2. Система квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы

2. Система квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы

Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к:

- уровню профессионального образования;

- стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки;

- знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

- специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя)).

На основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии, Минтрудом России предлагается внедрение на муниципальной службе квалификационных требований, по своему содержанию подразделяющихся на:

- базовые квалификационные требования, предъявляемые для замещения всех должностей муниципальной службы;

- функциональные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (далее - область и вид деятельности).

Базовые квалификационные требования

Базовые квалификационные требования в части требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки составляют основу типовых квалификационных требований и устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, на основе которого формируются квалификационные требования в указанных частях в муниципальных правовых актах и должностных инструкциях муниципальных служащих.

Базовые квалификационные требования в части требований к знаниям и умениям включаются непосредственно в должностную инструкцию муниципального служащего из Справочника.

1. Требования к уровню профессионального образования (вне зависимости от области и вида деятельности)

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

С учетом положений Федерального закона N 273-ФЗ рекомендуется исходить из следующего соотношения минимального уровня профессионального образования и групп должностей муниципальной службы (таблица N 1).

Таблица N 1

Группы должностей муниципальной службы
Минимальный уровень профессионального образования
высшие и главные должности
высшее образование - специалитет, магистратура
ведущие должности
высшее образование - бакалавриат
младшие и старшие должности
среднее профессиональное образование

Указанный подход к установлению требований к уровню образования обусловлен необходимостью учета возрастающей в зависимости от группы должностей сложностью и ответственностью должностных обязанностей муниципального служащего.

2. Требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (в части продолжительности и вне зависимости от области и вида деятельности)

В целях соблюдения принципа единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ, при определении квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки необходимо учитывать требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, установленные на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" и законом субъекта Российской Федерации для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Квалификационные требования к стажу муниципальной службы для замещения должностей муниципальной службы следует устанавливать дифференцированно по группам должностей муниципальной службы.

3. Требования к знаниям (вне зависимости от области и вида деятельности)

Для замещения должностей всех групп рекомендуется предъявлять:

1) требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

2) требования к правовым знаниям основ:

- Конституции Российской Федерации;

- Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

- Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";

- законодательства о противодействии коррупции.

4. Требования к умениям (вне зависимости от области и вида деятельности)

Для замещения должностей всех групп рекомендуется предъявлять требования к умениям:

1) работать на компьютере, в том числе в сети "Интернет";

2) работать в информационно-правовых системах.

Для замещения должностей высшей, главной и ведущей групп рекомендуется предъявлять требования к умениям:

1) руководить подчиненными, эффективно планировать работу и контролировать ее выполнение;

2) оперативно принимать и реализовывать управленческие решения;

3) вести деловые переговоры с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, организаций;

4) соблюдать этику делового общения при взаимодействии с гражданами.

При формулировании базовых квалификационных требований в должностной инструкции муниципального служащего необходимо придерживаться указанной структуры требований, предусматривая наряду с требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки определение требований к знаниям и умениям.

Функциональные квалификационные требования
(в зависимости от области и вида деятельности)

Функциональные квалификационные требования, предусмотренные Справочником подразделены на:

- общие квалификационные требования в конкретной области деятельности (единые для всех ее видов);

- дополнительные квалификационные требования (специализированные для вида деятельности в конкретной области деятельности).

1. Требования к специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя))

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") должностной инструкцией муниципального служащего по усмотрению представителя нанимателя (работодателя) могут предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего.

Указание в должностной инструкции муниципального служащего требований к конкретной специальности, направлению подготовки является предпочтительным в связи с тем, что предполагает наличие фундаментальных теоретических знаний у претендентов (муниципальных служащих) для замещения должности муниципальной службы (далее - претенденты), которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Таким образом, муниципальный служащий способен быстрее овладеть знаниями и умениями с учетом области и вида деятельности и возможностью эффективно и результативно их применять на практике.

2. Особенности исчисления стажа работы по специальности (направлению подготовки)

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность(-ти) (направление(-я) подготовки), указанную(-ые) в должностной инструкции муниципального служащего, со специальностью (направлением подготовки), указанной в дипломе об образовании. После этого необходимо установить периоды трудовой деятельности претендента (муниципального служащего), исходя из наименования должностей, ранее замещавшихся претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполнявшихся им должностных обязанностей на прежних местах трудовой деятельности, которые могут быть признаны стажем по специальности (направлению подготовки), полученной претендентом в соответствии с дипломом об образовании.

В случае, если в должностной инструкции муниципального служащего не предусмотрены квалификационные требования к конкретной(-ым) специальности(-ям) (направлению(-ям) подготовки), необходимо отдавать предпочтение тем претендентам (муниципальным служащим), у которых характер выполнявшихся должностных обязанностей на прежних местах трудовой деятельности максимально соответствует должностным обязанностям по должности муниципальной службы.

Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных инструкциях по прежним местам трудовой деятельности.

Информация государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о требованиях в части специальностей (направлений подготовки), наличие которых создает условия для эффективного исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, обобщена в Справочнике. При этом каждая должность муниципальной службы отнесена к определенной области деятельности, поэтому специальности (направления подготовки), указанные в дипломах претендента (муниципального служащего), можно сопоставить с приведенными в соответствующем разделе Справочника.

3. Требования к знаниям и умениям

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.

Функциональные квалификационные требования согласно взаимосвязанным положениям статьи 8 и части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ необходимо устанавливать в зависимости от области и вида деятельности. Соответственно квалификационные требования, включаемые в должностные инструкции муниципальных служащих, должны быть составлены с учетом области и вида деятельности муниципального служащего. При составлении функциональных квалификационных требований Минтруд России рекомендует руководствоваться областями и видами деятельности, содержащимися в Справочнике.

Установление типовых квалификационных требований законом субъекта Российской Федерации, квалификационных требований муниципальным правовым актом, должностной инструкцией и определение их взаимосвязи отображено в Таблице N 2.

Таблица N 2

Взаимосвязь нормативных правовых актов, должностной
инструкции при установлении квалификационных требований
для замещения должностей муниципальной службы

виды квалификационных требований
нормативные правовые акты, должностная инструкция
закон субъекта Российской Федерации
муниципальный правовой акт
должностная инструкция
профессиональное образование
уровень
уровень
уровень, специальности, направления подготовки <*> (устанавливаются с учетом области и вида деятельности)
стаж
муниципальной службы
продолжительность
продолжительность
продолжительность, специальности, направления подготовки <*> (устанавливаются с учетом области и вида деятельности)
работы по специальности, направлению подготовки
знания и умения
не устанавливаются
не устанавливаются
устанавливаются с учетом области и вида деятельности

--------------------------------

<*> При наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя).