IV. Визуальные средства

IV. Визуальные средства

4.1. На покрытии ВПП вертодромов (рисунок 1 приложения N 4 к настоящим Правилам) должны быть нанесены следующие маркировочные знаки:

пограничные знаки ВПП;

цифровые знаки посадочного магнитного путевого угла (далее - ПМПУ);

буквенные знаки "Н";

знак ограничения мест приземления при посадке с использованием влияния "воздушной подушки".

4.2. Пограничные знаки (строчные и угловые) должны обозначать границу ВПП. Строчные знаки должны иметь длину не менее 2 м, интервалы между знаками должны быть равными и составлять не более 30 м. Угловые знаки должны иметь размер не менее 3 x 1,5 м. Ширина пограничных знаков должна быть не менее 0,2 м, удаление знаков от кромки покрытия ВПП должно быть не менее 0,3 м. На концах ВПП должно быть расположено по одному строчному знаку.

4.3. Знак ограничения мест приземления при посадке с использованием влияния "воздушной подушки" должен быть расположен в центре ВПП, обозначается в виде пунктирного кольца диаметром, равным 6 м или половине диаметра несущего винта расчетного вертолета, в зависимости от того, что больше. Длина пунктира и разрыв между пунктирами должны быть не менее 1 м, ширина пунктира - не менее 0,2 м.

4.4. Все маркировочные знаки ВПП должны быть окрашены в белый цвет.

4.5. Грунтовые ВПП вертодромов (рисунок 2 приложения N 4 к настоящим Правилам) должны быть оборудованы следующими маркировочными знаками:

пограничными знаками обозначения границ ВПП;

угловыми знаками ВПП;

знаками обозначения центра ВПП;

посадочными знаками "Т".

4.6. Маркировочные знаки должны располагаться таким образом, чтобы была обеспечена наилучшая их видимость и исключалась возможность повреждения их транспортными средствами. Кроме того, они должны иметь ослабленные сечения конструктивных элементов.

4.7. Пути руления вертолетов на покрытиях РД и МС должны маркироваться пунктирной линией шириной 0,15 м, длиной 1,5 м с разрывами 3 м. Покрытие РД должно отделяться от полос обеспыливания двумя сплошными линиями шириной по 0,15 м с интервалом между ними 0,15 м. Внешняя маркировочная линия должна наноситься по краю покрытия РД (рисунок 3 приложения N 4 к настоящим Правилам). Маркировочные знаки РД должны быть окрашены в желтый (оранжевый) цвет.

4.8. На покрытиях перронов и МС (рисунок 4 приложения N 4 к настоящим Правилам) должны быть нанесены следующие маркировочные знаки:

"Т"-образный знак, обозначающий место установки вертолета;

номера стоянок;

контуры зон обслуживания;

пути движения и знаки остановки спецавтотранспорта.

Маркировочные знаки перронов и МС должны быть окрашены в желтый (оранжевый) цвет, за исключением линий контура зоны обслуживания ВС, имеющих красный цвет. Знаки пути движения спецавтотранспорта должны иметь белый цвет.

4.9. Номер МС должен располагаться на расстоянии 2 м впереди "Т"-образного знака.

4.10. Контур зоны обслуживания вертолетов должен быть нанесен сплошной линией шириной 0,15 м в виде неправильного многоугольника, повторяющего очертания вертолета в плане. Размеры этого многоугольника должны соответствовать габаритам и диаметру несущего винта эксплуатируемого вертолета. Все стороны многоугольника должны быть удалены не менее 1,5 м от крайних габаритных точек и винта вертолета.

На индивидуальных МС контур зоны обслуживания вертолетов допускается не наносить.

4.11. Размеры и форма цифровых и буквенных маркировочных знаков для зоны приземления, перронов и МС вертодромов приведены на рисунке 5 приложения N 4 к настоящим Правилам.

4.12. На швартовочной площадке должны быть нанесены "Т"-образный знак и буква "Ш" вместо цифры, обозначающей номер места стоянки. Буква "Ш" должна иметь размеры 1 x 1 мм ширину линии 0,15 м.

4.13. Пограничные знаки (рисунок 6 (а) приложения N 4 к настоящим Правилам) на грунтовых вертодромах должны устанавливать границы грунтовой ВПП (далее - ГВПП), РД, МС и перрона и представлять собой конус высотой 0,8 м, с диаметром нижнего основания 1 м, верхнего 0,2 м. Поверхность пограничного знака должна окрашиваться чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов (или черного и белого) шириной 0,2 м. Нижняя полоса окрашивается в темный цвет.

4.14. Пограничные знаки должны быть установлены вдоль ГВПП с интервалом не более 50 м и на расстоянии 1 м от ее боковых границ.

4.15. Места выруливания ВС на РД должны обозначаться сдвоенными пограничными знаками, которые устанавливаются с каждой стороны РД с интервалом 2 м один от другого.

4.16. Знак центра ГВПП (рисунок 6 (б) приложения N 4 к настоящим Правилам) должен иметь форму круга диаметром 1,4 м и быть окрашен в желтый цвет. Знак должен быть установлен на расстоянии 3 - 5 м от боковой границы ГВПП с наклоном под углом 45° к горизонту с левой стороны по направлению посадки. В случае использования ГВПП для ночных полетов знак центра должен быть оборудован светосигнальными лампами в количестве 12, расположенными по кругу диаметром 0,9 м на равном расстоянии друг от друга. Цвет арматуры ламп должен быть желтый.

4.17. Посадочный знак "Т" должен быть выложен из 2 полотнищ: белого или красного цвета. Размеры сигнального полотнища должны быть равны 5 x 1 м.

4.18. Посадочный знак "Т" должен быть расположен на расстоянии 3 м от боковой границы ГВПП с левой стороны по направлению посадки ВС и на расстоянии 30 м от начала ГВПП.

4.19. Угловой знак должен быть расположен по углам ГВПП, его размеры в плане должны составлять 6 x 6 x 2 м, в центре углового знака должен быть установлен пограничный знак (конус). Поверхность углового знака должна быть окрашена в белый цвет, а на аэродромах с песчаным и супесчаным грунтом - в оранжевый цвет.

4.20. Грунтовые РД, МС и перрон должны быть оборудованы пограничными маркерами и знаками, обозначающими номер РД и МС.

4.21. Для обозначения грунтовых РД должны быть использованы пограничные маркеры на ослабленном основании, устанавливаемые с интервалом не более 30 м и на расстоянии не менее 3 м от края РД.

4.22. Поверхность маркера цилиндрической формы должна иметь соотношение высоты к диаметру не более 3:1. Пограничные маркеры должны иметь три горизонтальные полосы соответственно желтого-синего-желтого цвета, общей высотой 0,45 м над уровнем земли (или снежного покрова).

4.23. Рулежный маркировочный знак (рисунок 7 (а) приложения N 4 к настоящим Правилам) должен указывать направление и номер РД и представлять собой щит размером 1,1 x 0,6 м, окрашенный с обеих сторон в желтый цвет и окаймленный полосой оранжево-красного цвета шириной 8 - 10 см. В центре щита с обеих сторон должны быть нанесены буквы "РД" и цифра номера РД оранжево-красного цвета.

4.24. Рулежные знаки должны быть установлены напротив места сопряжения с ГВПП или другой РД.

4.25. Маркировочный знак МС (рисунок 7 (б) приложения N 4 к настоящим Правилам) обозначает номера смежных стоянок ВС и представляет собой сдвоенный щит, укрепленный на стойке. Знак должен быть окрашен в желтый цвет, цифры и окантовка - в черный цвет, высота знака 1 м над уровнем земли (или снежного покрова).

4.26. Вертодром должен оборудоваться ветроуказателем.

4.27. Ветроуказатель должен размещаться таким образом, чтобы указывать ветровые условия в зоне конечного этапа захода на посадку и взлета, он не должен подвергаться воздействию возмущений воздушного потока, вызываемых расположенными поблизости объектами или струями несущих винтов, должен быть виден пилоту вертолета в полете, в режиме висения или на рабочей площади.

4.28. В случае если зона приземления и отрыва может подвергаться воздействию возмущенного потока воздуха, для указания приземного ветра, вблизи указанной зоны, должны быть установлены дополнительные ветроуказатели,

4.29. Матерчатый ветроуказатель должен иметь форму усеченного конуса (рисунок 8 приложения N 4 к настоящим Правилам). Минимальные размеры конуса ветроуказателя: длина 2,4 м, диаметр большего конца 0,6 м, диаметр меньшего конца 0,3 м. Цвет ветроуказателя должен выбираться с учетом фона таким образом, чтобы он был хорошо различим и его показания были понятны с высоты не менее 200 м над вертодромом. Должен использоваться один цвет - белый или оранжевый. В случае если не обеспечивается хорошей видимости на изменяющемся фоне, ветроуказатель должен иметь сочетание двух цветов (оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым), причем цвета следует располагать в виде пяти чередующихся полос так, чтобы первая и последняя имели более темный цвет.

4.30. Ветроуказатель на вертодроме, предназначенным для использования ночью, должен быть обеспечен подсветкой.

4.31. Дневная маркировка препятствий и объектов, расположенных в районе вертодрома, должна осуществляться в соответствии с пунктами 4.51 - 4.55 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2015 г., регистрационный N 39264).

4.32. На каждый тип светосигнального и светотехнического оборудования должен быть сертификат и должна быть эксплуатационная документация предприятия-изготовителя.

4.33. Тип огней и источников света, а также маркеров со светоотражающим покрытием должен соответствовать технической документации на установленное оборудование.

4.34. Вертодромный маяк должен устанавливаться на вертодроме:

для необходимости дальнего визуального наведения, когда такое наведение не обеспечивается другими визуальными средствами;

когда наличие окружающих огней затрудняет опознавание вертодрома.

4.35. Вертодромный маяк должен располагаться на вертодроме или поблизости на возвышении таким образом, чтобы не ослеплять пилота на близком расстоянии. Огонь маяка должен быть виден со всех направлений в верхней полусфере.

4.36. Вертодромный маяк должен излучать серию коротких вспышек, соответствующих латинской букве "Н" по международной азбуке Морзе.

В случае если необходимо регулировать яркость, допускается устанавливать силу света на уровне 10% и 3% мощности излучения.

4.37. В том случае, когда вертодромный маяк может ослеплять пилота на близком расстоянии, он может быть выключен при выполнении пилотом конечных этапов захода на посадку и посадки.

На вертодроме должно быть предусмотрено оперативное выключение вертодромного маяка для предотвращения ослепления пилота на близком расстоянии от маяка.

4.38. Система огней приближения (маркеры приближения со светоотражающим покрытием) должна устанавливаться на вертодроме, где при необходимости целесообразно и практически возможно указывать пилотам в ночное время предпочтительное направление захода на посадку.

4.39. Система огней приближения должна располагаться на прямой линии в предпочтительном направлении захода на посадку.

4.40. Схемы расположения системы огней приближения должны соответствовать рисунку 1 приложения N 5 к настоящим Правилам.

4.41. Система огней приближения должна состоять не менее чем из трех огней, расположенных в одном ряду с одинаковыми интервалами 303 м, и светового горизонта длиной 182 м на расстоянии 909 м от периметра зоны конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - FATO).

4.42. Огни, образующие световой горизонт, должны располагаться по горизонтальной прямой перпендикулярно линии огней осевой линии и делиться этой линией пополам. Интервалы между огнями светового горизонта должны составлять 4,50,5 м.

4.43. Для обеспечения большей заметности траектории конечного этапа захода на посадку могут быть установлены за световым горизонтом дополнительные огни с одинаковым интервалом 303 м. В зависимости от окружающих условий огни, расположенные за световым горизонтом, могут быть огнями постоянного излучения или бегущими проблесковыми огнями.

В случае если наличие окружающих огней затрудняет опознавание системы огней приближения, целесообразно использовать бегущие проблесковые огни.

4.44. Если в зоне FATO установлена система огней приближения для осуществления неточных заходов, то такая система должна быть длиной не менее 210 м.

4.45. Огни постоянного излучения и бегущие проблесковые огни являются всенаправленными белыми огнями.

4.46. Для корректировки интенсивности огней приближения в зависимости от метеоусловий следует предусматривать соответствующее управление яркостью: для огней постоянного излучения - 100%, 30% и 10%, для проблесковых огней - 100%, 10% и 3% мощности.

4.47. Система визуальной индикации глиссады должна предусматриваться для обеспечения захода на посадку на вертодром, независимо от того, оборудованы ли они другими визуальными или не визуальными средствами обеспечения захода на посадку в случае наличия следующих условий:

правила пролета препятствий, приемы снижения авиационного шума или схемы УВД для захода на посадку требуют выполнения полета под конкретным углом наклона его траектории;

вблизи вертодрома имеется мало визуальных ориентиров на поверхности.

4.48. Стандартными системами визуальной индикации глиссады для полетов вертолетов являются указатель траектории точного захода на посадку (далее - PAPI), упрощенный указатель траектории точного захода на посадку (далее - APAPI) или указатель траектории захода на посадку вертолета (далее - HAPI).

4.49. Схема расположения огней PAPI, APAPI, углы возвышения световых пучков огней в системах PAPI и APAPI показаны на рисунках 2 и 3 приложения N 5 к настоящим Правилам соответственно.

4.50. Примеры использования системы HAPI при различных вариантах ее размещения, а также формат сигнала HAPI показаны на рисунках 4, 5 приложения N 5 к настоящим Правилам.

4.51. Характеристики поверхности защиты от препятствий указаны в таблице 1 и на рисунке 1 приложения N 6 к настоящим Правилам.

4.52. Огни зоны FATO должны устанавливаться на вертодроме, расположенном на уровне поверхности земли, предназначенном для использования ночью, за исключением тех случаев, когда зона FATO и зона приземления и отрыва (далее - TLOF) совпадают.

4.53. Огни зоны FATO должны располагаться вдоль границ зоны. Огни должны размещаться равномерно со следующими интервалами:

в случае, если зона имеет форму квадрата или прямоугольника, интервалы должны составлять не более 50 м при расположении минимум четырех огней на каждой стороне, включая один огонь в пределах каждого угла;

в случае, если зона имеет любую другую форму (в том числе форму круга), интервалы должны составлять не более 5 м при наличии не менее десяти огней.

4.54. Огни зоны FATO должны быть всенаправленными огнями постоянного излучения белого цвета.

4.55. Высота огней не должна превышать 0,45 м над уровнем земли (снежного покрова).

4.56. Система огней зоны TLOF должна устанавливаться на вертодромах, предназначенных для использования ночью.

4.57. Система огней зоны TLOF на вертодроме, расположенных на уровне поверхности, должна состоять из одного или нескольких следующих средств:

огней периметра;

прожекторов;

наборов сегментированных точечных источников света (далее - ASPSL) или люминесцентных блоков (далее - LP), когда применение огней периметра и прожекторов непрактично и когда имеются огни зоны FATO.

4.58. Пример схемы расположения огней зоны FATO и огней зоны TLOF вертодрома на уровне поверхности показан на рисунке 1 приложения N 7 к настоящим Правилам.

4.59. Огни периметра зоны TLOF должны располагаться по краю зоны, объявленной для использования ночью в качестве зоны приземления и отрыва, или в пределах расстояния, равного 1,5 м от края зоны.

4.60. В случае если зона приземления и отрыва представляет собой круг, огни должны располагаться на прямых линиях по схеме, которая будет обеспечивать пилотов информацией о величине сноса, при этом минимальное количество огней должно быть равным четырем на каждой стороне, включая огонь в каждом углу, либо огни должны быть равномерно установлены по периметру зоны приземления и отрыва, при этом минимальное количество огней должно быть не менее 14.

4.61. На вертодромах, где отсутствуют посторонние источники света, допускается использование всенаправленных огней желтого цвета постоянного излучения. ASPSL или LP должны быть зеленого цвета.

4.62. Высота огней периметра зоны TLOF вертодромов, расположенных на поверхности, не должна превышать 0,45 м.

4.63. Прожекторы зоны TLOF должны располагаться таким образом, чтобы не создавать блескости для пилотов, находящихся в полете. Схема установки и направление прожекторов выбираются таким образом, чтобы создавался минимум теней.

4.64. Высота прожекторов зоны TLOF вертодромов, расположенных на поверхности, не должна превышать 0,45 м.

4.65. Средний уровень горизонтальной освещенности прожекторами, измеренный на поверхности зоны приземления и отрыва, должен составлять по крайней мере 10 люкс при коэффициенте равномерности освещения (среднее к минимуму) не более 8:1.

4.66. На вертодромах, расположенных на уровне поверхности, LP располагаются вдоль маркировки, обозначающей границу зоны приземления и отрыва.

4.67. На вертодромах, расположенных на уровне поверхности, минимальное количество LP в зоне приземления и отрыва должно быть равно девяти. Общая длина LP в схеме не должна превышать 50% длины указанной схемы. Должно предусматриваться четное число с минимальным количеством в три блока на каждой стороне зоны приземления и отрыва, включая блок в каждом углу. LP должны располагаться равномерно с расстоянием между концами смежных блоков не более 5 м на каждой стороне зоны приземления и отрыва.

4.68. LP должен иметь минимальную ширину 0,06 м. Арматура блока должна иметь цвет маркировки, которую он обозначает.

4.69. LP не должны выступать над поверхностью более чем на 0,025 м.

4.70. Боковые огни РД должны устанавливаться на рулежных дорожках, предназначенных для использования в ночное время, за исключением того, что они могут не устанавливаться там, где, учитывая характер операций, ориентирование может обеспечиваться путем освещения поверхности или иными способами.

4.71. Боковые огни РД на прямолинейном участке РД должны устанавливаться с одинаковым продольным интервалом не более 60 м. Огни на повороте должны устанавливаться с меньшими интервалами.

4.72. Огни должны располагаться как можно ближе к краям РД или за краями на расстоянии не более 3 м.

4.73. Боковые огни РД должны быть огнями синего цвета постоянного излучения.

4.74. Высота огней не должна превышать 0,45 м.

4.75. Неподвижные объекты, выступающие над поверхностью ограничения препятствий, должны быть оснащены заградительными огнями, если вертодром используются в ночное время, за исключением случаев, если подобное препятствие затенено другим неподвижным препятствием.

4.76. Заградительными огнями следует оснащать не являющиеся препятствиями неподвижные объекты, примыкающие к поверхностям захода на посадку и взлета, в тех случаях, если светоограждение в ночное время необходимо для того, чтобы избежать столкновения с указанными объектами.

4.77. Один или несколько заградительных огней должны устанавливаться как можно ближе к самой высокой точке объекта. Верхние огни должны располагаться таким образом, чтобы, по крайней мере, обозначать точки или края объекта, имеющего самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий.

4.78. При светоограждении объекта, имеющего большую протяженность, или группы близко расположенных объектов верхние огни, по крайней мере, на точках или краях объектов, имеющих самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий, должны располагаться так, чтобы можно было определить общие очертания и протяженность объекта. Если два или более края препятствия находятся на одной и той же высоте, то должен маркироваться край, ближайший к летному полю. Продольное расстояние между заградительными огнями не должно превышать 45 м.

4.79. При высоте объекта более 45 м над уровнем окружающей местности или над наивысшими точками близко расположенных зданий (когда маркируемый объект окружен зданиями) должны предусматриваться дополнительные огни на промежуточных уровнях. Эти дополнительные огни должны по возможности располагаться на равном расстоянии друг от друга между верхними огнями и уровнем земли или уровнем высших точек близко расположенных зданий с интервалом не более 45 м.

4.80. При светоограждении трубы или другого сооружения аналогичного назначения верхние огни должны устанавливаться ниже верхней точки на 1,5 - 3 м.

4.81. Количество и расположение заградительных огней на каждом уровне, подлежащем маркировке, должно быть таким, чтобы объект обозначался со всех направлений в горизонтальной плоскости.

4.82. Заградительные огни на неподвижных объектах должны быть огнями красного цвета постоянного излучения.

4.83. На вертодроме, предназначенном для использования ночью, препятствия должны освещаться прожекторами, если нет возможности выставить на них заградительные огни.

4.84. Прожекторы для освещения препятствий должны располагаться таким образом, чтобы полностью освещать препятствие и по возможности не ослеплять пилотов вертолетов.

4.85. Прожекторное освещение препятствий должно быть таким, чтобы создавать яркость минимум 10 кд/м2.

4.86. Электропитание огней системы светосигнального оборудования вертодромов должно осуществляться по одной или более кабельным линиям для каждой из следующих подсистем огней:

вертодромный маяк;

огни приближения и светового горизонта постоянного излучения;

бегущие проблесковые огни приближения;

система визуальной индикации глиссады;

огни зоны конечного этапа захода на посадку и взлета;

огни периметра зоны приземления и отрыва;

прожекторы зоны приземления и отрыва;

люминесцентные блоки зоны приземления и отрыва;

огни прицельной точки посадки;

огни рулежных дорожек;

заградительные огни;

прожекторы освещения препятствий;

огни подсвета ветроуказателя.

Огни РД допускается включать в линии электропитания огней зоны конечного этапа захода на посадку и взлета или огней периметра зоны приземления и отрыва.

4.87. Аппаратура дистанционного управления для системы светосигнального оборудования должна обеспечивать управление светосигнальными средствами, задействованными на вертодроме, и контроль за их состоянием.

4.88. Пульт оперативного управления светосигнальным оборудованием и сигнализация его состояния должны размещаться на рабочем месте диспетчера-информатора, обеспечивающего заход на посадку, посадку, взлет и руление вертолетов.

4.89. Пульт оперативного управления должен обеспечивать раздельное включение и выключение всех подсистем огней, задействованных на вертодроме.

4.90. При переключении ступеней яркости огней с пульта оперативного управления светосигнальным оборудованием не должно быть темнового промежутка.

4.91. Для ориентирования по высоте и курсу при взлете вертолета, а также для взлета вертолета в условиях снежного экрана, следует устанавливать маркеры приближения и светового горизонта (со светоотражающим покрытием с двух сторон) с противоположного курса.

4.92. Цвет светоотражающего покрытия маркеров приближения должен быть белым.

4.93. Маркеры приближения должны быть прямоугольной формы.

4.94. Маркеры зоны FATO должны устанавливаться на вертодроме, расположенном на уровне поверхности, предназначенном для использования ночью, за исключением тех случаев, когда зона FATO и зона TLOF совпадают.

4.95. Цвет светоотражающего покрытия маркеров зоны FATO должен быть белым.

4.96. Маркеры зоны FATO должны быть пирамидальной формы.

4.97. Высота маркеров не должна превышать 0,45 м над уровнем земли (снежного покрова).

4.98. Маркеры периметра зоны TLOF должны устанавливаться на вертодроме, расположенном на уровне поверхности, предназначенном для использования ночью.

4.99. На вертодромах, где отсутствуют посторонние источники света, допускается использование маркеров желтого цвета.

4.100. Маркеры периметра зоны TLOF должны быть пирамидальной формы.

4.101. Высота маркеров не должна превышать 0,45 м.

4.102. Боковые маркеры РД должны устанавливаться на рулежных дорожках, предназначенных для использования в ночное время, где не предусмотрены боковые огни РД.

4.103. Боковые маркеры РД на прямолинейном участке РД должны быть установлены с одинаковым продольным интервалом не более 30 м. Маркеры на повороте устанавливаются с меньшими интервалами.

4.104. Маркеры должны быть расположены как можно ближе к краям РД или за краями на расстоянии не более 3 м.

4.105. Цвет светоотражающего покрытия боковых маркеров РД должен быть синим.

4.106. Боковые маркеры РД должны быть цилиндрической (или близкой к цилиндрической) формы.

4.107. Высота маркеров РД не должна превышать 0,45 м.