I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования (далее - программа), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.
2 Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления, образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).
3. Целью программы является подготовка работников, включенных в состав группы быстрого реагирования и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно - ОТИ, ТС) по видам транспорта.
4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ (или) ТС;
требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;
основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС;
порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и (или) проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС;
перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС;
основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
6. По результатам освоения программы слушатель должен уметь:
моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ на ОТИ и (или) ТС;
реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и ТС, охранных систем, средств видеонаблюдения;
пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.
7. Программа определяет минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать работники, включенные в состав группы быстрого реагирования.
В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация вправе:
при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;
самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).
8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.
Срок освоения программы должен составлять не менее 80 академических часов.
Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.
Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке - 8 академических часов.
Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.
10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.