2. "Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (Версия 2.0)" (утв. Минтрудом России)
2. Система квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы
Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к:
- уровню профессионального образования;
- стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки;
- знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
- специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя)).
На основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии, Минтрудом России предлагается внедрение на муниципальной службе квалификационных требований, по своему содержанию подразделяющихся на:
- базовые квалификационные требования, предъявляемые для замещения всех должностей муниципальной службы;
- функциональные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (далее - область и вид деятельности).
Базовые квалификационные требования
Базовые квалификационные требования в части требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки составляют основу типовых квалификационных требований и устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, на основе которого формируются квалификационные требования в указанных частях в муниципальных правовых актах и должностных инструкциях муниципальных служащих.
Базовые квалификационные требования в части требований к знаниям и умениям включаются непосредственно в должностную инструкцию муниципального служащего из Справочника.
1. Требования к уровню профессионального образования (вне зависимости от области и вида деятельности)
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
С учетом положений Федерального закона N 273-ФЗ рекомендуется исходить из следующего соотношения минимального уровня профессионального образования и групп должностей муниципальной службы (таблица N 1).
Таблица N 1
Группы должностей муниципальной службы
|
Минимальный уровень профессионального образования
|
высшие и главные должности
|
высшее образование - специалитет, магистратура
|
ведущие должности
|
высшее образование - бакалавриат
|
младшие и старшие должности
|
среднее профессиональное образование
|
Указанный подход к установлению требований к уровню образования обусловлен необходимостью учета возрастающей в зависимости от группы должностей сложностью и ответственностью должностных обязанностей муниципального служащего.
2. Требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (в части продолжительности и вне зависимости от области и вида деятельности)
В целях соблюдения принципа единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ, при определении квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки необходимо учитывать требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, установленные на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" и законом субъекта Российской Федерации для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к стажу муниципальной службы для замещения должностей муниципальной службы следует устанавливать дифференцированно по группам должностей муниципальной службы.
3. Требования к знаниям (вне зависимости от области и вида деятельности)
Для замещения должностей всех групп рекомендуется предъявлять:
1) требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
2) требования к правовым знаниям основ:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации";
- Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- законодательства о противодействии коррупции.
4. Требования к умениям (вне зависимости от области и вида деятельности)
Для замещения должностей всех групп рекомендуется предъявлять требования к умениям:
1) работать на компьютере, в том числе в сети "Интернет";
2) работать в информационно-правовых системах.
Для замещения должностей высшей, главной и ведущей групп рекомендуется предъявлять требования к умениям:
1) руководить подчиненными, эффективно планировать работу и контролировать ее выполнение;
2) оперативно принимать и реализовывать управленческие решения;
3) вести деловые переговоры с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, организаций;
4) соблюдать этику делового общения при взаимодействии с гражданами.
При формулировании базовых квалификационных требований в должностной инструкции муниципального служащего необходимо придерживаться указанной структуры требований, предусматривая наряду с требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки определение требований к знаниям и умениям.
Функциональные квалификационные требования
(в зависимости от области и вида деятельности)
Функциональные квалификационные требования, предусмотренные Справочником подразделены на:
- общие квалификационные требования в конкретной области деятельности (единые для всех ее видов);
- дополнительные квалификационные требования (специализированные для вида деятельности в конкретной области деятельности).
1. Требования к специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя))
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") должностной инструкцией муниципального служащего по усмотрению представителя нанимателя (работодателя) могут предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего.
Указание в должностной инструкции муниципального служащего требований к конкретной специальности, направлению подготовки является предпочтительным в связи с тем, что предполагает наличие фундаментальных теоретических знаний у претендентов (муниципальных служащих) для замещения должности муниципальной службы (далее - претенденты), которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Таким образом, муниципальный служащий способен быстрее овладеть знаниями и умениями с учетом области и вида деятельности и возможностью эффективно и результативно их применять на практике.
2. Особенности исчисления стажа работы по специальности (направлению подготовки)
Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность(-ти) (направление(-я) подготовки), указанную(-ые) в должностной инструкции муниципального служащего, со специальностью (направлением подготовки), указанной в дипломе об образовании. После этого необходимо установить периоды трудовой деятельности претендента (муниципального служащего), исходя из наименования должностей, ранее замещавшихся претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполнявшихся им должностных обязанностей на прежних местах трудовой деятельности, которые могут быть признаны стажем по специальности (направлению подготовки), полученной претендентом в соответствии с дипломом об образовании.
В случае, если в должностной инструкции муниципального служащего не предусмотрены квалификационные требования к конкретной(-ым) специальности(-ям) (направлению(-ям) подготовки), необходимо отдавать предпочтение тем претендентам (муниципальным служащим), у которых характер выполнявшихся должностных обязанностей на прежних местах трудовой деятельности максимально соответствует должностным обязанностям по должности муниципальной службы.
Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных инструкциях по прежним местам трудовой деятельности.
Информация государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о требованиях в части специальностей (направлений подготовки), наличие которых создает условия для эффективного исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, обобщена в Справочнике. При этом каждая должность муниципальной службы отнесена к определенной области деятельности, поэтому специальности (направления подготовки), указанные в дипломах претендента (муниципального служащего), можно сопоставить с приведенными в соответствующем разделе Справочника.
3. Требования к знаниям и умениям
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.
Функциональные квалификационные требования согласно взаимосвязанным положениям статьи 8 и части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ необходимо устанавливать в зависимости от области и вида деятельности. Соответственно квалификационные требования, включаемые в должностные инструкции муниципальных служащих, должны быть составлены с учетом области и вида деятельности муниципального служащего. При составлении функциональных квалификационных требований Минтруд России рекомендует руководствоваться областями и видами деятельности, содержащимися в Справочнике.
Установление типовых квалификационных требований законом субъекта Российской Федерации, квалификационных требований муниципальным правовым актом, должностной инструкцией и определение их взаимосвязи отображено в Таблице N 2.
Таблица N 2
Взаимосвязь нормативных правовых актов, должностной
инструкции при установлении квалификационных требований
для замещения должностей муниципальной службы
виды квалификационных требований
|
нормативные правовые акты, должностная инструкция
|
|||
закон субъекта Российской Федерации
|
муниципальный правовой акт
|
должностная инструкция
|
||
профессиональное образование
|
уровень
|
уровень
|
уровень, специальности, направления подготовки <*> (устанавливаются с учетом области и вида деятельности)
|
|
стаж
|
муниципальной службы
|
продолжительность
|
продолжительность
|
продолжительность, специальности, направления подготовки <*> (устанавливаются с учетом области и вида деятельности)
|
работы по специальности, направлению подготовки
|
||||
знания и умения
|
не устанавливаются
|
не устанавливаются
|
устанавливаются с учетом области и вида деятельности
|
--------------------------------
<*> При наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя).