью снижения числа случаев искусственного прерывания беременности.

Примеры регионального опыта.

В Пензенской области в рамках пилотного проекта реализуются проекты "Сертификат для молодоженов", "Здоровье будущего малыша", которые способствуют повышению осведомленности граждан об уровне своего здоровья и заботы о нем, предотвращению заболеваний и укреплению репродуктивного здоровья населения.

В Камчатском крае предоставляется "Сертификат молодоженов" гражданам, заключившим брак в возрасте от 18 до 40 лет. Сертификат, позволяющий пройти бесплатное медицинское обследование репродуктивной системы, действует три месяца и выдается в органах ЗАГС новобрачным. В перечень обследования включены такие группы мероприятий, которые предполагают осмотр узкими специалистами, набор гормональных, онкологических, бактериальных лабораторных исследований и целый комплекс ультразвуковых исследований.

В Республике Карелия организуется школа подготовки к беременности и родам (в очном формате и онлайн).

В Саратовской области при проведении предабортного консультирования используются "речевые модули" и деперсонифицированное анкетирование с целью обеспечения адресного медико-социального сопровождения женщин, обратившихся по поводу легального аборта.

16. Мероприятия по поддержке семей с детьми.

Общая характеристика.

В условиях сокращения численности женщин репродуктивного возраста рекомендуется использовать подход "Плюс один ребенок в каждой семье". Такой подход означает повышение интенсивности рождения как первых, вторых, так и третьих детей и направлен на установление многодетности как общественной нормы, образа счастливой семьи, к которому будут стремиться молодые люди.

Для реализации такого подхода необходимо укреплять институт семьи, повышать значимость семейных ценностей у детей и подростков, поддерживать семейные связи внутри многопоколенной семьи, одновременно создавая все необходимые условия: финансовые, социальные, инфраструктурные - для того, чтобы семьи принимали решения о рождении очередных детей.

Рекомендуется выработать мероприятия по поддержке молодых, студенческих семей в период обучения, включающие помощь со стороны учебного заведения, а также медицинских, социальных служб, позволяющую воспитывать ребенка, не прерывая обучения родителей.

Примеры регионального опыта.

В Псковской области предоставляется единовременная денежная выплата в размере 100 000 рублей женщинам в возрасте до 25 лет при рождении первого ребенка.

В Московской области семьям с новорожденными детьми предоставляется подарочный набор или денежная выплата на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми, в размере 20 000 рублей.

В Магаданской области в рамках типового проекта "Репродуктивное здоровье" организованы пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных, которые предоставляются семьям адресно, с учетом сложившихся жизненных обстоятельств такой семьи, на безвозмездной основе с оформлением договоров о передаче имущества пункта проката в пользование с указанием срока такого обеспечения.

В Тульской области в рамках типового проекта "Репродуктивное здоровье" пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных организованы на базе социально ориентированных некоммерческих организаций за счет грантовой поддержки из регионального бюджета.

В Камчатском крае в рамках типового проекта "Репродуктивное здоровье" пункты проката предметов первой необходимости для новорожденных работают на базе 14 организаций социального обслуживания. При предоставлении во временное пользование предметов первой необходимости для детей в возрасте до трех лет гражданам оказывается содействие в получении из пунктов проката предметов первой необходимости из числа имеющихся в наличии.

В Новгородской области в рамках пилотного проекта введена дополнительная мера социальной поддержки семей при рождении четвертого ребенка и последующих детей в виде единовременной выплаты в размере 800 000 рублей.

17. Мероприятия по повышению уровня рождаемости в сельской местности.

Общая характеристика.

Под влиянием процессов урбанизации растет доля городского населения с более низким уровнем рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости сельского населения в 2023 г. составил 1,575, что на 16% выше, чем у городского населения (1,358).

При этом темпы снижения уровня рождаемости у сельского населения выше, чем у городского населения в целом по Российской Федерации. Суммарный коэффициент рождаемости у сельского населения снизился на 0,9% с 1,590 в 2022 г. до 1,575 в 2023 г., у городского населения снизился на 0,2%, по Российской Федерации - 0,4%.

Снижение рождаемости в сельской местности вызвано, в том числе недостаточной развитостью инфраструктуры. В этой связи важной задачей остается развитие доступной и качественной социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности и малых городах: медицинских учреждений, детских садов, объектов культуры и досуга. Таким образом, рекомендуется осуществлять ремонт и строительство таких объектов.

Примеры регионального опыта.

В Республике Татарстан, Республике Мордовия и Воронежской области предоставляется финансовая поддержка на строительство (приобретение) жилья семьям, проживающим в сельской местности.

В Ленинградской области для беременных женщин, в том числе проживающих в сельской местности, организованы выездные формы работы в целях обеспечения наблюдения за такими женщинами.

В Тверской области предоставляется денежная выплата беременным женщинам, проживающим в сельской местности, на проезд в медицинские организации для наблюдения по беременности.

В Амурской области предоставляется социальная выплата на приобретение автотранспорта или сельскохозяйственной техники в размере 1,2 млн. рублей.

18. Мероприятия по созданию условий для успешного совмещения воспитания детей и получения образования, профессиональной реализации.

Общая характеристика.

Стимулирование работодателей к расширению корпоративных практик поддержки беременных работниц и сотрудников с семейными обязанностями является важной практикой для решения проблем дефицита кадров в среднесрочной перспективе, поддержки семей с детьми.

В ряде компаний внедрен корпоративный демографический стандарт, который способствует формированию комфортной рабочей среды и созданию условий для лиц, осуществляющих родительские функции, а также тех работников, которые намерены стать родителями.

Важным инструментом поощрения работодателями работников с семейными обязанностями является индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг).

Кроме того, мероприятия по предоставлению социальных услуг по кратковременному присмотру (уходу) за детьми нуждающимся семьям, имеющим детей, позволит работающим родителям совмещать профессиональные и семейные обязательства, а молодым и студенческим семьям позволит оперативно вернуться к работе или учебе, не утратив профессиональных навыков.

Примеры регионального опыта.

В Калужской области в рамках типового проекта "Репродуктивное здоровье" организованы группы дневного пребывания (по кратковременному присмотру и уходу за детьми), которые функционируют на базе организаций социального обслуживания, а также реализовывается проект "Ищу няню".

Деятельность групп дневного пребывания направлена на повышение качества и расширения перечня предоставляемых услуг семьям с низким уровнем дохода, в том числе заключившим социальный контракт, малоимущим, неполным семьям, а также семьям, в которых родители (законные представители) или единственный родитель не достигли возраста 30 лет (молодые семьи).

Кратковременный присмотр (уход) осуществляется за детьми в возрасте от 3 до 7 лет. Периодичность предоставления услуг по кратковременному присмотру (уходу) за ребенком (детьми) из одной семьи не ограничена, а продолжительность составляет не более 4 часов.

Проект "Ищу Няню" - пример частно-государственного партнерства. Услуги по кратковременному присмотру и уходу оказываются на дому за детьми и подростками в возрасте от 2 до 18 лет по запросу семьи (до 12 часов в месяц для каждой семьи). Услугами няни могут воспользоваться семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, многодетные семьи, неполные семьи, семьи участников СВО и семьи, воспитывающие ребенка с паллиативным статусом.

В Камчатском крае в рамках типового проекта "Репродуктивное здоровье" в рамках услуги кратковременного присмотра за детьми работники организаций социального обслуживания осуществляют присмотр за ребенком (детьми) получателя социальных услуг до 2 часов рабочего времени в день.

В Калининградской области осуществляется содействие в трудоустройстве, в том числе с применением гибких форм занятости и дистанционной занятости, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В Ямало-Ненецком автономном округе организуется содействие осуществлению предпринимательской деятельности безработных женщин, имеющих детей дошкольного возраста (помощь в подготовке бизнес-плана, обучение навыкам предпринимательства, финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 200 000 рублей).

В Республике Бурятия в медицинских учреждениях размещены QR-коды, содержащие ссылки на вакансии, размещенные работодателями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в целях трудоустройства беременных неработающих женщин.

19. Мероприятия по формированию семейно-ориентированной инфраструктуры и оказанию поддержки семьям в улучшении жилищных условий.

Общая характеристика.

Для принятия решения о рождении детей семьям необходимо наличие качественных и доступных, в том числе по месту жительства, социальных сервисов и инфраструктуры, которые включают медицинскую помощь, присмотр и уход за детьми, комфортные общественные пространства и благоприятные условия для жизни и воспитания детей.

Также принятию решения о рождении детей способствует обеспеченность семей с детьми комфортным и доступным жильем. Для семей, не имеющих собственного жилья, оплата стоимости аренды жилья составляет существенную часть регулярных расходов. Предоставление компенсационной выплаты, позволяющей полностью или частично сократить данный вид затрат, позволит повысить размер средств, которые семья может расходовать непосредственно на собственные нужды и нужды будущих детей.

Примеры регионального опыта.

В Пензенской области в рамках пилотного проекта предоставляется социальная выплата в размере 328 тыс. рублей на приобретение или строительство жилья семьям при рождении первого ребенка, а также выделение на льготных условиях в пилотных районах земельных участков застройщикам и льготное подключение к инженерным сетям.

В Новгородской области в рамках пилотного проекта создается жилищно-коммунальная инфраструктура в местах привлечения застройщиков к строительству жилья в пилотных населенных пунктах.

В Сахалинской области предоставляется компенсация расходов по оплате ежемесячных взносов за жилое помещение в многоквартирном арендном доме для отдельных категорий семей с детьми. Размер компенсации составляет 50% от суммы ежемесячных взносов за найм жилого помещения, установленной договором коммерческого найма квартиры в многоквартирном арендном доме.

В Смоленской области предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с детьми. Средний размер выплаты в месяц на семью составляет 2 482,83 рубля.

В Псковской области предоставляется выплата до 300 000 рублей семьям при рождении первого ребенка на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

В Амурской области при наличии потребности в организациях среднего профессионального образования для студенческих семей открываются группы кратковременного пребывания детей, комнаты матери и ребенка.

В Брянской области для студенческих семей, обучающихся в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, установлено преимущественное право на получение жилья в общежитиях.

20. Мероприятия по укреплению института семьи, в том числе многопоколенной, защите, сохранению и продвижению в обществе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, семейного образа жизни.

Общая характеристика.

В России, как и во всем мире, изменилась возрастная модель рождаемости, в соответствии с которой приоритетной целью для молодых людей стали реализация в профессиональной сфере и обеспечение финансовой самостоятельности, замещающие собой цель по созданию семьи и рождению детей.

В целях установления приоритета для молодых людей по созданию семьи и рождению детей рекомендуется проведение более активной и содержательной работы с детьми и подростками по укреплению семьи как главной ценности.

Примеры регионального опыта.

В Брянской области проводится выпуск цикла телевизионных сюжетов, направленных на укрепление в обществе просемейных ценностей и на формирование позитивного образа многодетной семьи, многодетной матери, мотивацию семей к рождению детей.

В Вологодской области осуществляется трансляция в средствах массовой информации положительных примеров ответственного родительства, семейных ценностей и традиций, оказания мер социальной поддержки семьям с детьми, в том числе многодетным.

В Томской области проводится информационная кампания "Крепкая семья" по формированию позитивных установок, направленных на создание семьи, повышение в обществе роли семей с детьми, укрепление традиционных семейных ценностей, позитивного образа многодетности: публикации в печатных и электронных СМИ, сети "Интернет", социальных сетях материалов о позитивном семейном опыте; размещение роликов и иных носителей социальной рекламы (плакаты, баннеры).

V. Мероприятия, рекомендуемые к исключению
из комплекса мероприятий

21. В рамках актуализации региональных программ рекомендуется исключать мероприятия, реализация которых не требуется по итогам проработки вопросов о необходимости их реализации и актуализации, а также мероприятия, которые не имеют успешного опыта реализации с момента утверждения региональных программ или реализация которых не планируется.

Так, в региональной программе Республики Адыгея по результатам мониторинга реализации мероприятий отмечено отсутствие необходимости реализации мероприятия "Анализ достаточности мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет, при необходимости введение дополнительных мест", поскольку нет необходимости в реализации такого мероприятия.

22. В рамках актуализации региональных программ осуществляется исключение мероприятий, реализация которых в рамках региональной программы не требуется по причине их несоответствия цели повышения рождаемости или слабого влияния на повышение показателей рождаемости и поддержку семей с детьми.

Например, мероприятие "Содействие трудоустройству молодых специалистов по наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективным профессиями и специальностям" региональной программы Тверской области имеет широкую направленность и в большей степени относится к мерам по содействию занятости населения, повышению уровня доходов населения, снижению доли населения с доходами ниже границы бедности, и не оказывает прямого непосредственного влияния на повышение уровня рождаемости в регионе.

23. В рамках актуализации региональных программ проводится исключение из комплексов мероприятий региональных программ мероприятий, реализация которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Например, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие), реализуемое на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; выплата в размере 450 тыс. рублей многодетным семьям на погашение ипотечного кредита (займа), реализуемая на основании Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

VI. Мероприятия, подлежащие софинансированию
из федерального бюджета в рамках реализации региональных
программ по повышению рождаемости субъектов Российской
Федерации, в которых по итогам 2023 года значение
суммарного коэффициента рождаемости
ниже среднероссийского уровня

24. Субъектам Российской Федерации, которые с 2025 года будут получать субсидии из федерального бюджета в целях софинансирования мероприятий региональных программ по повышению рождаемости (далее - субсидии), необходимо дополнить свои региональные программы по повышению рождаемости мероприятиями, подлежащими такому софинансированию.

25. Дополнение региональной программы по повышению рождаемости мероприятиями, подлежащими софинансированию из федерального бюджета в рамках субсидии, включает внесение следующих изменений в региональную программу:

установление целевого показателя результата использования субсидии - количества семей, охваченных мерами поддержки в рамках мероприятий региональных программ (далее - Показатель);

дополнение комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости разделом 8 "Мероприятия, подлежащие софинансированию из средств федерального бюджета в рамках субсидии" <*> (далее - раздел 8) в соответствии с типовой формой комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которым утверждены настоящие Методические рекомендации.

--------------------------------

<*> Или иной номер раздела в соответствии с наполнением Комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости субъекта Российской Федерации.

26. В разделе 8 отражаются выбранные регионом меры поддержки из Перечня мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, подлежащих софинансированию из федерального бюджета в рамках субсидии (далее соответственно - Перечень, мероприятия), прилагаемого к Правилам предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского уровня, в целях софинансирования региональных программ по повышению рождаемости в таких субъектах Российской Федерации, предусмотренным приложением N 8(10) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296.

27. Мероприятия из Перечня, планируемые к реализации на территории субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования, выбираются субъектом Российской Федерации самостоятельно, исходя из результатов оценки демографического потенциала субъекта Российской Федерации на основе анализа значений по демографическим, социально-экономическим и медицинским показателям.

28. Если мероприятие из Перечня ранее не осуществлялось в субъекте Российской Федерации, то реализация выбранного мероприятия устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определяются порядок и условия его реализации.

29. В случае, если в раздел 8 включается мероприятие, которое ранее реализовывалось в субъекте Российской Федерации исключительно за счет средств регионального бюджета или имело иные условия реализации, или ранее было включено в комплекс мероприятий региональной программы, то субъекту Российской Федерации следует:

1) исключить данное мероприятие из соответствующего раздела комплекса мероприятий, к которому оно относилось, обновить информацию о финансовом обеспечении соответствующего раздела и всего комплекса мероприятий;

2) внести изменения в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, предусматривающий реализацию мероприятия, приводящие его в соответствие с Перечнем.

30. Если субъектом Российской Федерации принято решение реализовывать мероприятия из Перечня полностью за счет регионального бюджета, то указанное мероприятие включается в соответствующий раздел типовой формы комплекса мероприятий региональной программы по повышению рождаемости, указанной в абзаце третьем пункта 25 раздела VI настоящих Методических рекомендаций, в подраздел "Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы".

31. Определяя порядок и условия осуществления мероприятия, субъект Российской Федерации не вправе существенно изменять условия предоставления меры поддержки, указанные в Перечне, в частности: снижать предельный возраст получателей меры поддержки, уменьшать размер поддержки, вводить критерии нуждаемости по доходам к мероприятиям Перечня, ограничивать круг предоставляющих услуги организаций, в рамках взаимодействия с которыми предоставляется мера поддержки.

32. Субъект Российской Федерации вправе закрепить особенности реализации мероприятия на территории субъекта Российской Федерации, не изменяющие существенные условия предоставления меры поддержки, указанные в Перечне, а именно, в качестве условия предоставление меры поддержки возможно указать постоянное проживание в регионе, факт обучения в образовательных организациях, находящихся на территории региона, определить территорию предоставления меры поддержки (городские, сельские территории, отдельные муниципальные образования и др.).

33. В рамках осуществления мероприятий из Перечня не предполагается строительство, реконструкция объектов недвижимости, капитальный ремонт, допускается текущий ремонт.

34. В случае если размер потребности субъекта Российской Федерации на реализацию выбранных мероприятий превышает размер субсидии из федерального бюджета, то источником дополнительного финансового обеспечения реализации мероприятия является региональный бюджет.

35. Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет период реализации выбранных мероприятий. Рекомендуемый период - 2025 - 2027 годы. В случае, если срок окончания реализации выбранного мероприятия устанавливается ранее 31 декабря 2027 года, рекомендуется представить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обоснование выбранного периода реализации и его достаточности для достижения положительного эффекта повышения рождаемости с помощью реализации мероприятия.

36. Перечень выбранных субъектом Российской Федерации мероприятий, подлежащих софинансированию, может быть изменен субъектом Российской Федерации по итогам завершения периода их реализации и оценки эффективности.

37. Оценка эффективности реализации выбранных мероприятий проводится субъектом Российской Федерации не реже одного раза в год.

38. Для каждого выбранного мероприятия региональной программы субъектом Российской Федерации рассчитывается целевой Показатель.

39. Источником информации для расчета Показателя может являться статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, а также данные территориальных органов ЗАГС, территориальных органов Социального фонда России.

40. Показатель результата использования субсидии устанавливается для каждого мероприятия по отдельности на каждый год его реализации в соответствии с таблицей 3:

Таблица 3. Целевой показатель результата использования
субсидии, семей

N
Софинансируемое мероприятие
2025 г.
2026 г.
2027 г.
1
Компенсация не менее 50% стоимости обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего образования одного из детей многодетной семьи
...
...
...
...
...
...
...
...
Итого целевой показатель результата использования субсидии

41. Сведения о количестве семей, охваченных мерами поддержки, подтвержденных расчетами, а также доработанный комплекс мероприятий представляются до утверждения субъектом Российской Федерации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на согласование.

42. После получения согласования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации дополненную региональную программу рекомендуется утвердить высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 июля 2024 г. N 387

Типовая форма комплекса мероприятий
региональной программы по повышению рождаемости

N п/п
Наименование мероприятия
Код получателей <1>
Ответственные исполнители
Ожидаемые результаты
Срок начала реализации
Срок окончания реализации
(Н)ПА, регулирующий реализацию мероприятия
Объем финансирования в разбивке по источникам, тыс. руб.
2024
2025
2026
2027
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Укрепление репродуктивного здоровья и сокращение числа абортов
Действующие мероприятия <2>
1.1.
Наименование мероприятия
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы <3>
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы <4>
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 1 "Укрепление репродуктивного здоровья" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
2. Поддержка семей с детьми
Действующие мероприятия
2.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 2 "Поддержка семей с детьми" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
3. Поддержка семей с детьми, проживающих в сельской местности
Действующие мероприятия
3.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 3 "Поддержка семей с детьми, проживающих в сельской местности" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
4. Создание условий для успешного совмещения воспитания детей и получения образования, профессиональной реализации
Действующие мероприятия
3.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 4 "Создание условий для успешного совмещения воспитания детей и получения образования, профессиональной реализации" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
5. Формирование семейно-ориентированной инфраструктуры и оказание поддержки семьям в улучшении жилищных условий
Действующие мероприятия
5.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 5 "Формирование семейно-ориентированной инфраструктуры и оказание поддержки семьям в улучшении жилищных условий" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
6. Укрепление института семьи, в том числе многопоколенной, защита, сохранение и продвижение в обществе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, семейного образа жизни
Действующие мероприятия
6.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Ожидаемый результат
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 6 "Укрепление института семьи, в том числе многопоколенной, защита, сохранение и продвижение в обществе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, семейного образа жизни" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
7. Иные мероприятия
Действующие мероприятия
7.1.
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Характеристика мероприятия
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
Мероприятия, введенные с начала действия региональной программы
Мероприятия, введенные при актуализации региональной программы
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 7 "Иные мероприятия" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
ВСЕГО финансовые затраты на реализацию комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
РБ - ВБ -
8. Мероприятия, подлежащие софинансированию из средств федерального бюджета в рамках субсидии
Наименование мероприятия
Код получателей
Ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Ожидаемый охват
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, регулирующий реализацию мероприятий
-
ФБ - РБ -
ФБ - РБ -
ФБ - РБ -
8.1.
Компенсация не менее 50% стоимости обучения в организациях среднего профессионально го образования и высшего профессионально го образования одного из детей многодетной семьи.
2025 год - ____ семей;
2026 год - ____ семей,
2027 год - ____ семей
1 января 2025 года
31 декабря 2027 года
Итого финансовые затраты на реализацию раздела 8 "Мероприятия, подлежащие софинансированию из средств федерального бюджета в рамках субсидии" комплекса мероприятий региональной программы в разбивке по источникам
-
ФБ - РБ -
ФБ - РБ -
ФБ - РБ

Ответственный исполнитель __________

Ответственный куратор за реализацию региональной программы от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в социальной сфере (не ниже должности руководителя органа исполнительной власти региона) __________

--------------------------------

<1> Указывается код категории получателей мер поддержки:

01 - семьи с детьми

02 - молодые и студенческие семьи

03 - многодетные семьи

04 - малоимущие и неполные семьи

05 - семьи без детей

06 - женщины, находящиеся в состоянии репродуктивного выбора.

<2> Мероприятия, которые реализовывались в регионе до момента утверждения региональной программы по повышению рождаемости в июле 2023 года.

<3> Мероприятия, которые не реализовывались в регионе до момента утверждения региональной программы по повышению рождаемости в июле 2023 года и были включены в комплекс мероприятий региональной программы до момента его актуализации в 2024 году.

<4> Мероприятия, относительно которых было принято решение об их включении в качестве дополнительных в актуализированный в 2024 году комплекс мероприятий.