МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 сентября 2022 г. N 16-6/10/В-13128

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях исполнения абзаца второго пункта 7 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р, направляет методические рекомендации по формированию высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о контрольных цифрах приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям для обучения по образовательным программам высшего образования для использования в работе.

М.С.АБДУЛХАЛИМОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ О КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФРАХ ПРИЕМА ПО УКРУПНЕННЫМ
ГРУППАМ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Методические рекомендации по формированию высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о контрольных цифрах приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям для обучения по образовательным программам высшего образования (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях исполнения второго абзаца пункта 7 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.

Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных на определение высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу в целях направления предложений о контрольных цифрах приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям для обучения по образовательным программам высшего образования.

I. Общие положения

Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях:

контрольные цифры приема - планируемое число обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

укрупненные группы профессий - совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки;

разделы ОКВЭД 2 - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации и построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) путем сохранения в ОКВЭД 2 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий, который разделен на разделы. ОКВЭД 2 предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них;

группы ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации и гармонизирован с Международной стандартной классификацией занятий 2008 (МСКЗ-08) путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и границы понятий этого международного стандарта и разделен на группы. Предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных.

II. Рекомендации по формированию высшими
исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации предложений о контрольных цифрах
приема по укрупненным группам направлений подготовки
и специальностям для обучения по образовательным
программам высшего образования

1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2021 г. N 1750 (далее - Правила), высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо направить предложения для определения общего объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ординатуры.

2. Согласно пункту 6 Правил данные предложения формируются с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяемой в соответствии с Методикой определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденной приказом Минтруда России от 31 марта 2021 г. N 191н (далее - Приказ N 191н), а также с учетом стратегических ориентиров развития сферы образования и возможностей образовательных организаций.

3. Потребность субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в профессиональных кадрах определяется по видам экономической деятельности (разделам ОКВЭД 2) и занятиям (малым группам ОКЗ) (пункт 7 Приказа N 191н).

4. Экономическими ориентирами при определении потребности субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в профессиональных кадрах являются:

а) объем валового регионального продукта и добавленной стоимости;

б) объем промышленного производства;

в) объем продукции сельского хозяйства;

г) объем розничного товарооборота;

д) объем платных услуг населению;

е) объем и направления инвестиций;

ж) изменение производительности труда по видам экономической деятельности;

з) технологический уровень и капиталоемкость создаваемых (модернизируемых) производств в сравнении с текущими значениями;

и) количество создаваемых (модернизируемых) рабочих мест;

к) развитие инфраструктуры (дополнительный стимул экономического роста в смежных отраслях).

5. Демографическими ориентирами при определении потребности субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в профессиональных кадрах являются:

а) уровень смертности;

б) уровень рождаемости;

в) миграционные потоки.

6. Ориентирами рынка труда при определении потребности субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в профессиональных кадрах являются:

а) уровень безработицы;

б) уровень занятости;

в) структура занятости населения с выделением наиболее ресурсоемких и перспективных видов экономической деятельности;

г) динамика численности работников по видам экономической деятельности и профессионально-квалификационному составу;

д) численность населения трудоспособного возраста и рабочей силы с учетом демографических и миграционных процессов;

е) численность и профессионально-квалификационный состав привлекаемых работодателями иностранных работников.

7. При определении потребности субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в профессиональных кадрах необходимо учитывать как реализуемые, так и планируемые к реализации инвестиционные проекты, требующие привлечения специалистов с высшим образованием.

7. Необходимо также учесть данные о потребности крупнейших работодателей в профессиональных кадрах, распределенные по субъектам Российской Федерации, которые являются составной частью общей потребности субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах.

8. Предложения в проект контрольных цифр приема высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют на рассмотрение в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации до 5 ноября предшествующего года.

III. Организация сбора данных для прогнозирования
потребности в подготовке кадров с высшим образованием

1. Сбор данных о реализуемых и планируемых к реализации на территории субъекта Российской Федерации инвестиционных проектах.

Сбор данных нацелен на получение от органов исполнительной власти региона информации по реализуемым (еще не введенным в эксплуатацию) и планируемым к реализации на территории региона в перспективе 6 - 7 лет инвестиционным проектам, предполагающим создание новых рабочих мест, требующих кадров с высшим образованием.

В зависимости от выбранного субъектом Российской Федерации варианта в качестве заполняющих могут выступать:

- должностные лица одного органа исполнительной власти, ответственного за сбор и ввод данных по инвестиционным проектам (например, в сфере экономики);

- должностные лица нескольких органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в соответствующих отраслях;

- ответственные работники государственных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивающих работу в области поддержки инвесторов и привлечения инвестиций.

Ввод данных об инвестиционных проектах организован с помощью веб-форм. Инструкция по работе с веб-формами становится доступна заполняющим после регистрации и входа в личный кабинет (непосредственно в личном кабинете).

Для начала работы (входа в личный кабинет) требуется, чтобы региональный администратор включил логин заполняющего (в качестве логина используется адрес e-mail) в справочник авторизации и предоставил ему ссылку для входа в личный кабинет.

При первом входе заполняющий указывает свой логин (e-mail), вносит свои контактные данные, задает пароль от личного кабинета.

2. Сбор данных об ожиданиях крупнейших работодателей, экспертов и органов власти об изменении потребности в кадрах.

Сбор данных нацелен на получение от крупнейших работодателей, экспертов и органов власти региона информации относительно их ожиданий об изменении потребности в работниках высшей квалификации в долгосрочной перспективе (6 - 7 лет).

Для организации сбора необходимо сформировать перечень респондентов и пригласить их к опросу (посредством письма по электронной почте; письма по СЭД; посредством официального письма или иным образом).

В приглашении к опросу должна содержаться ссылка на страницу авторизации, а также уникальный для региона регистрационный код (ссылка и код указаны в личном кабинете регионального администратора).

При первом входе респондент указывает свой логин (e-mail), региональный регистрационный код, вносит свои контактные данные, задает пароль от личного кабинета.

Сбор предполагает получение информации от трех категорий респондентов:

а) крупнейшие работодатели региона;

б) отраслевые и иные эксперты;

в) органы государственной власти (органы местного самоуправления).

В группу крупнейших работодателей региона целесообразно включить все организации с численностью работников в регионе более 250 человек, а при большом числе таких организаций - 100 крупнейших по численности работников организаций.

В обязательном порядке в перечень должны войти организации с численностью работников в регионе более 5000 человек.

По усмотрению органов власти субъекта Российской Федерации пригласить к опросу можно работодателей, не относящихся к крупным организациям, которые играют значимую роль в экономике региона.

В группу отраслевых и иных экспертов целесообразно включить:

- во-первых, крупнейшие ассоциации работодателей (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса и другие), действующие на территории региона (например, торгово-промышленная палата, "Опора России" и др.);

- во-вторых, научные, экспертные и образовательные организации, способные дать экспертную оценку изменения потребности экономики региона в работниках на долгосрочную перспективу.

Представители данной группы включаются в перечень респондентов при наличии в регионе соответствующих организаций, при этом доля вузов во второй группе респондентов не должна превышать половины.

В группу органов исполнительной власти необходимо включить:

- один или более орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Выбор числа органов зависит от того, как будет распределена ответственность за формирование оценок.

Если ответственность будет закреплена за одним органом (например, органом управления в сфере экономики), который даст оценки по всему спектру должностей специалистов высшей квалификации, то в перечне будет только одна позиция.

Если предполагается сбор и модерация оценок от нескольких органов власти, также целесообразно оставить только одну позицию - того органа, который будет осуществлять свод и конечный ввод оценок.

Если ответственность за формирование оценок будет закреплена за несколькими отраслевыми органами власти, в перечень целесообразно включить все такие органы как самостоятельных респондентов;

- местные администрации муниципальных образований региона с численностью населения, превышающей 500 тысяч человек.

3. Сбор данных о текущей потребности в педагогических кадрах государственных и муниципальных образовательных организаций.

Сбор данных нацелен на получение от образовательных организаций информации относительно численности педагогических работников с высшим образованием и дополнительной потребности в указанных работниках (дополнительном найме).

Ввод образовательными организациями информации осуществляется посредством личного кабинета. Для доступа к личному кабинету образовательной организации направляется ссылка на форму авторизации, а также уникальный для региона регистрационный код (ссылка и код указаны в личном кабинете регионального администратора).

При первом входе представитель организации указывает региональный регистрационный код, свой e-mail (в дальнейшем будет использоваться в качестве логина), задает пароль от личного кабинета, вносит сведения об учреждении (субъект РФ, наименование организации, ИНН, КПП, сфера деятельности) и свои контактные данные.

Ссылки и регистрационные коды необходимо направить:

- государственным и муниципальным образовательным организациям дошкольного образования;

- общеобразовательным государственным и муниципальным организациям;

- государственным и муниципальным образовательным организациям дополнительного образования детей;

- государственным и муниципальным образовательным организациям среднего профессионального образования.

Отправка ссылок и регистрационных кодов может быть организована региональным органом управления в сфере образования (при наличии возможностей), либо осуществлена при содействии органов местного самоуправления.

Минимально должны быть охвачены опросом не менее 70% государственных и муниципальных учреждений по каждой из вышеуказанных групп.

4. Сбор данных о текущей потребности в кадрах государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства.

Сбор данных нацелен на получение от государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства информации относительно текущей численности работников и дополнительной потребности в работниках (дополнительном найме).

Ввод учреждениями осуществляется посредством личного кабинета. Для доступа к личному кабинету учреждению направляется ссылка на форму авторизации, а также уникальный для региона регистрационный код (ссылка и код указаны в личном кабинете регионального администратора).

При первом входе представитель учреждения указывает региональный регистрационный код, свой e-mail (в дальнейшем будет использоваться в качестве логина), задает пароль от личного кабинета, вносит сведения об учреждении (субъект РФ, наименование организации, ИНН, КПП, сфера деятельности) и свои контактные данные.

Отправка ссылок и регистрационных кодов может быть организована региональным органом управления в сфере культуры и искусства (при наличии возможностей), либо осуществлена при содействии органов местного самоуправления.

Минимально должны быть охвачены опросом не менее 70% государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства.

5. Сбор данных о параметрах долгосрочного прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Ввод данных осуществляется должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющего полномочия в сфере прогнозирования социально-экономического развития, посредством веб-формы (личного кабинета).

Для начала работы (входа в личный кабинет) требуется, чтобы региональный администратор включил логин ответственного за ввод данных (в качестве логина используется адрес e-mail) в справочник авторизации и предоставил ему ссылку для входа в личный кабинет.

При первом входе ответственный за ввод данных указывает свой логин (e-mail), вносит свои контактные данные, задает пароль от личного кабинета.

6. Сбор данных о мощностях государственных и муниципальных образовательных организаций субъекта Российской Федерации.

Ввод данных осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственную политику в сфере образования, посредством веб-формы (личного кабинета).

Для начала работы (входа в личный кабинет) требуется, чтобы региональный администратор включил логин ответственного за ввод данных (в качестве логина используется адрес e-mail) в справочник авторизации и предоставил ему ссылку для входа в личный кабинет.

При первом входе ответственный за ввод данных указывает свой логин (e-mail), вносит свои контактные данные, задает пароль от личного кабинета.

Заключение

Реализация вышеуказанных Методических рекомендаций позволит обеспечить качественный подход высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации к определению потребности субъектов Российской Федерации отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу в целях направления предложений о контрольных цифрах приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям для обучения по образовательным программам высшего образования.

Возможность реализации инструкций, содержащихся в Методических рекомендациях, имеет широкое практическое значение и доступно к применению во всех субъектах Российской Федерации.