МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 марта 2021 г. N 91
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 26 "Об утверждении Положения о Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации".
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 17 марта 2021 г. N 91
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает нормативно-правовую деятельность в сфере транспорта, в том числе координирует деятельность структурных подразделений Министерства по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, осуществляет их правовую экспертизу и мониторинг хода разработки, правовое обеспечение международной деятельности Министерства, защиту прав и законных интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судебных органах, рассмотрение нормативных актов, издаваемых Министерством, и иных проектов документов, проведение правовой экспертизы которых, предусмотрено актами Министерства и (или) по поручению Министра транспорта Российской Федерации (далее - Министр), статс-секретаря - заместителя Министра (далее - статс-секретарь), правовое обеспечение имущественных отношений в сфере управления находящимися в федеральной собственности земельными участками в области транспорта.
1.2. Координация деятельности Департамента и контроль его деятельности осуществляются статс-секретарем.
1.3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, организациями, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
II. Задачи Департамента
2.1. Основными задачами Департамента являются:
2.1.1. Организация, координация и правовое обеспечение законотворческой и иной нормотворческой деятельности Министерства в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
2.1.2. Нормативно-правовое обеспечение и систематизация государственных закупок Министерства.
2.1.3. Правовое обеспечение международной деятельности Министерства.
2.1.4. Правовое обеспечение имущественных отношений в сфере управления находящимися в федеральной собственности земельными участками в области транспорта.
2.1.5. Организация правового обеспечения и координация правовой деятельности Министерства.
III. Функции Департамента
3.1. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент осуществляет следующие функции:
3.1.1. В целях организации, координации и правового обеспечения законотворческой и иной нормотворческой деятельности Министерства в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации:
3.1.1.1. Осуществляет регламентацию законотворческой и иной нормотворческой деятельности в Министерстве.
3.1.1.2. Осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов.
3.1.1.3. Принимает участие в подготовке проектов законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разъясняет структурным подразделениям Министерства порядок подготовки указанных проектов и осуществляет контроль за соблюдением регламентных процедур при рассмотрении проектов документов, подготовленных в целях направления проектов нормативных правовых актов в Правительство Российской Федерации.
3.1.1.4. Принимает участие в подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов, разъясняет структурным подразделениям Министерства порядок подготовки указанных проектов и осуществляет контроль за соблюдением регламентных процедур при рассмотрении проектов документов, подготовленных в целях направления проектов ведомственных нормативных правовых актов в Министерство юстиции Российской Федерации.
3.1.1.5. Осуществляет рассмотрение проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, а также их подготовку по поручению Министра, статс-секретаря, заместителя Министра.
3.1.1.6. Взаимодействует по вопросам законопроектной деятельности с подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, другими федеральными органами исполнительной власти, полномочными представителями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.
3.1.1.7. Обобщает предложения структурных подразделений Министерства в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и обеспечивает их направление в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации и взаимодействие с Аппаратом Правительства Российской Федерации при подготовке указанного плана.
3.1.1.8. Формирует во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства План законопроектной деятельности Министерства, обеспечивает его утверждение, контроль за ходом его исполнения, а также актуализацию в установленном порядке.
3.1.1.9. Осуществляет организацию систематизации информации во взаимодействии с департаментами-разработчиками о ходе подготовки проектов федеральных законов, разрабатываемых во исполнение Плана законопроектной деятельности Министерства, проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в реализацию федеральных законов, в том числе на этапах рассмотрения в Аппарате Правительства Российской Федерации, комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации, и еженедельно представляет указанную информацию руководству Министерства.
3.1.1.10. Готовит информацию о разработке и ходе рассмотрения подготовленных Министерством проектов нормативных правовых актов в сфере деятельности транспортного комплекса.
3.1.1.11. Осуществляет анализ актов, изданных Министерством, направляемых на рассмотрение в Министерство федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, вносит руководству Министерства предложения о приостановлении в случае необходимости решений федеральной службы и федеральных агентств (их руководителей) или об отмене этих решений, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
3.1.1.12. Координирует работу по разработке общеотраслевых нормативных правовых актов в сфере контрольной (надзорной), разрешительной деятельности в области транспорта, в сфере государственных закупок, антимонопольного законодательства и земельных отношений.
3.1.1.13. Участвует в проведении согласительных совещаний по проектам нормативных правовых актов, поправок Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, по поручению Министра, статс-секретаря, заместителя Министра.
3.1.1.14. Осуществляет обеспечение деятельности Координационного совета по законотворческой деятельности Министерства.
3.1.1.15. Систематизирует нормативные правовые и локальные нормативные акты Министерства, обеспечивает поддержание в актуализированном состоянии информационно-правовых баз данных в соответствии с заключенными договорами об информационно-правовом сотрудничестве.
3.1.1.16. Осуществляет координацию деятельности в Министерстве по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР.
3.1.1.17. Выявляет и обеспечивает устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, а также осуществляет взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации по данному вопросу.
3.1.1.18. Осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Министерства в части выявления и устранения коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.
3.1.2. В целях нормативно-правового обеспечения и систематизации государственных закупок Министерства:
3.1.2.1. Участвует совместно со структурными подразделениями Министерства, ответственными за осуществление закупок, в регламентации размещения государственных закупок и осуществлении Министерством государственных закупок.
3.1.2.2. Участвует совместно со структурными подразделениями Министерства в разработке проектов нормативных правовых и локальных нормативных актов Министерства, регулирующих отношения в сфере закупок, в пределах установленной компетенции.
3.1.2.3. Проводит правовую экспертизу направляемых в Департамент проектов, заключаемых Министерством государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним.
3.1.2.4. Проводит правовую экспертизу направляемых в Департамент проектов документов о закупках Министерства.
3.1.2.5. Участвует в деятельности контрактной службы Министерства.
3.1.2.6. Осуществляет совместно со структурными подразделениями Министерства, ответственными за осуществление закупок, сбор сведений и обобщение практики осуществления закупок товаров, работ, услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе информации об обжаловании действий (бездействия) заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок, о решениях и предписаниях Федеральной антимонопольной службы, а также о судебной практике по делам, связанным с нарушением законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства.
3.1.2.7. Готовит совместно со структурными подразделениями Министерства предложения о совершенствовании законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства по результатам проведенного анализа практики применения законодательства в указанных сферах.
3.1.2.8. Готовит запросы в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу о разъяснении положений законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок, антимонопольного законодательства.
3.1.2.9. Участвует в рассмотрении запросов, жалоб и обращений о нарушениях законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства.
3.1.2.10. Участвует в плановых проверках деятельности федеральной службы, федеральных агентств и организаций, находящихся в ведении Министерства,
3.1.2.11. Участвует в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.1.2.12. Осуществляет функции уполномоченного подразделения по ведению и контролю за исполнением в Министерстве системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
3.1.2.13. Консультирует работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением законодательства о закупках, антимонопольного законодательства, антимонопольного комплаенса, в пределах установленной компетенции.
3.1.2.14. Осуществляет мероприятия по исполнению комплекса мер антимонопольного комплаенса в порядке, установленном нормативным актом Министерства.
3.1.3. В целях правового обеспечения международной деятельности Министерства:
3.1.3.1. Осуществляет правовую экспертизу международных договоров, проектов международных договоров и проектов международных актов, не являющихся международными договорами.
3.1.3.2. Совместно со структурными подразделениями Министерства, подведомственными федеральной службой и федеральными агентствами осуществляет разработку проектов международных договоров и международных актов, не являющихся международными договорами, в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации, а также подготовку предложений о прекращении или приостановлении действия международных договоров, о внесении в них изменений.
3.1.3.3. Осуществляет правовую экспертизу проектов соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.3.4. Осуществляет правовую экспертизу проектов полномочий должностных лиц на подписание в установленных случаях международных документов в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.3.5. Принимает участие в установленном порядке в работе международных организаций и создаваемых ими органов, а также в переговорах по вопросам международного сотрудничества в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.4. В целях правового обеспечения имущественных отношений в сфере управления находящимися в федеральной собственности земельными участками в области транспорта:
3.1.4.1. Осуществляет правовую экспертизу законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере управления находящимися в федеральной собственности земельными участками в области транспорта.
3.1.4.2. Осуществляет совместно со структурными подразделениями Министерства сбор сведений о проблемных вопросах применения земельного законодательства в области транспорта и предложений о его совершенствовании, за исключением законодательства о градостроительной деятельности.
3.1.4.3. Осуществляет совместно со структурными подразделениями Министерства подготовку предложений о совершенствовании земельного законодательства в области транспорта.
3.1.4.4. Рассматривает поступившие в Министерство предложения по вопросам перевода земель иных категорий в земли транспорта для размещения объектов транспорта, за исключением земель, необходимых для размещения зданий и сооружений, в целях организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
3.1.4.5. Рассматривает поступившие на согласование в Министерство проекты приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней.
3.1.4.6. Рассматривает поступившие в Министерство проекты решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.
3.1.4.7. Осуществляет рассмотрение обращений, поступающих в Министерство от государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, в целях согласования заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду такому предприятию, учреждению, за исключением соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, используемых в целях обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.4.8. Осуществляет правовую экспертизу проектов распоряжений Министерства о решениях общих собраний акционеров общества, в отношении которого Министерство осуществляет от имени Российской Федерации права акционера.
3.1.4.9. Осуществляет правовую экспертизу проектов распоряжений Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений в отношении объектов транспорта, проектов концессионных соглашений.
3.1.4.10. Осуществляет правовую экспертизу проектов распоряжений об утверждении уставов подведомственных Министерству организаций и о внесении в них изменений.
3.1.5. В целях организации правового обеспечения и координации правовой деятельности Министерства:
3.1.5.1. Осуществляет регламентацию порядка выдачи доверенностей на представление интересов Министерства в судебных органах и иных организациях и порядка организации судебной работы.
3.1.5.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов доверенностей на представление интересов Министерства в судебных органах и иных организациях, а также регистрацию, учет и хранение выданных Министерством доверенностей.
3.1.5.3. Осуществляет правовую экспертизу нормативных и организационно-распорядительных актов Министерства.
3.1.5.4. Осуществляет правовую экспертизу гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых Министерством.
3.1.5.5. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент материалов к заседаниям Наблюдательных советов, председателями которых являются Министр или заместители Министра.
3.1.5.6. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент материалов в целях согласования крупных сделок, совершаемых подведомственными Минтрансу организациями.
3.1.5.7. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент банковских гарантий, предоставляемых в обеспечение обязательств, по государственным контрактам, заключаемым Министерством.
3.1.5.8. Представляет во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства интересы и обеспечивает защиту прав и законных интересов Министерства при рассмотрении в судебных и иных органах государственной власти дел по вопросам транспортного комплекса, обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.5.9. Участвует в обеспечении защиты прав и законных интересов Министерства в ходе исполнения судебных решений.
3.1.5.10. Анализирует правоприменительную практику и вносит предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере транспортного комплекса, обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.5.11. Представляет руководству Министерства обобщенные сведения о судебных делах с участием представителей Министерства.
3.1.5.12. Обеспечивает подготовку ответов на запросы судебных и иных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и принимает участие в подготовке проектов указанных документов, осуществляемой подразделениями Министерства.
3.1.5.13. Осуществляет подготовку и направление в Министерство финансов Российской Федерации информации о функциях (полномочиях) Министерства в реестре функций (полномочий) федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении этих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в порядке, установленном организационно-распорядительным актом Министерства.
3.1.5.14. Участвует в проведении служебных проверок.
3.1.6. Принимает участие в деятельности рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе по поручению Министра или заместителей Министра.
3.1.7. Организовывает проведение совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, принимает в них участие.
3.1.8. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и в иных мероприятиях.
3.1.9. Осуществляет по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, своевременное рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, граждан и организаций.
3.1.10. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
3.1.11. Принимает участие в пределах компетенции Департамента в мобилизационной подготовке Министерства.
3.1.12. Участвует в пределах компетенции Департамента в организации и выполнении Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) Министерства, а также в экспертизе, приемке, использовании результатов НИОКР по правовой тематике.
3.1.13. Запрашивает в установленном порядке информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у структурных подразделений Министерства, подведомственных ему организаций, федеральной службы и федеральных агентств, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральным агентствам.
3.1.14. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра и заместителей Министра.
3.1.15. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителей Министра.
IV. Руководство Департамента
4.1. Руководство деятельностью Департамента осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства, подписанным Министром транспорта Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности.
4.2. Директор Департамента:
4.2.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение Департаментом возложенных на него задач и функций, а также за состояние исполнительской дисциплины.
4.2.2. Представляет Министру и заместителям Министра предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.3. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах.
4.2.4. Участвует в проводимых Министром и заместителями Министра совещаниях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.5. Участвует в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.6. Участвует в заседаниях коллегиальных органов, в состав которых входит Министерство.
4.2.7. Направляет работников Департамента для участия в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.8. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, визирует указанные проекты федеральных законов и заключения на них.
4.2.9. Визирует и подписывает проекты служебных документов.
4.2.10. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение.
4.2.11. Утверждает положения об отделах Департамента.
4.2.12. Представляет Министру предложения о назначении и об освобождении от должности работников Департамента, об их графике отпусков, о повышении квалификации, переподготовке и стажировке, поощрении работников и наложении на них взысканий, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента.
4.2.13. Представляет в случае проведения аттестации мотивированный отзыв об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов.
4.2.14. Требует от работника Департамента представления объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания.
4.2.15. Дает поручения работникам Департамента.
4.2.16. Представляет Департамент во взаимоотношениях с руководством и другими департаментами Министерства, федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, и их территориальными органами, с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.
4.2.17. Представляет Министерство по поручению руководства Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4.2.18. Принимает в установленном порядке участие в работе коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых руководством Министерства, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.19. Организовывает и проводит в установленном порядке совещания и семинары по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, с участием представителей других департаментов Министерства, федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, их территориальных органов, организаций, принимает участие в совещаниях и семинарах.
4.2.20. Проводит совещания по текущим вопросам деятельности Департамента с работниками Департамента.
4.2.21. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителя Министра, осуществляющего координацию деятельности Департамента и контроль за его деятельностью.
4.3. Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
На период временного отсутствия директора Департамента, по его предложению один из заместителей директора Департамента исполняет обязанности директора Департамента на основании приказа Министерства.