Приложение 5. Срок введения в действие - 1 декабря 1997 года | ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ
Приложение 5. ПРИМЕР РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ БЕРЕЗОВЫХ БРЕВЕН В ПАКЕТАХ В ДВА ЯРУСА НА ЛЮКОВЫХ КРЫШКАХ ВДОЛЬ СУДНА ТИПА "МИРНЫЙ" ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В НЕОГРАНИЧЕННОМ РАЙОНЕ
ПРИМЕР РАСЧЕТА
КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ БЕРЕЗОВЫХ БРЕВЕН В ПАКЕТАХ В ДВА
ЯРУСА НА ЛЮКОВЫХ КРЫШКАХ ВДОЛЬ СУДНА ТИПА "МИРНЫЙ"
ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В НЕОГРАНИЧЕННОМ РАЙОНЕ
Критерий несмещаемости груза:
ТЭТАs лямбда s = ------- >= 1, ТЭТАdin
где:
ТЭТАdin - угол динамического крена при бортовой качке судна без хода лагом к резонансному волнению, ТЭТАdin = f (h0, района плавания);
h0 - начальная метацентрическая высота судна с грузом, м;
ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза с хи = 14°, ТЭТАs = f (хи, Т, района плавания);
Т - период бортовой качки судна с грузом, с.
Для судна типа "Мирный", полностью загруженного лесом с хи = 14° для перевозки в неограниченном районе плавания:
- h0 = 0,18 м, Т = 23,76 с, рис. П.5.1;
- ТЭТАdin = 30,75°, рис. П.5.2 и П.5.3;
- ТЭТАs = 13,52°, рис. П.5.4.
Критерий несмещаемости для груза с хи = 14°:
ТЭТАs лямбда s = ------- >= 1 = 13,52° / 30,75° = 0,44 < 1, ТЭТАdin
т.е. меньше 1, следовательно, необходимо крепление.
Прочность необходимого крепления определяется нагрузкой Q, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза и рассчитывается по формуле:
Q = n x p x (tg ТЭТАdin - tg ТЭТАs),
где:
n - число грузовых мест, нуждающихся в креплении (поперечный ряд из десяти пакетов (см. п. 8.6.1) в два яруса на люковых крышках, закрепляемый двумя поперечными найтовами);
p - средняя масса грузового места, т.
В случае выполнения крепления стальными лесными найтовами с разрывной нагрузкой Qразр = 13,6 тс:
Q = 10 x 2,1 x (tg 30,75° - tg 13,52°) = 7,5 тс,
коэффициент запаса прочности двух найтовов составит:
k = 2 x Qразр / Q = 27,2 / 7,5 = 3,6,
т.е. каждый поперечный ряд пакетов должен быть закреплен, как минимум, двумя поперечными найтовами.