МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2016 г. N 12-1/10/В-8544
О НЕДОПУЩЕНИИ
ОТКАЗОВ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ
С ДЕТЬМИ ИСХОДЯ ИЗ ДАННЫХ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ГРАЖДАН
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с участившимися обращениями граждан, общественных организаций, а также членов Общественной палаты Российской Федерации по вопросам, касающихся отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми, в том числе семьям, взявшим на попечение детей, оставшихся без попечения родителей, а также сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полагает необходимым отметить следующее.
Право каждого гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в статье 27 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, т.е. фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2005 N 93-Г05-7 установлено, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Такими данными исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.93 N 5242-1 признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.
Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 N 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
В связи с изложенным, просим принять меры по недопущению нарушения указанных норм при назначении и выплате мер социальной поддержки.
Заместитель министра
А.ВОВЧЕНКО