ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ"
1. Примерная программа повышения квалификации "Система тягового электроснабжения высокоскоростных магистралей" разработана в соответствии с пунктом 5 раздела II Плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 1522-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5281). Назначением программы является повышение квалификации специалистов, осуществляющих монтаж и обслуживание систем тягового электроснабжения железнодорожных магистралей при высокоскоростном движении.
2. Цель обучения:
развитие соответствующей требованиям времени профессиональной компетенции специалистов конструкторских и проектных организаций, осуществляющих проектирование контактной сети, тяговых подстанций, сетевых районов переменного и постоянного тока и другого энергетического оборудования высокоскоростных магистралей;
изучение новых конструкций контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций, сетевых районов переменного и постоянного тока, предназначенных для использования на вновь строящихся и реконструируемых высокоскоростных магистралях;
изучение технологии монтажа опор и жестких поперечин, опорных узлов и контактной подвески с использованием машинных комплексов и современного инструмента;
изучение технологии монтажа энергетического оборудования;
изучение передовых систем контроля качества выполненных работ, включая вагоны измерения контактной сети;
приобретение навыков использования полученных знаний при проектировании высокоскоростных линий железнодорожного транспорта.
3. Категория обучаемых:
специалисты проектных и конструкторских организаций.
4. Объем программы составляет 72 часа. Распределение учебного времени приведено в таблице к программе.
5. Форма обучения:
с отрывом от производства;
без отрыва от производства;
с частичным отрывом от производства.
6. Программа включает в себя изучение:
требований к конструкциям, конструктивной документации и нормативных условий монтажа устройств контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока высокоскоростных магистралей;
требований к качеству выполняемых работ;
правил безопасности при монтаже и эксплуатации контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока, установленных законодательством Российской Федерации;
требований транспортной безопасности применительно к сооружению и эксплуатации высокоскоростных железных дорог;
требований к качеству выполняемых работ;
передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам проектирования и сооружения высокоскоростных магистралей;
передового российского и зарубежного опыта использования индустриальных методов сооружения контактной сети, тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока;
основных сведений о высокоскоростных электропоездах переменного и постоянного тока, режимах их работы и потребления электроэнергии;
конструкций токоприемников высокоскоростного подвижного состава и условий обеспечения качества токосъема при высоких скоростях в различных условиях эксплуатации;
методов контроля качества выполненных работ по изготовлению и монтажу контактной сети, тяговых подстанций и сетевых районов.
7. В процессе изучения программы обучаемые приобретают навыки:
по использованию полученных знаний при проектировании объектов высокоскоростных магистралей железнодорожного транспорта.
8. По результатам изучения программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Таблица
Распределение учебного времени
┌────┬───────────────────┬──────┬───────────────────────────────┬─────────┐ │ N │ Наименование │Всего │ В том числе │ Форма │ │п/п │разделов, дисциплин│часов ├─────┬────────────┬────────────┤контроля │ │ │ и тем │ │лек- │ выездные │семинарские,│ │ │ │ │ │ции │ занятия, │практические│ │ │ │ │ │ │стажировка, │ занятия │ │ │ │ │ │ │ деловые │ │ │ │ │ │ │ │ игры │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 1 │Развитее │ 2 │ 2 │ │ │ │ │ │высокоскоростного │ │ │ │ │ │ │ │сообщения и │ │ │ │ │ │ │ │модернизация │ │ │ │ │ │ │ │устройств │ │ │ │ │ │ │ │электроснабжения │ │ │ │ │ │ │ │электрифицированных│ │ │ │ │ │ │ │железных дорог в │ │ │ │ │ │ │ │России и за рубежом│ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 2 │Особенности │ 2 │ 2 │ │ │ │ │ │строительства │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │электрических │ │ │ │ │ │ │ │железнодорожных │ │ │ │ │ │ │ │линий и │ │ │ │ │ │ │ │определяющие │ │ │ │ │ │ │ │требования к │ │ │ │ │ │ │ │энергетическому │ │ │ │ │ │ │ │оборудованию │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 3 │Основные сведения о│ 2 │ │ │ 2 │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │электропоездах │ │ │ │ │ │ │ │переменного и │ │ │ │ │ │ │ │постоянного тока, │ │ │ │ │ │ │ │режимах их работы и│ │ │ │ │ │ │ │потребления │ │ │ │ │ │ │ │электроэнергии │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 4 │Зарубежный опыт: │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │высокоскоростное и │ │ │ │ │ │ │ │скоростное │ │ │ │ │ │ │ │сообщение как │ │ │ │ │ │ │ │основа системы │ │ │ │ │ │ │ │общественного │ │ │ │ │ │ │ │транспорта страны │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 5 │Требования к │ 8 │ 4 │ │ 4 │ │ │ │проектированию │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных и │ │ │ │ │ │ │ │скоростных │ │ │ │ │ │ │ │электрических │ │ │ │ │ │ │ │железнодорожных │ │ │ │ │ │ │ │линий. Современные │ │ │ │ │ │ │ │системы │ │ │ │ │ │ │ │компьютерного │ │ │ │ │ │ │ │проектирования │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети и │ │ │ │ │ │ │ │тяговых подстанций │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 6 │Контактная подвеска│ 10 │ 6 │ │ 4 │ │ │ │различных видов и │ │ │ │ │ │ │ │систем, │ │ │ │ │ │ │ │конструктивные узлы│ │ │ │ │ │ │ │и элементы │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети. │ │ │ │ │ │ │ │Взаимная адаптация │ │ │ │ │ │ │ │конструкций │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети и │ │ │ │ │ │ │ │токоприемников │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │электропоездов │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 7 │Особенности │ 2 │ │ │ 2 │ │ │ │контактной сети в │ │ │ │ │ │ │ │депо, на вокзалах, │ │ │ │ │ │ │ │в тоннелях и других│ │ │ │ │ │ │ │искусственных │ │ │ │ │ │ │ │сооружениях │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 8 │Индустриальные │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │методы и технология│ │ │ │ │ │ │ │сооружения и │ │ │ │ │ │ │ │контроля контактной│ │ │ │ │ │ │ │сети. Машины и │ │ │ │ │ │ │ │механизмы для │ │ │ │ │ │ │ │монтажа опор и │ │ │ │ │ │ │ │контактной │ │ │ │ │ │ │ │подвески. Вагоны │ │ │ │ │ │ │ │для диагностики │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 9 │Тяговые подстанции │ 10 │ 6 │ │ 4 │ │ │ │и их компоненты. │ │ │ │ │ │ │ │Силовые │ │ │ │ │ │ │ │трансформаторы │ │ │ │ │ │ │ │различного │ │ │ │ │ │ │ │назначения (включая│ │ │ │ │ │ │ │сухие │ │ │ │ │ │ │ │трансформаторы). │ │ │ │ │ │ │ │Защита фидеров │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 10 │Индустриальные │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │методы и технология│ │ │ │ │ │ │ │сооружения тяговых │ │ │ │ │ │ │ │подстанций и │ │ │ │ │ │ │ │компьютеризация │ │ │ │ │ │ │ │процессов контроля │ │ │ │ │ │ │ │их оборудования │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 11 │Оборудование │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │сетевых районов. │ │ │ │ │ │ │ │Технологии │ │ │ │ │ │ │ │прокладки и монтажа│ │ │ │ │ │ │ │кабелей на тяговых │ │ │ │ │ │ │ │подстанциях и в │ │ │ │ │ │ │ │сетевых районах. │ │ │ │ │ │ │ │Освещение платформ,│ │ │ │ │ │ │ │станций и других │ │ │ │ │ │ │ │объектов │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │магистралей │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 12 │Электроснабжение │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │постов ЭЦ и │ │ │ │ │ │ │ │сигнальных точек. │ │ │ │ │ │ │ │Системы аварийного │ │ │ │ │ │ │ │(бесперебойного и │ │ │ │ │ │ │ │резервного │ │ │ │ │ │ │ │электроснабжения) │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 13 │Устройства цепей │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │обратного тока и │ │ │ │ │ │ │ │заземления. │ │ │ │ │ │ │ │Земляная защита. │ │ │ │ │ │ │ │Электромагнитная │ │ │ │ │ │ │ │совместимость │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 14 │Учет требований │ 4 │ 2 │ │ 2 │ │ │ │техники │ │ │ │ │ │ │ │безопасности и │ │ │ │ │ │ │ │охраны труда при │ │ │ │ │ │ │ │проектировании │ │ │ │ │ │ │ │контактной сети, │ │ │ │ │ │ │ │тяговых подстанций │ │ │ │ │ │ │ │и сетевых районов │ │ │ │ │ │ │ │переменного и │ │ │ │ │ │ │ │постоянного тока │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │линий │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 15 │Учет требований │ 4 │ 4 │ │ │ │ │ │транспортной │ │ │ │ │ │ │ │безопасности при │ │ │ │ │ │ │ │проектировании │ │ │ │ │ │ │ │высокоскоростных │ │ │ │ │ │ │ │линий │ │ │ │ │ │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ 16 │Итоговая аттестация│ 4 │ │ │ │ экзамен │ ├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤ │ │Итого │ 72 │ 38 │ │ 30 │ │ └────┴───────────────────┴──────┴─────┴────────────┴────────────┴─────────┘