МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июля 2000 г. N 74
О СОЗДАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ
МОРСКИХ И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ
В целях повышения безопасности мореплавания, выполнения требований, вытекающих из Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, поправок к этой Конвенции 1988 года, соответствующих рекомендаций Международной морской организации, усиления государственного регулирования и контроля за морским судоходством, в том числе в интересах обеспечения безопасности морского судоходства в условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. N 1286-50, а также повышения мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса приказываю:
1. Создать глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга) с использованием технических средств морской подвижной спутниковой системы связи "Инмарсат", глобальных спутниковых навигационных систем "Глонасс", "Навстар" и других современных технологий.
2. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г. Временное положение о глобальной автоматизированной системе мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Временное положение) (прилагается).
3. Поручить Государственному унитарному предприятию "Морсвязьспутник" Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ГУП "Морсвязьспутник") (Богданов В.А.):
руководство и координацию работ по созданию Системы мониторинга;
разработку нормативно - технических документов, необходимых для функционирования Системы мониторинга, и представление указанных документов на согласование и утверждение Службе морского флота и Службе речного флота.
4. В составе Системы мониторинга предусмотреть:
Центр мониторинга для сбора и обработки информации о местоположении российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Центр мониторинга);
участие российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - суда), подлежащих оборудованию судовыми станциями Инмарсат-С в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 125 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)";
участие судов, совершающих рейсы за пределами морских районов А1 ГМССБ или выходящих из портов более чем на 12 часов, при их оснащении судовыми станциями Инмарсат-С.
5. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.), ГВЦ Минтранса России (Семенов А.И.), ГУП ГЦССС (Розвадовский С.И.) организовать с использованием своих ресурсов Центр мониторинга.
6. Установить, что:
передача информации о местоположении судов в Центр мониторинга осуществляется в соответствии с порядком, определенным Временным положением;
информация о местоположении судов Центром мониторинга предоставляется судовладельцам и уполномоченным государственным органам бесплатно.
7. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.) предусмотреть в разрабатываемом проекте положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском транспорте оснащение судов и их участие в Системе мониторинга в качестве дополнительных лицензионных требований и условий для следующих видов деятельности на морском транспорте:
перевозки грузов морским транспортом;
перевозки пассажиров морским транспортом;
буксировка судов и иных плавучих объектов.
8. Морским администрациям портов, капитанам портов при оформлении отхода из порта судна, подлежащего в соответствии с пунктом 4 настоящего Приказа регистрации в Системе мониторинга, проверять на основании данных, предоставляемых Центром мониторинга, регистрацию судна в Системе мониторинга.
9. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.), Службе речного флота (Смирнов Н.Г.) в срок до 21 августа 2000 г. создать в установленном порядке комиссию по приемке в опытную эксплуатацию Центра мониторинга (далее - Комиссия).
10. Комиссии провести испытания Центра мониторинга и представить до 30 августа 2000 г. руководству Министерства транспорта Российской Федерации акт ввода Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
11. Департаменту безопасности мореплавания (Палехов С.В.) довести до сведения судовладельцев и капитанов портов информацию о принятии Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
12. Суда, оборудованные судовыми станциями Инмарсат-С, подлежат регистрации в Центре мониторинга в месячный срок после принятия Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
13. Ввести в опытную эксплуатацию Систему мониторинга с 1 сентября 2000 г.
14. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.) в срок до 1 января 2001 года представить предложения по дальнейшему развитию Системы мониторинга, в том числе в интересах обеспечения безопасности российского морского судоходства в условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. N 1286-50.
15. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Службу морского флота (Матюшенко Н.И.).
Министр
С.О.ФРАНК
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 17 июля 2000 г. N 74
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛОБАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
И КОНТРОЛЯ ЗА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ
И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ СУДОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение определяет основные принципы построения и функционирования глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга).
1.2. Система мониторинга предназначена для наблюдения и контроля за местоположением, другими параметрами российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - суда) и оперативного обеспечения этой информацией соответствующих подразделений Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), других федеральных органов исполнительной власти, Государственной морской аварийной и спасательно - координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужба России), а также судовладельцев и функционирует в непрерывном круглосуточном режиме.
II. Состав Системы мониторинга
2.1. В обеспечении Системы мониторинга задействованы:
Служба морского флота Минтранса России;
Служба речного флота Минтранса России;
Государственное унитарное предприятие "Морсвязьспутник" Министерства транспорта Российской Федерации (ГУП "Морсвязьспутник");
Государственное унитарное предприятие Министерства транспорта Российской Федерации "Главный центр связи и спутниковых систем" (ГУП ГЦССС);
Государственное унитарное предприятие "Главный вычислительный центр Министерства транспорта Российской Федерации" (ГВЦ);
Государственный морской спасательный координационный центр Госморспасслужбы России (ГМСКЦ);
морские администрации портов, государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (далее - администрации портов);
суда;
судовладельцы.
Для взаимодействия в рамках Системы мониторинга могут быть также привлечены по согласованию с ними другие органы и организации.
III. Цели создания Системы мониторинга
3.1. Основными целями создания Системы мониторинга являются:
совершенствование организации обеспечения безопасности мореплавания;
повышение эффективности проведения поисково - спасательных операций на море;
совершенствование организации информационного обеспечения в целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на море;
совершенствование организации оперативного управления и контроля за безопасностью судоходства и мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса, в том числе в особый период;
информационное обеспечение при проведении анализа нештатных и аварийных ситуаций с судами;
предоставление информации о местонахождении судов судовладельцам.
3.2. Координацию работ по созданию и функционированию Системы мониторинга осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".
IV. Функции Системы мониторинга
4.1. На Систему мониторинга возлагается осуществление следующих основных функций:
обеспечение автоматической дискретной передачи или запроса и последующей автоматической передачи с судна через каналы системы ИНМАРСАТ-С данных о текущем местоположении судна в любое время, но с интервалом, не превышающим 12 часов по состоянию на 00.00 и 12.00 московского времени, а также в режиме поллинга в ИНМАРСАТ-С;
обеспечение опроса судов через каналы системы ИНМАРСАТ-С в полуавтоматическом режиме для сбора информации о местоположении и других данных этих судов (стандартные сообщения об отходе, прибытии, маршруте, отклонении от маршрута и т.п.) по распоряжению уполномоченных государственных органов или судовладельцев;
обеспечение запроса и передачи с судов информации по опасным грузам;
обеспечение вызова судна на связь;
обеспечение анализа местоположения судов и отображение этой информации на электронной карте;
обеспечение управления информационными потоками различных категорий срочности, распределения информации по сетям связи (локальным, региональным, глобальным), абонентам электронной почты и сети ИНТЕРНЕТ.
V. Технические средства Системы мониторинга
5.1. В рамках Системы мониторинга используются:
на судах - судовые станции ИНМАРСАТ-С со спутниковым навигационным приемником;
в Центре мониторинга - автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов, специализированное аппаратное и программное обеспечение (ПО) системы управления базами данных (СУБД), локальной вычислительной сети (ЛВС), удаленного доступа; электронно - картографической (ЭКС) и геоинформационной системы (ГИС).
5.2. В качестве географической базы ЭКС и ГИС используются электронные морские навигационные карты.
5.3. Разработка и поддержание ПО осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".
VI. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга
6.1. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга основывается на комплексном использовании действующих систем и сетей связи и передачи данных.
6.2. Доведение информации до потребителей обеспечивается с использованием каналов:
электронной почты (E-mail);
сети ИНТЕРНЕТ;
телефонной, модемной и факсимильной связи по телефонной сети общего пользования (ТФОП) (факультативно).
6.3. Предусматриваются следующие основные способы доступа к информационным ресурсам (базам данных) Системы мониторинга:
- непосредственный доступ до принципу "Клиент - Сервер" (по расписанию или программе);
- непосредственный доступ по принципу "Клиент - Сервер" (по запросу);
- через оператора Системы мониторинга (по запросу).
6.4. Средства информационного взаимодействия на местах и подключение к Центру мониторинга обеспечивают сами потребители услуг Системы мониторинга.
6.5. Определение состава и периодичности сбора и передачи данных с судов должно определяться в Системе мониторинга с учетом:
географического района местонахождения судна;
общего состояния судна и ситуационной обстановки (штатный режим эксплуатации, аварийное состояние, бедствие и т.п.);
требований Службы морского флота Минтранса России и Службы речного флота Минтранса России;
мероприятий по контролю за регистрацией судов в Системе мониторинга.
6.6. В условиях штатного функционирования Системы мониторинга периодичность сбора и передачи данных о местоположении и других параметрах с судов в Центр мониторинга составляет не реже 2 раз в сутки.
6.7. Автоматическая дискретная передача или запрос и последующая автоматическая передача с судна данных о его текущем местоположении с установленным интервалом (не превышающим 12 часов) или в любое время в Системе мониторинга осуществляется без участия судового оператора через каналы ИНМАРСАТ-С по заданному расписанию или в режиме поллинга.
6.8. При необходимости уполномоченными государственными органами и судовладельцами через систему ИНМАРСАТ-С может осуществляться опрос судов в полуавтоматическом режиме (местоположение, курс, скорость, сообщения об отходе, прибытии, маршруте, отклонении от маршрута и т.п.).
6.9. Форматы сообщений, передаваемых через каналы ИНМАРСАТ-С с судна в Центр мониторинга, соответствуют стандартным требованиям системы ИНМАРСАТ-С.
6.10. Обеспечение информационного взаимодействия Центра мониторинга и потребителей информации Системы мониторинга осуществляется в круглосуточном режиме.
6.11. Доставка уполномоченным государственным органам и судовладельцам информации о местоположении судов в привязке к электронным картам обеспечивается средствами локальных, выделенных сетей, сети ИНТЕРНЕТ, электронной почты.
6.12. По запросу уполномоченных государственных органов и судовладельцев доставка информации о местоположении судов обеспечивается по сетям телефонной, модемной и факсимильной связи ТФОП.
6.13. Вопросы доступа к информационным ресурсам Системы мониторинга (списки лиц, имеющих доступ к базам данных, использование паролей и ключей, исключающих несанкционированное обращение и использование баз данных Системы мониторинга, аппаратные и программные средства криптографической защиты информации в Системе мониторинга и т.п.) регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации организационно - техническими документами, применяемыми в Системе мониторинга.
VII. Эксплуатация Системы мониторинга
7.1. В Системе мониторинга на судах обеспечивается исправное техническое состояние и непрерывное функционирование технических средств (судовые станции ИНМАРСАТ-С) во время рейса, начиная с момента выхода судна из порта и до захода судна в порт.
7.2. Администрации портов обеспечивают проверку регистрации судна в составе Системы мониторинга при оформлении отхода судна из порта на основания информации, получаемой из Центра мониторинга.
7.3. Доступ Службы морского флота, Службы речного флота, администраций портов в Систему мониторинга и к информационным ресурсам (базам данных) осуществляется на приоритетной основе.
При возникновении аварийной ситуации или в особый период по решению Службы морского флота, Службы речного флота может быть установлен иной порядок передачи информации о местоположении судов в Центр мониторинга.
7.5. Центр мониторинга обеспечивает:
прием от судовладельцев заявок на регистрацию судов и ведение базы данных по судам;
прием и обработку информации о местоположении судов;
надежную, оперативную и достоверную передачу информации о местоположении судов в привязке к электронным картам получателям в установленные сроки;
согласованный порядок доступа уполномоченных государственных органов и судовладельцев к информационным ресурсам Системы мониторинга;
представление требуемой информации в различных видах (таблица, текст, графический файл и т.п.);
выполнение требований защиты информации от несанкционированного доступа.
7.6. Включение судна в Систему мониторинга осуществляется на основании соответствующей заявки судовладельца (Приложение 1).
Приложение 1
ЗАЯВКА СУДОВЛАДЕЛЬЦА
НА ВКЛЮЧЕНИЕ СУДНА В СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА
┌──────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐ │1. Название судна │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │2. Номер НМО, │ │ │регистровый номер │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │4. Тип судна │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │5. Радиопозывной сигнал судна │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │6. Судовладелец, │ │ │- адрес, │ │ │- телефон, │ │ │- факс, │ │ │- телекс, │ │ │- E-mail │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │7. Тип ССС ИНМАРСАТ-С, │ │ │идентификационный номер ЦИВ │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │8. Гарантийные обязательства по оплате│ │ │услуг связи. │ │ ├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │9. Подпись руководителя │ │ └──────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘