МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2021 г. N 27-3/10/В-17434
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках мониторинга региональной правоприменительной практики исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся назначения и осуществления отдельных мер социальной поддержки с применением оценки среднедушевого денежного дохода, а также в связи с поступлением многочисленных обращений граждан по данному вопросу, отмечается.
В части оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сообщается следующее.
Предоставление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приложением N 8 (6) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, а также региональными нормативными актами.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - субсидия на оплату ЖКУ), осуществляется в соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - постановление N 761).
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
На основании статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением N 761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии на оплату ЖКУ исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 Перечня.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "д" пункта 1 Перечня при расчете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
К указанным исключаемым компенсационным выплатам можно отнести компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ N 1455), а также ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеющим детей" (далее - Указ N 175), которые также носят компенсационный характер.
Таким образом, при исчислении совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина в целях оказания им государственной социальной помощи, а также предоставления субсидии на оплату ЖКУ, учет указанных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, Перечнем не предусмотрен.
В этой связи, а также в целях единообразия правоприменения вышеуказанных положений и недопущения ущемления прав граждан на перечисленные меры социальной поддержки, Минтруд России просит провести дополнительную работу по пересмотру заявлений граждан на вышеуказанные меры социальной поддержки, по которым были приняты отрицательные решения в связи с учетом в доход выплат, предусмотренных Указами N 1455 и N 175.
О.Ю.БАТАЛИНА