II. Приказ Минтранса России от 04.02.2025 N 34 "Об установлении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2025 N 81338)
II. Особенности проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта
II. Особенности проведения досмотра,
дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения
и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной
безопасности на объектах транспортной инфраструктуры
и транспортных средствах воздушного транспорта 
48. Для допуска в зону транспортной безопасности, допуск в которую осуществляется по перевозочным документам или посадочным талонам, досмотр проводится после регистрации физических лиц, а при выполнении международных рейсов - до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля, либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.
49. В ходе проведения досмотра, предусмотренного пунктом 48 настоящего Порядка, осуществляется обследование физических лиц в целях выявления опасных веществ и предметов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, перечень которых предусмотрен в приложении N 7 к настоящим Правилам.
50. При обнаружении в ходе досмотра жидкостей, гелей и аэрозолей, предусмотренных абзацами пятым и шестым пункта 12 Перечня опасных веществ и предметов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, приведенного в приложении N 7 к настоящим Правилам, уполномоченным лицом из числа работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, проводят опрос физических лиц о характере лекарственных средств, почему они считаются жизненно важными и о частоте и дозировке их приема <19>.
--------------------------------
<19> Подпункт "b" пункта 22 добавления 22 "Контроль в целях безопасности в отношении жидкостей, аэрозолей и гелей (ЖАГ)" к Doc 8973 "Руководство по авиационной безопасности" инструктивный материал в развитие приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации.
51. Досмотр членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала гражданской авиации, сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи, Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающих корреспонденцию, осуществляется на отдельном КПП (посте), а при его отсутствии - вне очереди.
52. На КПП (пост) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры допускаются физические лица отправляющихся (вылетающих) рейсов при наличии перевозочного документа или посадочного талона, оформленного в установленном порядке <20>, и документа, удостоверяющего личность.
--------------------------------
<20> Статья 105 Воздушного кодекса Российской Федерации.
53. Данные документа, удостоверяющего личность физического лица, сверяются с данными, содержащимися в перевозочном документе или посадочном талоне и личностью физического лица.
54. В ходе досмотра в целях доступа в зону транспортной безопасности, допуск в которую осуществляется по перевозочным документа или посадочным талонам, в дополнение к положениям пункта 39 настоящих Правил, уполномоченные лица из числа работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, должны проинформировать физических лиц о необходимости снять верхнюю одежду (в том числе пальто, куртку, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофту), головной убор, ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь, за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см, уложить все в досмотровые лотки (корзины) и поставить на транспортер рентгенотелевизионной установки.
55. Допуск на воздушное судно физических лиц, а также грузов, багажа, корреспонденции, почтовых отправлений, бортовых припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей, аварийно-спасательных средств, бортового кухонного оборудования, проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства, осуществляется после проведения сверки и (или) проверки документов, подтверждающих правовые основания нахождения объектов досмотра в зоне транспортной безопасности (в том числе оформленных в электронном виде), на КПП (постах) объектов транспортной инфраструктуры, с которым субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) осуществляет технологическое взаимодействие.
56. Вскрытие багажа в отсутствие физического лица, проводимое при досмотре багажа, осуществляется работниками подразделения транспортной безопасности в присутствии двух свидетелей, а также уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и (или) федеральной службы безопасности Российской Федерации с составлением акта досмотра материальных объектов, консульской вализы, предусмотренного пунктом 26 настоящих Правил.
57. При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающем воздушном судне проводится повторный досмотр физических лиц и багажа, в том числе вещей, находящихся при физических лицах, членов экипажа воздушного судна, бортового питания, припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей, аварийно-спасательных средств, бортового кухонного оборудования, грузов и почтовых отправлений.
58. Багаж физических лиц, снятый с рейса, подлежит досмотру.
59. Багаж физических лиц, следующих транзитом или трансфером, при внутренних воздушных перевозках, в том числе вылетающих с объекта транспортной инфраструктуры, который является промежуточным, за пределы Российской Федерации, не подвергается досмотру на объекте транспортной инфраструктуры, являющемся промежуточным, в случае, если данный багаж во время наземного обслуживания находится под контролем работников подразделения транспортной безопасности и доступ к нему исключается.
60. Досмотр бортового питания, припасов, принадлежностей воздушных судов, авиазапчастей, аварийно-спасательных средств, бортового кухонного оборудования, комплектуемого вне границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, на оборудованных КПП (постах) с использованием технических и специальных средств.
61. Досмотренный багаж, бортовое питание, припасы, принадлежности воздушного судна, авиазапчасти, аварийно-спасательные средства, бортовое кухонное оборудование, грузы и почтовых отправлений подлежат маркировке стикерами, подтверждающими проведение досмотра.
62. По окончании досмотра бортового питания, припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей, аварийно-спасательных средств, бортового кухонного оборудования, грузов, почтовых отправлений в перевозочных документах проставляется отметка об их досмотре.
63. При отсутствии возможности осуществить досмотр содержимого груза с использованием технических и специальных средств, с помощью ручного (контактного) метода или визуально, а также при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно по решению работника подразделения транспортной безопасности, руководящего работами, непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности, допускается:
выдержка груза до погрузки на борт воздушного судна в безопасных условиях в течение срока не менее двух часов сверх расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения;
проверка груза в декомпрессионной камере в течение расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения.
64. При повреждении (нарушении целостности) внешней упаковки груз к вылету допускается после проведения повторного досмотра.
65. Транзитный груз, прибывший на объект транспортной инфраструктуры, не досматривается повторно, если во время его нахождения на борту воздушного судна на территории объекта транспортной инфраструктуры были соблюдены меры по предотвращению несанкционированного доступа к воздушному судну.
66. Транзитный или трансферный груз, почтовые отправления, бортовое питание, припасы, принадлежности воздушного судна, авиазапчасти в промежуточном объекте транспортной инфраструктуры подлежат досмотру, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым, третьим пункта 67 настоящих Правил, до их смешивания с досмотренными грузами и почтой, для которых данный пункт перевозки является начальным.
67. При внутренних воздушных перевозках досмотр транзитных, трансферных грузов, почтовых отправлений, бортового питания, припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей на объекте транспортной инфраструктуры, являющемся промежуточным, может не проводиться при соблюдении следующих условий:
транзитные, а также грузы, которые согласно грузовой накладной доставляются в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозятся другим рейсом того же или иного перевозчика (далее - трансферные грузы), почтовые отправления, бортовое питание, припасы, принадлежности воздушного судна были досмотрены на объекте транспортной инфраструктуры первоначального вылета, а на объекте транспортной инфраструктуры, являющемся промежуточным, они не покидали зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
на объекте транспортной инфраструктуры, являющемся промежуточным, соблюдаются меры по предотвращению несанкционированного доступа к транзитным, трансферным грузам, почтовым отправлениям, бортовому питании, припасам, принадлежностям воздушного судна, авиазапчастям посредством осуществления контроля работниками подразделения транспортной безопасности с момента выгрузки грузов, почтовых отправлений, бортового питания, припасов, принадлежностей с воздушного судна, авиазапчастей до их погрузки на другое воздушное судно.
68. Досмотр воздушного судна осуществляется во время подготовки к очередному рейсу (полету) перед подачей воздушного судна под посадку физических лиц до проведения погрузочных операций (погрузки груза, багажа, почтовых отправлений, бортового питания, припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей) или во время стоянок на территории промежуточных объектов воздушного транспорта при совершении транзитного полета после высадки пассажиров. Запись о результатах досмотра вносится в журнал учета досмотра транспортных средств, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам.
69. В целях предотвращения несанкционированного доступа в зону транспортной безопасности транспортного средства досмотр салона воздушного судна осуществляется после того, как воздушное судно покинут все физические лица.
На борту воздушного судна имеют право оставаться вооруженные сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, сопровождающие корреспонденцию, во время проведения досмотра воздушного судна при стоянке на территории промежуточных объектов <21>.
--------------------------------
<21> Абзац четвертый статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи".
70. На воздушном судне досмотру подлежат помещения (отсеки), двери (панели, люки), которые можно открыть без использования инструментов.
71. Досмотр воздушного судна начинается с частей зоны транспортной безопасности с уровня пола, стен и потолка.
Досмотр багажного отделения воздушного судна осуществляется до погрузки багажа, грузов, почтовых отправлений, бортового питания, припасов, принадлежностей воздушного судна, авиазапчастей.
72. Результаты досмотра воздушного судна оформляются актом досмотра воздушного судна, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 8 к настоящим Правилам.
73. Воздушные суда с момента начала проведения досмотра должны находиться под постоянным контролем работников подразделения транспортной безопасности до момента отправления воздушного судна <22>.
--------------------------------
<22> Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации.
74. В случае поступления информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательства воздушное судно подлежит повторному досмотру на специально выделенной стоянке после высадки физических лиц.