2.3. Подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

2.3. Подготовка проектов законодательных
и иных нормативных правовых актов

2.3.1. Подготовка проектов федеральных законов (далее - законопроекты), проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации осуществляется Управлениями Росавиации, к сфере ведения которых относятся затрагиваемые проектами актов вопросы.

2.3.2. Законопроекты, проекты указов (распоряжений) Президента Российской Федерации, проекты постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации (далее - проекты актов) вносятся в Министерство транспорта Российской Федерации сопроводительным письмом с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

2.3.3. Проект акта с пояснительной запиской, а также сопроводительное письмо визируются исполнителем, руководством отдела и управления-исполнителя, руководством управлений-соисполнителей. Проекты актов подлежат в обязательном порядке визированию (за исключением пояснительной записки) в Управлении правового обеспечения и имущественных отношений.

2.3.4. В сопроводительном письме к проекту акта указываются основания внесения, сведения о его содержании и согласовании с заинтересованными органами государственной власти и организациями и другая информация (при необходимости). Сопроводительное письмо подписывается Руководителем или лицом, исполняющим его обязанности.

2.3.5. При наличии у сотрудника Росавиации, визирующего проект акта, особого мнения (замечаний) он делает отметку при визировании. Особое мнение (замечания) по проекту акта, как правило, излагается на отдельном листе бумаги и прилагается к проекту акта.

2.3.6. Если в процессе согласования в Росавиации в проект акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект акта внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его концепции.

2.3.7. Если в тексте проекта акта упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 3, ст. 6)".

2.3.8. Подготавливаемый проект акта может носить комплексный характер и предусматривать внесение изменений в несколько нормативных актов одного уровня. При внесении изменений в разноуровневые нормативные акты соответствующие изменения оформляются проектами отдельных актов.

2.3.9. Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.

Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.

2.3.10. Проекты актов Президента Российской Федерации в случае необходимости должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнение.

2.3.11. В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования государственных органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.

2.3.12. Проекты актов, поступившие на рассмотрение в Росавиацию, должны быть рассмотрены управлением-исполнителем в течение 10 календарных дней, следующих за днем их поступления в Росавиацию. Для управлений-соисполнителей срок исполнения документа истекает в течение первой половины контрольного срока. Руководством Росавиации может быть установлен иной срок исполнения.

2.3.13. В случае, если замечания и предложения от управлений-соисполнителей не будут получены в установленный срок, головной исполнитель информирует об этом руководителя, давшего поручение, для принятия решения по дальнейшему исполнению поручения.

2.3.14. Разработка проектов федеральных законов (законопроектов) осуществляется Росавиацией во исполнение актов законодательства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Министерства.

2.3.15. Предложения по программам и планам законопроектной деятельности, вносимые в Министерство транспорта Российской Федерации, должны содержать:

обоснование необходимости принятия закона;

концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

этапы подготовки законопроекта и перечень исполнителей-разработчиков законопроекта;

срок представления законопроекта в Правительство Российской Федерации;

ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2.3.16. К вносимому в Министерство транспорта Российской Федерации законопроекту должны быть приложены следующие сопроводительные документы:

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции прилагаемого законопроекта;

финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);

перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с данным законом.

2.3.17. Законопроект, представляемый в Министерство транспорта Российской Федерации, должен быть завизирован руководителем Росавиации или лицом, временно исполняющим его обязанности.

Законопроекты и сопроводительные материалы, представленные в Правительство Российской Федерации с нарушением установленных требований по их составлению, оформлению и согласованию, подлежат немедленному возврату.

2.3.18. Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 15 на стандартных листах бумаги формата А4.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левой границе.

На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

2.3.19. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 36 пт, печатается прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от первого реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 17 и выделяется полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 36 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы - дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется, например:

О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации об административных правонарушениях в связи
с принятием Земельного кодекса Российской Федерации

или

О внесении изменений в статью 3 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

или

О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского
кодекса Российской Федерации в части платежей в бюджет
и во внебюджетные фонды

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Текст законопроекта может подразделяться на разделы, главы, статьи. Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов на части (например, проектов кодексов), разделов на подразделы, глав на параграфы.

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

Часть законопроекта обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом, например:

РАЗДЕЛ I
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка, например:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок. Заголовок параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка, например:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его структурной единицей. Статьи имеют единую сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка, например:

Статья 33. Сертификация

В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. При его отсутствии слово "статья" и номер выделяют полужирным шрифтом.

В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации не указываются при внесении законопроекта в Правительство Российской Федерации, они указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Образец оформления законопроекта приводится в Приложении N 2.

2.3.20. Требования по оформлению пояснительной записки к законопроекту.

Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа - ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка, например:

К проекту федерального закона "О внесении изменений в статью
1 Федерального закона Российской Федерации "О минимальном
размере оплаты труда"

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через межстрочный интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

Подготовка и оформление проектов актов Президента
Российской Федерации

2.3.21. Подготовка и оформление проектов актов (указов и распоряжений) Президента Российской Федерации осуществляются Росавиацией в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

2.3.22. Проекты актов Президента Российской Федерации печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размером N 15.

На первой странице проекта акта Президента Российской Федерации в пределах верхней и правой границ текстового поля печатается слово "Проект".

2.3.23. Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации имеют следующие реквизиты:

Наименование вида акта - указ Президента Российской Федерации или распоряжение Президента Российской Федерации. Наименование вида акта печатается в две строки через межстрочный интервал 24 пт прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. В первой строке печатаются слова "УКАЗ", "РАСПОРЯЖЕНИЕ", во второй - "ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится.

Начало и конец каждой строки заголовка центрируются относительно слов "Президент Российской Федерации". В отдельных распоряжениях Президента Российской Федерации заголовок может отсутствовать.

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 пт и печатается через межстрочный интервал 18 пт <*>.

--------------------------------

<*> Допускается уменьшение интервалов между реквизитами "Заголовок", "Подпись" и "Место издания" при необходимости размещения текста указа, распоряжения Президента Российской Федерации на одной странице.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текстовая часть может подразделяться на констатирующую часть - преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть).

Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом "п о с т а н о в л я ю", которое печатается вразрядку.

Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут разделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.

Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ или распоряжение Президента Российской Федерации, должны соответствовать структуре основного нормативного акта.

При наличии приложений к указу или распоряжению Президента Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

Допускается печатать прописными буквами и выделять полужирным шрифтом фамилии при подготовке проектов указов или распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации (в других случаях не рекомендуется).

Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 32 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации", инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации.

Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова "Российской Федерации", а слово "Президент" центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации печатаются от правой границы текстового поля.

Место издания отделяется от подписи, как правило, межстрочным интервалом 48 пт и печатается от границы левого поля: Москва, Кремль.

На проектах распоряжений Президента Российской Федерации реквизит "Место издания" не печатается.

Дата проставляется после подписания документа, оформляется словесно-цифровым способом и отделяется от реквизита "Место издания" межстрочным интервалом 18 пт. Печатается от левой границы текстового поля.

Номер проставляется после подписания документа, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита "Дата" межстрочным интервалом 18 пт.

К порядковому номеру распоряжения Президента Российской Федерации через дефис добавляются строчные буквы "рп".

Приложения к проектам указов или распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации.

Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и другое. Приложения визируются лицом, вносящим проект.

Если в тексте дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу от границы верхнего поля прописными буквами печатается слово "ПРИЛОЖЕНИЕ", ниже через межстрочный интервал 18 пт дается ссылка на указ или распоряжение Президента Российской Федерации. Все составные части реквизита центрируются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. Длина строки не должна превышать 8 см и ограничивается правым полем документа. При наличии нескольких приложений они нумеруются, например:

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                                        к Указу Президента
                                                       Российской Федерации
                                                       от __________ N ____

Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии межстрочного интервала 72 пт. Длина черты составляет 2 - 3 см.

При наличии в тексте проекта акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на приложении в правом верхнем углу от границы верхнего поля прописными буквами печатается слово "УТВЕРЖДЕНО" или "УТВЕРЖДЕН" со ссылкой на указ или распоряжение Президента Российской Федерации, его дату, номер, например:

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                         Указом Президента
                                                       Российской Федерации
                                                       от __________ N ____

Слова "УТВЕРЖДЕНО" и "УТВЕРЖДЕН" согласуются в роде и числе с первым словом наименования приложения: положение - "УТВЕРЖДЕНО", программа - "УТВЕРЖДЕНА", мероприятия - "УТВЕРЖДЕНЫ".

Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа - приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано вразрядку (П О Л О Ж Е Н И Е, П Е Р Е Ч Е Н Ь, С П И С О К и т.д.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.

При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.

Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками. Текст таблицы может быть напечатан через 1 межстрочный интервал.

Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.

Листы приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.

При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой: * или 1). Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.

На одной странице не должно проставляться более трех сносок.

В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются римскими цифрами, а пункты и подпункты - так же, как и в тексте указа (распоряжения) Президента Российской Федерации. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2.). Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.1.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1.).

Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации приведен в Приложении N 3.

Подготовка и оформление проектов актов Правительства
Российской Федерации

Подготовка и оформление проектов актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации осуществляются Росавиацией в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Проект постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размером N 14.

На первой странице проекта акта Правительства Российской Федерации в пределах верхней и правой границ текстового поля печатается слово "Проект".

Проект постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации имеет следующие реквизиты:

Наименование вида акта - постановление Правительства Российской Федерации или распоряжение Правительства Российской Федерации. Наименование вида акта печатается в две строки прописными буквами и выравнивается по центру. Слова "ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" выделяются полужирным шрифтом. Слова "ПОСТАНОВЛЕНИЕ", "РАСПОРЯЖЕНИЕ" отделяются от первой строки межстрочным интервалом 24 пт.

Дата отделяется от наименования вида акта межстрочным интервалом 24 пт, оформляется словесно-цифровым способом, печатается центрированным способом, проставляется при подписании акта.

Номер печатается сразу после даты арабскими цифрами и состоит из знака "N " и порядкового номера документа, например: N 143.

К порядковому номеру распоряжения через дефис добавляется буква "р", например: N 153-р.

Место издания - Москва. Отделяется от реквизитов "Дата" и "Номер" межстрочным интервалом 24 пт, печатается прописными буквами и оформляется центрированным способом.

Заголовок - порядок оформления заголовка аналогичен оформлению этого реквизита в проектах указов или распоряжений Президента Российской Федерации.

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается с интервалом 18 пт.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы поля.

Текст может подразделяться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжениях - распорядительную).

Преамбула в проектах постановлений Правительства Российской Федерации завершается словами "Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:", последнее слово печатается полужирным шрифтом вразрядку.

Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

Постановляющая (распорядительная) часть проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, как правило, подразделяется на пункты.

Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

При наличии приложений к постановлению (распоряжению) Правительства Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Председатель Правительства Российской Федерации", инициала имени и фамилии Председателя Правительства Российской Федерации. Слова "Председатель Правительства" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Председатель Правительства" печатаются от левой границы текстового поля, а слова "Российской Федерации" центрируются относительно первой строки реквизита. Инициал имени и фамилия Председателя Правительства Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

Приложения к проектам актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации печатаются на отдельных листах бумаги.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста приложений идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации.

Порядок оформления приложений к проекту постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации аналогичен оформлению приложений к проектам указов (распоряжений) Президента Российской Федерации.

Образец оформления проекта постановления Правительства Российской Федерации приведен в Приложении N 4.