МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 марта 2018 г. N 136н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Врач-неонатолог".

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 марта 2018 г. N 136н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ

1105
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Врачебная практика в области неонатологии
02.026
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей; поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей

Группа занятий:

2212
Врачи-специалисты
-
-
(код ОКЗ <1>)
(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

86.1
Деятельность больничных организаций
86.22
Специальная врачебная практика
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология"
8
Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале)
A/01.8
8
Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза
A/02.8
8
Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей
A/03.8
8
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения
A/04.8
8
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала
A/05.8
8
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
A/06.8
8

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология"
Код
A
Уровень квалификации
8

Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий
Врач-неонатолог <3>

Требования к образованию и обучению
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" <4> и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Неонатология" или подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: "Анестезиология-реаниматология", "Педиатрия" и профессиональная переподготовка по специальности "Неонатология"
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Сертификат специалиста <5> или свидетельство об аккредитации <6> по специальности "Неонатология"
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <7>, <8>
Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <9>
Другие характеристики
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях
Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача <10>, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами
Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2212
Врачи-специалисты
ЕКС <11>
-
Врач-неонатолог
ОКПДТР <12>
20463
Врач-специалист
ОКСО <13>
3.31.05.01
Лечебное дело
3.31.05.02
Педиатрия

3.1.1. Трудовая функция

Наименование
Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале)
Код
A/01.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов
Клинический осмотр и оценка состояния новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале
Оказание медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Формулирование предварительного диагноза с учетом Международной статистической классификации болезней (далее - МКБ), клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
Организация и осуществление транспортировки новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием
Необходимые умения
Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов
Выявлять факторы риска развития патологии у новорожденного и недоношенного ребенка, которые могут возникнуть в процессе родов и сразу после рождения ребенка
Проводить оценку признаков живорождения
Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка и оценивать его состояние непосредственно после рождения, в том числе применяя:
- оценку состояния по шкале Апгар;
- оценку дыхательных расстройств по шкалам Сильвермана и Даунса;
- оценку физического развития;
- оценку степени зрелости
Организовывать и оказывать медицинскую помощь новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Диагностировать хирургические заболевания у новорожденных и недоношенных, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать и организовывать проведение лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Проводить диагностические манипуляции:
- взятие крови из пупочной вены;
- определение группы крови и резус-фактора;
- пульсоксиметрию
Интерпретировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей, полученные в первые часы жизни
Проводить поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе:
- применять теплосберегающие технологии в зависимости от гестационного возраста и массы тела новорожденного ребенка;
- обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;
- проводить оксигенотерапию;
- осуществлять интубацию трахеи;
- проводить санацию трахеи;
- осуществлять искусственную вентиляцию легких ручными и аппаратными методами;
- использовать методы неинвазивной искусственной вентиляции легких;
- пунктировать и катетеризировать пупочную вену;
- пунктировать и катетеризировать кубитальную и другие периферические вены;
- осуществлять внутривенное введение лекарственных препаратов;
- осуществлять установку воздуховода;
- осуществлять эндотрахеальное введение лекарственных препаратов;
- проводить непрямой массаж сердца
Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности
Осуществлять транспортировку новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием, в том числе:
- осуществлять поддержание температуры тела новорожденного и недоношенного ребенка при транспортировке;
- осуществлять поддержание функций жизненно важных органов и систем при транспортировке
Формулировать предварительный диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
Необходимые знания
Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
МКБ
Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды
Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка
Физиология и патология развития плода
Физиология и патология плода в интранатальном периоде
Признаки живорождения
Методика осмотра новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале
Формализованные шкалы, принятые в неонатологии, которые используются для оценки состояния новорожденных и недоношенных детей (шкала Апгар) и для стандартизации оценки выраженности клинических симптомов
Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка
Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка
Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста
Физиология адаптации новорожденного и недоношенного ребенка в первые минуты и часы жизни
Особенности терморегуляции у доношенных и недоношенных новорожденных
Методы медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале
Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме
Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих хирургического лечения
Принципы подготовки к работе и эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Принципы транспортировки новорожденных и недоношенных детей
Другие характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование
Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза
Код
A/02.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка
Клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка
Назначение лабораторных и инструментальных исследований новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей
Формулирование диагноза с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
Необходимые умения
Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка
Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка
Интерпретировать данные клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка:
- оценивать общее состояние;
- оценивать жизненно важные функции;
- оценивать неврологический статус;
- оценивать физическое развитие;
- оценивать степень зрелости;
- оценивать анатомо-физиологическое состояние органов и систем;
- оценивать степень тяжести патологических состояний и нарушений жизненно важных функций
Интерпретировать и анализировать показатели прикроватного мониторирования жизненно важных функций у новорожденных и недоношенных детей
Организовывать и осуществлять забор биологического материала у новорожденных и недоношенных детей с диагностической целью:
- производить взятие капиллярной крови;
- производить взятие крови из пупочной вены;
- производить взятие крови из периферической вены;
- производить взятие мочи мочеприемником и катетером;
- производить взятие спинномозговой жидкости при люмбальной пункции;
- производить взятие соскобов и мазков со слизистых оболочек, патологических очагов на коже;
- производить взятие аспирата из трахеи;
- производить взятие содержимого желудка с помощью желудочного зонда;
- производить взятие плевральной жидкости при пункции плевральной полости
Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей
Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей
Обосновывать проведение новорожденным и недоношенным детям консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Анализировать результаты осмотров новорожденных и недоношенных детей врачами-специалистами
Интерпретировать и анализировать результаты комплексного обследования новорожденных и недоношенных детей
Выявлять у новорожденных и недоношенных детей транзиторные состояния неонатального периода
Выявлять у новорожденных и недоношенных детей клинические симптомы и синдромы, патологические состояния и заболевания (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):
- угрожающие жизни состояния, требующие проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий;
- врожденные пороки развития органов и систем;
- заболевания и патологические состояния нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа;
- инфекционно-воспалительные заболевания;
- нарушения терморегуляции;
- нарушения нутритивного статуса;
- водные и электролитные расстройства;
- расстройства углеводного обмена;
- нарушения кислотно-основного и газового состояния крови;
- нарушения обмена билирубина;
- расстройства гемостаза;
- генетические заболевания, в том числе наследственные и врожденные нарушения обмена веществ;
- онкологические заболевания;
- заболевания, требующие хирургического лечения
Применять методы дифференциальной диагностики заболеваний и патологических состояний новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Формулировать диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты динамического наблюдения и обследования новорожденных и недоношенных детей
Необходимые знания
Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
МКБ
Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды
Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка, анамнезе жизни и анамнезе заболевания ребенка
Физиология и патология развития плода
Физиология и патология плода в интранатальном периоде
Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка
Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста
Особенности течения неонатального периода; транзиторные (пограничные) состояния новорожденного ребенка
Особенности развития недоношенных детей
Методика клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка
Методики оценки состояния доношенных новорожденных и недоношенных детей с использованием шкал, принятых в неонатологии
Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка
Методики оценки постнатального физического развития доношенных новорожденных и недоношенных детей
Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний доношенного новорожденного ребенка
Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний недоношенного ребенка
Симптомы заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей
Заболевания и патологические состояния у новорожденных и недоношенных детей, требующие консультаций врачей-специалистов
Клиническая картина состояний, требующих проведения интенсивной терапии и реанимационной помощи, у новорожденных и недоношенных детей
Клиническая картина состояний, требующих проведения хирургического лечения новорожденным и недоношенным детям
Современные методы параклинической диагностики заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей
Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов лабораторной диагностики новорожденных и недоношенных детей
Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов инструментальной диагностики новорожденных и недоношенных детей
Другие характеристики
-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование
Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей
Код
A/03.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Назначение питания новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лечебного питания новорожденным и недоношенным детям с заболеваниями и патологическими состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Организация и назначение условий выхаживания и методов ухода за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности вскармливания новорожденных и недоношенных детей
Определение плана лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лечения новорожденным и недоношенным детям с применением медицинских изделий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение немедикаментозного лечения новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности и безопасности проводимого лечения новорожденных и недоношенных детей
Необходимые умения
Назначать и проводить питание новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать и проводить лечебное питание новорожденных и недоношенных детей с учетом их состояния в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Устанавливать назогастральный и орогастральный зонды новорожденным и недоношенным детям
Осуществлять контроль эффективности питания новорожденных и недоношенных детей
Назначать лечебно-охранительный режим новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать и применять методы выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Составлять план лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать и проводить лечение новорожденных и недоношенных детей (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):
- при инфекционно-воспалительных заболеваниях;
- нарушениях терморегуляции;
- водных и электролитных расстройствах;
- нарушениях кислотно-основного и газового состояния крови;
- нарушениях углеводного обмена;
- расстройствах гемостаза;
- наследственных и врожденных нарушениях обмена веществ;
- нарушениях обмена билирубина;
- заболеваниях и патологических состояниях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа
Определять медицинские показания к проведению у новорожденных и недоношенных детей:
- пункции и катетеризации пупочной вены;
- пункции и катетеризации кубитальной и других периферических вен;
- внутривенных введений лекарственных препаратов;
- внутримышечного введения лекарственных препаратов;
- подкожного введения лекарственных препаратов;
- постановки назогастрального зонда;
- перорального введения лекарственных препаратов;
- ректального введения лекарственных препаратов;
- постановки очистительной клизмы;
- постановки мочевого катетера;
- фототерапии;
- ингаляции лекарственных препаратов через небулайзеры;
- оксигенотерапии;
- интубации трахеи;
- санации трахеобронхиального дерева;
- установки воздуховода;
- респираторной поддержки с постоянным положительным давлением в дыхательных путях;
- неинвазивной искусственной вентиляции легких;
- искусственной вентиляции легких;
- эндотрахеального введения лекарственных препаратов;
- операции заменного переливания крови;
- операции частичной обменной трансфузии при полицитемии;
- гемотрансфузии;
- спинномозговой пункции;
- пункции и дренирования плевральной полости
Назначать лекарственные препараты новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать немедикаментозное лечение новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Осуществлять профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи
Необходимые знания
Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
МКБ
Современные принципы вскармливания и лечебного питания новорожденных и недоношенных детей
Принципы лечебно-охранительного режима в неонатологии
Современные представления о методах выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за недоношенными детьми и новорожденными детьми с заболеваниями и патологическими состояниями
Методы лечения новорожденных и недоношенных детей с заболеваниями и патологическими состояниями
Механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения и побочные действия
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у новорожденных и недоношенных детей
Особенности введения лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям
Принципы и методы немедикаментозной терапии новорожденных и недоношенных детей (фототерапия, укладки, иммобилизация при травмах, повязки (пластыри, пленки) при повреждениях кожи, восстановительного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения и побочные действия
Принципы и методы асептики и антисептики
Принципы профилактики инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи
Принципы подготовки к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей
Принципы и методы оказания реанимационной помощи новорожденным и недоношенным детям
Нормативные правовые документы, определяющие порядок констатации биологической смерти
Другие характеристики
-

3.1.4. Трудовая функция

Наименование
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения
Код
A/04.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Просветительная работа по сохранению здоровья новорожденных и недоношенных детей
Организация и проведение профилактических медицинских мероприятий по охране здоровья новорожденных и недоношенных детей
Организация и проведение мероприятий по поддержке грудного вскармливания
Организация и проведение неонатальных скринингов на наследственные и врожденные заболевания
Организация и проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом)
Необходимые умения
Рекомендовать профилактические и оздоровительные мероприятия новорожденным и недоношенным детям
Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам физиологического ухода за новорожденными и недоношенными детьми
Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам профилактики заболеваний новорожденных и недоношенных детей
Организовывать и проводить мероприятия по поддержке грудного вскармливания
Рекомендовать оптимальный вид питания для новорожденного и недоношенного ребенка в случаях невозможности грудного вскармливания
Проводить просветительную работу, направленную на сохранение здоровья новорожденных и недоношенных детей
Организовывать и проводить профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи
Организовывать проведение неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания
Организовывать проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей
Организовывать и проводить профилактику и лечение осложнений, связанных с вакцинопрофилактикой инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей
Организовывать и проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом)
Необходимые знания
Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям
МКБ
Физиология неонатального периода
Физиологические характеристики недоношенных детей разного гестационного возраста
Основы физиологического и развивающего ухода за доношенным новорожденным ребенком
Основы физиологического и развивающего ухода за недоношенным ребенком
Принципы грудного вскармливания
Методы становления и поддержания лактации
Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний неонатального и младенческого периодов
Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний недоношенных детей
Принципы проведения оздоровительных мероприятий
Принципы проведения неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение неонатальных скринингов
Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей
Медицинские показания и медицинские противопоказания к вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей
Осложнения при проведении вакцинопрофилактики у новорожденных и недоношенных детей, их предотвращение и лечение
Принципы проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделении неонатологического профиля
Правила профилактики у новорожденных и недоношенных детей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
Другие характеристики
-

3.1.5. Трудовая функция

Наименование
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала
Код
A/05.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Составление плана работы и отчета о своей работе
Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
Необходимые умения
Составлять план работы и отчет о своей работе
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости новорожденных и недоношенных детей, перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну
Выполнять должностные обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда
Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
Необходимые знания
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология"
Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка
Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология"
Другие характеристики
-

3.1.6. Трудовая функция

Наименование
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
Код
A/06.8
Уровень (подуровень) квалификации
8

Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациенту, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Необходимые умения
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациентам, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам, при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Необходимые знания
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
Другие характеристики
-

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии "Российское общество неонатологов", город Москва
Председатель
Дегтярев Дмитрий Николаевич

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1
Общественная организация "Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины", город Москва
2
Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва
3
ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения России, город Хабаровск
4
ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва
5
ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва
6
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Челябинск
7
ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Ярославль
8
ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

<4> Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

<5> Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729), от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).

<6> Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).

<7> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).

<8> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

<9> Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42, N 29, ст. 4363).

<10> Статьи 71 и 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356).

<11> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<12> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<13> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.