Утверждаю
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
11 мая 2004 года

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗГРУЗКЕ ЛЕСОВОЗНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УСТАНОВКАМИ ЛТ-10 (РРУ-10М)
И ЧЕЛЮСТНЫМИ ЛЕСОПОГРУЗЧИКАМИ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Общие требования охраны труда изложены в Инструкции "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесоскладских работах".

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо:

осмотреть лесопогрузчик и лебедки, челночные захваты, натяжной и грузовой туеры, пульт дистанционного управления;

проверить состояние тяговых канатов, их натяжение и надежность крепления к барабану лебедки и челночным захватам;

проверить надежность крепления грузового туера, который воспринимает значительные нагрузки во время работы установки;

проверить исправность заземления и ограждения лебедок, звуковой сигнализации;

осмотреть тормоза лебедок;

закрыть боковины капота, закрепив их замками;

убедиться в отсутствии на гусеницах, колесах и под трактором посторонних предметов;

убедиться в отсутствии людей на пути движения трактора и стаскиваемых хлыстов;

дать предупредительный сигнал.

2.2. Если на лебедке разгрузочно-растаскивающей установки ненадежно работают тормоза, а также неисправен звуковой сигнал, разгрузка лесовозного транспорта запрещается.

2.3. Убедившись в исправности всех механизмов установки, следует проверить работу челночных захватов на холостом ходу.

2.4. Об обнаруженных во время осмотра и пробной работы установки неисправностях при невозможности их устранения своими силами следует доложить мастеру или механику.

2.5. Работать на неисправном оборудовании запрещается.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Во время работы необходимо быть внимательным и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Перед подачей лесовозного подвижного состава под разгрузку необходимо осмотреть и привести в порядок участок лесовозного пути против разгрузочной площадки, очистив его от остатков древесины, снега и льда. Челночные захваты необходимо переместить в исходное положение к краю разгрузочной эстакады.

3.4. Лесовозный подвижной состав для разгрузки устанавливается по указанию и сигналу работника с таким расчетом, чтобы при разгрузке с помощью ЛТ-10 были равномерно загружены обе ветви тяговых канатов установки.

3.5. Во избежание опрокидывания лесовозного подвижного состава во время разгрузки методом стаскивания концы коников могут крепиться заякоренными цепями или тросами со стороны, противоположной разгрузочной площадке.

3.6. До начала разгрузки лесовозного подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целости замков, стоек, принять меры против произвольного раскатывания разгружаемого груза.

3.7. Автопоезда с неисправными стойками или замковыми устройствами должны разгружаться в присутствии мастера с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание груза с разгружаемого состава.

3.8. Поставленные под разгрузку автомашины должны затормаживаться ручными тормозами. Использовать для этой цели ваги и поленья запрещается.

3.9. Застропка пачки хлыстов должна выполняться при закрытых стойках коников. После застропки пачки хлыстов необходимо натянуть всю систему разгрузочных тросов и только после этого открывать замки.

3.10. При открывании стоечных замков необходимо находиться с противоположной от разгрузки стороны.

3.11. Перед началом стаскивания пачки хлыстов или их перекидывании следует убедиться, что на пути движения пачки нет людей, и дать сигнал о включении установки или лесопогрузчика в работу.

Перед разгрузкой лесовозного подвижного состава необходимо предупредить водителя о необходимости отойти в безопасное место от перемещаемого груза.

3.12. При выполнении разгрузочных операций необходимо:

перемещать пачку хлыстов с коников лесовозного подвижного состава плавно, без рывков, не допуская перегруза одной из ветвей тягового каната установки;

не допускать одновременного перемещения по разгрузочной площадке нескольких пачек хлыстов;

при перемещении пачки хлыстов с помощью разгрузочных стропов рабочие упоры челночных захватов должны быть утоплены и закрыты запирающими устройствами.

3.13. В процессе разгрузки работник должен находиться на расстоянии не менее 5 м от торцов разгружаемой пачки хлыстов.

3.14. При выполнении разгрузочных работ запрещается:

допускать посторонних лиц в зону работы разгрузочно-растаскивающей установки лесопогрузчика;

передавать управление установкой и лесопогрузчиком посторонним лицам;

допускать к застропке груза лиц, не имеющих прав стропальщика;

выполнять разгрузку лесовозного подвижного состава, если в кабине автомобиля находится водитель или посторонние лица;

работать при износе тягового каната больше допустимого по нормам;

оставлять свисающие с разгрузочной площадки хлысты (деревья);

работать на неосвещенной площадке.

3.15. В случае надвигания одного из концов хлыста транспортер должен быть немедленно остановлен, а рубильник отключен. После этого следует приступить к выравниванию хлыста.

3.16. При разгрузке (перегрузке) подвижного состава челюстным лесопогрузчиком могут применяться два метода: выгрузка хлыстов (деревьев) в порядке, обратном погрузке, без раскрывания замков стоек коников; разгрузка подвижного состава с открыванием замков стоек коников.

Если выгрузка древесины осуществляется в обратном погрузке порядке без раскрывания замков стоек коников, машинист должен руководствоваться требованиями "Инструкции по охране труда для машиниста челюстного лесопогрузчика".

При разгрузке подвижного состава с открыванием замков стоек коников необходимо соблюдать следующие требования:

челюстной лесопогрузчик должен находиться на противоположной разгрузке стороне, упираясь рабочим органом в пачку хлыстов. Только после этого водитель должен открывать замки стоек коников, передвигаясь от передней стойки к задней;

надвигая лесопогрузчик на пачку хлыстов для сталкивания ее с коников, машинист должен следить, чтобы не повредить подвижной состав;

в случае необходимости следует объехать подвижной состав и осуществить перекидку древесины со стороны выгрузки.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении или обнаружении неисправностей (при обрыве прядей у тяговых канатов, отказе в действии конечного выключателя, звукового сигнала, повреждении гибкого подвесного кабеля и кнопочной станции управления, неправильного наматывания каната на барабан лебедки, при поломке блоков натяжного и грузового туеров) необходимо немедленно прекратить работу установки.

4.2. При показаниях приборов погрузчика, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить трактор и выключить двигатель. Далее необходимо выявить неисправность и принять меры к ее устранению.

Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины. Работать при этом нужно только в рукавицах.

4.3. При возникновении пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель.

4.4. При заклинивании входной дверцы погрузчика необходимо выдавить или выбить лобовое стекло и покинуть кабину.

4.5. По сигналу "стоп" следует немедленно остановить установку или погрузчик независимо от того, кем этот сигнал был подан.

4.6. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания следует выключить двигатель установки или погрузчика.

4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.

4.8. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.

При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы следует:

передвинуть челюстные захваты в исходное положение, чтобы они не находились под пачкой хлыстов и были хорошо видны;

выключить рубильник;

осмотреть лебедки и канатно-блочное оборудование.

5.2. Машинист должен:

очистить лесопогрузчик от грязи;

поставить его в отведенное для стоянки место;

опустить стрелу; затормозить лесопогрузчик;

поставить рычаги в нейтральное положение;

при минусовых температурах воздуха слить воду из систем охлаждения;

закрыть кабину трактора.

5.3. Совместно с другими работниками нижнего склада убрать упавшие во время разгрузки мелкие хлысты, обрезки, сучья и очистить подъездные пути от мусора и отходов лесозаготовок.

5.4. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить мастера или соответствующего руководителя работ.