МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 февраля 2022 г. N ИЧ-51-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 2.7
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ
АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ АВИАЦИОННЫХ
РАБОТ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА
(СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА), ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ
И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.11.2020 N 494

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.02.2022 N 55 "О распределении обязанностей между Министром и заместителями Министра транспорта Российской Федерации":

Утвердить прилагаемые официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктом 2.7 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 N 494.

Заместитель Министра
И.П.ЧАЛИК

Утверждено
распоряжением Минтранса России
от 24 февраля 2022 г. N ИЧ-51-р

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 2.7
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ
АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ АВИАЦИОННЫХ
РАБОТ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА
(СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА), ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ
И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.11.2020 N 494

В соответствии с пунктом 2.7 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 N 494 (далее ФАП 494), эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах, в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Пунктом 1 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 N 240, внешние пилоты включены в перечень специалистов авиационного персонала, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала установлены Федеральными авиационными правилами "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП 399).

В соответствии с пунктом 3 ФАП 399 программа подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - программа подготовки) разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).

Требования к программе подготовки указаны в пункте 6 ФАП 399, согласно которому обучение по программе подготовки, за исключением программы подготовки, указанной в пункте 4 ФАП 399, должно обеспечивать реализацию требований, установленных федеральными авиационными правилами, к подготовке, тренировке и контролю знаний и навыков лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 ФАП 399 программа подготовки должна содержать:

1) титульный лист с наименованием программы подготовки, а также грифом утверждения в правом верхнем углу, содержащим подпись, должность, фамилию, инициалы лица, утверждающего программу подготовки, и дату ее утверждения;

2) оглавление (перечень глав с указанием страниц);

3) определения и сокращения;

4) главу "Общие положения", содержащую цель проведения подготовки лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации в соответствии с утверждаемой программой подготовки, требования, установленные федеральными авиационными правилами, к лицу, проходящему подготовку, и ссылки на положения указанных правил, устанавливающих данные требования, документы, подтверждающие прохождение программы подготовки, форму подготовки (очная, очно-заочная, заочная с указанием возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), порядок и формы промежуточной и/или итоговой оценки знаний, навыков (умений), методические рекомендации по проведению видов подготовки, использованию технических средств обучения;

5) главу "Подготовка работника для выполнения возложенных на него обязанностей", содержащую вид подготовки (наземная, тренажерная, летная, практическая), продолжительность подготовки в часах и/или в полетах на воздушном судне или на тренажерном устройстве, периодичность подготовки в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, этапы подготовки (теоретическая (наземная), тренажерная, летная, практическая), тематическое содержание этапов подготовки (краткое изложение основных вопросов), образцы документов, выдаваемых по результатам итогового контроля знаний, навыков (умений);

6) главу "Тематика периодической наземной подготовки", содержащую наименование темы, соответствующее ее содержанию, форму проведения занятий по каждой теме (самостоятельная подготовка, с применением дистанционных обучающих технологий, практические занятия, лекции), общее количество учебного времени, отводимого на практические занятия, лекции;

7) иные главы, разделы, а также приложения, включенные по решению разработчика в программу подготовки.

В соответствии с пунктом 7 ФАП 399 программа подготовки утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта или территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта по выбору разработчика программы подготовки.

Порядок утверждения программ подготовки установлен в главе III ФАП 399.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 54, пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов авиационного персонала осуществляется образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, имеющим документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил (далее - авиационный учебный центр).

Требования к авиационным учебным центрам установлены Федеральными авиационными правилами "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015 N 289 (далее - ФАП 289).

При соблюдении условий, указанных в пункте 61 ФАП 289, авиационный учебный центр должен выдать документ, подтверждающий прохождение обучения и соответствующий требованиям, установленным в пункте 62 ФАП 289.

Таким образом, исходя из действующего нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации, в целях исполнения требований пункта 2.7 ФАП 494, вступающего в силу с 01.03.2022, эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) в авиационных учебных центрах, обладающих документом, подтверждающим их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, по программам подготовки, утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта, что подтверждается документом, соответствующим требованиям пункта 62 ФАП 289.