I. Общие положения

I. Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (далее соответственно - программа, ОТИ, ТС), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

2. Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).

3. Целью программы является подготовка работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта.

4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.

5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

критерии категорирования ОТИ;

порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее - оценка уязвимости), конкретного вида транспорта;

требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности на конкретном виде транспорта и особенности их проверки;

правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств;

порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных;

порядок обращения с информацией ограниченного доступа;

порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и (или) ТС компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений;

правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающие в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

порядок применения технических средств защиты ОТИ и (или) ТС;

права и обязанности СТИ и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности;

основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

6. По результатам освоения программы обучающийся должен уметь:

организовывать разработку и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности;

организовывать проведение оценки уязвимости;

организовывать разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, подлежащих категорированию, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и (или) организовать разработку паспорта ОТИ, не подлежащих категорированию, ТС (далее соответственно - план, паспорт) и представление на утверждение их в компетентный орган по обеспечению транспортной безопасности;

организовывать информирование федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения транспортной безопасности и контроля за обеспечением транспортной безопасности, об угрозе совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

организовывать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

организовать подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

7. Программа определяет минимальный объем знании, умений и навыков, которыми должен обладать работник СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация вправе:

при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;

самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.

Срок освоения программы должен составлять не менее 80 академических часов.

Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.

Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке - 8 академических часов.

Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.

10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.