МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 марта 2023 г. N 26-2/10/В-2718

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение пункта 3 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 февраля 2021 г. N 2 направляются Методические рекомендации по организации социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (далее - методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны по результатам реализации в 2022 году Минтрудом России совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пилотного проекта по созданию семейных многофункциональных центров и в целях выработки единого подхода к организации работы по социальному сопровождению семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

О.Ю.БАТАЛИНА

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в рамках реализации пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" во исполнение пункта 3 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 февраля 2021 г. N 2 в целях выработки единого подхода к организации работы по социальному сопровождению семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (далее - семьи).

Методические рекомендации разработаны по результатам реализации в 2022 году Минтрудом России совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пилотного проекта по созданию семейных многофункциональных центров <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтруда России от 6 апреля 2022 г. N 203 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по созданию семейных многофункциональных центров".

При подготовке настоящих Методических рекомендаций приняты во внимание имеющийся опыт регионов в этой области, реализованные в субъектах Российской Федерации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, а также "ГОСТ Р 59325-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по профилактике социального сиротства детей", утвержденный приказом Росстандарта от 23 марта 2021 г. N 156-ст.

Для целей настоящих Методических рекомендаций применяются следующие понятия:

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

социальное сопровождение - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

программа социального сопровождения (или индивидуальная программа социальной реабилитации) - комплекс мероприятий по решению проблем семьи, послуживших причинами социального неблагополучия или трудной жизненной ситуации, направленный на восстановление функций семьи в отношении воспитания и содержания детей и удовлетворения всех их базовых потребностей.

II. Принципы работы с семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации, социально опасном положении

Деятельность работы органов и организаций системы социальной защиты и социального обслуживания с семьями осуществляется в соответствии со следующими принципами:

обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

соблюдение индивидуального подхода при работе с семьей (реализуется путем осуществления социального сопровождения с учетом жизненных ситуаций);

соблюдение конфиденциальности полученной информации;

комплексность (предполагает реализацию системного подхода в работе с детьми и их семьями);

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

III. Правовое регулирование правоотношений, возникающих
при организации социального сопровождения семей

3.1. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и организаций социального обслуживания
и основные направления их деятельности

Правовой основой организации предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей являются:

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ);

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ);

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ);

другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации Федерального закона N 124-ФЗ органы государственной власти субъектов наделены полномочиями по:

решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов;

организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);

разработке и утверждению списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления <2>.

--------------------------------

<2> Часть 2 статьи 5 Федерального закона N 124-ФЗ.

Нормами Федерального закона N 442-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены в том числе полномочиями по:

правовому регулированию и организации социального обслуживания;

определению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации;

координации деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания;

утверждению регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

утверждению нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

утверждению норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

разработке, финансовому обеспечению и реализации региональных программ социального обслуживания;

утверждению законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг;

утверждению порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

установлению порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

утверждению порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;

организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;

разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания;

утверждению номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации <3>;

--------------------------------

<3> Статья 8 Федерального закона N 442-ФЗ.

утверждению порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения <4>;

--------------------------------

<4> Статьи 8 и 28 Федерального закона N 442-ФЗ.

установлению иных обстоятельств признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании <5>;

--------------------------------

<5> Пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.

категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно <6>.

--------------------------------

<6> Часть 3 статьи 31 Федерального закона N 442-ФЗ.

В рамках предоставленных полномочий в некоторых регионах <7> приняты порядки предоставления социального сопровождения, в рамках которых утверждены требования к деятельности поставщиков социальных услуг, правила предоставления социального сопровождения, формы документов по социальному сопровождению (программы социального сопровождения семьи, примерная форма договора о предоставлении социального сопровождения, акт предоставления социального сопровождения, стандарты социального сопровождения).

--------------------------------

<7> Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 25.07.2017 N 375 "Об утверждении порядка предоставления социального сопровождения в Оренбургской области", приказы Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 9 июля 2018 г. N 1375-ф "Об утверждении порядка социального сопровождения граждан в Тамбовской области" и от 9 июля 2018 г. N 1374-ф "Об утверждении модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Тамбовской области".

В Новосибирской области утвержден перечень мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения <8>.

--------------------------------

<8> Приказ Министерства социального развития Новосибирской области от 3 марта 2015 г. N 167 "Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения".

В целях финансового обеспечения предоставляемых услуг (работ) в рамках социального сопровождения некоторыми субъектами Российской Федерации (Новгородская, Иркутская области) внесены изменения в региональный перечень государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено региональными нормативными правовыми актами.

Региональные перечни дополнены следующими услугами (работами):

организация комплексного решения вопросов семей с детьми в режиме "одного окна";

организация предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения; введение информационных ресурсов и баз данных.

Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации для организации социального сопровождения семей рекомендуется региональные перечни дополнить аналогичными услугами (работами).

Согласно нормам Федерального закона N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы управления социальной защитой населения;

федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования);

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи;

органы управления здравоохранением;

органы службы занятости;

органы внутренних дел;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) <9>.

--------------------------------

<9> Статья 4 Федерального закона N 120-ФЗ.

В указанных органах могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвуют Уполномоченные при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), а также организаций социального обслуживания отнесены <10>:

--------------------------------

<10> Статьи 12 и 13 Федерального закона N 120-ФЗ.

организация индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

контроль деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществление мер по развитию сети указанных учреждений;

внедрение в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации.

Организации социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные организации социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных организаций или положениями о них (далее - организации, осуществляющие социальное сопровождение):

осуществляют социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

3.2. Основания приема в организации детей, семьям которых осуществляется социальное сопровождение

Основания приема в организации для несовершеннолетних, предусмотренные нормами Федерального закона N 120-ФЗ <11>:

--------------------------------

<11> Пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 120-ФЗ.

личное обращение несовершеннолетнего;

заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

направление уполномоченного органа или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения;

направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основания приема в организации, осуществляющие социальное сопровождение, семьей в отношении которых осуществляется социальное сопровождение, предусмотренные нормами Федерального закона N 442-ФЗ <12>:

--------------------------------

<12> Статья 15 Федерального закона N 442-ФЗ.

поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или законного представителя о предоставлении социального обслуживания;

обращение в интересах гражданина иных граждан;

обращение государственных органов; органов местного самоуправления, общественных объединений;

переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

В региональных нормативных правовых актах могут быть иные обстоятельства, которые признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Например, в Алтайском крае к обстоятельствам, которые ухудшают или способны ухудшить условия жизнедеятельности граждан, дополнительно отнесены: для несовершеннолетних - сиротство, нахождение ребенка (либо его семьи) в социально опасном положении, в том числе его вступление в конфликт с законом, жестокое обращение с ним; наличие у гражданина психологического состояния, представляющего угрозу для его жизни и здоровья, в том числе наличие суицидальных намерений (вследствие межличностных конфликтов, психологических травм, пережитых кризисных ситуаций).

В Тульской области: наличие семейного насилия, риск для рождения и будущего развития ребенка, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми.

В Новгородской области: наличие в семьях с детьми дохода ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения, наличие обстоятельств, послуживших основанием для ограничения родительских прав.

В Новосибирской области: наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм, полученных вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, и (или) наличие суицидальных намерений; наличие проблем, связанных с социализацией у лиц, не достигших возраста двадцати трех лет, завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; назначение несовершеннолетнему уголовного наказания (в том числе условно), административного наказания, применение принудительных мер воспитательного воздействия; нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; наличие обстоятельств, вызывающих риск оставления родителем или иным законным представителем ребенка без попечения, а также риск искусственного прерывания женщиной беременности не по медицинским показаниям; психическое и (или) физическое насилие в отношении женщин.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: наличие двух и более детей дошкольного возраста в многодетных и замещающих семьях, у одиноких матерей (отцов); противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию; наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы наказаний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; утрата места жительства в результате чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, вооруженных и межэтнических конфликтов; наличие среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, устанавливаемой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; наличие в семье детей, нуждающихся в проведении реабилитации в силу заболевания либо наличия у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности; наличие несовершеннолетних, в том числе из многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, проживающих в жилых помещениях различных форм собственности, имеющих признаки потенциальной пожарной опасности.

Частью 2 статьи 29 Федерального закона N 442-ФЗ установлено, что мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в том числе в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная норма позволяет обеспечить сопровождение семей с детьми в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с нормами статьи 31 Федерального закона N 442-ФЗ детям социальное обслуживание предоставляется бесплатно. Родители детей имеют право на бесплатное предоставление социальных услуг, если на дату обращения их среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право предусматривать иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Например, в Калужской области определены следующие категории граждан, которым предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно:

в стационарной форме социального обслуживания: беременные женщины и женщины с несовершеннолетними детьми (ребенком);

в полустационарной форме: родители (законные представители) несовершеннолетних детей (ребенка), в том числе детей-инвалидов, беременные женщины.

В Новгородской области к таким гражданам относятся лица, постоянно проживающие в регионе и относящиеся к одной из следующих категорий: женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, оказавшимся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях, социальные услуги предоставляются бесплатно в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания;

родителям (законным представителям), сопровождающим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 10 лет и детей-инвалидов в возрасте от 10 до 18 лет, нуждающимся в постоянном уходе, - в стационарной форме социального обслуживания;

родителям (законным представителям) детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, - в полустационарной форме социального обслуживания.

В Новосибирской области к таким категориям относятся родители, воспитывающие детей различных категорий, женщины, подвергшиеся насилию.

В Тульской области социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно родителям (иным законным представителям) детей в возрасте от 0 до 3 лет, детей-инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей. Также право на социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания предоставлено женщинам при наличии одного из следующих обстоятельств: психическое и (или) физическое насилие; посттравматическое расстройство, в том числе психологическая травма; отсутствие жилья и (или) средств к существованию.

Исходя из опыта вышеуказанных регионов рекомендуется создать условия для предоставления на бесплатной основе социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению не только несовершеннолетним, но и их родителям вне зависимости от размера их доходов.

IV. Обеспечение межведомственного взаимодействия
при организации социального сопровождения

В целях эффективного осуществления социального сопровождения нуждающихся семей, в том числе на ранней стадии семейного неблагополучия, рекомендуется выстраивать межведомственное взаимодействие.

В рамках межведомственного взаимодействия рекомендуется обеспечить включение специалистов различных ведомств (прежде всего системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения), а также социально ориентированных некоммерческих организаций в реализацию социального сопровождения семей.

Механизмы межведомственного взаимодействия рекомендуется нормативно закрепить на соответствующем уровне.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 442-ФЗ межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - регламент).

Полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания по утверждению регламентов установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ.

Приказом Минтруда России от 18 ноября 2014 г. N 889н утверждены Рекомендации по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении).

Межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности на территории субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить региональным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) и/или межведомственным рабочим группам, консилиумам.

Рекомендуется в деятельность по организации социального сопровождения семьям включать:

1) на региональном уровне:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере труда и занятости населения;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;

орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры;

органы внутренних дел субъекта Российской Федерации.

2) на уровне городских округов и муниципальных районов субъекта Российской Федерации:

орган опеки и попечительства над несовершеннолетними (далее - орган опеки и попечительства);

органы социальной защиты населения и организации социального обслуживания граждан;

медицинские организации;

органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации);

орган, осуществляющий управление в сфере культуры и досуга, и учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, досуговые центры и иные);

орган, осуществляющий управление в сфере физической культуры и спорта, и учреждения физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы (секции), центры спортивной подготовки, туристические клубы и иные);

организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (в том числе общественные организации);

центры занятости населения;

муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные КДН);

территориальный орган МВД России, подчиненный ГУ МВД России субъекта Российской Федерации (далее - территориальный орган внутренних дел).

3) на уровне сельских поселений субъекта Российской Федерации:

администрации сельских поселений;

медицинские организации;

образовательные организации;

организации социального обслуживания населения;

организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации).

В случаях, когда отсутствует угроза жизни и здоровью ребенка, координация работы обеспечивается на уровне организаций социального обслуживания в соответствии с нормами Федерального закона N 442-ФЗ. При этом разрабатывается программа социального сопровождения (далее - Программа). Программа может быть разработана как отдельный документ, так и как составная часть индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ).

В случаях, когда есть угроза жизни и здоровью ребенка, координация работы обеспечивается территориальными (муниципальными) КДН. Пошаговый алгоритм сопровождения семьи проектируется с участием представителей всех ведомств.

Рекомендуемая последовательность действий:

КДН:

принимают решение о признании семей с детьми находящимися в социально опасном положении на основании сведений, в том числе, поступивших из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учитывающих наличие обстоятельств, характеризующих социально опасное положение;

утверждают Программу.

Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям:

выявляют наличие в семье факторов социального неблагополучия;

фиксируют в медицинской документации сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей (или иных законных представителей), жилищно-бытовых условиях семьи;

организуют контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.

Организации системы образования:

обеспечивают ежедневный (в рабочее время) внешний визуальный осмотр обучающихся детей по прибытии их в образовательные организации;

выясняют причины пропусков учебных занятий в образовательных организациях;

ставят на внутришкольный учет учащихся и родителей (иных законных представителей), не исполняющих своих родительских обязанностей по воспитанию детей.

Организации системы социального обслуживания:

выявляют и предупреждают факторы семейного неблагополучия, обстоятельства, являющиеся основанием для признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении;

выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении в связи с безнадзорностью либо в связи с наличием обстоятельств, являющихся основанием для признания их находящимися в социально опасном положении;

выявляют родителей (законных представителей) несовершеннолетних, нуждающихся в социальном сопровождении;

оказывают срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги).

Органы опеки и попечительства:

осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;

обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляют контроль соблюдения прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

V. Укомплектованность организаций, осуществляющих социальное
сопровождение, специалистами и уровень их квалификации

Организации, осуществляющие социальное сопровождение, рекомендуется укомплектовывать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием, обеспечивающих надлежащее качество и объем заявленных в учредительных документах социальных услуг и социального сопровождения.

Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей; допускается привлекать необходимых специалистов на договорной основе. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.

Для специалистов каждой категории должны быть в наличии должностные инструкции, устанавливающие их права и обязанности.

Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все специалисты должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.

При оказании услуг специалисты должны проявлять к семьям чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение, учитывать их физическое и психическое состояние и уважать их права в рамках законодательства Российской Федерации.

VI. Наличие собственной и внешней систем (служб)
контроля за деятельностью организаций, осуществляющих
социальное сопровождение

Организации, осуществляющие социальное сопровождение, должны иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников, принимающих участие в социальном сопровождении.

Целесообразным является наличие системы супервизий, которая бы позволяла не только оценивать качество реализации услуги, но и оказывать профессиональную и методическую поддержку специалистов.

Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляют:

уполномоченные органы;

общественные объединения (организации, фонды, центры и др.), занимающиеся в соответствии с их учредительными документами защитой интересов граждан соответствующих категорий.

VII. Общие требования к организации процесса социального
сопровождения семей

Процесс организации социального сопровождения семей включает следующие основные этапы:

исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности осуществления социального сопровождения;

проведение детальной диагностики ситуации в семье, направленной на анализ проблем и факторов, которые служат причинами трудной жизненной ситуации или социального неблагополучия, и разработку Программы;

реализация Программы;

мониторинг и оценка результатов, принятие решения о завершении или продолжении социального сопровождения.

Конкретные виды, состав, содержание, формы и сроки проведения мероприятий определяются организациями, оказывающими услуги на основе региональных и федеральных нормативных актов, регулирующих данную сферу деятельности.

Предоставление услуг должно быть построено на принципах добровольности и уважения к личности родителей и детей. Ключевым принципом является вовлечение семьи на всех этапах организации помощи ей: от диагностики ситуации и анализа проблем, приведших к трудной жизненной ситуации, или социальному неблагополучию до совместной реализации Программы, где описываются зоны ответственности и содержание деятельности родителей и специалистов, оказывающих услуги. Установление доверительных партнерских отношений с семьей является неотъемлемым условием эффективности социального сопровождения.

7.1. Исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности осуществления социального сопровождения

Обязательным условием принятия решения о целесообразности осуществления социального сопровождения является проведение исследования ситуации в семье с целью оценки степени риска возникновения социального неблагополучия, связанного с тем, что в силу комплекса внутренних и внешних причин родители не способны эффективно выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, что приводит к пренебрежению нуждами детей или риску жестокого обращения.

При исследовании ситуации в семье целесообразно анализировать три группы факторов:

индивидуальные особенности ребенка: возраст; особенности здоровья и развития, требующие особой заботы, и отношение родителей к ним; признаки нарушений в поведении или состоянии ребенка; особенности травм (при их наличии на момент оценки);

факторы, связанные с родителями: готовность родителей признать и устранить обстоятельства, создающие условия для причинения ребенку вреда, и стремление его защитить; заболевания родителя, создающие препятствия для заботы о ребенке в соответствии с его (ребенка) потребностями; родительские навыки, соответствующие возрасту и потребностям ребенка; особенности поведения родителей, создающие условия для причинения ребенку вреда или пренебрежения его нуждами;

факторы, связанные с обстоятельствами жизни семьи и ее опытом: состав семьи и ее способность оказать поддержку ребенку или родителю; бытовые условия и степень их соответствия потребностям ребенка; социальное окружение семьи; стрессовые, кризисные ситуации и способность семьи справляться с ними; наличие предыдущих случаев пренебрежения нуждами ребенка или жестокого обращения с ним.

В исследование ситуации в семье рекомендуется включать не только оценку необходимости и целесообразности оказания семье социального сопровождения, но и оценку безопасности - выявление и оценку средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью. Оценка безопасности нацелена на выявление ситуаций, в которых необходимо немедленно реагировать на происходящее в семье для обеспечения безопасности детей. Еще одна цель оценки безопасности - получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, но в то же время успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.

Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, других членов семьи, обстоятельства, связанные с состоянием здоровья ребенка на момент оценки, а также с бытовыми и социальными условиями проживания, такие как:

ребенок получил серьезные физические травмы (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);

родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе членов семьи), имеющих доступ к ребенку;

поведение родителя, или опекуна, или другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;

поведение кого-то из членов семьи или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;

члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, употребляют алкоголь/наркотики и в состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;

члены семьи (в том числе из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) не способны позаботиться о базовых потребностях ребенка, что создает угрозу его жизни и здоровью;

бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;

насилие между взрослыми членами семьи предполагает серьезную физическую или эмоциональную угрозу для ребенка;

родитель (или опекун) не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;

родитель (или опекун) не хочет или не может удовлетворить серьезные физические или психические нужды ребенка, что в ближайшее время, вероятнее всего, нанесет вред здоровью ребенка или подвергнет опасности его жизнь;

есть признаки того, что ребенок подвергается сексуальному насилию или эксплуатации.

Дополнительным фактором при оценке безопасности является детская ранимость. Чтобы точно определить в текущей ситуации уровень непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью ребенка, важно знать его возраст, состояние здоровья, уровень развития.

В целях разработки Программы рекомендуется проводить диагностику ситуации, на основе которой определить цели, задачи и содержание Программы. Диагностика направлена на анализ проблем и их причин, приведших к социальному неблагополучию, анализ ресурсов семьи (включая взаимодействие со значимым окружением семьи), которые могут быть использованы для решения данных проблем.

В рамках диагностики исследуется история семьи, анализируется социальное окружение и психосоциальные факторы, имеющие преимущественное значение для возникновения и развития процесса использования родителями неподходящих стратегий воспитания и заботы.

Исследование истории семьи позволяет определить, какое родительское поведение было усвоено родителями в их детстве, выявить возможные травматические ситуации, приведшие к их текущему родительскому поведению, определить, как устроена система социальных связей в ней (каких членов семьи можно привлечь для построения системы помощи).

Анализ социального окружения позволяет выявить социальные структуры, организации, группы людей или отдельных граждан, с которыми члены семьи поддерживают контакт либо которые стремятся взаимодействовать с семьей, и характер взаимодействия с ними. Анализ социального окружения позволяет увидеть:

насколько семья включена в здоровый социум либо изолирована от него;

кто из членов семьи наиболее социально активен, есть ли изолированные от общества члены семьи;

какие специалисты других структур, уже взаимодействующих с семьей, могут участвовать в реабилитационной работе.

Оценка психосоциальных факторов включает анализ следующих факторов:

наличие стресса, кризисные ситуации в семье и умение родителей справляться со стрессовыми ситуациями;

отношение родителей к насилию, их установки в отношении возможности и эффективности применения насилия в воспитании и взаимодействии с детьми;

отношение к алкоголю/наркотикам;

степень понимания нужд и потребностей ребенка, умение понимать причины поведения ребенка;

отношение родителя к индивидуальным особенностям ребенка (гиперактивность, умственная отсталость, отставание в развитии, эмоциональные расстройства или хронические заболевания и т.д.), умение учитывать особенности при взаимодействии с детьми;

умение справляться с ролью родителя;

отношение к возможности попросить помощь и степень использования внешних ресурсов (ресурсы государственных структур, ресурсы других членов семьи, ресурсы окружения и т.д.);

личные особенности и качества родителей (уверенность в своих силах, способность доверять людям, контролировать свои эмоции, состояние психического здоровья).

7.2. Социальное сопровождение семьи

Основными задачами социального сопровождения семьи являются:

содействие обеспечению получателей социального сопровождения своевременной помощью, не относящейся к социальным услугам;

сопровождение и направление получателя социального сопровождения, к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно, в том числе, содействие обращению получателя социального сопровождения за помощью к профессиональным и квалифицированным специалистам;

осуществление взаимодействия с организациями системы социальной защиты, образования, здравоохранения, труда и занятости, культуры, спорта и туризма, общественными организациями по вопросам оказания получателям социального сопровождения медицинской, педагогической, психологической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

С учетом современных тенденций социальное сопровождение семей с детьми рекомендуется осуществлять:

в режиме "одного окна", предусматривающего исключение или максимально возможное ограничение участия граждан в процессах сбора и предоставления в разные инстанции документов, подтверждающих права заявителей на получение услуг;

в упреждающем (проактивном) режиме, предусматривающем проведение мероприятий, направленных на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, информирование семей о возможности получения социальных услуг и мероприятий в рамках социального сопровождения.

В соответствии с проблемой и ее остротой, для каждой семьи с детьми на примере опыта Иркутской области рекомендуется устанавливать свой уровень социального сопровождения <13>:

--------------------------------

<13> Распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 29 мая 2020 г. N 53-рзп "Об утверждении модельной программы профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, на территории Иркутской области".

адаптационный уровень сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов молодой и иной семьи в течение первого года ее создания (в том числе появление в семье отчима, мачехи). Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с семьями, имеющими детей, которые соответствуют следующим признакам: повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации;

базовый (профилактический) уровень сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Мероприятия базового уровня социального сопровождения проводятся с семьями с детьми, которые соответствуют следующим признакам: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, в которой один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, в которой один либо оба родителя восстановлены в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции;

кризисный уровень сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с семьями с детьми, соответствующими следующим признакам: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, "орудием" разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка);

экстренный уровень сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения угрозы для жизни ребенка, жестокого обращения с ребенком. Программы социального сопровождения на экстренном уровне являются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми, соответствующих следующим признакам: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

Этапы социального сопровождения семей:

Этап 1. Выявление проблемы семьи

Сообщения о фактах, свидетельствующих о возможном неблагополучии семьи, могут поступать от граждан, специалистов организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми (участковые врачи, учителя, воспитатели детских садов, психологи, участковые полицейские) при личном обращении граждан в организации социального обслуживания, на телефон "Доверия", а также от родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

После приема информации специалистами организаций, осуществляющих социальное сопровождение, осуществляется предварительная оценка ее экстренности и проведение проверки, в ходе которой необходимо определить:

факты нарушения прав ребенка;

безопасность нахождения ребенка в семье;

установление контакта специалистов с семьей;

определение проблемных жизненных ситуаций и ресурсов членов семьи, в том числе составление (при необходимости) акта обследования материальных и жилищно-бытовых условий проживания семьи;

фиксирование информации о семье в журнале первичного учета семей, нуждающихся в социальном сопровождении;

оформление письменного заявления родителя (законного представителя несовершеннолетнего ребенка) при необходимости;

закрепление специалиста организации, осуществляющей социальное сопровождение (социального работника, специалиста по социальной работе), ответственного за работу с семьей (куратора).

В функциональные обязанности куратора входит: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших причиной семейного неблагополучия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностям как всей семьи, так и ее отдельных членов, координация и мониторинг процесса предоставления помощи семье.

Куратор должен обладать специальной подготовкой, знаниями особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, навыками эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.

Этап 2. Фиксация неблагополучия семьи

Регистрация заявления члена семьи или законного представителя несовершеннолетнего ребенка о потребности в социальном сопровождении.

Этап 3. Организация работы с семьей

Выбор того или иного правового механизма государственной поддержки семьи с детьми определяется: наличием или отсутствием опасности для жизни, здоровья и развития ребенка; адекватностью оценки родителями ситуации в семье и потребностей ребенка; готовностью семьи к сотрудничеству с организациями социального обслуживания.

При разработке Программы в качестве основной задачи определяется не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем. Применяемый подход не предполагает немедленного реагирования на запросы в форме удовлетворения материальных потребностей членов семьи, что способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения.

Формирование эффективной Программы требует последовательного выполнения куратором следующих этапов работы:

установление контакта и доверительного отношения с семьей;

определение существующих в семье проблем, с которыми семья самостоятельно не справляется; выяснение причин возникновения проблемы и оценка возможности и ресурсов семьи;

определение уровня социального сопровождения;

определение целей, задач, описание ожидаемых результатов вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации;

определение действий, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей и решения задач, а также разработать конкретные действия по достижению каждой конкретной задачи, распределить ответственность между специалистами и членами семьи;

установление конкретных сроков выполнения запланированных мероприятий.

Куратор вовлекает всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, обсуждает с членами семьи и достигает общего понимания цели и задач совместной работы, совместно распределяет ответственность за результаты, делает Программу понятной и принятой семьей. При этом основная задача куратора - разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации.

При планировании работы куратор опирается на доступные на данной территории профилактические услуги для семьи и детей. В задачу куратора входит выбор услуг, направленных на преодоление факторов, способствующих возникновению социального неблагополучия в семье.

Программа утверждается органом, имеющим соответствующие полномочия.

Этап 4. Реализация Программы

Мероприятия по решению проблем(ы) семьи реализуются в соответствии с утвержденной Программой и заключенным договором о социальном обслуживании.

В этот период координацию работы с семьей осуществляет куратор, который: выполняет следующие функции:

помогает семье определить те услуги, которые могут помочь достигнуть заявленных в Программе целей;

знакомит семью с непосредственными исполнителями услуг;

предоставляет исполнителю услуг необходимую информацию о том, почему семья обращается за услугой и каковы цели работы с данной семьей;

оказывает помощь семье в получении доступа к услугам (транспорт, организация ухода за ребенком в отсутствие родителей, иная помощь);

осуществляет контроль процесса получения услуг, проверяет, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденной Программой, определяя при этом степень удовлетворенности семьи и соответствия услуг объективным нуждам семьи.

Куратор должен контролировать, что выполнение Программы не перегружает семью и не создает ситуации, при которой дети остаются без должного присмотра и заботы. В ходе своих визитов в семью куратор осуществляет поддерживающее консультирование, а именно: обсуждает проблемы и нужды с членами семьи, активизирует их сильные стороны, определяет возможные решения и уточняет план действий, выступает при необходимости в роли представителя семьи перед различными службами и учреждениями.

В задачи куратора входит организация мониторинга качества оказания услуг. Рекомендуется уведомлять руководство соответствующих организаций в случае, если их услуги не отвечают нуждам клиентов. Куратор выявляет ситуации межведомственной несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий по защите прав ребенка, и самостоятельно предпринимает усилия по их преодолению.

Куратор, сохраняя профессиональную и партнерскую позицию по отношению к семье, отслеживает в процессе работы с семьей не проявленные ранее сильные и слабые стороны семьи, факторы риска, провоцирующие срывы, корректирует, по результатам своих наблюдений Программу.

Этап 5. Проведение мониторинга и подведение итогов реализации Программы

По итогам проведенных мероприятий Программы рекомендуется осуществлять мониторинг состояния семьи.

Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных задач, необходимости корректировки Программы, продолжения и перспектив работы с семьей.

Оценка изменений должна проводится не реже чем один раз в квартал. Конечные и промежуточные цели работы с семьей могут быть пересмотрены или переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе текущего анализа ситуации.

Текущая оценка выполнения Программы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей, что обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования.

Отсутствие динамики семейного неблагополучия и сохранение рисков нарушения прав и законных интересов ребенка также может быть основанием для принятия решения о прекращении профилактической работы и принятии иных мер, направленных на защиту прав и интересов ребенка.

По истечении установленных сроков выполнения Программы куратором семьи совместно с заинтересованными организациями проводится анализ эффективности социального сопровождения семьи с целью определения дальнейших действий в отношении социального сопровождения семьи.

Для достижения пересмотренных конечных и промежуточных целей может быть разработана новая Программа и определены новые временные рамки для завершения работы. Если цели работы с семьей достигнуты и дальнейшее предоставление услуг не требуется, договор социального обслуживания семьи считается исполненным.

7.3. Перечень документов для получения социального сопровождения

Для получения социального сопровождения получатель социального сопровождения предоставляет организации, осуществляющей социальное сопровождение, следующие документы:

заявление получателя социального сопровождения;

ИППСУ с заполненным разделом "14. Мероприятия по социальному сопровождению" (при наличии) либо Программу (при наличии);

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя социального сопровождения (для несовершеннолетних, помещенных в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, - при наличии).

На основании вышеперечисленных документов между поставщиком социальных услуг и получателем заключается договор социального обслуживания.

7.4. Содержание социального сопровождения семьи

Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.

По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи, и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.

Медицинская помощь: диагностика состояния здоровья членов семьи; организация лечения членов семьи; получение медицинских и реабилитационных услуг; прохождение медико-социальной экспертизы; обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога; организация медицинского обследования; диспансеризация родителей и несовершеннолетнего; лечение и лекарственное обеспечение членов семьи; оформление санаторно-курортной карты; организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии; оформление инвалидности по медицинским показаниям; протезирование; ортезирование и иное.

Психологическая помощь: коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми; информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением семьи; организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное.

Педагогическая помощь: повышение родительской компетентности, уровня педагогической культуры семьи; адаптация к социальной среде и социализация детей; определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение; привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям; обучение в образовательных организациях детей; определение оптимальной формы обучения, в получении среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования детям (детям-инвалидам) (в том числе сбор документов, необходимых для приема в образовательную организацию); организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; повышение родительских компетенций на курсах, лекториях; профессиональное обучение родителей; проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями); оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки; организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях; содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники); содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении; содействие в организации летнего отдыха детей.

Юридическая помощь: оформление или переоформление документов, получение установленных законодательством льгот и выплат; содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи; консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством; консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов); обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах; подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов, и иное.

Социальная помощь: получение материальной помощи (в натуральной форме), в том числе проведение обследования социально-бытовых, жилищных условий проживания граждан, обратившихся за государственной социальной помощью; оформление мер социальной поддержки, адресной помощи; получение путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; оформление компенсации оплаты за детский сад; получение ребенком бесплатного горячего питания в образовательной организации; получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам; помощь в трудоустройстве членов семьи; получение реабилитационных услуг на базе стационарных организаций социального обслуживания (специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; центрах помощи семье и детям; реабилитационных центрах для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями); повышение правовой, педагогической культуры, грамотности в вопросах самообеспечения детей, родителей, других категорий граждан через групповые формы работы в максимальной приближенности к месту проживания граждан, в том числе в образовательной организации, учреждении культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности.

С членами семей, испытывающими трудности в социальной адаптации и выразившими свое согласие на сотрудничество, работа организуется в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ в рамках реализации ИППСУ или Программы.

В ИППСУ с учетом нуждаемости, помимо формы социального обслуживания, видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, отражаются также мероприятия по социальному сопровождению.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, предусматриваются индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

При разработке Программ социального сопровождения семей с детьми-инвалидами необходимо учитывать мероприятия индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Социальное сопровождение семей в организациях социального обслуживания может осуществляться:

специалистами специально созданных организаций социального обслуживания, в том числе Семейных многофункциональных центров;

специалистами службы социального сопровождения семей с детьми, находящейся в структуре организаций социального обслуживания различного профиля;

специалистами секторов по работе с семьей организаций социального обслуживания;

специалистами отделений по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания, центров помощи семье и детям.

В социальное сопровождение рекомендуется включать не только семьи, имеющие признаки семейного неблагополучия, но и семьи в других жизненных ситуациях, требующих оказания помощи со стороны государства (рождение ребенка; наличие в семье 3-их и более детей; наличие родившегося ребенка в семье, где родители: выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетние; имеют инвалидность; воспитывались в семье, находящейся в социально опасном положении; первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации семей беженцев или вынужденных переселенцев с детьми и т.п.).

Организация социального сопровождения замещающих семей осуществляется с учетом нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере опеки и попечительства.

С семьями, имеющими признаки семейного неблагополучия, находящимися в социально опасном положении, но отказывающимися от заключения договора о социальном обслуживании, работа осуществляется в рамках Федерального закона N 120-ФЗ.

Согласно нормам статьи 1 Федерального закона 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Выявление семей (несовершеннолетних) осуществляют в рамках своей компетенции все субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, физические лица (граждане).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

VIII. Практики и сервисы, используемые при организации
социального сопровождения семей

При организации социального сопровождения семей с детьми используют следующие практики и сервисы:

8.1. Практики, применяемые в рамках выявления семейного неблагополучия, жизненной ситуации семьи

служба "Телефон доверия" с единым общероссийским телефонным номером (выявление детского и семейного неблагополучия и жизненных ситуаций, требующих реагирования специалистов, а также оказание экстренной психологической помощи детям и родителям);

психологические онлайн-приемные (получение родителями и детьми психологических консультаций в рамках решения жизненных ситуаций по различным направлениям);

выездные мобильные бригады (обеспечивают организацию выездов, в том числе в отдаленные территории, в рамках раннего выявления случаев семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и в случае необходимости - организацию предоставления своевременной и комплексной помощи семьям с детьми);

участковые службы (обеспечивают организацию деятельности по месту жительства семей в рамках раннего выявления случаев семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и в случае необходимости - предоставление своевременной и комплексной помощи семьям с детьми);

семейные диспетчерские (оказывают семьям с детьми содействие в решении проблем и предотвращении семейного неблагополучия; обеспечение оказания профессиональной консультативной поддержки: медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи; создание благоприятных условий развития и социализации детей; получение оперативной помощи и поддержки).

8.2. Практики, применяемые при определении нуждаемости семьи в социальном сопровождении, оценке ситуации в семье

семейные приемные (организуют психологическую и педагогическую поддержку детей и семей с детьми, нуждающихся в создании благоприятных детско-родительских взаимоотношений; создают условия для оптимального выполнения семьей ее воспитательных функций, гармонизации внутрисемейных отношений. Семейные приемные востребованы на всех этапах сопровождения семьи, в функционал специалистов рекомендуется включать проведение диагностического обследования членов семьи, организацию консультативной психолого-педагогической помощи);

кабинеты диагностики, консультирования и коррекции (комплексно решают психолого-педагогические проблемы семей с детьми в рамках детско-родительских отношений, обеспечивают диагностическое обследование по профилю проблемы, организуют консультативную помощь в зависимости от проблем семьи, а также коррекционную работу с детьми и родителями в различных форматах, направленных на позитивные изменения поведенческих, личностных и межличностных проблем членов семьи. Отмечается комплексность социального сервиса в решении психолого-педагогических проблем семьи, применение практики целесообразно на всех этапах сопровождения семей с детьми).

8.3. Практики, применяемые при организации социального сопровождения

8.3.1. Для всех категорий семей

интегративные площадки развивающей досуговой занятости (тренажерные залы, локации для занятий творчеством, полезным досугом и др.);

площадки для организации проактивной деятельности родителей и детей (профориентационные зоны, профи-парки, площадки по сопровождению незанятых трудовой деятельностью членов семей, открытые площадки для организации самозанятости членов семей, уличные спортивные площадки, студии детского телевидения, кабинеты виртуальной реальности);

клубная деятельность (родительские клубы, группы само- и взаимопомощи, школы для родителей и др.).

8.3.2. Для семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья

службы ранней помощи на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, социально ориентированных некоммерческих организаций (оказывают комплекс услуг междисциплинарной командой специалистов);

школы раннего развития (оказывают психолого-педагогические услуги детям и родителям);

службы реабилитации на дому (оказание реабилитационных услуг в домашних условиях семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение родительской компетенции за счет вовлечения родителей в реабилитационный процесс и обучения приемам самостоятельной реабилитации детей в домашних условиях);

группы кратковременного и дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (обеспечивают комплексную абилитацию и реабилитацию детей в условиях кратковременного пребывания);

пункты проката развивающего и реабилитационного оборудования (предоставляют во временное пользование развивающее и реабилитационное оборудование);

центры дневного обучения для детей с особенностями здоровья в возрасте от 10 до 18 лет (площадки социальной дневной занятости создают благоприятные условия для дневной занятости детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, подготавливают их к самостоятельной жизни, расширяют социальные связи).

8.3.3. Для воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

учебные тренировочные квартиры (организуют самостоятельное проживание воспитанников, готовящихся к выпуску, для приобретения и развития навыков самообслуживания и самоорганизации, необходимых для самостоятельного проживания);

кабинеты профориентации по профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке (осуществляют допрофессиональную подготовку, формирование правильных представлений о различных профессиях у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

рабочие мастерские (сервис-центры) по предпрофессиональной подготовке для детей-сирот (обеспечивают получение воспитанниками профессиональных навыков и умений по разным направлениям: парикмахерское, поварское, столярное, обувное, швейное дело и т.п.).

8.3.4. Для детей и женщин, пострадавших от жестокого обращения, подвергшихся насилию

специализированная комната (помещение, дружественное детям: комната ожидания и комната опроса) (организует проведение реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), в том числе опрос и интервьюирование несовершеннолетних в процессе следственных мероприятий (пострадавших несовершеннолетних и несовершеннолетних, ставших свидетелями жестокого обращения с другими людьми);

кабинеты для коррекции психоэмоционального состояния детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, несовершеннолетних, проявляющих агрессивные формы поведения (осуществляют профилактику аддиктивных форм поведения у несовершеннолетних, выявление и коррекцию проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми);

интегративные площадки для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, и родителей, их воспитывающих (организуют коррекционно-профилактическую работу с несовершеннолетними целевой группы, включающую диагностику агрессивности и конфликтности, коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, формирование альтернативных способов поведения);

социальные гостиницы для женщин с детьми, пострадавших от насилия в семье или оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения (осуществляют социальную реабилитацию, в том числе с обеспечением временного проживания, профилактику отказов от детей, формирование ответственного родительства).

8.3.5. Для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, площадки развивающей досуговой деятельности, предусматривающие

организацию полезной занятости несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на различных видах профилактического учета, в условиях неформального содружества детей и взрослых.

8.3.6. Для семей с низким уровнем дохода

социальные службы (семейные гостиные, пункты социального проката, выездные службы, социальные приемные и другое) для организации социального сопровождения семей;

группы кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт;

площадки для самореализации, проведения тематических информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости.