2. Организация труда
Межотраслевые нормы времени установлены при определенной численности исполнителей, позволяющих обеспечить выполнение соответствующего технологического процесса, и учитывают:
рациональную организацию рабочих мест в зонах погрузочно-разгрузочных работ;
применение погрузочно-разгрузочных средств механизации и приспособлений;
особенности грузов, вид упаковки, массу одного места и технологические схемы погрузки - разгрузки грузов;
подготовку железнодорожного подвижного состава и автотранспорта под погрузку грузов.
Рабочие бригады осуществляют широкое совмещение профессий, применение рациональных методов и приемов труда, выполняя весь комплекс операций технологического процесса.
В зависимости от рода грузов и технологических схем производства погрузочно-разгрузочных работ в соответствующих параграфах настоящего сборника указаны содержание работ, типы машин, механизмов и состав бригад.
Ниже приводятся схемы и примеры рациональной организации труда по отдельным наиболее распространенным видам погрузочно-разгрузочных работ.
Погрузка, выгрузка и складская перегрузка тарно-упаковочных
и штучных грузов с применением погрузчиков
Погрузка или выгрузка тарно-упаковочных и штучных грузов с применением погрузчиков осуществляется бригадой в составе одного водителя и четырех грузчиков. Рационально, если отдельные грузчики имеют права водителя, что позволяет им при необходимости работать на погрузчиках. Бригада такого состава обслуживает секции склада, где осуществляются выгрузка груза из вагонов и погрузка его на автотранспорт или выгрузка груза из автотранспорта и погрузка в вагон.
Для лучшего использования площади складов и обеспечения нормальных условий работы погрузчиков бригадир перед началом смены совместно с производителем работ планирует рациональное размещение в складе поддонов с грузом и определяет порядок складирования груза в штабеля.
Схема работы электропогрузчика и трудового процесса работы бригады, производящей выгрузку груза из вагона в автотранспорт, показана на рис. 1 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
Погрузка и выгрузка контейнеров с применением
козлового крана
Рабочий цикл козлового электрокрана при разгрузке контейнеров с платформы и установке их на площадку состоит из элементов, показанных на графике (рис. 2).
┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Наименование │ Время в секундах │ │ операций │ │ │ │ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 │ ├─────────────┼────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤ │ │9,5 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┐│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Застропка ╞══╗││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────9,5╫┼┼17,9┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Подъем │ ║└┼────┼───┐│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │контейнеров │ ╚═╪════╪══╗││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼15,9┼──╫┼┼15,0┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Перемещение │ │ │ ║└┼────┼─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │тельфера │ │ │ ╚═╪══╗ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼───4,9─╫─┼─┼─25,4──┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Перемещение │ │ │ │ ║ │ └──┼────┼──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │крана │ │ │ │ ╚═╪════╪═╗ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼25,4┼─╫──┼──┼─┼20,4┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Опускание │ │ │ │ │ │ ║ │ └─┼────┼───┐│ │ │ │ │ │ │ │ │контейнера │ │ │ │ │ │ ╚══╪════╪╗ │ ││ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼15,9┼╫───┼───┼7,2──┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Отстропка │ │ │ │ │ │ │ │║5,0│ └┼──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │╚═╗ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──╫─┼────┼──┼9,6───┼────┼────┼────┼────┼────┤ │Подъем │ │ │ │ │ │ │ │ ║3,0 │ └─┼───┐│ │ │ │ │ │ │стропов │ │ │ │ │ │ │ │ ╚═╣ │ │ ││ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────╢2,0─┼────┼───┼┼17,0┼────┼────┼────┼────┤ │Перемещение │ │ │ │ │ │ │ │ ╠═╗ │ │ └┼────┼─┐ │ │ │ │ │тельфера │ │ │ │ │ │ │ │ │ ║ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─╫──┼────┼────┼────┼─┼──┼23,4┼────┼────┤ │Перемещение │ │ │ │ │ │ │ │ │ ║ │23,4│ │ │ └──┼────┼───┐│ │ │крана │ │ │ │ │ │ │ │ │ ╚══╪════╪═╗ │ │ │ │ ││ │ ├─────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─╫─9,0───┼────┼────┼───┼8,6──┤ │Опускание │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ╚══╪═╕ │ │ │ └┼──┐ │ │стропов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────┼────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─┼──┴────┴────┴────┴──┼─┘ │ 154 сек │ │ │<───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────────>│ │ 114 сек │ │<──────────────────────────────────────────────────────>│ ─────── без совмещения операций; ═══════ с учетом совмещения.
Рис. 2. График рабочего цикла козлового электрокрана
при разгрузке контейнеров с платформы
При работе по указанному графику предусматривается совмещение следующих операций: подъем контейнера с перемещением тельфера, перемещение тельфера с перемещением крана, перемещение крана с опусканием контейнера, подъем стропов с перемещением тельфера и перемещение крана с опусканием стропов.
Работа по погрузке и выгрузке контейнеров организуется так, чтобы возможно большее количество контейнеров перегружалось по вариантам "вагон - автомобиль" и "автомобиль - вагон".
В начале смены для обеспечения фронта работ с каждой платформы на площадку производится выгрузка по два - три преимущественно транзитных контейнера, тем самым на платформах освобождается место для погрузки контейнеров, доставляемых автомобильным транспортом.
Погрузку контейнеров на платформы и в автомобильный транспорт производят в следующем порядке: снимаемый с автотранспорта контейнер ставят на платформу, другой контейнер с платформы ставят на площадку, а контейнер с площадки переставляют на автотранспорт (рис. 3 - не приводится).
Такая технология работы обеспечивает широкое совмещение операций по погрузке и выгрузке контейнеров и исключает передвижение тельфера без груза.