МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2022 г. N ИЧ-191-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 65
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ,
ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2022 Г. N 10

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2022 г. N 231 "О распределении обязанностей между Министром и заместителями Министра транспорта Российской Федерации":

Утвердить прилагаемые официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктом 65 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10.

Заместитель Министра
И.П.ЧАЛИК

Утверждено
распоряжением Минтранса России
от 29 июля 2022 г. N ИЧ-191-р

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТОМ 65
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ,
ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2022 Г. N 10

В соответствии с пунктом 65 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (далее - ФАП N 10), в случае, если эксплуатант осуществляет коммерческую воздушную перевозку грузов на воздушном судне, руководство по летной эксплуатации которого предусматривает наличие кабинного экипажа, то эксплуатант должен принять на работу бортоператоров и допустить их к выполнению обязанностей в качестве членов кабинного экипажа в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 240, бортоператоры включены в перечень специалистов авиационного персонала, входящих в состав кабинного экипажа гражданской авиации.

Пунктом 2 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

В соответствии с пунктом 21.4 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (далее - ФАП N 184), утвержденных приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. N 184, эксплуатационные характеристики и ограничения, регламентирующие летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации авиационной техники, содержатся в эксплуатационной документации.

В силу пункта 21.8 ФАП N 184 эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции авиационной техники и включает в себя, в частности руководство по летной эксплуатации.

Эксплуатационная документация оформляется и утверждается разработчиком авиационной техники (пункт 21.8 ФАП N 184).

Обеспечение ведения и сохранности эксплуатационной и судовой документации возлагается на эксплуатанта (пункт 43 ФАП N 10).

В силу статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации наличие руководства по летной эксплуатации на борту гражданского воздушного судна (за исключением сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов) является обязательным.

В соответствии с пунктом 66 ФАП N 10 эксплуатант должен обеспечить наличие на борту кабинного экипажа в составе не менее чем в количестве, установленном в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна.

Одновременно учитывая, что в Российской Федерации на коммерческих воздушных перевозках эксплуатируется, в том числе авиационная техника иностранного производства, возможны случаи, когда руководства по летной эксплуатации данных воздушных судов не содержат в себе положений, определяющих состав кабинного экипажа.

В соответствии с пунктом 5.96 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128, эксплуатант устанавливает достаточное число членов кабинного экипажа воздушного судна для каждого типа самолета, исходя из пассажировместимости или числа перевозимых пассажиров, для того чтобы обеспечить безопасную и быструю эвакуацию людей, а также выполнение необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации, но не менее установленного руководством по летной эксплуатации. Эксплуатант определяет эти функции на каждый тип воздушного судна в руководстве по производству полетов.

Таким образом, положения пункта 65 ФАП N 10 не устанавливают обязанности эксплуатанта, осуществляющего коммерческую воздушную перевозку грузов на воздушном судне, по приему на работу бортоператоров и допуску их к выполнению обязанностей в качестве членов кабинного экипажа в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае, если руководство по летной эксплуатации эксплуатируемого воздушного судна не предусматривает наличие в составе кабинного экипажа бортоператоров.