МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 апреля 2022 г. N 26-6/10/В-4751

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 28 июня 2021 г. N 29 направляются разработанные методические рекомендации по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания (далее - Рекомендации).

Просим обеспечить апробацию Рекомендаций в организациях социального обслуживания, специализированных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и о результатах проинформировать Минтруд России в срок до 1 июня 2022 г.

О.Ю.БАТАЛИНА

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ
ДЕЯНИЙ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1. Методические рекомендации по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 3 раздела II протокола заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 28 июня 2021 г. N 29.

2. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания при организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний (далее - несовершеннолетние), и направлены на повышение эффективности работы по предупреждению совершения несовершеннолетними противоправных деяний, их своевременному выявлению, организации и проведению мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних, проживающих в организациях социального обслуживания, либо получающих социальные услуги в таких организациях.

3. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

противоправное деяние - деяние, нарушающее какие-либо нормы права (гражданского, административного, трудового, уголовного и др.);

несовершеннолетний, склонный к совершению противоправных деяний - несовершеннолетний, ранее нарушавший нормы гражданского, административного, трудового, уголовного и иного права, или находящийся в условиях, способствующих их нарушению (безнадзорность, беспризорность, проживание в семье, находящейся в социально опасном положении, и др.);

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

4. Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в организациях социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Основными принципами организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются:

законность;

гуманность;

обеспечение индивидуального подхода к несовершеннолетним (реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в разных жизненных ситуациях);

соблюдение конфиденциальности полученной информации;

комплексность (предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями);

обеспечение ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

6. Профилактическая работа с несовершеннолетними объединяет диагностические, адаптационные, реабилитационные мероприятия и направлена на повышение качества жизни несовершеннолетнего и членов его семьи путем преодоления трудной жизненной ситуации, минимизации негативных последствий, предупреждение и преодоление семейного неблагополучия.

7. Меры по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на:

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с организацией благоприятных условий для их содержания, воспитания и развития;

устранение негативных факторов, препятствующих благополучному социальному развитию несовершеннолетних;

социальную реабилитацию несовершеннолетних.

8. Основными направлениями профилактической работы с несовершеннолетними в организациях социального обслуживания являются следующие:

предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в организациях социального обслуживания, а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

коррекция дивиантного поведения, формирование у несовершеннолетних позитивных жизненных навыков и системы ценностных ориентиров;

восстановление утраченных и установление новых социальных связей;

содействие в профессиональной ориентации, обучении и трудоустройстве;

внедрение технологий работы с семьей несовершеннолетнего, в том числе направленных на повышение экономического благосостояния семьи путем заключения социального контракта, повышение родительской компетентности и ответственности;

обеспечение системной работы с семьей несовершеннолетнего по окончании его пребывания в организации социального обслуживания.

9. Работу по социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется проводить на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних или социальных приютов для детей, которые:

принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

уведомляют родителей несовершеннолетних или иных законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

10. К организации профилактической работы с несовершеннолетними могут привлекаться специалисты, участвующие в реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) социального функционирования несовершеннолетних и членов их семей.

11. Профилактическая работа может быть организована в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

несовершеннолетние из неблагополучных, социально дезориентированных семей с низким социально-экономическим статусом, недостаточным уровнем интеллектуального развития, девиантным поведением;

несовершеннолетние, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений, склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы;

несовершеннолетние, склонные к бродяжничеству;

безнадзорные несовершеннолетние.

12. Основаниями приема в специализированные учреждения являются:

личное обращение несовершеннолетнего;

заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения;

направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях:

отказа родителей или иных законных представителей принять несовершеннолетнего в семью;

обращения несовершеннолетнего в возрасте старше десяти лет к администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о невозможности возвращения в семью, находящуюся в социально опасном положении, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иную организацию;

получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, не достигшим возраста десяти лет, в семье либо в детском учреждении.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

13. Социальная работа с несовершеннолетними имеет свою специфику. Работа специалистов организаций социального обслуживания с данной целевой группой в основном должна быть направлена на социализацию и развитие, поэтому в ней должны преобладать профилактика и социально-педагогическое сопровождение.

При этом специалисты, работающие с данной категорией детей, должны быть ориентированы на:

готовность принять разных детей;

способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают;

знание общих закономерностей развития личности;

умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду при проведении мероприятий;

умение формировать и развивать образцы и ценности социального поведения;

знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья несовершеннолетних для полноценного и гармоничного развития их личности, защиты прав и интересов ребенка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи семье.

14. Работу с несовершеннолетними рекомендуется проводить в соответствии с индивидуальной программой реабилитации несовершеннолетнего (далее - индивидуальная программа), включающей в себя перечень мероприятий, сроки их выполнения, лиц, ответственных за их выполнение, создание условий для восстановления отсутствующих адаптивных качеств, позволяющих ребенку или его семье успешно функционировать в социуме.

Форму и содержание индивидуальной программы целесообразно утверждать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

15. Профилактическая работа с несовершеннолетними включает несколько этапов.

1) Выявление причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними противоправных деяний.

В качестве превентивных мер рекомендуется внедрять следующие технологии выявления причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними противоправных деяний (в том числе раннего выявления семейного неблагополучия):

организация межведомственных рейдов в места массового скопления несовершеннолетних (социальный патруль - мобильные уличные социальные бригады, состоящие из специалистов органов социальной защиты населения и организаций социального обслуживания, сотрудников органов внутренних дел, здравоохранения, образования, а также специалистов органов по делам молодежи);

посещение на дому семей, воспитывающих несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета (социальный патронаж, службы участковых социальных работников, социальная экспедиция);

"ящики доверия" для обращений несовершеннолетних, в том числе и анонимных, о фактах совершения в отношении них противоправных действий или о ставших им известными преступлениях и правонарушениях;

проведение бесед с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями;

организация социально-медицинской помощи несовершеннолетним и членам их семей с привлечением медицинских психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов;

обеспечение информационной безопасности в сети "Интернет" - мониторинг медиабезопасности несовершеннолетних.

Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей:

проведение интерактивных выставок, таких как "Осторожно, тюрьма", "Трезвление";

проведение тематических лекций "Ответственность за противоправное поведение", "Что такое право и как его применять";

тематические встречи с несовершеннолетними "Знай о своих правах. Ответственность несовершеннолетних";

использование медиатехнологий: создание интернет-ресурсов, ведение блогов, размещаемых в том числе в социальных сетях, по вышеуказанным тематикам.

2) Оказание психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации.

Рекомендуется применять восстановительные технологии - медиации, семейные конференции (советы).

Восстановительные технологии - это, прежде всего, системный подход к решению конфликтных ситуаций, возникающих между несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), который предусматривает восстановление нарушенных вследствие конфликта социальных связей и отношений, исправление причиненного конфликтом вреда.

Главной целью восстановительных технологий является объединение людей, возможность восстановить разрушенные сложившейся ситуацией отношения, активизировать их способность самостоятельно строить свою жизнь, участвовать в построении гражданского общества.

Использование восстановительных технологий позволяет, прежде всего, решить следующие задачи:

способствовать социализации несовершеннолетних и их семей;

содействовать сохранению и восстановлению семейной среды развития и воспитания детей;

развивать навыки проектирования собственной жизни несовершеннолетними и их семьями.

Медиаторами или ведущими восстановительных программ являются специалисты организаций социального обслуживания населения: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи. В их должностные обязанности входит в том числе осуществление профессиональной деятельности по реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей средствами медиативных технологий.

При поступлении в организацию социального обслуживания информации о несовершеннолетнем, в отношении которого необходимо проведение профилактической работы, за ним и его семьей закрепляется куратор.

Куратором может являться специалист по социальной работе, психолог учреждения, который непосредственно работает с несовершеннолетними и их семьями.

В случае получения заявки от комиссии по делам несовершеннолетних (при наличии постановления комиссии по делам несовершеннолетних) необходимо внести мероприятия по реализации восстановительных программ в план индивидуальной профилактической работы.

Далее проводятся мероприятия в рамках профилактики обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации, а именно: выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации у несовершеннолетнего и его семьи; осуществление сбора информации о семье; установление доверительного контакта; анализ документов, свидетельствующих о проблемах.

В этот же период куратор оценивает необходимость использования в работе восстановительных программ. Подходит ли этот случай для медиации, семейной конференции (совета).

Решение о проведении медиации или семейной конференции принимается по каждому конкретному случаю. Такое решение принимается, если в ходе обсуждения специалисты приходят к выводу, что участие семьи может способствовать разрешению проблемы.

При положительной оценке, а именно при решении применения восстановительных программ, информация передается ведущему восстановительных программ (в форме заявки). Ведущим восстановительных программ должен быть нейтральный, беспристрастный человек. Таким образом, куратор семьи не может быть ведущим.

Следующим этапом работы с несовершеннолетним и его семьей является проведение ведущим восстановительной программы, которая осуществляется в целях содействия мобилизации собственных ресурсов членов семьи и ресурсов их социального окружения, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи (профилактика обстоятельств). Применение восстановительных программ проводится также поэтапно:

совещание специалистов организации социального обслуживания (принятие решения о проведении восстановительной программы, формулирование предварительных тем, проблем, задач восстановительной программы);

подготовительный этап (подготовка всех участников восстановительной программы к совместной встрече);

встреча участников подготовительной программы (принятие плана семьи/примирительного договора (в зависимости от используемой практики);

сопровождение исполнения взаимопринятых решений участниками восстановительных программ.

Куратор в процессе предварительной работы обязательно принимает участие в совещаниях, а также непосредственно участвует в семейной конференции (совете).

После проведения медиации либо семейной конференции осуществляется передача информации от ведущего восстановительных программ куратору. Куратор осуществляет сопровождение исполнения взаимопринятых решений участниками восстановительных программ. Далее куратор оценивает необходимость проведения повторной восстановительной программы.

Проведенные семейные восстановительные программы позволяют семьям с детьми, участвующими в них:

преодолеть кризисные моменты своей жизни и сообща решить, как изменить ситуацию в интересах каждого для восстановления позитивных семейных отношений и добрососедских отношений;

восстановить (сохранить) семейные связи;

предупредить повторные конфликтные ситуации в семье.

Восстановительные технологии "запускают" процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания, участники восстановительных программ готовятся к принятию решения и принятию ответственности за его реализацию.

В целях формирования у несовершеннолетних навыков конструктивного общения, развития деловых и лидерских качеств, обучения поведению в стрессовых ситуациях, формирования у них активной жизненной позиции, профилактики повторных правонарушений, а также просвещения родителей о ненасильственных способах управления поведением ребенка и построения близких доверительных отношений в семье на базе специализированных организаций социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, рекомендуется создавать пункты по оказанию социальной, психолого-педагогической и правовой помощи.

При обращении несовершеннолетних и их законных представителей за оказанием социальной, психолого-педагогической и правовой помощи обязательно проведение бесед, коррекции поведения, правовое консультирование (при необходимости содействие в решении социальных проблем семьи). При этом рекомендуется использовать индивидуальные и групповые формы работы.

Работа по выполнению мероприятий осуществляется по заранее составленным программам с применением диагностических методик, в том числе компьютерных (оценка психологических факторов и предрасположенности к аддиктивному поведению у несовершеннолетнего, оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у несовершеннолетних, метафорические карты, трансформационные игры, социальные игры Гюнтера-Хорна) и реабилитационного оборудования (майнд-машина, мозартика, оборудование темной сенсорной комнаты). При наблюдаемых улучшениях у несовершеннолетних им предлагают продолжить пользоваться услугами пункта с целью закрепления достигнутых положительных результатов.

Специалисты специализированных организаций социального обслуживания для несовершеннолетних реализуют их потребность в социально значимой деятельности за счет непосредственного контакта с несовершеннолетними и их родителями. В ходе совместных занятий (психологические игры, трансформационные игры, совместная трудовая деятельность и т.п.) специалисты выявляют актуальную проблему несовершеннолетнего, учат целевую группу гибкости мышления, нахождению или моделированию новых стратегий поведения и возможных решения проблем, открывают внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого, что влияет на достижение запланированного социального результата. В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

Рекомендуется использовать в работе следующий инструментарий:

майнд-машина - инструмент, позволяющий разнообразить методы воздействия сеансами свето-, цвето- и звукотерапии. Оборудование состоит из стереонаушников, специальных очков и модуля с программами. Оно представляет возможность генерировать звуковой тон и управлять параметрами стимуляции, что увеличивает силу воздействия прибора на настроение человека. Психокоррекционная работа, проводимая с несовершеннолетними, направлена на отказ от употребления несовершеннолетними психоактивных веществ, снижение уровня тревожности и депрессии, формирование позитивного отношения к жизни и конструктивных моделей поведения, а также стремления к самопознанию и самовыражению;

мозартика - это синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа. Мозартика активизирует фантазию ребенка и предоставляет полный простор для самовыражения;

метафорические карты - это действенное коммуникационное средство, посредством которого проблемы несовершеннолетнего постепенно вытесняются процессом конструктивного общения.

Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. Метафорические карты - это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафорические карты помогают специалисту, работающему с несовершеннолетним и его семьей:

установить контакт с несовершеннолетним на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия;

обойти барьеры и защиты несовершеннолетнего, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты;

обратиться к подсознанию несовершеннолетнего (в процессе изучения карт рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного);

выявить актуальную для несовершеннолетнего проблему (как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день);

найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы;

открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого;

социальные игры Гюнтера Хорна - это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение. Эти игры выполняют следующие функции:

дают ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

учат оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

способствуют нормообразованию; создают комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

позволяют ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

развивают умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков;

нейрографика - это инструмент решения психологических задач графическим способом. В нейрографике используются устойчивые алгоритмы, которые связаны с решением стратегических задач, коммуникации, моделирования личности, достижения результатов, снятия ограничений и выравнивания психологического ландшафта и другие. Нейрографика позволяет проживать чувства, прорабатывать гнев, страхи, тревожные состояния, преобразовывать их в положительные эмоции, устранять внутренние конфликты, провоцирующие развитие психосоматических заболеваний, планировать события, перемены к лучшему, налаживать взаимоотношения с близкими, друзьями;

занятия в темной сенсорной комнате - комплекс мероприятий, способствующий улучшению эмоционального состояния, позволяющий снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Темная сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.

3) Проведение индивидуальной профилактической работы.

Организация досуга

В рамках проведения профилактической работы с несовершеннолетними рекомендуется организовывать досуговую деятельность несовершеннолетних, вовлекать их в различные виды движений, привлекать к работе клубов и кружков по интересам, к трудовой деятельности. Все это помогает нормализовать эмоционально-психологическое состояние несовершеннолетнего, переосмыслить отношение к жизни и окружающим людям, сформировать у несовершеннолетнего положительные цели и жизненные перспективы.

Организация клубной деятельности

В целях профилактики рецидивов противоправного поведения, снижения уровня правонарушений несовершеннолетних, восстановления утраченных и установления новых полезных связей рекомендуется при специализированных организациях социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создавать клубы.

Несомненным достоинством клубного объединения является неформальное общение несовершеннолетних, не связанное регламентом и жесткими обязательствами, доступность клуба для широкого круга людей за счет его открытости и многообразия форм деятельности (диспуты, беседы, спортивные игры, выезды на природу, посещение выставок, музеев, коррекционные занятия, просмотр видеоматериалов и т.д.).

Целями деятельности клубов являются:

оказание комплексной помощи в социальной адаптации несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний;

профилактика правонарушений, предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних;

содействие развитию способностей и самореализации каждого подростка как субъекта социальных отношений в условиях временного коллектива.

Задачи клуба:

обучение несовершеннолетних эффективным стратегиям и способам поведения;

создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;

развитие основных психических процессов личности, эмоционально-волевой и познавательной сфер: памяти, мышления, речи, воображения, восприятия, внимания и наблюдательности;

коррекция девиантного поведения, формирование у несовершеннолетних позитивных жизненных навыков и системы ценностных ориентиров.

Клуб разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов несовершеннолетних, потребностей семей.

Реализация мероприятий программы осуществляется социальными педагогами, психологами.

При клубе создаются кружки, секции, проводятся массовые мероприятия, организуется общественно-полезная деятельность.

К мероприятиям клуба рекомендуется привлекать родителей несовершеннолетних, склонных к противоправным деяниям.

Проведение мероприятий способствует переориентации ценностных установок несовершеннолетних, содействуют формированию навыков здорового образа жизни у несовершеннолетних, склонных к противоправным деяниям, позволяет организовать работу с семьями, воспитывающими "трудных подростков".

Организация профильных социально-трудовых смен

Профильные социально-трудовые смены формируются в целях организации занятости несовершеннолетних, склонных к противоправным деяниям, в каникулярный период и привлечения их к общественно полезной деятельности.

Мотивационным компонентом для несовершеннолетних выступает досуговая составляющая профильных смен. В рамках социально-трудовых смен рекомендуется проводить культурно-досуговые мероприятия, включая посещение кинотеатров, музеев, парков, аттракционов, зоопарков, а также экскурсии по историческим местам.

В рамках трудовой реабилитации несовершеннолетних рекомендуется привлекать их к уборке прилегающей территории, уходу за цветами, проведению экологических акций.

Благодаря организации реабилитационного досуга у несовершеннолетних расширяется круг интересов, постепенно вытесняя полезными занятиями и увлечениями те формы поведения, которые способствовали вовлечению их в противоправную деятельность.

Организация летнего оздоровительного отдыха, загородного палаточного лагеря и др.

4) Проведение профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация - мероприятия, проводимые педагогом-психологом и приглашенными специалистами центров занятости населения по определению направлений деятельности и востребованности на рынке труда, диагностика и тестирование по определению предрасположенности к тем или иным специальностям и т.д.

5) Обучение несовершеннолетних социально одобряемым моделям поведения.

Применение технологий наставничества

В рамках реализации технологии за несовершеннолетним и (или) его семьей закрепляются общественные воспитатели из числа заслуженных тренеров, деятелей культуры, искусства, лидеров молодежных и общественных организаций, должностных лиц органов внутренних дел и иных граждан, заслуживающих уважение в обществе.

Попадание несовершеннолетних в "группы риска" неразрывно связано в том числе с нарушением взаимосвязей с социальным окружением. В силу постоянной занятости, нервного перенапряжения растет отчужденность между членами семьи, на фоне чего возникают детско-родительские конфликты, растет уровень безнадзорности, детских правонарушений и преступлений, в том числе под негативным внешним воздействиям со стороны криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации.

В целях предупреждения негативных последствий важно, чтобы в трудных ситуациях рядом с несовершеннолетним находился человек, готовый оказать ему системную комплексную помощь. Наставничество является одним из наиболее эффективных методов формирования у несовершеннолетних социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Совместное участие наставника и несовершеннолетнего в социально значимых мероприятиях способствует стабилизации эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптации в обществе и реализации личностного потенциала.

В работе с несовершеннолетними необходимо руководствоваться следующими принципами наставничества:

личностный подход к несовершеннолетнему, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетнего группы риска и применения системы мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;

оптимистическая гипотеза - формирование подхода "сделай себя личностью сам";

объективность подхода к несовершеннолетнему - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами профилактики (межведомственное взаимодействие) для быстрого нахождения средств психологической, социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

неразглашение информации о ребенке и его семье;

уважение достоинства и культуры всех народов;

превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.

Специалистам организаций социального обслуживания совместно с наставниками в своей работе рекомендуется использовать следующие методы:

наблюдение;

курирование - способ сохранения и поддерживания контакта наставника и несовершеннолетнего, контроля ситуации со стороны наставника;

интервенция - специфический способ "вхождения" в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;

коррекция - процесс исправления тех или иных нарушенных функций;

психолого-педагогическая поддержка - своевременное позитивное воздействие наставника и родителей (или законных представителей) на несовершеннолетнего с целью выработки у него адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу и оказание психологической помощи в решении этих проблем;

психологическая помощь - деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у несовершеннолетнего;

реабилитация - система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;

социально-психологическая профилактика - предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития несовершеннолетнего;

консультирование - превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений;

тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Взрослому, работающему в паре с ребенком, следует обратить внимание на следующие важные аспекты:

наставник проясняет несовершеннолетнему личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить;

наставник интересуется планами несовершеннолетнего на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5 - 10 лет;

наставник предлагает свою помощь в достижении желаний несовершеннолетнего;

картина мира у несовершеннолетнего, склонного к совершению противоправных деяний, часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия;

наставник ориентируется на близкие цели несовершеннолетнего;

наставнику в некоторых случаях приходится предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах несовершеннолетнего;

наставник может устраивать досуговые мероприятия: организовывает походы в кино, в музей, в лес и т.д. (такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор несовершеннолетнего);

при появлении у несовершеннолетнего готовности посещать кружок, секцию или клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации;

наставник должен выступать посредником между несовершеннолетним и обществом;

наставник входит в контакт с семьей только при согласии несовершеннолетнего (часто несовершеннолетние могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их неадекватную реакцию на поступок или его поведение);

наставник может привлекать несовершеннолетнего к совместной организации и участию в праздниках, акциях, спортивных мероприятиях, конкурсах.

Формируя нравственный потенциал несовершеннолетнего, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать ему представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними.

Применение технологии тьюторской практики с проведением рефлексии после просмотра фильмов и киносюжетов по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Данная технология включает в себя серию встреч специалиста с несовершеннолетним с просмотром и обсуждением фильмов с целью развития у несовершеннолетних кругозора и моделей успешной реализации, а также актуализации ценностей и смыслов, развития гражданского и правового самосознания.