II. Класс и физические характеристики вертодромов
2.1. Вертодромы по их физическим характеристикам подразделяются на классы - I, II и III.
2.2. Класс вертодрома определяется:
на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);
на многополосных вертодромах - классом ВПП, имеющей наибольшую длину.
2.3. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
2.4. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:
15 м - для ВПП класса I;
20 м - для ВПП классов II и III.
2.5. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:
35 м - для ВПП класса I;
50 м - для ВПП классов II и III.
За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 60 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.
2.6. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь легкую и ослабленную конструкцию.
2.7. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:
5 м - для ВПП класса I;
10 м - для ВПП классов II;
12 м - для ВПП классов III.
2.8. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:
индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;
индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 до 22 м;
индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.
2.9. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
2.10. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:
для вертолетов индекса 1 - 14 м;
для вертолетов индекса 2 - 22 м;
для вертолетов индекса 3 - 35 м.
При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.
2.11. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП должен быть не менее:
для вертолетов индекса 1 - 12 м;
для вертолетов индекса 2 - 22 м;
для вертолетов индекса 3 - 35 м.
2.12. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
2.13. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.
2.14. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.
2.15. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:
а) между осями:
ЛП и местами стоянки (далее - МС)
|
- 3 D;
|
РД и МС
|
- 1,5 D;
|
РД и швартовочной площадкой
|
- 2 D;
|
индивидуальных (смежных) МС
|
- 1,5 D;
|
б) между кромкой покрытия МС и неподвижными препятствиями - 1 D.
2.16. Размеры МС и швартовочных площадок должны соответствовать габаритам эксплуатирующихся вертолетов. Расстояние между концами лопастей винтов, стоящих и рулящих на собственной тяге вертолетов или вертолетов, буксируемых тягачом, должны быть в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета не менее:
при буксировке тягачом
|
- 0,25 D;
|
при рулении на тяге несущего винта
|
- 0,5 D;
|
при установке с разворотом в воздухе
|
- 2 D.
|
2.17. Искусственные покрытия и грунтовые элементы вертодрома (ВПП, РД, МС, перроны, швартовочные площадки, зоны безопасности) должны иметь несущую способность, обеспечивающую безопасный взлет, посадку, маневрирование и стоянку вертолетов расчетного типа.
Данные о несущей способности покрытий элементов вертодрома представляются максимальной допустимой массой на основную одноколесную опору (Fn[U]) и давлением в пневматиках (pa) в соответствии с таблицей 5 приложения N 2 к настоящим Правилам.
2.18. Показатели несущей способности грунтовых элементов должны соответствовать требуемой прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов воздушных судов (далее - ВС) согласно руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) конкретного типа ВС.
2.19. При введении на вертодроме ограничений массы ВС, а также сроков действия значений максимальной допустимой массы на основную одноколесную опору они должны быть отражены в аэронавигационном паспорте вертодрома и документах аэронавигационной информации.
2.20. Требования к состоянию поверхности (ВПП, РД, перрон, МС) вертодромов:
2.20.1. На искусственных покрытиях ВПП не допускается наличие:
посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;
оголенных стержней арматуры;
уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 0,03 м;
наплывов мастики высотой более 0,015 м;
выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 0,05 мм и глубиной более 0,03 м, не залитых мастикой;
сколов кромок плит шириной более 0,03 м, не залитых мастикой;
наличие свежевыпавшего снега толщиной более 0,1 м, слякоти толщиной более 0,012 м, воды толщиной более 0,01 м.
2.20.2. На поверхности грунтовых ВПП не должно быть:
колей от колес ВС глубиной, превышающей максимально допустимую величину от расчетного ВС, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;
не спланированных участков, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;
отдельных неровностей в виде выбоин и впадин грунта, которые могут оказать влияние на управляемость ВС или привести к поломке шасси;
посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС;
уплотненного снега высотой более 0,08 м, свежевыпавшего снега высотой более 0,1 м;
прочности грунта (снега) менее 6 кгс/см2.
2.20.3. На поверхности грунтовых РД, МС, участках ЛП, примыкающих к концам ГВПП, не должно быть:
колей от колес воздушных судов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;
не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;
снежного вала высотой более 0,5 м;
посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС.
2.21. Вертодром должен иметь ограждение по всему периметру.