МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2018 г. N 487
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ, И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27) приказываю:
1. Утвердить:
перечень профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
квалификационные требования к профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2019 года.
Министр
Е.И.ДИТРИХ
Приложение N 1
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2018 г. N 487
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения.
2. Специалист по моделированию дорожного движения.
3. Специалист по разработке комплексных схем организации дорожного движения.
4. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения.
5. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
6. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения.
Приложение N 2
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2018 г. N 487
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОФЕССИЯМ И ДОЛЖНОСТЯМ, СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Настоящие квалификационные требования устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) в отношении профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения. Необходимый уровень знаний и умений достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
2. К специалисту по разработке проектов организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:
2.1. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны окружающей среды, о техническом регулировании и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;
2) основные принципы и теоретические основы организации дорожного движения в Российской Федерации;
3) виды документации по организации дорожного движения и требования к их содержанию, правилам разработки, внесения изменений и утверждения документации по организации дорожного движения;
4) методы организации дорожного движения;
5) методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок;
6) методы определения и анализа показателей дорожно-транспортной аварийности и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения;
7) принципы комплексного использования технических средств организации дорожного движения, классификацию технических средств организации дорожного движения, их назначение и правила применения;
8) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;
9) функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке мероприятий по организации дорожного движения в рамках проектов организации дорожного движения.
2.2. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен уметь:
1) разрабатывать проекты организации дорожного движения;
2) выполнять техническое, экономическое и экологическое обоснование разрабатываемых мероприятий, определять последовательность реализации мероприятий по организации дорожного движения;
3) осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения, определять достоверность данных мониторинга и использовать результаты мониторинга для прогнозирования изменения условий дорожного движения;
4) осуществлять подготовку задания по проведению моделирования дорожного движения и использовать результаты моделирования для разработки и обоснования мероприятий по организации дорожного движения.
2.3. Специалист по разработке проектов организации дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:
1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован в Минюсте России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167) и от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727) (далее - Приказ Минобрнауки N 1061).
2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.
3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.
3. К специалисту по моделированию дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:
3.1. Специалист по моделированию дорожного движения должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны окружающей среды, о техническом регулировании и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;
2) теоретические и методологические основы организации дорожного движения;
3) методы сбора, обработки, анализа и использования результатов мониторинга параметров дорожного движения;
4) основные типы математических моделей параметров дорожного движения (далее - транспортные модели), их свойства и рекомендуемые области применения;
5) функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям;
6) уровни моделирования дорожного движения, их специфику, оценочные показатели эффективности организации дорожного движения, получаемые при моделировании;
7) особенности разработки транспортных моделей, в том числе получение исходных данных, вариантное моделирование для оперативной оценки эффективности альтернативных решений, анализ эффективности принятых решений на завершающей стадии разработки или в процессе оценки проектных решений.
3.2. Специалист по моделированию дорожного движения должен уметь:
1) планировать потребности в ресурсах для разработки, настройки различных параметров транспортной модели с целью минимизации расхождений данных обследований и результатов моделирования (далее - калибровка) и применения транспортных моделей с учетом сложности проекта, зоны моделирования, временного периода моделирования, количества рассматриваемых альтернатив, доступности и качества исходных данных;
2) применять современные программно-моделирующие комплексы при решении задач организации дорожного движения, разрабатывать транспортные модели различных уровней, осуществлять калибровку и оценку адекватности транспортных моделей;
3) осуществлять сбор, обработку и анализ параметров дорожного движения с использованием современных технических средств мониторинга и определением необходимого объема измерений и точности результатов;
4) использовать современный инструментарий импорта (экспорта) файлов систем автоматизированного проектирования, геоинформационных систем, растровых изображений для формирования элементов транспортной модели;
5) применять транспортные модели для прогнозирования изменения условий дорожного движения и обоснования предлагаемых мероприятий по организации дорожного движения;
6) выполнять анализ проектных решений на основе результатов моделирования с использованием параметров эффективности организации дорожного движения;
7) разрабатывать по результатам моделирования дорожного движения рекомендации по внесению изменений в проектные решения, по разработке альтернативных вариантов проектных решений.
3.3. Специалист по моделированию дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:
1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.
3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.
4. К специалисту по разработке комплексных схем организации дорожного движения (далее - КСОДД) предъявляются следующие квалификационные требования:
4.1. Специалист по разработке КСОДД в дополнение к знаниям специалиста по разработке проектов организации дорожного движения должен знать:
1) особенности территориального планирования с учетом различных видов территориально-планировочной структуры городов;
2) условия функционирования транспортных логистических систем, особенностей организации и планирования грузовых перевозок;
3) особенности создания системы организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок;
4) особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов;
5) особенности организации и обеспечения функционирования систем платных парковок;
6) цели, задачи и возможности моделирования при разработке мероприятий в рамках КСОДД;
7) методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их внедрения с точки зрения социально-экономической эффективности;
8) акты технического регулирования в сфере интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС);
9) отечественный и зарубежный опыт внедрения проектов ИТС;
10) методы построения иерархически организованной совокупности морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав (физическая архитектура ИТС) и иерархически организованной совокупности функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий (функциональная архитектура ИТС).
4.2. Специалист по разработке КСОДД в дополнение к умениям специалиста по разработке проектов организации дорожного движения должен уметь:
1) разрабатывать КСОДД, а также проекты ИТС в составе КСОДД;
2) обосновывать и производить оценку объемов и источников финансирования мероприятий КСОДД;
3) разрабатывать КСОДД с учетом проектов социально-экономического развития территорий, а также КСОДД муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальными образованиями, в отношении которых ведется разработка КСОДД;
4) оценивать экономические, социальные и экологические последствия реализации разрабатываемых мероприятий;
5) применять основные принципы разработки и применения транспортных моделей, моделирования транспортных систем, методов оценки транспортной доступности, а также экономической устойчивости системы пассажирских перевозок транспортом общего пользования;
6) прогнозировать изменение транспортного спроса и распределения передвижений по различным видам транспорта при реализации различных сценариев развития транспортной инфраструктуры в соответствии с программами социально-экономического и градостроительного развития.
4.3. Специалист по разработке КСОДД должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:
1) иметь высшее образование - магистратура по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.
3) иметь высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 "Градостроительство" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
4) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу направлений подготовки, высшего образования 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" <1>, за исключением направления подготовки "Технология транспортных процессов" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения.
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
5. К специалисту по организации и мониторингу дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:
5.1. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;
2) функции и полномочия органов исполнительной власти, участвующих в управлении и обеспечении безопасности работы транспортного комплекса;
3) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;
4) методы прогноза характеристик транспортных потоков и параметров дорожного движения;
5) методы управления распределением транспортных средств на дорогах, в том числе принципы расчета циклов светофорного регулирования при координационном и адаптивном регулировании.
5.2. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен уметь:
1) осуществлять управление распределением транспортных средств на дорогах, в том числе с использованием ИТС;
2) осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения;
3) оперативно реагировать на изменение ситуации на дорогах посредством использования технических средств организации дорожного движения и средств информирования пользователей дорог, а также взаимодействовать с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных и иных чрезвычайных происшествий на дорогах;
4) корректировать планы работы светофорных объектов для оптимизации движения транспортных средств, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий в целях перераспределения транспортных потоков.
5.3. Специалист по организации и мониторингу дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:
1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу направлений подготовки, специальностей высшего образования 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" <1>, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
--------------------------------
<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.
3) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения.
6. К специалисту по эксплуатации технических средств организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:
6.1. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
2) основы электротехники и электроники;
3) основы телекоммуникации;
4) требования к установке, ремонту и содержанию технических средств организации дорожного движения;
5) требования к эксплуатации дорожного оборудования.
6.2. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен уметь:
1) устанавливать и коммутировать технические средства организации дорожного движения;
2) проводить обслуживание технических средств организации дорожного движения;
3) оценивать качество работы технических средств организации дорожного движения и проводить соответствующие мероприятия по устранению неисправностей.
6.3. Специалист по эксплуатации технических средств организации дорожного движения должен иметь среднее профессиональное образование по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г. N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).
7. К специалисту по контролю в сфере организации дорожного движения предъявляются следующие квалификационные требования:
7.1. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об организации дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, об административных правонарушениях и актов технического регулирования в данных сферах деятельности;
2) порядок государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
3) методику выявления очагов аварийности;
4) порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;
5) практику применения основных параметров дорожного движения для оценки эффективности организации дорожного движения;
6) методы мониторинга дорожного движения;
7) виды документации по организации дорожного движения, требования к их содержанию, порядку разработки, внесения изменений и утверждения документации по организации дорожного движения.
7.2. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен уметь:
1) оценивать изменение показателей состояния безопасности дорожного движения;
2) проводить оценку эффективности организации дорожного движения;
3) осуществлять контроль деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения;
4) осуществлять контроль деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения, в том числе по осуществлению мониторинга организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, по оценке соответствия фактических параметров дорожного движения параметрам, установленным как характеризующие дорожное движение и эффективность дорожного движения в документации по организации дорожного движения, а также по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения в решениях, предусмотренных в документации по организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, на территориях муниципальных образований;
5) проводить выявление и пресечение нарушений законодательства в области организации дорожного движения;
6) выполнять сбор данных для оценки результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев автомобильных дорог в сфере организации дорожного движения.
7.3. Специалист по контролю в сфере организации дорожного движения должен соответствовать одному из следующих требований к квалификации:
1) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Технология транспортных процессов" <1> и стаж работы не менее одного года в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
2) иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" <2> или иметь высшее образование по специальности 190702 "Организация и безопасность движения" <2>, или 240400 "Организация дорожного движения" <2> и стаж работы не менее одного года в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;
--------------------------------
<2> Приводится в соответствии с перечнями, действовавшими на момент получения образования.
3) иметь высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 "Градостроительство" <1> или иметь высшее образование по специальности 08.05.02 "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей" <1>, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее двух лет в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения;
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки N 1061.
4) иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по организации дорожного движения и стаж работы не менее трех лет в сфере организации дорожного движения или безопасности дорожного движения.