МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2018 г. N 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ, И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27) приказываю:

1. Утвердить:

перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

квалификационные требования к профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Министр
Е.И.ДИТРИХ

Приложение N 1
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2018 г. N 487

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения.

2. Специалист по моделированию дорожного движения.

3. Специалист по разработке комплексных схем организации дорожного движения.

4. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения.

5. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

6. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения.

Приложение N 2
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2018 г. N 487

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОФЕССИЯМ И ДОЛЖНОСТЯМ, СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Настоящие квалификационные требования устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) в отношении профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения. Необходимый уровень знаний и умений достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

2. К специалисту по разработке проектов организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:

2.1. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны окружающей среды, о техническом регулировании и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;

2) основные принципы и теоретические основы организации дорожного движения в Российской Федерации;

3) виды документации по организации дорожного движения и требования к их содержанию, правилам разработки, внесения изменений и утверждения документации по организации дорожного движения;

4) методы организации дорожного движения;

5) методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок;

6) методы определения и анализа показателей дорожно-транспортной аварийности и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения;

7) принципы комплексного использования технических средств организации дорожного движения, классификацию технических средств организации дорожного движения, их назначение и правила применения;

8) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;

9) функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке мероприятий по организации дорожного движения в рамках проектов организации дорожного движения.

2.2. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен уметь:

1) разрабатывать проекты организации дорожного движения;

2) выполнять техническое, экономическое и экологическое обоснование разрабатываемых мероприятий, определять последовательность реализации мероприятий по организации дорожного движения;

3) осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения, определять достоверность данных мониторинга и использовать результаты мониторинга для прогнозирования изменения условий дорожного движения;

4) осуществлять подготовку задания по проведению моделирования дорожного движения и использовать результаты моделирования для разработки и обоснования мероприятий по организации дорожного движения.

2.3. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:

1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167) и от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727) (далее - Приказ Минобрнауки N 1061).

2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.

3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.

3. К специалисту по моделированию дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:

3.1. Специалист по моделированию дорожного движения должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны окружающей среды, о техническом регулировании и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;

2) теоретические и методологические основы организации дорожного движения;

3) методы сбора, обработки, анализа и использования результатов мониторинга параметров дорожного движения;

4) основные типы математических моделей параметров дорожного движения (далее - транспортные модели), их свойства и рекомендуемые области применения;

5) функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям;

6) уровни моделирования дорожного движения, их специфику, оценочные показатели эффективности организации дорожного движения, получаемые при моделировании;

7) особенности разработки транспортных моделей, в том числе получение исходных данных, вариантное моделирование для оперативной оценки эффективности альтернативных решений, анализ эффективности принятых решений на завершающей стадии разработки или в процессе оценки проектных решений.

3.2. Специалист по моделированию дорожного движения должен уметь:

1) планировать потребности в ресурсах для разработки, настройки различных параметров транспортной модели с целью минимизации расхождений данных обследований и результатов моделирования (далее - калибровка) и применения транспортных моделей с учетом сложности проекта, зоны моделирования, временного периода моделирования, количества рассматриваемых альтернатив, доступности и качества исходных данных;

2) применять современные программно-моделирующие комплексы при решении задач организации дорожного движения, разрабатывать транспортные модели различных уровней, осуществлять калибровку и оценку адекватности транспортных моделей;

3) осуществлять сбор, обработку и анализ параметров дорожного движения с использованием современных технических средств мониторинга и определением необходимого объема измерений и точности результатов;

4) использовать современный инструментарий импорта (экспорта) файлов систем автоматизированного проектирования, геоинформационных систем, растровых изображений для формирования элементов транспортной модели;

5) применять транспортные модели для прогнозирования изменения условий дорожного движения и обоснования предлагаемых мероприятий по организации дорожного движения;

6) выполнять анализ проектных решений на основе результатов моделирования с использованием параметров эффективности организации дорожного движения;

7) разрабатывать по результатам моделирования дорожного движения рекомендации по внесению изменений в проектные решения, по разработке альтернативных вариантов проектных решений.

3.3. Специалист по моделированию дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:

1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.

3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.

4. К специалисту по разработке комплексных схем организации дорожного движения (далее - КСОДД) предъявляются следующие квалификационные требования:

4.1. Специалист по разработке КСОДД в дополнение к знаниям специалиста по разработке проектов организации дорожного движения должен знать:

1) особенности территориального планирования с учетом различных видов территориально-планировочной структуры городов;

2) условия функционирования транспортных логистических систем, особенностей организации и планирования грузовых перевозок;

3) особенности создания системы организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок;

4) особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов;

5) особенности организации и обеспечения функционирования систем платных парковок;

6) цели, задачи и возможности моделирования при разработке мероприятий в рамках КСОДД;

7) методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их внедрения с точки зрения социально-экономической эффективности;

8) акты технического регулирования в сфере интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС);

9) отечественный и зарубежный опыт внедрения проектов ИТС;

10) методы построения иерархически организованной совокупности морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав (физическая архитектура ИТС) и иерархически организованной совокупности функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий (функциональная архитектура ИТС).

4.2. Специалист по разработке КСОДД в дополнение к умениям специалиста по разработке проектов организации дорожного движения должен уметь:

1) разрабатывать КСОДД, а также проекты ИТС в составе КСОДД;

2) обосновывать и производить оценку объемов и источников финансирования мероприятий КСОДД;

3) разрабатывать КСОДД с учетом проектов социально-экономического развития территорий, а также КСОДД муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальными образованиями, в отношении которых ведется разработка КСОДД;

4) оценивать экономические, социальные и экологические последствия реализации разрабатываемых мероприятий;

5) применять основные принципы разработки и применения транспортных моделей, моделирования транспортных систем, методов оценки транспортной доступности, а также экономической устойчивости системы пассажирских перевозок транспортом общего пользования;

6) прогнозировать изменение транспортного спроса и распределения передвижений по различным видам транспорта при реализации различных сценариев развития транспортной инфраструктуры в соответствии с программами социально-экономического и градостроительного развития.

4.3. Специалист по разработке КСОДД должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:

1) иметь высшее образование - магистратура по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.

3) иметь высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 "Градостроительство" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

4) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу направлений подготовки, высшего образования 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" <1>, за исключением направления подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения.

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

5. К специалисту по организации и мониторингу дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:

5.1. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;

2) функции и полномочия органов исполнительной власти, участвующих в управлении и обеспечении безопасности работы транспортного комплекса;

3) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;

4) методы прогноза характеристик транспортных потоков и параметров дорожного движения;

5) методы управления распределением транспортных средств на дорогах, в том числе принципы расчета циклов светофорного регулирования при координационном и адаптивном регулировании.

5.2. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен уметь:

1) осуществлять управление распределением транспортных средств на дорогах, в том числе с использованием ИТС;

2) осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения;

3) оперативно реагировать на изменение ситуации на дорогах посредством использования технических средств организации дорожного движения и средств информирования пользователей дорог, а также взаимодействовать с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных и иных чрезвычайных происшествий на дорогах;

4) корректировать планы работы светофорных объектов для оптимизации движения транспортных средств, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий в целях перераспределения транспортных потоков.

5.3. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:

1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу направлений подготовки, специальностей высшего образования 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

--------------------------------

<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.

3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.

6. К специалисту по эксплуатации технических средств организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:

6.1. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

2) основы электротехники и электроники;

3) основы телекоммуникации;

4) требования к установке, ремонту и содержанию технических средств организации дорожного движения;

5) требования к эксплуатации дорожного оборудования.

6.2. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен уметь:

1) устанавливать и коммутировать технические средства организации дорожного движения;

2) проводить обслуживание технических средств организации дорожного движения;

3) оценивать качество работы технических средств организации дорожного движения и проводить соответствующие мероприятия по устранению неисправностей.

6.3. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен иметь среднее профессиональное образование по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г. N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).

7. К специалисту по контролю в сфере организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:

7.1. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, об административных правонарушениях и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;

2) порядок государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

3) методику выявления очагов аварийности;

4) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;

5) практику применения основных параметров дорожного движения для оценки эффективности организации дорожного движения;

6) методы мониторинга дорожного движения;

7) виды документации по организации дорожного движения, требования к их содержанию, порядку разработки, внесения изменений и утверждения документации по организации дорожного движения.

7.2. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен уметь:

1) оценивать изменение показателей состояния безопасности дорожного движения;

2) проводить оценку эффективности организации дорожного движения;

3) осуществлять контроль деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения;

4) осуществлять контроль деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения, в том числе по осуществлению мониторинга организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, по оценке соответствия фактических параметров дорожного движения параметрам, установленным как характеризующие дорожное движение и эффективность дорожного движения в документации по организации дорожного движения, а также по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения в решениях, предусмотренных в документации по организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, на территориях муниципальных образований;

5) проводить выявление и пресечение нарушений законодательства в области организации дорожного движения;

6) выполнять сбор данных для оценки результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев автомобильных дорог в сфере организации дорожного движения.

7.3. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:

1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1> и стаж работы не менее одного года в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> и стаж работы не менее одного года в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;

--------------------------------

<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.

3) иметь высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 "Градостроительство" <1> или иметь высшее образование по специальности 08.05.02 "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки N 1061.

4) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее трех лет в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения.