Приложение 5. ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОРМ ДЛЯ ЗВЕНА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМОВ | § Монтаж металлического павильона-остановки для пассажирского транспорта | Указание по применению норм
Доставка автопавильона к месту установки нормируется отдельно.
Техническая характеристика автомобильного
крана КС-35716
Базовое шасси ЗИЛ-433102 (4 x 2) Грузоподъемность максимальная, т 12,5 Грузовой момент, тм 37,5 Тип стрелы телескопическая двухсекционная Вылет стрелы, м 3 - 14 Максимальная высота подъема по основной 15,4 стреле, м Длина стрелы, м 9 - 15 Скорость подъема-опускания груза, м/мин. 0,4 - 15 Скорость транспортная, км/ч 85 Масса, кг 11600 Габариты в транспортном положении, мм 10600 x 2500 x 3550
Состав работы
1. Приведение автокрана в рабочее положение.
2. Разгрузка бетонной смеси.
3. Перемещение павильона.
4. Установка и выверка павильона.
5. Установка анкерных болтов.
6. Приведение автокрана в транспортное положение.
7. Бетонирование опор.
┌──────────────────────┬────────────────┬──────────┬─────┬───────┐ │ Наименование работ │ Состав звена │Измеритель│Нвр. │ Расц. │ ├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤ │Монтаж металлического │Машинист крана │1 павильон│ 0,7 │19 - 10│ │павильона-остановки │автомобильного: │ │-----│ │ │для пассажирского │6 разр. - 1 │ │(0,7)│ │ │транспорта │ │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤ │ │Монтажники по │1 павильон│ 2,1 │37 - 39│ │ │монтажу стальных│ │ │ │ │ │и железобетонных│ │ │ │ │ │конструкций: │ │ │ │ │ │4 разр. - 1 │ │ │ │ │ │3 разр. - 1 │ │ │ │ │ │2 разр. - 1 │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤ │ │Бетонщики: │1 павильон│ 1,4 │22 - 89│ │ │3 разр. - 1 │ │ │ │ │ │2 разр. - 1 │ │ │ │ ├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤ │ИТОГО: │ │1 павильон│ 4,2 │79 - 38│ │ │ │ │-----│ │ │ │ │ │(0,7)│ │ └──────────────────────┴────────────────┴──────────┴─────┴───────┘
Форма 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА
┌───────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┬──┐ │ Строительная организация, объект, │ Дата наблюдения │N наб- │ХП│ │ бригада │ │людения│ │ │ Тосненское ДРСУ Лендоркомитета, ├─────────────────┼───────┤ │ │ а/д Москва - С.-Петербург │ 18 июля 2000 г. │ 1 │ │ ├───────────────────────────────────┴─────────────────┴───────┼──┤ │Наименование процесса: Монтаж автопавильона │ │ ├────────────────────────┬──┬────┬──┬─────────────────────────┴──┤ │Время смены: │1 │Ма- │18│Автомобильный кран КС-35716,│ │8-00 - 17-00 │ │ши- │ │лопата - 2 шт., лом - 4 шт.,│ ├────────────────────────┼──┤ны, │ │гаечный ключ - 2 комплекта, │ │Температура, осадки, │2 │инс-│ │отвес - 2 шт., ручные │ │ветер: +19, +22 °C, │ │тру-│ │трамбовки - 2 шт. │ │без осадков │ │мен-│ │ │ ├────────────────────────┼──┤ты и│ │ │ │Состав звена (по профес-│3 │при-│ │ │ │сиям и разрядам) │ │спо-│ │ │ │Маш. крана 6 р. - 1; │ │соб-│ │ │ │бетонщики 3 р. - 1; │ │ле- │ │ │ │2 р. - 1; монтажники │ │ния │ │ │ │4 р. - 1; 3 р. - 1; │ │ │ │ │ │2 р. - 1 │ │ │ │ │ ├────┬───────────────────┼──┤ │ │ │ │Ха- │Фамилия звеньевого │4 │ │ │ │ │рак-│(или рабочего, │ │ │ │ │ │те- │выполняющего про- │ │ │ │ │ │рис-│цесс): Савельев │ │ │ │ │ │тика│Н.Г. │ │ │ │ │ │ра- ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │бо- │Пол, возраст: │5 │ │ │ │ │чих │муж. 45 лет │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │ │Образование: │6 │ │ │ │ │ │среднее │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │ │Стаж работы по │7 │ │ │ │ │ │специальности: │ │ │ │ │ │ │12 лет │ │ │ │ │ ├────┴───────────────────┼──┤ │ │ │ │Продолжительность работы│8 │ │ │ │ │по исследуемому процессу│ │ │ │ │ ├────────────────────────┼──┼────┼──┼────────────────────────────┤ │Система оплаты труда │9 │Объ-│17│Три автопавильона, материал │ ├────────────────────────┼──┤ект │ │- металл. Продукция первого │ │Темп работы: средний │10│ра- │ │наблюдения - 1 автопавильон │ ├────┬───────────────────┼──┤бо- │ │ │ │Про-│Вес автопавильона -│11│ты, │ │ │ │чие │2300 кг │ │ма- │ │ │ │дан-├───────────────────┼──┤те- │ │ │ │ные │Цементобетонная │12│риал│ │ │ │ │смесь М-200 │ │и │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤про-│ │ │ │ │Болты анкерные - │13│дук-│ │ │ │ │16 шт. │ │ция │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │ │ │14│ │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │ │ │15│ │ │ │ │ ├───────────────────┼──┤ │ │ │ │ │ │16│ │ │ │ └────┴───────────────────┴──┴────┴──┴────────────────────────────┘
обратная сторона формы 1
┌────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┐ │ Рабочее место │ │ Описание организации и техники │ │ │ │процесса (общее и по элементам) │ ├────────────────────────────┼──┼────────────────────────────────┤ │ 19 │ │ 20 │ ├────────────────────────────┼──┼──────┬───┬────────┬────────────┤ │Уширение проезжей части │ │А/до- │ │ │ │автомобильной дороги с под- │ │рога │ │ │ │ │готовленной площадкой для │ │Моск- │ │ │ │монтажа автопавильона │ │ва - │ │ │ Ящик ц/р. │ ├────────────────────────────┼──┤С.-Пе-│ │ М-200 │ │ │ │тер- │ │ │ ┌────┐ │ ├────────────────────────────┼──┤бург │ │ │XXXX│ │ │ │ │ │ │ │ └────┘ │ ├────────────────────────────┼──┤ │ КС-35716└────┐ │ │ │ │ │ │ ┌───┐ ┌───┐ │Дере- │ ├────────────────────────────┼──┤ │ │###│ │\\\│ │вянные │ │ │ │ │ │ └┬─┬┘ └───┘ │под- │ ├────────────────────────────┼──┤ │ │ │ ┌────┘ставки │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌────┐ │ ├────────────────────────────┼──┤ │ │ └───┼─┤ │ │ │ │ │ │ │ └─────┼─┤ │Авто-│ ├────────────────────────────┼──┤ │ │ └────┘па- │ │Предложения рабочих │21│ │ │ │ виль-│ │по улучшению организации │ │ │ │ он │ │и технологии │ │ │ │ │ │ │исследуемого процесса │ │ │ │ │ └────────────────────────────┴──┴──────┴───┴────────┴────────────┘
Примечание. При значительном объеме данных характеристики процесса, не помещающихся на бланке, к нему следует подклеивать лист бумаги.
Составил: Проверил:
Форма 3
ФОТОУЧЕТ ГРАФИЧЕСКИЙ
┌─────────────────────────────────┬───────────────┬──────┬─────┬────────┬───────┬────┐ │Строительная организация и объект│ 18.07.2000 │Начало│Конец│Продолж.│N набл.│ ФГ │ │ Тосненское ДРСУ Лендоркомитета, │ ├──────┼─────┼────────┼───────┤ │ │ а/д Москва - С.-Петербург │ │ 8 ч │ 8 ч │ - ч │ 1 │ │ │ │ │00 м. │43 м.│ 43 м. │ │ │ ├─────────────────────────────────┴───────────────┴──────┴─────┴────────┴───────┼────┤ │Наименование процесса: Монтаж автопавильона │При-│ ├────┬────────────┬───┬───────────────────────────┬───┬─────────────┬───────────┤ме- │ │N │Наименование│час│ │час│ Сумма │Кол-во про-│ча- │ │эле-│ элементов ├───┘ └───┤ │дукции в │ния │ │мен-│ │ │ │измерителях│ │ │тов │ │ 10 20 30 40 50 │ │элементов │ │ │ │ │ ├──────┬──────┼─────┬─────┤ │ │ │ │ 5 15 25 35 45 55 │затрат│затрат│по │по │ │ │ │ │ │време-│труда │каж- │всем │ │ │ │ │ │ни по │по │дому │ис- │ │ │ │ │ │каждо-│всем │ис- │полн.│ │ │ │ │ │му ис-│ис- │полн.│ │ │ │ │ │ │полн. │полн. │ │ │ │ │ │ │ │в мин.│в чел.│ │ │ │ │ │ │ │ │-мин. │ │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │1. │Приведение │ М1 │ 10 │ 15 │ 1 │ 1 │ │ │ │автокрана в │───────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │рабочее по- │ М2 │ 3 │ │ 1 │ │ │ │ │ложение │──── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ М3 │ 2 │ │ 1 │ │ │ │ │ │── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │2. │Разгрузка │ Б2 │ 32 │ 32 │ 0,15│ 0,15│ │ │ │бетонной │───────────────────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │смеси │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │3. │Строповка │ М1 │ 3 │ 9 │ 1 │ 1 │ │ │ │автопавильо-│ ──── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │на │ М2 │ 3 │ │ 1 │ │ │ │ │ │ ──── ├──────┤ │ │ │ │ │ │ │ М3 │ 3 │ │ │ │ │ │ │ │ ──── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ 1 │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │4. │Подъем и │ М1 │ 2 │ 2 │ 1 │ 1 │ │ │ │перемещение │ ─── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │автопавильо-│ │ │ │ │ │ │ │ │на │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │5. │Установка и │ М2 │ 12 │ 30 │ 1 │ 1 │ │ │ │выверка ав- │ ──────────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │топавильона │ М3 │ 10 │ │ 1 │ │ │ │ │ │ ────────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ М1 │ 8 │ │ │ │ │ │ │ │ ──────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ 1 │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │6. │Установка │ М4 │ 28 │ 28 │16 │16 │ │ │ │анкерных │ ────────────── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │болтов │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │7. │Приведение │ М1 │ 7 │ 19 │ 1 │ 1 │ │ │ │автокрана в │ ───── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │рабочее │ М2 │ 6 │ │ 1 │ │ │ │ │положение │ ──── ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ М3 │ 6 │ │ 1 │ │ │ ├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │8. │Бетонирова- │ Б1 │ 37 │ 48 │ 4 │ 4 │ │ │ │ние опор │──────────────────────── ├──────┤ ├─────┤ ├────┤ │ │ │ Б2 │ 11 │ │ 4 │ │ │ │ │ │ ─────────── ├──────┤ ├─────┤ ├────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┴────────────┴───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤ │Наблюдал Проверил Итого │ │ 183 │ │ │ │ │ ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├──────┤ ├─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────┴─────┴────┘
Принятые обозначения:
М1 - машинист крана автомобильного, 6 разряд;
монтажники: М2 - 4 разряда, М3 - 3 разряда, М4 - 2 разряда;
бетонщики: Б1 - 3 разряда, Б2 - 2 разряда.
Форма 6
ОБРАБОТКА НЕЦИКЛИЧНАЯ ПЕРВОГО НАБЛЮДЕНИЯ
┌─────────────────────────┬──────┬─────┬────────┬────────┬───────┐ │Строительная организация,│Начало│Конец│Продолж.│N набл. │ ОН │ │ объект ├──────┼─────┼────────┼────────┤ │ │ │ 8 ч │ 8 ч │ - ч │ 1 │ │ │ │00 м. │43 м.│ 43 м. │ │ │ ├─────────────────────────┴──────┴─────┴────────┴────────┤ │ │Наименование процесса: Монтаж автопавильона │ │ ├────┬────────────────────┬────────────┬────────┬────────┼───────┤ │N │ Наименование │Сумма затрат│Наимено-│Выполне-│Кол-во │ │эле-│ элементов │времени или │вание │но про- │про- │ │мен-│ │ труда │измери- │дукции в│дукции │ │тов │ ├─────┬──────┤телей │измери- │за 60 │ │ │ │в │ в % │элемен- │телях │чел.- │ │ │ │чел.-│ │тов │элемен- │мин. │ │ │ │мин. │ │ │тов │гр. 6 /│ │ │ │ │ │ │ │гр. 3 x│ │ │ │ │ │ │ │60 │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │1. │Приведение автокрана│ 15 │ 6,0 │1 прив. │ 1 │ 4 │ │ │в рабочее положение │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │2. │Разгрузка бетонной │ 32 │ 12,7 │1 куб. м│ 0,15 │ 0,28 │ │ │смеси │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │3. │Строповка автопа- │ 9 │ 3,6 │1 стр. │ 1 │ 6,67 │ │ │вильона │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │4. │Подъем и перемещение│ 2 │ 0,8 │1 а/пав.│ 1 │ 30 │ │ │автопавильона │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │5. │Установка и выверка │ 30 │ 11,9 │1 а/пав.│ 1 │ 2 │ │ │автопавильона │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │6. │Установка анкерных │ 28 │ 11,1 │1 болт │ 16 │ 34,29 │ │ │болтов │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │7. │Приведение автокрана│ 19 │ 7,5 │1 а/пав.│ 1 │ 3,16 │ │ │в транспортное поло-│ │ │ │ │ │ │ │жение │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │8. │Бетонирование опор │ 48 │ 19,0 │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ │Итого оперативной │183,0│ 72,6 │ │ │ │ │ │работы: │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │9. │Подготовительно- │ 10 │ 4,0 │ │ │ │ │ │заключительные │ │ │ │ │ │ │ │работы │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ │Итого работы по │193,0│ 76,6 │ │ │ │ │ │заданию: │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │10. │Технологические │ 36,0│ 14,3 │ │ │ │ │ │перерывы │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │11. │Отдых │ 23,0│ 9,1 │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ │Итого нормируемых │252,0│100 │ │ │ │ │ │затрат: │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │12. │Непредвиденные │ - │ - │ │ │ │ │ │работы │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ │ │Итого: │252,0│100 │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ ├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤ └────┴────────────────────┴─────┴──────┴────────┴────────┴───────┘
Составил: Проверил:
В необходимых случаях следует дать пояснения к обработке нецикличной.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту параграфа норм на "Монтаж павильона-остановки
для пассажирского транспорта"
1. Вводная часть
Место исследования - Тосненское ДРСУ Дорожного комитета Ленинградской области.
Время исследования - июль 2000 года. Всего проведено три наблюдения общей продолжительностью 6 часов 10 мин.
Метод наблюдения - фотоучет графический с точностью записи времени 0,5 мин.
Метеорологические условия - работа выполнялась на открытой площадке, температура воздуха от +19 до +22 °C, без осадков.
Главный измеритель процесса - 1 автопавильон.
Общий объем выполненной продукции - за время наблюдения было установлено три павильона.
Исполнитель - исследование и проектирование норм производила инженер Тосненского ДРСУ Леденева О.В.
2. Установление нормали процесса
Общая характеристика исследованного процесса
Материалы:
а) павильон весом 2300 кг;
б) цементобетонная смесь М-200.
Механизмы, инструменты, приспособления
Для производства работ применяли:
а) лопаты, ломы, ручные трамбовки, гаечные ключи, отвес;
б) кран КС-35716.
Рабочее место - автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург.
Организация и техника процесса
Монтаж павильона производился автокраном КС-35716 на предварительно подготовленной площади с выкопанными ямами для опор. Павильон перед установкой находился в радиусе действия крана. Монтаж павильона производился в следующей последовательности: автокран устанавливался на краю проезжей части и приводился в рабочее положение. Павильон строповался за монтажные петли, расположенные на нем, 4-ветвевым стропом. Далее осуществлялся подъем и транспортировка павильона к месту установки поворотом стрелы автокрана. Павильон после выверки устанавливался на четыре деревянные подставки. Затем в опорные части павильона вставлялись 16 анкерных болтов и закреплялись гайками. Бетонирование ям с вставленными в них анкерными болтами производилось одновременно с приведением автокрана в транспортное положение. После окончания монтажа рабочие собирали инструменты и приспособления и переезжали на другую площадку для монтажа следующего павильона.
Исследуемый процесс состоит из следующих разновидностей и элементов:
1. Приведение автокрана в рабочее положение.
2. Разгрузка бетонной смеси.
3. Перемещение павильона:
а) строповка;
б) подъем и перемещение.
4. Установка и выверка павильона.
5. Установка анкерных болтов.
6. Приведение автокрана в транспортное положение.
7. Бетонирование опор.
3. Анализ и проектирование затрат по элементам
и разновидностям процесса
1. Приведение автокрана в рабочее положение
Измеритель - 1 приведение
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │15 │17 │16 │ 48 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 1 │ 1 │ 1 │ 3 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │ 4,0 │ 3,53│ 3,75│ 11,28 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(4,0 - 3,53) ------------ = 0,13. 3,53 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на одно приведение: (60 x 3) : 11,28 = 16 чел.-мин. Коэффициент перехода на главный измеритель равен: 3 : 3 = 1.
Средние затраты на 1 павильон соответственно равны 16 чел.-мин.
2. Разгрузка бетонной смеси
Измеритель - 1 куб. м
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │32 │28 │32 │92 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 0,15│ 0,15│ 0,15│ 0,45 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │ 0,28│ 0,32│ 0,28│ 0,88 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(0,32 - 0,28) ------------- = 0,14. 0,28 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на куб. м: (60 x 3) : 0,88 = 204,5 чел.-мин. Коэффициент перехода на главный измеритель равен: 0,45 : 3 = 0,15. Тогда средние затраты времени на главный измеритель равны: 204,5 x 0,15 = 30,7 чел.-мин.
3. Перемещение павильона
Элемент "а". Строповка
Измеритель - 1 строповка
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │9 │7 │7 │23 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │1 │1 │1 │ 3 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │6,67 │8,57 │8,57 │23,81 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(8,57 - 6,67) ------------- = 0,28. 6,67 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на одну строповку: (60 x 3) : 23,81 = 7,56 чел.-мин.
Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на строповку 1 павильона соответственно равны 7,56 чел.-мин.
Элемент "б". Подъем и перемещение павильона
Измеритель - 1 павильон
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │ 2 │ 2 │ 2 │ 6 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 1 │ 1 │ 1 │ 3 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │ 30 │ 30 │ 30 │ 90 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., отсутствует, поэтому ряд принимается для расчета нормы.
Средние затраты на один павильон:
(60 x 3) : 90 = 2,0 чел.-мин.
Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на 1 павильон соответственно равны 2,0 чел.-мин.
4. Установка и выверка павильона
Измеритель - 1 павильон
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │30 │36 │36 │102 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 1 │ 1 │ 1 │ 3 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │ 2,0 │ 1,67│ 1,67│ 5,34 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(2,0 - 1,67) ------------ = 0,2. 1,67 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на один павильон: (60 x 3) : 5,34 = 33,7 чел.-мин.
Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на установку и выверку 1 павильона соответственно равны 33,7 чел.-мин.
5. Установка анкерных болтов
Измеритель - 1 болт
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │28 │32 │28 │ 88 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │16 │16 │16 │ 48 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │34,28│30,0 │34,28│ 98,56 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(34,28 - 30,0) -------------- = 0,14. 30,0 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на один болт равны: (60 x 3) : 98,56 = 1,83 чел.-мин. Коэффициент перехода на главный измеритель разновидности равен: 48 : 3 = 16. Тогда средние затраты на главный измеритель равны: 1,83 x 16 = 29,3 чел.-мин.
6. Приведение автокрана в транспортное положение
Измеритель - 1 автокран
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├─────┬─────┬─────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │19 │17 │17 │ 53 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 1 │ 1 │ 1 │ 3 │ ├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся на │ 3,16│ 3,53│ 3,53│ 10,22 │ │60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(3,53 - 3,16) ------------- = 0,12. 3,16 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на один автокран: (60 x 3) : 10,22 = 17,6 чел.-мин.
Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на 1 автокран соответственно равны 17,6 чел.-мин.
7. Бетонирование опорных частей павильона
Измеритель - 1 бетонирование
┌────────────────────────────────────┬───────────────────┬───────┐ │ Наименование показателей │ N замеров │ Итого │ │ ├──────┬─────┬──────┤ │ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ │ ├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤ │Затраты времени в чел.-мин. │48 │44 │48 │140 │ ├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤ │Объем выполненной продукции │ 0,15 │ 0,15│ 0,15 │ 0,45 │ ├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤ │Количество продукции, приходящейся │ 0,187│ 0,20│ 0,187│ 0,574│ │на 60 чел.-мин. │ │ │ │ │ └────────────────────────────────────┴──────┴─────┴──────┴───────┘
Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:
(0,20 - 0,187) -------------- = 0,07. 0,187 Размер отклонений в ряду значений допустимый, поэтому ряд принимается для расчета нормы. Средние затраты на одно бетонирование равны: (60 x 3) : 0,574 = 313,6 чел.-мин. Коэффициент перехода на главный измеритель равен: 0,45 : 3 = 0,15. Средние затраты на 1 павильон соответственно равны: 313,6 x 0,15 = 47 чел.-мин.
Синтез норм
Главный измеритель процесса - 1 павильон
┌───┬──────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬────────┐ │ N │ Наименование │Измеритель│Элемент-│Коэффи- │Проекти-│ │п/п│ элементов │ элемента │ные за- │циент │руемые │ │ │ │ │траты на│перехода│затраты │ │ │ │ │измери- │к глав- │времени │ │ │ │ │тель │ному из-│на глав-│ │ │ │ │элемента│мерителю│ный из- │ │ │ │ │ │ │меритель│ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │1. │Приведение автокрана в│1 приведе-│ 16 │ 1 │ 16 │ │ │рабочее положение │ние │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │2. │Разгрузка бетонной │1 куб. м │ 204,5 │ 0,15 │ 30,7 │ │ │смеси │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │3. │Перемещение павильона:│ │ │ │ │ │ │а) строповка │1 стропов-│ 7,6 │ 1 │ 7,6 │ │ │ │ка │ │ │ │ │ │б) подъем и перемеще- │1 павильон│ 2 │ 1 │ 2 │ │ │ние │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │4. │Установка и выверка │1 павильон│ 33,7 │ 1 │ 33,7 │ │ │павильона │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │5. │Установка анкерных │1 болт │ 1,83 │ 16 │ 29,3 │ │ │болтов │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │6. │Приведение автокрана в│1 приведе-│ 17,6 │ 1 │ 17,6 │ │ │транспортное положение│ние │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤ │7. │Бетонирование опор │1 бетони- │ 47 │ 1 │ 47 │ │ │ │рование │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┴──────────┴────────┴────────┼────────┤ │ │Итого оперативной работы │ 183,9 │ └───┴───────────────────────────────────────────────────┴────────┘
Проектирование затрат времени
на подготовительно-заключительную работу
По данным нормативных наблюдений фактические затраты времени на подготовительно-заключительную работу составили 13,09% от нормируемых затрат. Проектную величину ПЗР принимаем равной 4% в соответствии с "Нормативами на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда в строительстве".
Проектирование затрат на технологические перерывы: по данным нормативных наблюдений фактические затраты времени на технологические перерывы составили 17,45% от нормируемых затрат. Технологические перерывы возникают при выполнении операции подъема и перемещения павильона к месту установки. В этой операции не участвуют все рабочие, кроме машиниста автокрана. Технологические перерывы возникают у машиниста автокрана во время выполнения операции бетонирования опор, так как привести автокран в транспортное положение он успел в течение предыдущей операции по установке анкерных болтов, выполняемой монтажниками конструкций.
Проектирование затрат на отдых и личные надобности
В наблюдаемом процессе затрат времени на отдых и личные надобности не было, поэтому нормативную величину принимаем в соответствии с "Нормативами на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда в строительстве" равной 10% от нормируемых затрат. Но при наличии технологических перерывов, которые рабочие могли бы частично использовать для отдыха, эту величину уменьшаем на половину величины технологических перерывов, но так, чтобы затраты на отдых и личные надобности не оказались менее 5%.
В результате принимаем на этот вид затрат величину равной 5% от нормируемых затрат.
Полная норма времени на главный измеритель (1 павильон) с учетом времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности и технологические перерывы составляет:
183,9 x 100 Нвр. = ---------------------------- = 4,16 чел.-ч. [100 - (4 + 17,45 + 5)] x 60
Округляем до 4,2 чел.-ч.
Проектирование состава звена рабочих
Рациональный количественный состав звена определяем по наблюдениям и принимаем равным 6 рабочим. Для определения квалификации рабочих запроектированные затраты времени оперативной работы группируем по исполнителям с учетом разрядов работ по действующему "Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах".
┌───┬──────────────────────┬───────────────────────────────┬─────┐ │ N │Наименование элементов│Сумма затрат времени на единицу│Итого│ │п/п│ процесса │ главного измерителя процесса, │за- │ │ │ │приходящаяся на соответствующий│трат │ │ │ │ разряд работ по ТКС: │ │ │ │ ├─────┬────┬─────┬────┬────┬────┤ │ │ │ │ I │ II │ III │ IV │ V │ VI │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │1. │Приведение автокрана в│ │ 3 │ │ 3 │ │ 10 │ 16 │ │ │рабочее положение │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │2. │Разгрузка бетонной │ │30,7│ │ │ │ │ 30,7│ │ │смеси │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │3. │Строповка │ │ 7,6│ │ │ │ │ 7,6│ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │4. │Подъем и перемещение │ │ │ │ 2 │ │ │ 2 │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │5. │Установка и выверка │ │ 5,6│16,8 │11,3│ │ │ 33,7│ │ │павильона │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │6. │Установка анкерных │ │ │29,3 │ │ │ │ 29,3│ │ │болтов │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │7. │Приведение автокрана в│ │ 4,3│ │ 4,3│ │ 9 │ 17,6│ │ │транспортное положение│ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │8. │Бетонирование опор │ │ │47 │ │ │ │ 47 │ ├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤ │ │Итого оперативной │ │51,2│93,1 │20,6│ │ 19 │183,9│ │ │работы, чел.-мин./% │ │----│---- │----│ │----│-----│ │ │ │ │27,9│50,6 │11,2│ │10,3│ 100 │ └───┴──────────────────────┴─────┴────┴─────┴────┴────┴────┴─────┘
Таким образом, проектируем следующий состав звена рабочих:
Машинист крана автомобильного 6 разр. - 1 Бетонщики 3 разр. - 1 2 разр. - 1 Монтажники по монтажу стальных 4 разр. - 1 и железобетонных конструкций 3 разр. - 1 2 разр. - 1.
Часовые тарифные ставки на год проведения нормативного исследования составили:
6 разр. - (4524,0 x 12) : 1992 = 27,25 руб.;
4 разр. - (3438,24 x 12) : 1992 = 20,71 руб.;
3 разр. - (3076,32 x 12) : 1992 = 18,53 руб.;
2 разр. - (2352,48 x 12) : 1992 = 14,17 руб., где:
4524, 3438,24, 3076,32, 2352,48 - месячные тарифные ставки соответствующих разрядов в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2002 - 2004 годы;
12 - число месяцев в году;
1992 - годовой баланс рабочего времени (в часах) при 40-часовой рабочей неделе, установленный на 2003 год.
Средняя часовая ставка будет равна:
1 x 27,25 + 1 x 20,71 + 2 x 18,53 + 2 x 14,17 --------------------------------------------- = 18,90 руб. 6 Расценка на монтаж одного павильона составит: 18,90 x 4,2 = 79,38 руб.
Заключение
Монтаж павильона является не охваченным действующими нормами, едиными и временными нормами, поэтому запроектированные нормы приняты без сравнения.
Составил: Проверил: