III. Правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов

III. Правила захода судов в морские порты и выхода судов
из морских портов

49. Информация о заходе судна в морской порт должна содержать следующие сведения:

номер, присвоенный Международной морской организацией (далее - ИМО номер судна);

название судна на русском языке и буквами латинского алфавита;

позывной сигнал судна;

государственная принадлежность (флаг) судна и порт регистрации судна;

идентификационный номер морской подвижной службы, присвоенный судовой радиостанции (далее - ИМПС/MMSI);

наименование, ИМО номер судовладельца (при наличии);

наименование и ИМО номер оператора судна (при наличии);

класс судна и наименование российской организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, выдавшего классификационное свидетельство (далее - классификационное общество судна);

основные характеристики судна (тип, год постройки, валовая вместимость, дедвейт, длина наибольшая, ширина наибольшая, надводный габарит, высота борта, осадка наибольшая, осадка носом, осадка кормой, район Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ), ограничения по району плавания);

тип и количество груза на судне (для каждого типа груза);

информация о бункерном топливе на момент выхода из предыдущего порта;

информация о балласте (количество и район приема балласта);

для танкера при следовании под погрузку - наименование предыдущего перевезенного груза и информация о наличии или отсутствии дегазированных танков;

дата, номер и место выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (для рыболовных судов);

информация о наличии разрешения Росморречфлота на перевозку и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства (для судов, плавающих под иностранным флагом) <13>;

--------------------------------

<13> Приказ Минтранса России от 26 июля 2012 г. N 274 "Об утверждении Порядка выдачи разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства" (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2012 г., регистрационный N 25074).

судовая роль (фамилия, имя, отчество (если применимо) или имена, гражданство, должность на судне, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, квалификация по диплому и номер диплома) <14>;

--------------------------------

<14> Приказ Минтранса России от 2 мая 2012 г. N 122 "Об утверждении Правил ведения судовой роли" (зарегистрирован Минюстом России 10 августа 2012 г., регистрационный N 25169).

список пассажиров на борту (фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения, вид и данные документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный), дата поездки, пол, гражданство <15>;

--------------------------------

<15> Статья 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30, ст. 4569, 4590; 2013, N 30, ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959, N 29, ст. 4356; 2016, N 26, ст. 3870, N 28, ст. 4558).

ожидаемые дата и время захода судна в морской порт;

ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

наименование последнего порта выхода судна (района промысла, района погрузки/выгрузки), дата и время выхода из последнего порта;

наименование следующего порта захода судна (района промысла, района погрузки/выгрузки);

планируемые операции в морском порту (тип, наименование и количество выгружаемого и загружаемого груза, количество и наименование требуемого пополнения судовых запасов, количество и наименование требующих сдачи отходов (отдельно - планируемых к сдаче на приемное сооружение), планируемая смена членов экипажа судна);

наименование морского терминала и/или номер причала планируемой швартовки, рейд или район якорной стоянки (в случае грузовых операций или бункеровки на рейде);

сведения о Международном свидетельстве об охране судна или Временном международном свидетельстве об охране судна (наименование выдавшего органа, дата выдачи и срок действия) и об уровне охраны судна в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств <16> (далее - Кодекс ОСПС);

--------------------------------

<16> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5585; 2014, N 2, ст. 132).

требуемое обеспечение безопасного плавания и стоянки судна в морском порту (буксирное, лоцманское, ледокольное обеспечение);

при необходимости ледокольного обеспечения: водоизмещение судна, тип и мощность главного двигателя, ледовый класс, материал гребного винта, наличие на судне топлива, воды, продовольствия и их суточный расход;

информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;

информация о неисправности судовых устройств (механизмов) при наличии, а также о несоответствиях судна требованиям международных договоров Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности;

при планируемой выгрузке нефти и/или нефтепродуктов - информация о получателе (получателях) нефти и/или нефтепродуктов в соответствии с коносаментом;

при наличии на судне опасных грузов (для каждого наименования опасного груза):

наименование и номер ООН опасного груза и его количество;

класс ИМО опасного груза, группа упаковки (если применимо к перевозимому грузу);

месторасположение опасного груза на судне;

в отношении опасных грузов, перевозимых в таре, - масса брутто груза;

в отношении опасных грузов, перевозимых навалом, - группа груза, сведения об удельном погрузочном объеме груза, угол откоса и транспортабельная влажность груза (если применимо к перевозимому грузу);

в отношении опасных грузов, перевозимых наливом, - наименование груза, сведения о температуре вспышки и плотности груза;

информация о грузе, подверженном разжижению.

50. Информация о заходе судна в морской порт в соответствии с пунктом 49 настоящих Общих правил вносится капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в информационную систему государственного портового контроля (далее - ИСГПК) не позднее 72 часов и не ранее 120 часов до планируемого времени захода судна в морской порт.

В случае если переход судна из последнего морского порта (из района промысла, района погрузки/выгрузки) составляет менее 72 часов, информация о заходе судна в морской порт вносится в ИСГПК перед выходом судна из последнего морского порта (отхода из района промысла, района погрузки/выгрузки).

51. Информация о заходе судна в морской порт подтверждается капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в ИСГПК в период между 48 и 24 часами до ожидаемого захода судна в морской порт.

Для рыболовных судов, занятых прибрежным рыболовством, информация о заходе судна в морской порт подтверждается не позднее четырех часов до захода судна в морской порт.

52. В случае изменения порта назначения судна капитан судна (судовладелец) либо морской агент вносит в ИСГПК сообщение об отмене информации о заходе судна в морской порт, предусмотренной пунктами 50 и 51 настоящих Общих правил.

53. Капитан морского порта в течение часа подтверждает в ИСГПК получение информации о заходе судна в морской порт путем направления в ИСГПК информации, предусмотренной пунктами 50 и 51 настоящих Общих правил.

При получении информации в соответствии с пунктами 50 - 52 настоящих Общих правил о заходе в морской порт судов с ядерными установками или радиационными источниками ИГСПК направляет в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации следующую информацию <17>:

--------------------------------

<17> Пункт 8 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 43, ст. 6375, N 48, ст. 7252, N 50, ст. 7662; 2018, N 6, ст. 952) и распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 14-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 396; 2008, N 8, ст. 806; 2010, N 14, ст. 1680; 2011, N 41, ст. 5798; 2014, N 21, ст. 2144; 2016, N 29, ст. 4855).

название судна на русском языке;

позывной сигнал судна;

основные характеристики судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка носом и кормой);

количество пассажиров на борту;

количество членов экипажа судна;

ожидаемые дата и время захода в морской порт;

ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

планируемое место его якорной стоянки и (или) швартовки.

54. Капитан судна (судовладелец) либо морской агент не позднее четырех часов после первой постановки судна на якорь в акватории морского порта или окончания первой швартовки судна в морском порту вносит в ИСГПК заявление о приходе судна в морской порт с указанием в нем сведений, предусмотренных пунктом 49 настоящих Общих правил, а также даты и времени фактического захода судна в морской порт, местонахождения судна в морском порту (место якорной стоянки, наименование причала), количества бункерного топлива на борту (тяжелого, легкого и газомоторного раздельно).

55. Капитан морского порта осуществляет оформление прихода судна в морской порт на основании заявления о приходе судна в морской порт, предусмотренного пунктом 54 настоящих Общих правил. При оформлении прихода судна в морской порт капитан судна (судовладелец) либо морской агент должен представить документы, предусмотренные приложением N 1 к настоящим Общим правилам. Капитан судна (судовладелец) либо морской агент может направить капитану морского порта копии документов, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Общим правилам, в бумажном или электронном виде до захода судна в морской порт. Капитан судна (судовладелец) либо морской агент представляют в ИСГПК в электронном виде копии указанных документов.

Оформление прихода судна может осуществляться как на борту судна, так и без такового на основании представленных документов в ИСГПК. Капитан морского порта имеет право в случае сомнений в подлинности копий запросить оригиналы документов.

Результаты оформления прихода судна в морской порт вносятся капитаном морского порта в ИСГПК не позднее часа с момента окончания оформления прихода судна в морской порт.

56. Для оформления судна на выход из морского порта капитан судна (судовладелец) либо морской агент не позднее четырех часов до предполагаемого времени выхода судна из морского порта, но не ранее окончания оформления прихода судна в морской порт вносит в ИСГПК заявление о выходе судна из морского порта.

В заявлении о выходе судна из морского порта указываются следующие сведения:

ИМО номер судна;

название судна на русском языке и буквами латинского алфавита;

позывной сигнал судна;

государственная принадлежность (флаг) судна;

ИМПС/MMSI;

наименование, ИМО номер судовладельца (при наличии);

наименование и ИМО номер оператора судна (при наличии);

класс судна и наименование классификационного общества судна;

основные характеристики судна (тип, год постройки, валовая вместимость, дедвейт, длина наибольшая, ширина наибольшая, высота борта, надводный габарит, осадка наибольшая, осадка носом, осадка кормой, район ГМССБ, ограничения по району плавания);

тип и количество груза на судне (для каждого типа груза);

информация о балласте (количество и район приема балласта);

судовая роль (фамилия, имя, отчество (если применимо) или имена, гражданство, должность на судне, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, квалификация по диплому и номер диплома);

список пассажиров на борту (фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения, вид и данные документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный), дата поездки, пол, гражданство;

количества бункерного топлива на борту (тяжелого, легкого и газомоторного раздельно);

ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

наименование следующего порта захода судна (района промысла);

ожидаемые дата и время захода судна в следующий морской порт (прибытия в район промысла);

информация о наличии разрешения Росморречфлота на перевозку и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства (для судов, плавающих под иностранным флагом);

информация о наличии разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе дата, номер и место выдачи указанного разрешения (для рыболовных судов);

наименование морского терминала и/или номер причала, рейд или район якорной стоянки планируемого отхода судна;

выполненные операции в морском порту (тип и количество выгруженного и погруженного груза, количество и наименование сданных отходов, смена членов экипажа судна, количество полученного бункерного топлива);

информация о фактическом получателе (получателях) нефти и/или нефтепродуктов с указанием количества полученных с судна нефти и/или нефтепродуктов в отношении каждого получателя, подписанное каждым получателем нефти и/или нефтепродуктов, и информация о согласии получателя (получателей) на предоставление данных о получателе в Международный фонд компенсации ущерба от загрязнения нефтью (при осуществленной выгрузке нефти и/или нефтепродуктов) <18>;

--------------------------------

<18> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 г. N 362 "О порядке реализации положений Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 2024; 2008, N 40, ст. 4553).

количество посаженных и/или высаженных пассажиров;

сведения о Международном свидетельстве об охране судна или Временном международном свидетельстве об охране судна (наименование выдавшего органа, дата выдачи и срок действия) и об уровне охраны судна в соответствии с Кодексом ОСПС;

требуемое обеспечение для выхода судна из морского порта (буксирное, лоцманское, ледокольное обеспечение);

при необходимости ледокольного обеспечения: водоизмещение судна, тип и мощность главного двигателя, ледовый класс, материал гребного винта, наличие на судне топлива, воды, продовольствия и их суточный расход;

информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;

информация о неисправности судовых устройств (механизмов) при наличии, а также о несоответствиях судна международным договорам Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов и транспортной безопасности;

при наличии на судне опасных грузов (для каждого наименования опасного груза):

наименование и номер ООН опасного груза и его количество;

класс ИМО опасного груза, группа упаковки (если применимо к перевозимому грузу);

месторасположение опасного груза на судне;

в отношении опасных грузов, перевозимых в таре, - масса брутто груза;

в отношении опасных грузов, перевозимых навалом, - группа груза, сведения об удельном погрузочном объеме груза;

информация о грузе, подверженном разжижению;

информация о подтверждении разжижаемости груза, выданная признанной организацией;

подтверждение проверенной массы брутто для каждого контейнера;

в отношении опасных грузов, перевозимых наливом, - наименование груза, сведения о температуре вспышки и плотности груза.

Капитан морского порта по согласованию с органами пограничного и таможенного контроля осуществляет оформление судна на выход из морского порта. При оформлении судна на выход из морского порта капитан судна (судовладелец) либо морской агент обязан предоставить документы, указанные в приложении N 2 к настоящим Общим правилам.

Капитан судна (судовладелец) либо морской агент может направить капитану морского порта копии документов, предусмотренных приложением N 2 к настоящим Общим правилам, в бумажном или электронном виде до начала оформления судна на выход из морского порта. Капитан судна (судовладелец) либо морской агент представляют в ИСГПК в электронном виде копии указанных документов.

57. Капитан морского порта при оформлении судна на выход из морского порта осуществляет проверку документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, и выполнения требований по укомплектованию экипажей судов, установленных КТМ, правилом 14 (2) главы 5 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками <19>) (далее - СОЛАС - 74).

--------------------------------

<19> Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (приложение N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год), (Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru, 2017, N 0001201707250015, N 0001201707260007, N 0001201707260008, N 0001201707260009, N 0001201707260010, N 0001201707270055, N 0001201707270056, N 0001201707270057, N 0001201707270058, N 0001201707270059, N 0001201707270060, N 0001201707280018, N 0001201707280019, N 0001201707280020, N 0001201707280021, N 0001201707280022, N 0001201707280023, N 0001201707280024, N 0001201707280025, N 0001201707310024, N 0001201707310025, N 0001201707310026, N 0001201707310027, N 0001201707310028, N 0001201707310029, N 0001201707310030, 0001201707310044, N 0001201707310055, N 0001201707310056, N 0001201708010039, N 0001201708010040, N 0001201708010041, N 0001201708010042, N 0001201708010043, N 0001201708010044, N 0001201708010045, N 0001201708010046, N 0001201708010071);

Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1979 год, ноябрь, с. 4);

Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1978 год, апрель, с. 5);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768).

58. Капитан морского порта подвергает судно осмотру в соответствии с требованиями пунктов 59 - 61 настоящих Общих правил.

59. Для судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в ИСГПК рассчитывается оценка рисков с использованием следующих параметров:

тип судна;

возраст судна;

количество нарушений обязательных требований, выявленных при проверках судна в течение предыдущих 24 месяцев;

количество отказов в выходе судна из морского порта в течение предыдущих 24 месяцев;

количество задержаний судна в иностранных портах в течение предыдущих 24 месяцев;

отсутствие данных в ИСГПК об осмотрах судна.

В зависимости от значений указанных параметров судну начисляются баллы для оценок рисков следующим образом:

тип судна - нефтяной танкер, танкер-химовоз, газовоз, навалочное судно, пассажирское судно - 2 балла;

возраст судна: от 12 до 39 лет - 1 балл; от 40 лет и старше - 5 баллов;

каждое нарушение обязательных требований, выявленное при проверках судна в течение предыдущих 24 месяцев, - 1 балл;

при одном отказе в выходе из российского порта в течение 24 месяцев - 5 баллов;

при двух отказах в выходе из российского порта в течение 24 месяцев - 10 баллов;

при трех отказах в выходе из российского порта в течение 24 месяцев - 20 баллов;

при одном задержании в иностранном порту в течение 24 месяцев - 10 баллов;

при двух задержаниях в иностранных портах в течение 24 месяцев - 20 баллов;

при трех и более задержаниях в иностранных портах в течение 24 месяцев - 30 баллов;

при отсутствии данных о проверке судна в ИСГПК - 70 баллов.

Осмотр судна очень высокого риска с суммой баллов оценок рисков в пределах от 101 и более проводится при каждом отходе судна из морского порта.

Осмотр судна высокого риска с суммой баллов оценок рисков в пределах от 70 до 100 проводится по истечении двух месяцев со дня проведения последнего осмотра.

Осмотр судна стандартного риска с суммой баллов оценок рисков в пределах от 11 до 69 проводится по истечении шести месяцев со дня проведения последнего осмотра.

Осмотр судна малого риска с суммой баллов 10 и менее проводится по истечении 12 месяцев со дня проведения последнего осмотра.

Независимо от суммы баллов оценок рисков, осмотр судна проводится в случае, если такое судно было задержано в иностранном порту в последнем рейсе.

60. Суда, зарегистрированные под иностранными флагами, отбираются к осмотру соответственно оценке риска судна и необходимой периодичности осмотра. Оценка риска судна и периодичность осмотра вычисляются международными информационными системами Токийского меморандума - Меморандума о взаимопонимании о контроле за судами со стороны государства порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе <20> Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта <21> и Черноморского меморандума о взаимопонимании и контроле со стороны государства порта в регионе Черного моря <22>. Капитан морского порта отбирает судно к осмотру в соответствии с представленными международной информационной системой рекомендациями.

--------------------------------

<20> www.tokyo-mou.org.

<21> www.parismou.org.

<22> www.bsmou.org.

61. Независимо от требований пунктов 59 и 60 настоящих Общих правил осмотр судна проводится в следующих случаях:

после транспортного происшествия с судном;

при наличии запроса со стороны государства флага;

при наличии запроса других государств;

по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца;

с целью проверки устранения выявленных при проверке в предшествующих портах захода и не устраненных несоответствий обязательным требованиям;

на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации, предоставленной в устной или письменной форме лоцманом, диспетчером терминала морского порта, СУДС, членом экипажа, профессиональным органом, ассоциацией, профессиональным союзом или любым другим лицом, заинтересованным в безопасности судна, его экипажа и пассажиров и/или в защите окружающей среды;

на основании запроса органов государственного контроля (надзора);

перед выходом из морского порта в составе барже-буксирного состава.

62. При осмотре судна осуществляются: проверка документов, приведенных в приложении N 3 к настоящим Общим правилам, а также проверка соответствия судна требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве <23>, КТМ, правил 11(c) и 19 главы I, правила 16(2) главы V, правила 2 главы XI-1, правила 9 главы XI-2 СОЛАС-74, правил 6 и 8 главы 2 приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года <24> (далее - МАРПОЛ), правила 16 главы 6 приложения II к МАРПОЛ, статьи 21 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года <25>, статьи X и правила 1/4 главы 1 приложения к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года <26>, части А Кодекса ОСПС, МППСС-72, Резолюции ИМО А.1047(27) от 30 ноября 2011 г., Международной конвенции по обмеру судов 1969 года, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года <27>, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года <28>.

--------------------------------

<23> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4429.

<24> Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, ст. 127), (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2017, N 0001201711280024 с поправками N 0001201712110015, N 0001201712110026, N 0001201712110030, N 0001201712110013, N 0001201712110028, N 0001201712110022, N 0001201712110027, N 0001201712110029, N 0001201712110031, N 0001201712080052, N 0001201712080045, N 0001201712080034, N 0001201712080038, N 0001201712060014, N 0001201712060042, N 0001201712060043, N 0001201712060040, N 0001201712060002, N 0001201712060034, N 0001201712060004, N 0001201712060007, N 0001201712060019, N 0001201712060041, N 0001201712050051, N 0001201712050008, N 0001201712050015).

<25> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

<26> Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, ст. 64), (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, N 0001201607200014, N 0001201607200013, N 0001201607200015, N 0001201607200016, N 0001201607200023, N 0001201607200012, N 0001201607200022, N 0001201607200010, N 0001201607200021, N 0001201607200020, N 0001201607200019, N 001201607200006, N 0001201607200018, N 0001201607200017).

<27> Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1345).

<28> Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 230-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2498).

63. При выявлении непригодности судна к плаванию, нарушения требований, предъявляемых к судовым документам, загрузке, снабжению и комплектованию экипажа судна, или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, капитан морского порта оформляет извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указываются недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, со ссылками на применимые нормативные документы.

Информация об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта вносится капитаном морского порта в ИСГПК с указанием причин отказа.

64. Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта <29>.

--------------------------------

<29> Пункт 3 статьи 79 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".

65. По результатам осмотра судна составляется акт, копия которого вручается капитану судна с указанием выявленных недостатков со ссылками на применимые нормативные документы, а также принятых по отношению к судну мер и оснований их применения.

По результатам контрольного осмотра судна в акте осмотра судна делаются отметки об устранении выявленных недостатков и об изменении принятых ранее мер по отношению к судну.

66. Капитан морского порта в течение 24 часов по окончании осмотра или контрольного осмотра направляет в ИСГПК информацию о результатах осмотра или контрольного осмотра судна с указанием принятых по отношению к судну мер и оснований их применения.

67. При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, которое не следует в иностранный порт, капитан морского порта вносит информацию о разрешении на выход судна из морского порта в ИСГПК, в течение часа проставляет штамп на судовой роли и выдает капитану судна, судовладельцу либо морскому агенту разрешение на выход судна из морского порта. О выходе из морского порта судов с ядерными установками или радиационными источниками капитан морского порта извещает подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации.

68. При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, которое следует в иностранный порт, капитан морского порта в течение часа проставляет штамп на судовой роли.

После прохождения судном, следующим в иностранный порт, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля и при отсутствии предписаний санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта вносит информацию о разрешении на выход судна из морского порта в ИСГПК и в течение часа выдает капитану судна, судовладельцу либо морскому агенту разрешение на выход судна из морского порта.

69. Разрешение на выход судна из морского порта оформляется в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении N 7 к настоящим Общим правилам.

В случае, если разрешение на выход судна из морского порта оформляется для судна, следующего в иностранный порт, разрешение оформляется на английском языке.

70. ИСГПК поддерживается в электронном виде по адресу: www.portcall.marinet.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

71. Информация о заходе судна в морской порт и о выходе судна из морского порта в соответствии с пунктами 50, 51 и 56 настоящих Общих правил дополнительно направляется капитаном судна, судовладельцем либо морским агентом должностным лицам пограничных и таможенных органов и территориальным органам Федерального агентства по рыболовству (для судов рыбопромыслового флота).

72. Выход буксируемого судна при наличии на нем экипажа, возглавляемого капитаном судна, оформляется в соответствии с пунктами 56 - 68 настоящих Общих правил. Выход буксирного каравана оформляет капитан судна, на которого возложена обязанность по управлению морской буксировкой в соответствии со статьей 229 КТМ.

73. При оформлении выхода буксируемого судна без экипажа капитану морского порта предъявляются одобренные классификационным обществом судна:

перечень мероприятий по безопасной буксировке судна (судов);

план перехода;

схема и расчет буксирной линии.

74. Капитан судна (судовладелец) или морской агент, выходящего из морского порта на ходовые испытания после постройки судна или ремонта, обязан предоставить капитану морского порта следующие документы:

акт классификационного общества судна, разрешающего выход для проведения ходовых испытаний;

судовую роль;

квалификационные документы, подтверждающие квалификацию членов экипажа судна <30>.

--------------------------------

<30> Приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 13 мая 2015 г. N 167 (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2015 г., регистрационный N 39849).

75. Капитан судна при оформлении выхода из морского порта для следования вне установленного района плавания в дополнение к документам, указанным в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, обязан представить капитану морского порта свидетельство на разовый перегон, выданное классификационным обществом, план перегона и инструкцию на перегон судна.

76. Оформление разрешения на выход судна из морского порта не требуется, если судно выходит из морского порта по указанию капитана морского порта для участия в аварийно-спасательных операциях или в связи со стихийными явлениями. Капитан такого судна уведомляет капитана морского порта о своем выходе из морского порта.

После окончания аварийно-спасательных операций или прекращения стихийных явлений судно возвращается в морской порт без оформления прихода судна в морской порт.

77. Разрешение на выход судна из морского порта действительно в течение 24 часов с момента проставления капитаном морского порта штампа на судовой роли.

Если судно, получив разрешение на выход из морского порта, не покинуло морской порт в установленный срок капитан судна сообщает об этом капитану морского порта, который оформляет разрешение на выход из морского порта повторно, за исключением случаев задержки выхода судна по гидрометеорологическим условиям.

При изменении состава экипажа или технического состояния судна, после получения разрешения на выход судна из морского порта капитан судна извещает об этом капитана морского порта, который оформляет разрешение на выход из морского порта повторно.

78. Оформление судов рыбопромыслового флота производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <31>.

--------------------------------

<31> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля (надзора) в морских портах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1300, N 25, ст. 2979; 2012, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026; 2013, N 9, ст. 947; 2017, N 3, ст. 510).

79. Судно, выходящее из морского порта на внутренние водные пути Российской Федерации или прибывающее с внутренних водных путей в морской порт, должно иметь документы в соответствии с приложением N 4 к настоящим Общим правилам.

С целью исключения дублирующих инспекций акты осмотра судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, взаимно признаются инспекторами администраций морских портов и администраций бассейнов внутренних водных путей и включаются в ИСГПК.

80. Капитаном морского порта не производится оформление прихода в морской порт и выхода из морского порта для судов:

совершающих плавание исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему;

выходящих за границы морского порта и возвращающихся в этот же морской порт (при продолжительности разового пребывания судов за границами морского порта не более 72 часов и без захода судов в иностранные порты).

Разрешение на плавание судна в акватории морского порта и плавание за границами морского порта с возвращением в тот же морской порт выдается капитаном морского порта на срок не более 90 дней. Срок действия такого разрешения не должен превышать срок действия судовых документов.

Разрешение на плавание судна в акватории морского порта и плавание за границами морского порта с возвращением в этот же морской порт выдается капитаном морского порта в течение трех рабочих дней после предоставления документов при условии соответствия судна, его экипажа, корпуса, машин, механизмов и устройств применимым требованиям в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения судовым документам на основании оригиналов документов или их заверенных копий, предусмотренных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, и заявления капитана судна, судовладельца либо морского агента.

В разрешении указываются следующие сведения:

ИМО номер судна (если применимо);

бортовой номер (для судов рыбопромыслового флота);

название судна на русском языке и буквами латинского алфавита;

позывной сигнал судна;

государственная принадлежность (флаг) судна;

ИМПС/MMSI;

наименование и ИМО номер судовладельца (при наличии);

наименование и ИМО номер оператора судна (при наличии);

класс судна и наименование классификационного общества судна;

основные характеристики судна (тип, год постройки, валовая вместимость, дедвейт, длина наибольшая, ширина наибольшая, высота борта, надводный габарит, модуль, осадка наибольшая, осадка носом, осадка кормой, район ГМССБ, ограничения по району плавания);

характер выполняемой судном работы;

список членов экипажа судна (фамилия, имя, отчество (если применимо) или имена, гражданство, должность на судне, дата и место рождения, вид и данные документа удостоверяющего личность);

район плавания (район промысла);

имеющиеся ограничения по району и сезону плавания судна;

сведения об охране судна;

информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;

информация о неисправности судовых устройств (механизмов) при наличии, а также о несоответствиях судна международным конвенциям в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности.

Разрешение на плавание судна в акватории морского порта и плавание за границами морского порта с возвращением в морской порт выдается капитаном морского порта в письменном виде с указанием в нем сведений, приведенных в заявлении капитана судна, судовладельца или морского агента, а также ограничений по району и сезону плавания, установленных для судна, даты выдачи и срока действия разрешения. Информация о выданных разрешениях на плавание судна в акватории морского порта и плавание за границами морского порта с возвращением в этот же морской порт вносится капитаном морского порта в ИСГПК в день выдачи такого разрешения с указанием сведений, приведенных в заявлении капитана судна, судовладельца либо морского агента.

Разрешение на плавание судна в акватории морского порта и на подходах к нему и плавание за границами морского порта с возвращением в морской порт, выдается капитаном морского порта в письменном виде с указанием в нем сведений, приведенных в заявлении капитана судна (судовладельца) либо морского агента, а также ограничений, установленных для судна, даты выдачи и срока действия разрешения.

Маломерным судам, спортивным парусным судам и прогулочным судам, базирующимся на причалах, расположенных в акватории морского порта, разрешение оформляется на срок действия документа, подтверждающего годность вышеуказанных судов к плаванию.

Не оформляют вход и выход в/из морской порт и не должны получать разрешения спортивные парусные суда, длина которых не превышает девяти метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. При плавании в акватории морского порта, входе/выходе в/из морской порт и плавании на морских путях указанные суда не должны создавать помех для движения других судов.

Для маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, прогулочных судов и спортивных парусных судов разрешение на плавание судна в акватории морского порта и плавание за границами морского порта с возвращением в морской порт выдается при предъявлении судового билета и заявления на имя капитана морского порта с указанием района предстоящего плавания, а также документов на право управления маломерным, прогулочным или спортивным парусным судном соответственно. Допускается подавать электронные копии вышеуказанных документов для получения разрешения.

При каждом выходе из морского порта и заходе в морской порт судно, получившее разрешение, уведомляет капитана морского порта о выходе/заходе, из/в морского порта на канале связи ОВЧ, указанном в обязательных постановлениях. Маломерные суда, спортивные парусные суда и прогулочные суда при уведомлении капитана морского порта должны указывать только номер разрешения.

В случае несоответствия документов, предусмотренных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, а также нарушения судном условий плавания только в границах акватории морского порта и на подходах к нему, а для судов, выходящих за границы акватории морского порта и подходов к нему, нарушения условия продолжительности разового пребывания судов за границами морского порта не более 72 часов и без захода судов в иностранные порты, разрешение аннулируется и процедура разрешения должна проводиться с проверкой оригиналов судовых документов, предусмотренных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, повторно в течение месяца.

81. Для судов, осуществляющих регулярные заходы в морской порт по расписанию, при условии, что промежуток времени между выходом судна из морского порта и последующим заходом в морской порт не превышает 72 часов, внесение информации о заходе судна в морской порт и ее подтверждение в ИСГПК в соответствии с пунктами 50 и 51 настоящих Общих правил не требуется. График заходов таких судов в морской порт с указанием даты и времени каждого захода судна в морской порт и каждого выхода судна из морского порта должен быть представлен капитаном судна, судовладельцем или морским агентом капитану морского порта ежемесячно, не позднее 10 дней до первого указанного в графике захода судна в морской порт.

82. Капитан морского порта при отсутствии на иностранном судне, осуществляющем перевозку грузов между российскими морскими портами, разрешения Росморречфлота на перевозки и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства, уведомляет об этом пограничные и таможенные органы в морском порту, а также Росморречфлот.