ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ВЫСОКОСКОРОСТНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ПРИ ВЫСОКОСКОРОСТНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ"
1. Примерная программа повышения квалификации "Технические и технологические вопросы обеспечения безопасности движения при высокоскоростном железнодорожном движении" разработана в соответствии с пунктом 5 раздела II Плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 1522-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5281). Назначением учебной программы является повышение квалификации специалистов, занимающихся эксплуатацией железнодорожного подвижного состава для высокоскоростного движения по железнодорожным магистралям.
2. Цель обучения:
изучение теоретических основ и современных проблем эксплуатации железнодорожного подвижного состава для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте;
приобретение навыков организации и ведения эксплуатационной работы для обеспечения безопасности высокоскоростного железнодорожного движения.
3. Категория обучаемых:
специалисты железнодорожного транспорта, ответственные за обеспечение безопасности движения;
специалисты путевого хозяйства.
4. Объем программы составляет 78 часов. Распределение учебного времени приведено в таблице к программе.
5. Форма обучения:
с отрывом от производства;
без отрыва от производства;
с частичным отрывом от производства.
6. Программа включает в себя изучение:
основных положений по безопасности движения на железнодорожном транспорте, установленных законодательством Российской Федерации;
методических материалов по вопросам организации эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
форм и методов работы соответствующих категорий работников, связанных с организацией эксплуатации подвижного состава;
принципов функционирования технических средств, обеспечивающих работу и безопасность эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам организации эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
основных требований к действиям работников в аварийных и нестандартных ситуациях;
основных положений законодательства Российской Федерации по содержанию инфраструктуры и подвижного состава в области высокоскоростного движения;
планов развития скоростного и высокоскоростного движения в Российской Федерации;
системы организации высокоскоростного движения;
направлений развития подвижного состава для высокоскоростного движения, перспективных методов и технических средств диагностики состояния и технического обслуживания подвижного состава.
7. В процессе изучения программы обучаемые приобретают навыки:
по грамотному применению требований законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности движения при высокоскоростном движении;
по применению средств диагностики железнодорожного подвижного состава на ходу поезда, осуществлению технического обслуживания поездов на пунктах технического осмотра, выявлению влияния различных видов дефектов на безопасность высокоскоростного поезда во время движения;
по мониторингу предотказного состояния технических средств в эксплуатации.
8. По результатам изучения программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Таблица
Распределение учебного времени
┌────┬────────────────────┬──────┬─────────────────────────────────┬──────┐ │ N │ Наименование │Всего │ В том числе │Форма │ │п/п │разделов, дисциплин │часов ├──────┬───────────┬──────────────┤конт- │ │ │ и тем │ │лекции│ выездные │ практические,│роля │ │ │ │ │ │ занятия, │ лабораторные,│ │ │ │ │ │ │стажировка,│ семинарские │ │ │ │ │ │ │ деловые │ занятия │ │ │ │ │ │ │ игры │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 1 │Современные средства│ 4 │ 4 │ │ │ │ │ │диагностики │ │ │ │ │ │ │ │состояния подвижного│ │ │ │ │ │ │ │состава │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 2 │Выявление, │ 8 │ 4 │ │ 4 │ │ │ │мониторинг и оценка │ │ │ │ │ │ │ │предотказного │ │ │ │ │ │ │ │состояния │ │ │ │ │ │ │ │технических средств │ │ │ │ │ │ │ │в эксплуатации │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 3 │Применение средств │ 8 │ 4 │ │ 4 │ │ │ │диагностики │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ │ │на ходу поезда, │ │ │ │ │ │ │ │техническое │ │ │ │ │ │ │ │обслуживание поездов│ │ │ │ │ │ │ │на пунктах │ │ │ │ │ │ │ │технического осмотра│ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 4 │Особенности │ 6 │ │ │ 6 │ │ │ │технической │ │ │ │ │ │ │ │эксплуатации │ │ │ │ │ │ │ │необрессоренных и │ │ │ │ │ │ │ │обрессоренных частей│ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 5 │Обеспечение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │плавности движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 6 │Обеспечение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │безопасности │ │ │ │ │ │ │ │движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ │ │при переходных │ │ │ │ │ │ │ │режимах по коротким │ │ │ │ │ │ │ │неровностям пути │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 7 │Обеспечение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │безопасности │ │ │ │ │ │ │ │движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ │ │при наличии на │ │ │ │ │ │ │ │колесах ползунов, │ │ │ │ │ │ │ │овальности кругов │ │ │ │ │ │ │ │катания, дисбаланса │ │ │ │ │ │ │ │и неравномерного │ │ │ │ │ │ │ │проката колес │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 8 │Обеспечение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │безопасной │ │ │ │ │ │ │ │эксплуатации │ │ │ │ │ │ │ │электрического, │ │ │ │ │ │ │ │тормозного и другого│ │ │ │ │ │ │ │оборудования │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │поездов │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 9 │Обеспечение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │безопасности │ │ │ │ │ │ │ │движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава в│ │ │ │ │ │ │ │кривых участках пути│ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 10 │Боковая устойчивость│ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 11 │Определение │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │критических │ │ │ │ │ │ │ │скоростей движения │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 12 │Человеческий фактор │ 6 │ 6 │ │ │ │ │ │и его влияние на │ │ │ │ │ │ │ │безопасность │ │ │ │ │ │ │ │движения │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ 13 │Итоговая аттестация │ 4 │ │ │ │Экза- │ │ │ │ │ │ │ │мен │ ├────┼────────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────────────┼──────┤ │ │Итого │ 78 │ 60 │ │ 14 │ │ └────┴────────────────────┴──────┴──────┴───────────┴──────────────┴──────┘