МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 декабря 2014 г. N 15-0/10/В-9074

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающим обращениями о фактах вынесения территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости предписаний в части незамедлительного завершения процедуры специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах сообщает следующее.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) на работодателей всех форм собственности и организационно-правовых форм возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Одновременно, в рамках обеспечения прав работников на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, закрепленных в статье 219 Трудового кодекса, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс внесены изменения, устанавливающие в качестве оснований для предоставления указанным работникам соответствующего вида и объема гарантий и компенсаций отнесение условий труда на их рабочих местах к определенному классу (подклассу) условий труда.

В целях применения трудового законодательства с 1 января 2014 г. определение степени вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).

При этом согласно части 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда, а ее результаты могут быть использованы для целей, установленных законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе и для определения объема, вида и назначения гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Указанная переходная норма части 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ позволяет проводить специальную оценку условий труда планомерно, не создавая излишних административных и финансовых барьеров для работодателей.

В целях обеспечения преемственности существовавших процедур предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, сохранение ранее приобретенных такими работниками прав, а также незыблемости сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации принципов стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к действиям государства частью 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ установлено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса в отношении работников компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 г. при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Кроме того, порядок проведения специальной оценки условий труда, установленный Федеральным законом N 426-ФЗ и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, предполагает привлечение работодателем на договорной основе независимой организации (в том числе путем проведения соответствующих торгов), а также последовательную реализацию в рамках специальной оценки условий труда до 5 самостоятельных процедур, что предопределяет ее длительность во времени.

В связи с чем, по мнению Министерства, в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Учитывая изложенное, обращаем внимание государственных инспекторов по труду на отсутствие необходимости вынесения предписаний, целью которых является искусственное ускорение процедуры специальной оценки условий труда для получения ее результатов.

С.Ф.ВЕЛЬМЯЙКИН