15.2. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

15.2. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

15.2.1. При статистическом анализе надежности АТ используется установленная нормативными документами номенклатура ее показателей, их фактические, нормативные и контрольные значения.

Фактические значения показателей надежности АТ определяют в соответствии с утвержденными ГОУВТ методиками, на основе учитываемой информации об отказах, неисправностях и повреждениях.

Нормативные значения показателей надежности устанавливаются техническими требованиями на разработку АТ, их включают в ЭД и технические условия на поставку авиационной техники.

Контрольные значения показателей надежности задаются ГОУВТ по согласованию с организациями промышленности, включаются в ЭД и служат для определения тенденций и степени изменения надежности АТ в конкретных условиях эксплуатации. При статистическом анализе надежности сравнивают фактические значения показателей надежности с нормативными или контрольными, определяя влияние эксплуатационных факторов на динамику технического состояния АТ и ее надежности.

15.2.2. Инженерный анализ надежности АТ имеет целью определение причин отказов, неисправностей и повреждений, степени их влияния на работоспособность изделий и систем, а также последствий, к которым они могут приводить. Результатом анализа должны быть конкретные предложения и мероприятия по предупреждению отказов, неисправностей и повреждений авиационной техники.

15.2.3. Технико-экономический анализ надежности АТ имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам АТ, определение приемлемых условий приобретения и использования АТ и т.п. Необходимость данного анализа и технология его проведения определяются авиапредприятием.

15.2.4. Анализ надежности АТ должен быть направлен:

- на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно;

- на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники;

- на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации АТ наземных технических средств;

- на определение экономических последствий недостатков АТ, связанных с надежностью;

- на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков АТ и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов АТ и вспомогательных технических средств.

В типовом случае анализ надежности должен содержать систематизированные материалы:

- о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях;

- о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа;

- о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями АТ;

- о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов;

- о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации;

- о выполнении требований, предъявленных поставщикам АТ, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов.

В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия.

15.2.5. В типовом случае при анализе надежности АТ в авиапредприятиях выполняют следующие работы:

- регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях;

- расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий;

- оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов;

- разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

15.2.6. Выявляемые отказы и неисправности АТ регистрируются в бортовых журналах, картах-нарядах, ведомостях дефектов, в других документах и носителях информации.

15.2.7. При выявлении на АТ опасных отказов и неисправностей исполнители и непосредственные руководители работ ТО обязаны принимать оперативные меры по их устранению и информировать вышестоящих руководителей, которые в типовом случае должны обеспечить проведение комплекса мероприятий, имеющих целью:

- установить причины дефекта;

- определить технологическое решение по устранению дефекта;

- сообщить оперативную информацию о дефекте в профильное подразделение ГОУВТ, специалистам других подразделений ИАС, при необходимости - летному составу авиапредприятия и представителю поставщика, а также произвести регистрацию информации в установленном порядке;

- осуществить профилактический осмотр аналогичных дефектному объектов на всех приписных и транзитных ВС авиапредприятия.

15.2.8. Для авиапредприятий и организаций ГА решениями ГОУВТ устанавливается единый формат минимально необходимой информации о конкретных неисправностях АТ, определяется порядок ее обработки, хранения и адресации обязательным получателям.

15.2.9. Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой АТ, их методика, объем и формы представления определяются решениями ГОУВТ.

В типовом случае при анализе надежности используют:

- информацию о зарегистрированных неисправностях АТ;

- материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий;

- информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и ведомостей дефектов.

15.2.10. Проведение обобщающего (отраслевого) анализа надежности АТ, ее влияния на безопасность и регулярность полетов ВС, его периодичность и организация-исполнитель, состав получателей анализа определяются решениями ГОУВТ.

В ГОУВТ представляется информация о надежности АТ, необходимая для решения следующих общеотраслевых задач:

- оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;

- нормирование надежности АТ и оценка фактического ее состояния;

- проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности АТ, безопасности и регулярности полетов;

- предъявление требований к производителям АТ по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат;

- оценка эффективности доработок;

- разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности.

15.2.11. В типовом случае в авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники:

- первичную информацию о неисправностях АТ, зарегистрированную в соответствии с единым форматом;

- материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности;

- внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности АТ;

- бюллетени по доработкам и проверкам АТ, материалы по рекламационно-претензионной работе;

- директивные материалы и переписку по вопросам надежности АТ с различными организациями;

- официальную информацию по надежности, полученную от других организаций.