1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В Стратегии использованы следующие термины и определения:

Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов - освоение инноваций в целях широкомасштабного применения инновационной продукции и введения ее в хозяйственный оборот.

Жизненный цикл - период времени, за который выполняется совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации).

Инновационная деятельность - выполнение и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновация (инновационный продукт) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Для целей статистического учета используется более широкое определение инноваций, включающее новизну для рынка и самого предприятия.

Классификация инноваций - отраслевые инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) подразделяются по направлениям расходования средств федерального бюджета (строительство, реконструкция; капитальный ремонт, ремонт; содержание), которые в свою очередь подразделяются на области применения (земляное полотно; дорожная одежда; дренаж и водоотвод; тоннели и трубы; мосты, путепроводы и эстакады; защитные сооружения; объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог), каждая из которых подразделяется на следующие разделы: техника; технология и материалы; безопасность дорожного движения; организация труда и управление.

Также все инновации подразделяются на технологические, продуктовые и организационные.

Отраслевая инновация - введение впервые в отрасли в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.

Инновация дорожно-климатической зоны - введение впервые в климатическом поясе в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии, безопасности дорожного движения, организации труда и управления, которые требовали адаптации для данного климатического пояса.

Инновация организации - введение впервые в том или ином федеральном управлении автомобильных дорог, управлении автомобильных магистралей, дирекции строящихся дорог в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.

Технологическая инновация - инновация, связанная с освоением новых или значительно улучшенных технологических процессов.

Продуктовая инновация - инновация, связанная с освоением новых или значительно улучшенных материалов и техники.

Организационная инновация - инновация, связанная с созданием или совершенствованием организации и управления производством, процессами, трудовыми ресурсами, в том числе в области организации безопасности дорожного движения.

Приоритетные технологии дорожного хозяйства - технологии, имеющие решающее (важное) значение для инновационного развития и обеспечения эффективности функционирования дорожного хозяйства страны, улучшения потребительских свойств автомобильных дорог.

Освоение инноваций в дорожном хозяйстве - применение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них.

Участок освоения - участок строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта или содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения или искусственного сооружения на них, на которых в федеральном казенном учреждении, подведомственном Росавтодору, осуществляется опытно-экспериментальное или широкое применение одной или нескольких отраслевых инноваций (инноваций дорожно-климатической зоны, инноваций организации).

Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона, организации), основным фактором которого выступают инновации.

Инновационная политика Росавтодора - одно из направлений политики Росавтодора, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития отрасли.

Инновационная система Росавтодора - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия) и инфраструктуры (финансовой, организационной), обеспечивающих производство (генерацию) и распространение инноваций в отрасли.

Цикл освоения инновации в Росавтодоре - процесс, связанный с освоением отраслевой инновации в федеральных казенных учреждениях, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в различных климатических зонах, начинаемый с опытно-экспериментального применения и до получения результатов оценки эффективности.

Цикл освоения инновации в организации - процесс, связанный с последовательным освоением отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации), состоящий из следующих стадий:

- опытно-экспериментальное применение;

- широкое применение, включая оценку эффективности от использования отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).

Опытно-экспериментальное применение - применение впервые в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения.

Широкое применение - применение в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения с года, следующего за опытно-экспериментальным применением.

Оценка эффективности отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) - совокупность приемов и методов (мониторинг освоения инновации в организации, ведение отчетных материалов об освоении инновации в организации, документация по достигнутому эффекту от использования инновации, анализ данных мониторинга, отчетных материалов и документации по достигнутому эффекту), направленных на получение данных о целесообразности использования отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации). Оценку эффективности разделяют на расчетную и фактическую оценку эффективности.

Расчетная оценка эффективности - оценка эффективности, которая должна быть произведена в течение опытно-экспериментального применения.

Фактическая оценка эффективности - оценка эффективности, которая должна быть осуществлена не позднее:

- для техники, технологии и материалов в течение межремонтного срока объектов дорожной инфраструктуры, на которых она использована;

- в области безопасности дорожного движения, организации труда и управления в течение первого года широкого применения.

Мониторинг освоения инновации - осуществление на основании технического задания мониторинга комплекса мероприятий, направленных на получение информации о результатах каждой стадии цикла освоения инновации в казенных учреждениях Росавтодора по критериям, определенным техническим заданием. Разделяют текущий и последующий мониторинг.

Текущий мониторинг - это мониторинг, направленный на получение информации об успешности освоения отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).

Последующий мониторинг - это мониторинг, направленный на получение информации об успешности отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации).