Приложение 14. к Правилам (п. 3.14) | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СРЕДСТВ РТОП И АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Приложение N 14
к Правилам (п. 3.14)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СРЕДСТВ РТОП И АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. В регламенте технического обслуживания излагаются порядок и правила выполнения работ по техническому обслуживанию (далее - ТО), выполнение которых обеспечивает постоянную готовность средства к использованию по прямому назначению.

2. В регламент включаются разделы:

введение;

общие указания;

меры безопасности;

виды и периодичность технического обслуживания;

подготовка к работе;

техническое освидетельствование;

приложения.

В зависимости от конструкционных особенностей и назначения средства отдельные разделы допускается объединять или исключать, а также вводить новые разделы.

3. В разделе "Введение" указываются:

назначение и состав регламента;

принятые в регламенте сокращения и обозначения составных частей средства;

перечень эксплуатационных документов, которыми должны дополнительно пользоваться при ТО средства.

4. В разделе "Общие указания" приводятся: краткая характеристика ТО с периодическим контролем, особенности ТО в зависимости от климатических условий, времени года и интенсивности эксплуатации средства, указания по организации ТО.

При ТО с периодическим контролем предусматриваются:

регламентированные работы, выполняемые через определенные в регламенте календарные сроки службы средства или интервалы наработки (для электромеханических узлов);

операции по восстановлению работоспособности (исправности) средства и его составных частей.

Регламентированные работы включают:

операции контроля (проверки) технического состояния (работоспособности, исправности) средства, его функциональных элементов и вспомогательного оборудования;

сопоставление значений определяющих параметров и признаков, характеризующих исправность и работоспособность средства, с их номинальными значениями;

плановые работы при подготовке к эксплуатации в осеннее-зимний период (далее - ОЗП) и весеннее-летний период (далее - ВЛП) (замена смазки, электролита и т.п.), а также операции ТО на элементах (узлах), контроль которых не обеспечивается.

Регламентированные работы выполняются в полном объеме, указанном в регламенте.

Операции восстановления работоспособности (исправности) средства и его составных элементов (чистка, регулировка, подстройка, замена элементов и т.п.) не регламентируются и выполняются в случаях отклонений значений определяющих параметров за границу начала диапазона упреждающего допуска, а также при отличии определяющих признаков от требований.

Граница начала диапазона упреждающего допуска устанавливается равной (0,7 0,1) от верхнего (нижнего) эксплуатационного допуска.

5. В разделе "Меры безопасности" излагаются правила предосторожности, которые в соответствии с действующими положениями должны быть соблюдены во время выполнения ТО. В этом же разделе (в зависимости от особенностей средства и его работы) приводятся правила пожарной безопасности, взрывобезопасности и т.п.

6. В разделе "Виды и периодичность технического обслуживания" указывают виды, периодичность и характеристику каждого вида ТО. В общем случае регламент может содержать:

ТО-2 - недельное ТО (через 170 часов наработки);

ТО-3 - месячное ТО (через 750 часов наработки);

ТО-4 - квартальное ТО (через 2250 часов наработки);

ТО-5 - полугодовое ТО (через 4500 часов наработки);

ТО-6 - годовое ТО (через 8800 часов наработки);

ТО-С - сезонное техническое обслуживание.

Виды и периодичность ТО определяются на основании статистических данных о надежности средства и его отдельных элементов за 1 - 2 года эксплуатации.

В зависимости от конструкционных особенностей, фактической надежности, назначения и условий эксплуатации средства отдельные или все виды периодического ТО могут отсутствовать. Для каждого вида периодического ТО допускаются отклонения от установленной периодичности в пределах 15%.

6.1. Оперативный контроль работоспособности осуществляется в процессе функционирования средства в целях определения возможности его использования по назначению.

Для выполнения оперативного контроля работоспособности указываются объем и способы контроля (проверок). Объем контроля должен быть минимальным.

6.2. Оперативное техническое обслуживание (ТО-1) выполняется непосредственно на объекте (средстве) в целях определения работоспособности, исправности средства и вспомогательного оборудования (ДЭС резервного электропитания, линий связи и управления, систем охранной и пожарной сигнализации), состояния помещений и др., а также для устранения неисправностей, которые могут явиться причинами отказов объекта (средства).

Число определяющих параметров и признаков должно быть минимальным, но достаточным для определения технического состояния объекта (средства) в целом.

Периодичность оперативного ТО определяется по формуле:

,

где - периодичность ТО-1;

- средняя наработка средства на отказ;

- стоимость ТО с учетом транспортных и вспомогательных затрат, руб.;

- стоимость потерь предприятия гражданской авиации за час простоя объекта (средства), руб./час.

Для упрощения расчетов периодичности ТО-1 отношение можно принять равным 1. В дальнейшем величина корректируется с учетом опыта эксплуатации данного средства в течение 1 - 2 лет.

Для выполнения ТО-1 разрабатываются маршрутная карта (рисунок 1 настоящих Рекомендаций) и технологическая карта технического обслуживания (таблица 1 настоящих Рекомендаций).

В технологической карте в порядке технологической последовательности выполнения проверок указываются определяющие параметры и признаки, характеризующие работоспособность объекта (средства) в целом и вспомогательного оборудования.

6.3. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2 - ТО-6) выполняется в целях определения исправности, работоспособности отдельных функциональных элементов средства и устранения обнаруженных неисправностей. В объем ТО-2 - ТО-6 должны входить работы, проводимые при выполнении ТО-1.

6.4. Сезонное техническое обслуживание (ТО-С) предусматривается на средствах, имеющих в своем составе элементы (устройства), установленные вне помещений, и (или) требующих подготовки их к эксплуатации в ВЛП (ОЗП).

7. В разделе "Подготовка к работе" для каждого вида ТО указываются: состав специалистов; специальные требования к помещениям, рабочим участкам, рабочим местам; перечень общего и специального инструмента, стендов, контрольно-измерительных приборов, приспособлений, материалов.

8. В разделе "Порядок технического обслуживания" приводится перечень регламентированных работ (таблица 2 настоящих Рекомендаций) всех видов периодического ТО.

Для изделий, имеющих в своем составе 100%-резерв, в этом разделе указывается порядок выполнения операций ТО отдельных полукомплектов, шкафов, блоков и т.п. без выключения средства.

Операции ТО, проводимые на общих узлах или требующие выключения объекта (средства) для соблюдения требований охраны труда, отмечаются в технологических картах словами "Требуется выключение".

На каждый пункт перечня регламентированных работ разрабатывается технологическая карта ТО по форме, приведенной в таблице 1 настоящих Рекомендаций.

В технологической карте в соответствующих графах указываются: вид ТО, наименование (номинальное значение) контролируемого определяющего параметра (признака) или операции ТО, трудозатраты, контрольно-измерительные приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения работ, изложенных в технологической карте.

В качестве определяющих параметров (признаков) функционального элемента выбираются основные обобщенные характеристики, позволяющие оценить работоспособность и исправность функционального элемента без его разборки.

Объем контроля должен быть минимальным, но достаточным для определения технического состояния функционального элемента.

Технологическая карта ТО должна иметь порядковый номер, соответствующий пункту перечня регламентированных работ, и содержать два раздела:

методика выполнения контроля;

технология восстановления работоспособности (исправности).

В разделе "Методика выполнения контроля" указывается порядок проверки определяющего параметра (признака), места подключения измерительных приборов, при необходимости приводятся схемы измерений и (или) делается ссылка на соответствующие пункты эксплуатационной документации.

При составлении данного раздела особое внимание должно быть обращено на разработку методов контроля, если они не приведены в эксплуатационной документации.

В разделе "Технология восстановления работоспособности (исправности)" приводятся:

значения, допуски вспомогательных параметров (признаков), порядок и способы их контроля, указания по использованию встроенных средств контроля, тестов диагностирования, вспомогательных приборов и места их подключения в целях отыскания места и причины неисправности (отказа) (перечень вспомогательных параметров (признаков) определяется на основе причинно-следственной связи с основными определяющими параметрами (признаками);

порядок разборки и сборки (если это необходимо), последовательность регулирования (отладки, настройки).

При необходимости в технологической карте помещаются соответствующие таблицы, графики, чертежи, схемы.

9. В разделе "Техническое освидетельствование" приводятся:

перечень измерительных приборов, входящих в состав средства с указанием периодичности их поверки (таблица 3 настоящих Рекомендаций);

указания о подготовке приборов и методика проверки всех характеристик без демонтажа прибора средства;

перечень индикаторных приборов;

перечень нестандартизованных средств измерения (НСИ), входящих в состав средства для контроля технических параметров и методика их поверки;

указание о порядке документированного оформления результатов поверки.

10. Приложения содержат:

справочные, вспомогательные материалы и сведения, необходимые для ТО и текущего ремонта;

карты напряжений, сопротивлений, графики напряжений с указанием амплитудных и временных характеристик;

сводный перечень смазочных и лакокрасочных материалов, спецжидкостей с указанием допустимых заменителей и норм расхода на единицу учета или на определенный период работы;

инструкции (методики) по разборке, сборке и регулированию сложных механических устройств и узлов, если эти вопросы не нашли отражения в эксплуатационных документах средства.

Таблица 1

Технологическая карта технического обслуживания

Вид ТО
Технологическая карта N __
Лист
Наименование шкафа, блока
Наименование проверяемого параметра
Трудозатраты, чел./час.
Последовательность выполнения работ (продолжение текста о последовательности выполнения работ)
Контрольно-измерительные приборы (КИП)
Инструмент и приспособления
Расходные материалы

Таблица 2

Перечень регламентированных работ

Наименование операции ТО, контролируемого параметра (признака)
Наименование функционального элемента, блока (децимальный номер)
Номинальное значение параметра, требования
Граница начала диапазона упреждающего допуска (верхнего, нижнего)
Трудозатраты, чел./час.
Вид ТО
1
2
3
4
5
6

Таблица 3

Перечень приборов и аппаратуры для периодической поверки
точности показаний

Проверяемые приборы и аппаратура
Документ, на основании которого производится поверка
наименование
тип
класс
пределы измерения
количество на одно средство
периодичность поверки
1
2
3
4
5
6
7

Маршрутная карта

Рисунок 1

Маршрут 1 - выполняется согласно порядковым номерам с 1.1 по 1.10

Маршрут 2 - выполняется согласно порядковым номерам с 2.1 по 2.4

11. ТО ЛКС (далее из-за отсутствия регламента приведен более подробно перечень работ по ТО ЛКС) включает следующие работы:

измерения электрических характеристик кабеля (воздушной линии связи);

сезонные работы на трассах;

осмотр кабельных (воздушных) трасс;

плановые ремонтные работы на кабельных (воздушных) линиях связи;

мероприятия по техническому надзору.

График ТО и ремонта ЛКС составляется в произвольной форме.

Измерения электрических характеристик проводятся для определения качественного состояния кабельной (воздушной) линии.

Измерения подразделяются на плановые и контрольные.

Плановые измерения постоянным током проводятся один раз в год (ТО-6), как правило, в весенний период. Допускается выборочная проверка не менее 5% от общего количества пар в кабеле (трассе) и полная проверка на свободных парах.

Контрольные измерения постоянным током проводятся после завершения ремонтных работ (плановых и аварийных).

Результаты измерений оформляются протоколом.

Сезонные работы на трассах (ТО-С) проводятся при подготовке к работе в ВЛП (ОЗП). Объем работ по ТО для каждого участка трассы зависит от местных условий, маршрута прохождения, состава сооружений и определяется по результатам предварительного осмотра трасс. Перечень работ, подлежащих выполнению, оформляется заданием, утвержденным начальником узла связи или лицом, его замещающим.

При ТО-С проводятся:

осмотр наземных сооружений, оконечных устройств, сооружений кабельной канализации;

проверка комплектации, исправного действия защитных и сигнальных устройств;

установка дополнительных предупредительных, сигнальных и указательных знаков;

побелка, окраска и восстановление нумерации указательных столбиков (опор воздушных линий);

выполнение земляных работ на участках разрушения;

подсыпка и укрепление грунта для предотвращения обвалов, оползней и размывов грунтовыми водами;

выполнение водоотводных каналов и укрепление защитных устройств в местах перехода через дороги, ручьи, овраги и т.п.

12. Техническое обслуживание антенно-фидерный систем (далее - АФС) включает ТО-1 и ТО-С.

При выполнении ТО-1 проводится внешний осмотр АФС.

При выполнении ТО-С производятся осмотр, регулировка натяжения фидерной и поглощающей линий, испытание подъемных устройств, проверка вертикальности мачт и древесины на загнивание, а также измерение сопротивления изоляции фидерной линии антенны.

В вопросах технического обслуживания электрооборудования систем РТОП и авиационной электросвязи необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных документов по эксплуатации электроустановок потребителей.

13. ТО систем электроснабжения объектов РТОП и авиационной электросвязи включает:

техническое обслуживание (ТО-2);

годовое периодическое техническое обслуживание (ТО-6).

При ТО-2 выполняются следующие работы:

внешним осмотром проверяются надежность соединений защитного заземления с контуром, отсутствие коррозии и температурных воздействий тока на контактах аккумуляторов, номиналы плавких вставок токовой защиты, надежность крепления механических узлов двигателя, генератора, электродвигателей вентиляционных устройств, отсутствие течи топлива, масла, охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДЭС, наличие установленного запаса топлива в расходных и дополнительных емкостях, уровень масла и охлаждающей жидкости, давление в воздушных баллонах;

проверяется напряжение централизованных источников питания электроэнергией, напряжение, уровень, плотность электролита аккумуляторов, температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДЭС;

проверяется эстетическое состояние электрооборудования и помещения (пыль, подтеки);

выполняются работы по устранению всех выявленных недостатков.

Проверки при проведении годового ТО (ТО-6) включают в себя:

осмотр и проверка в объеме ТО-2;

осмотр аппаратов защиты и контактных соединений;

измерения сопротивления изоляции аппаратов защиты и отходящих электрических кабелей (электропроводки);

проверка срабатывания защиты в электроустановках до 1000 В при системе питания с заземленной "нейтралью".

Аварийные ДЭС проверяются под номинальной нагрузкой не реже одного раза в месяц продолжительностью не менее 20 минут. При этом проверяются правильность работы устройства автоматического запуска ДЭС, напряжение и частота вращения аварийных ДЭС.