ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ"

Утверждена
приказом Минтранса России
от 5 сентября 2012 г. N 338

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ"

1. Примерная программа повышения квалификации "Система тягового электроснабжения высокоскоростных магистралей" разработана в соответствии с пунктом 5 раздела II Плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 1522-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5281). Назначением программы является повышение квалификации специалистов, осуществляющих монтаж и обслуживание систем тягового электроснабжения железнодорожных магистралей при высокоскоростном движении.

2. Цель обучения:

развитие соответствующей требованиям времени профессиональной компетенции специалистов конструкторских и проектных организаций, осуществляющих проектирование контактной сети, тяговых подстанций, сетевых районов переменного и постоянного тока и другого энергетического оборудования высокоскоростных магистралей;

изучение новых конструкций контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций, сетевых районов переменного и постоянного тока, предназначенных для использования на вновь строящихся и реконструируемых высокоскоростных магистралях;

изучение технологии монтажа опор и жестких поперечин, опорных узлов и контактной подвески с использованием машинных комплексов и современного инструмента;

изучение технологии монтажа энергетического оборудования;

изучение передовых систем контроля качества выполненных работ, включая вагоны измерения контактной сети;

приобретение навыков использования полученных знаний при проектировании высокоскоростных линий железнодорожного транспорта.

3. Категория обучаемых:

специалисты проектных и конструкторских организаций.

4. Объем программы составляет 72 часа. Распределение учебного времени приведено в таблице к программе.

5. Форма обучения:

с отрывом от производства;

без отрыва от производства;

с частичным отрывом от производства.

6. Программа включает в себя изучение:

требований к конструкциям, конструктивной документации и нормативных условий монтажа устройств контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока высокоскоростных магистралей;

требований к качеству выполняемых работ;

правил безопасности при монтаже и эксплуатации контактной сети, энергетического оборудования тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока, установленных законодательством Российской Федерации;

требований транспортной безопасности применительно к сооружению и эксплуатации высокоскоростных железных дорог;

требований к качеству выполняемых работ;

передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам проектирования и сооружения высокоскоростных магистралей;

передового российского и зарубежного опыта использования индустриальных методов сооружения контактной сети, тяговых подстанций и сетевых районов переменного и постоянного тока;

основных сведений о высокоскоростных электропоездах переменного и постоянного тока, режимах их работы и потребления электроэнергии;

конструкций токоприемников высокоскоростного подвижного состава и условий обеспечения качества токосъема при высоких скоростях в различных условиях эксплуатации;

методов контроля качества выполненных работ по изготовлению и монтажу контактной сети, тяговых подстанций и сетевых районов.

7. В процессе изучения программы обучаемые приобретают навыки:

по использованию полученных знаний при проектировании объектов высокоскоростных магистралей железнодорожного транспорта.

8. По результатам изучения программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена.

Таблица

Распределение учебного времени

┌────┬───────────────────┬──────┬───────────────────────────────┬─────────┐
│ N  │   Наименование    │Всего │          В том числе          │  Форма  │
│п/п │разделов, дисциплин│часов ├─────┬────────────┬────────────┤контроля │
│    │       и тем       │      │лек- │  выездные  │семинарские,│         │
│    │                   │      │ции  │  занятия,  │практические│         │
│    │                   │      │     │стажировка, │  занятия   │         │
│    │                   │      │     │  деловые   │            │         │
│    │                   │      │     │    игры    │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 1  │         2         │  3   │  4  │     5      │     6      │    7    │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 1  │Развитее           │  2   │  2  │            │            │         │
│    │высокоскоростного  │      │     │            │            │         │
│    │сообщения и        │      │     │            │            │         │
│    │модернизация       │      │     │            │            │         │
│    │устройств          │      │     │            │            │         │
│    │электроснабжения   │      │     │            │            │         │
│    │электрифицированных│      │     │            │            │         │
│    │железных дорог в   │      │     │            │            │         │
│    │России и за рубежом│      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 2  │Особенности        │  2   │  2  │            │            │         │
│    │строительства      │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │электрических      │      │     │            │            │         │
│    │железнодорожных    │      │     │            │            │         │
│    │линий и            │      │     │            │            │         │
│    │определяющие       │      │     │            │            │         │
│    │требования к       │      │     │            │            │         │
│    │энергетическому    │      │     │            │            │         │
│    │оборудованию       │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 3  │Основные сведения о│  2   │     │            │     2      │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │электропоездах     │      │     │            │            │         │
│    │переменного и      │      │     │            │            │         │
│    │постоянного тока,  │      │     │            │            │         │
│    │режимах их работы и│      │     │            │            │         │
│    │потребления        │      │     │            │            │         │
│    │электроэнергии     │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 4  │Зарубежный опыт:   │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │высокоскоростное и │      │     │            │            │         │
│    │скоростное         │      │     │            │            │         │
│    │сообщение как      │      │     │            │            │         │
│    │основа системы     │      │     │            │            │         │
│    │общественного      │      │     │            │            │         │
│    │транспорта страны  │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 5  │Требования к       │  8   │  4  │            │     4      │         │
│    │проектированию     │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных и │      │     │            │            │         │
│    │скоростных         │      │     │            │            │         │
│    │электрических      │      │     │            │            │         │
│    │железнодорожных    │      │     │            │            │         │
│    │линий. Современные │      │     │            │            │         │
│    │системы            │      │     │            │            │         │
│    │компьютерного      │      │     │            │            │         │
│    │проектирования     │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети и  │      │     │            │            │         │
│    │тяговых подстанций │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 6  │Контактная подвеска│  10  │  6  │            │     4      │         │
│    │различных видов и  │      │     │            │            │         │
│    │систем,            │      │     │            │            │         │
│    │конструктивные узлы│      │     │            │            │         │
│    │и элементы         │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети.   │      │     │            │            │         │
│    │Взаимная адаптация │      │     │            │            │         │
│    │конструкций        │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети и  │      │     │            │            │         │
│    │токоприемников     │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │электропоездов     │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 7  │Особенности        │  2   │     │            │     2      │         │
│    │контактной сети в  │      │     │            │            │         │
│    │депо, на вокзалах, │      │     │            │            │         │
│    │в тоннелях и других│      │     │            │            │         │
│    │искусственных      │      │     │            │            │         │
│    │сооружениях        │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 8  │Индустриальные     │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │методы и технология│      │     │            │            │         │
│    │сооружения и       │      │     │            │            │         │
│    │контроля контактной│      │     │            │            │         │
│    │сети. Машины и     │      │     │            │            │         │
│    │механизмы для      │      │     │            │            │         │
│    │монтажа опор и     │      │     │            │            │         │
│    │контактной         │      │     │            │            │         │
│    │подвески. Вагоны   │      │     │            │            │         │
│    │для диагностики    │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети    │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 9  │Тяговые подстанции │  10  │  6  │            │     4      │         │
│    │и их компоненты.   │      │     │            │            │         │
│    │Силовые            │      │     │            │            │         │
│    │трансформаторы     │      │     │            │            │         │
│    │различного         │      │     │            │            │         │
│    │назначения (включая│      │     │            │            │         │
│    │сухие              │      │     │            │            │         │
│    │трансформаторы).   │      │     │            │            │         │
│    │Защита фидеров     │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети    │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 10 │Индустриальные     │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │методы и технология│      │     │            │            │         │
│    │сооружения тяговых │      │     │            │            │         │
│    │подстанций и       │      │     │            │            │         │
│    │компьютеризация    │      │     │            │            │         │
│    │процессов контроля │      │     │            │            │         │
│    │их оборудования    │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 11 │Оборудование       │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │сетевых районов.   │      │     │            │            │         │
│    │Технологии         │      │     │            │            │         │
│    │прокладки и монтажа│      │     │            │            │         │
│    │кабелей на тяговых │      │     │            │            │         │
│    │подстанциях и в    │      │     │            │            │         │
│    │сетевых районах.   │      │     │            │            │         │
│    │Освещение платформ,│      │     │            │            │         │
│    │станций и других   │      │     │            │            │         │
│    │объектов           │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │магистралей        │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 12 │Электроснабжение   │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │постов ЭЦ и        │      │     │            │            │         │
│    │сигнальных точек.  │      │     │            │            │         │
│    │Системы аварийного │      │     │            │            │         │
│    │(бесперебойного и  │      │     │            │            │         │
│    │резервного         │      │     │            │            │         │
│    │электроснабжения)  │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 13 │Устройства цепей   │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │обратного тока и   │      │     │            │            │         │
│    │заземления.        │      │     │            │            │         │
│    │Земляная защита.   │      │     │            │            │         │
│    │Электромагнитная   │      │     │            │            │         │
│    │совместимость      │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 14 │Учет требований    │  4   │  2  │            │     2      │         │
│    │техники            │      │     │            │            │         │
│    │безопасности и     │      │     │            │            │         │
│    │охраны труда при   │      │     │            │            │         │
│    │проектировании     │      │     │            │            │         │
│    │контактной сети,   │      │     │            │            │         │
│    │тяговых подстанций │      │     │            │            │         │
│    │и сетевых районов  │      │     │            │            │         │
│    │переменного и      │      │     │            │            │         │
│    │постоянного тока   │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │линий              │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 15 │Учет требований    │  4   │  4  │            │            │         │
│    │транспортной       │      │     │            │            │         │
│    │безопасности при   │      │     │            │            │         │
│    │проектировании     │      │     │            │            │         │
│    │высокоскоростных   │      │     │            │            │         │
│    │линий              │      │     │            │            │         │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│ 16 │Итоговая аттестация│  4   │     │            │            │ экзамен │
├────┼───────────────────┼──────┼─────┼────────────┼────────────┼─────────┤
│    │Итого              │  72  │ 38  │            │     30     │         │
└────┴───────────────────┴──────┴─────┴────────────┴────────────┴─────────┘

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D