Раздел 4. ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Раздел 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ
При проектировании обобщенных норм влияние ряда производственных факторов, заложенных в нормали процесса, учитывается усредненно. Для механизированных процессов такие факторы связаны с организационно-технологическими условиями выполнения процесса, мастерством машиниста и техническим состоянием машин. Учет этих факторов при проектировании норм на механизированные процессы расчетно-аналитическим методом осуществляется с помощью коэффициента приведения.
Назначение этого коэффициента заключается в приведении величины расчетной эксплуатационной производительности, учитывающей только использование машины по времени, к нормативной, учитывающей влияние всех производственных факторов. Коэффициент приведения устанавливается исходя из следующих основных положений:
а) уровень усредненного влияния организационно-технологических условий выполнения процесса, мастерства машинистов и технического состояния машин одинаков для аналогичных машин.
Под аналогичными (сравнимыми с точки зрения нормирования трудовых процессов) машинами следует понимать различные марки машин одного вида (назначения), одинакового типоразмера. Для новых моделей машин, отличающихся от уже применяемых в строительстве коренными усовершенствованиями или более обширной областью применения, аналоги среди существующих машин с позиции нормирования механизированных процессов отсутствуют;
б) уровень усреднения влияния факторов, учитываемых коэффициентом приведения, для применяемой в строительстве машины-аналога может быть перенесен и на новую модель машины при проектировании норм на новый процесс;
в) машина-аналог для новой модели машины устанавливается на основании имеющихся норм на аналогичные процессы в единых, ведомственных или типовых.
Величина коэффициента приведения определяется по формуле:
Пн.а.
Кприв. = -----, (5)
Пэ.а.
где:
Пн.а. - часовая нормативная эксплуатационная
производительность машины-аналога, найденная по формуле:
1
Пн.а. = --------, (6)
Нвр.м.а.
где:
Нвр.м.а. - норма машинного времени для машины-аналога в
единых, ведомственных и типовых нормах времени;
Пэ.а. - часовая расчетная эксплуатационная производительность
машины-аналога, определяемая по формуле:
Пэ.а. = Пт.а. x Ки.а., (7)
где:
Пт.а. - техническая производительность машины-аналога
(значение устанавливается в соответствии с положениями раздела 2
настоящих Методических рекомендаций);
Ки.а. - коэффициент использования по времени машины-аналога
(значение устанавливается в соответствии с положениями раздела 3
настоящих Методических рекомендаций).
Подставляя в формулу (5) значения ее составляющих, получаем
общий вид формулы определения коэффициента приведения:
1
Кприв. = ------------------------. (8)
Нвр.м.а. x Пт.а. x Ки.а.
Иногда в сборниках производственных норм приводят значения
показателей работы машины, характеризующих ее производительность
(продолжительность цикла или число циклов в единицу времени и
т.п.).
В этом случае значение коэффициента приведения можно
определить по формулам:
Нп.
Кприв. = --- (при Нп. < Пп.) (9а)
Пп.
или
Пп.
Кприв. = --- (при Нп. > Пп.), (9б)
Нп.
где:
Пп. - величина паспортного показателя, характеризующего производительность машины, указывается в ее техническом паспорте;
Нп. - величина аналогичного нормативного показателя, предусмотренная действующими нормами.
Числовая величина коэффициента приведения, полученная в результате расчета по формулам (8, 9а, 9б), должна находиться в пределах 1 >= Кприв. >= 0,48.
При определении числовой величины коэффициента приведения необходимо учитывать следующее:
1. Величина коэффициента приведения может быть меньше или равна 1, что вытекает из формул (5, 9а, 9б).
При получении коэффициента приведения, равного 1, нормативная производительность машины достигает оптимальной величины, т.е. Пн.а. = Пэ.а. и Нп. = Пп. Это становится возможным при наилучшем состоянии машины, высоком мастерстве машинистов, полном освоении машины на производстве и высоком уровне организации труда и производства.
2. При получении величины коэффициента приведения меньше минимально допускаемого (Кприв. <= 0,48) в расчет принимается Кприв. = 0,48.
3. Величина коэффициента приведения может быть использована в качестве одного из показателей уровня организации труда и производства при выполнении конкретного механизированного процесса, а также показателя производительности машин в производственных условиях.
Примеры определения коэффициента приведения изложены в Приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. В случае отсутствия в сборниках единых, ведомственных или типовых норм времени машины-аналога или трудностей в нахождении паспортных данных машины-аналога для новой модели машины величина коэффициента приведения принимается равной 0,48.
