МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 июля 2019 г. N 245

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ НАЛИВОМ
В ВАГОНАХ-ЦИСТЕРНАХ И ВАГОНАХ БУНКЕРНОГО ТИПА
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕБИТУМА

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 56, N 14, ст. 2021; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2662, N 30, ст. 4457; 2018, N 17, ст. 2422, N 31, ст. 4842, N 32, ст. 5105) <1> приказываю:

--------------------------------

<1> Подпункт 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 12, ст. 1310).

1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.

2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 25 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4769).

Министр
Е.И.ДИТРИХ

Утверждены
приказом Минтранса России
от 29 июля 2019 г. N 245

ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ НАЛИВОМ
В ВАГОНАХ-ЦИСТЕРНАХ И ВАГОНАХ БУНКЕРНОГО ТИПА
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕБИТУМА

I. Общие положения

1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (далее - Правила) определяют порядок перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.

2. Настоящие Правила не распространяются на перевозки грузов в вагонах бункерного типа, не предназначенных для перевозки нефтебитума.

3. Перечень опасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в графах 1 - 11 <1> Алфавитного указателя опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 5 апреля 1996 г. <2> (далее - Алфавитный указатель опасных грузов, Правила перевозок опасных грузов соответственно).

--------------------------------

<1> Приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам. Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом.

<2> Вестник Совета по железнодорожному транспорту N 1, г. Москва, 1997 г.; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993 N 1, С. 25) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.sovetgt.org/index.php?link=12).

Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель должен относить к номеру Организации Объединенных Наций (далее - номер ООН) (наименование груза обобщенное или Н.У.К.) и перевозить этот груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки). В накладной указывается надлежащее наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках - наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 1.3.2 Правил перевозок опасных грузов.

В случае если опасный груз не может быть отнесен грузоотправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств (свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами) для данного груза перевозчиком в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) могут устанавливаться особые условия перевозки <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 1.3.3 Правил перевозок опасных грузов.

4. Перечень неопасных грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приведен в Алфавитном указателе неопасных грузов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа (приложение N 1 к Правилам перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденным Протоколом пятидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 22 мая 2009 г. <5> (далее - Алфавитный указатель неопасных грузов, Правила перевозок жидких грузов соответственно).

--------------------------------

<5> Официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств-участников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.sovetgt.org, Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993 N 1. С. 25) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": (https://www.sovetgt.org/index.php?link=12).

II. Требования к эксплуатации вагонов-цистерн и вагонов
бункерного типа

5. Для перевозки грузов используются технически исправные и предназначенные для перевозки грузов вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа.

В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик.

6. Перечень грузов (группа грузов), перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приводится в технических условиях к данным вагонам.

7. Подготовка вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа к погрузке производится с соблюдением требований, предусмотренных приложением N 3 к Правилам перевозок жидких грузов, а также технических регламентов и руководств по эксплуатации моделей вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа.

8. Пригодность вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении в соответствии со статьей 20 Устава определяется:

грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими;

перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.

Грузоотправитель является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования, порчу груза в результате налива в непредназначенный или неочищенный вагон-цистерну, вагон бункерного типа, а также за последствия неправильного их использования <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 4.5.6 Правил перевозок жидких грузов.

Порожний вагон-цистерна перед погрузкой опасного груза должен предъявляться грузоотправителем перевозчику для технического обслуживания, о чем перевозчиком производится соответствующая запись в журнале формы ВУ-14 <7> с указанием наименования груза, под перевозку которого данный вагон-цистерна предназначается.

--------------------------------

<7> Приказ Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный N 19627) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2011 г., регистрационный N 21758), от 4 июня 2012 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735), от 13 июня 2012 г. N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2012 г., регистрационный N 24613), от 30 марта 2015 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020), от 9 ноября 2015 г. N 330 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978), от 25 декабря 2015 г. N 382 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., регистрационный N 40409), от 3 июня 2016 г. N 145 (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2016 г., регистрационный N 42676), от 1 сентября 2016 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2016 г., регистрационный N 44248), от 30 января 2018 г. N 36 (зарегистрирован Минюстом 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50716), от 9 февраля 2018 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 3 мая 2018 г., регистрационный N 50958), от 5 октября 2018 г. N 349 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2018 г., регистрационный N 52897), от 25 декабря 2018 г. N 472 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2019 г., регистрационный N 55235) (далее - приказ Минтранса России N 286).

III. Налив грузов

9. Налив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа производится на оборудованных местах необщего пользования.

10. Налив груза в вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа не допускается:

10.1. В случае, если до наступления срока технического освидетельствования котла и арматуры вагоны-цистерны остается менее 30 суток.

10.2. В случае отсутствия маркировки, трафаретов и надписей на вагонах-цистернах соответствующей Правилам жидких грузов и Правилам опасных грузов.

10.3. В случае наличия неисправностей или дефектов котла вагона-цистерны, бункера вагона бункерного типа, запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры.

11. Начало погрузки опасных грузов разрешается производить не позднее 24 часов с момента окончания технического обслуживания вагона-цистерны и вагонов бункерного типа.

12. Вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, предъявляемые под налив нефти и нефтепродуктов, осматриваются грузоотправителем и перевозчиком на железнодорожных путях, определяемых техническо-распорядительным актом о железнодорожной станции (далее - ТРА станции) <8> или на промывочно-пропарочных станциях, до их подачи под налив.

--------------------------------

<8> Пункт 5 приложения N 8 к приказу Минтранса России N 286.

13. При предъявлении для технического обслуживания вагонов-цистерн перед погрузкой опасных грузов грузоотправитель представляет перевозчику свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза (приложение N 2 к Правилам перевозок жидких грузов).

Номер свидетельства о техническом состоянии отмечается перевозчиком в журнале формы ВУ-14.

14. На вагон-цистерну, содержащий опасный груз, наносится маркировка и знаки опасности, установленные для груза в соответствии с требованиями приложения N 6 к Правилам перевозок опасных грузов и Правил перевозок опасных грузов (приложение N 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (СМГС) <9>.

--------------------------------

<9> Часть 5 приложения N 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (СМГС) (официальный сайт Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://osjd.org/doco/public/ru?STRUCTURE_ID=5218&sort_3541=SORT_ORDER&razdel=5218).

15. Вагоны-цистерны должны иметь отличительную окраску котла, отличительные полосы, трафареты о наименовании груза, маркировку и знаки опасности <10>.

--------------------------------

<10> Раздел 3.4, приложение N 5 к Правилам перевозок жидких грузов, приложение N 6 к Правилам перевозок опасных грузов.

16. Для жидких грузов, перевозимых при температуре окружающего воздуха без подогрева, запрещается превышать степень наполнения в процентах от полного объема котла:

16.1. Для легковоспламеняющихся жидкостей (неядовитых и некоррозионных), перевозимых в вагонах-цистернах с вентиляционной системой или предохранительными клапанами (в том числе, если перед ними установлена разрывная мембрана),

, %,

где - степень наполнения в процентах от полного объема котла;

tм - максимальная температура жидкости при транспортировке, °C;

tн - температура жидкости при наливе, °C;

- коэффициент объемного расширения жидкости в интервале температур от tн до tм.

Коэффициент определяется по формуле,

,

где , - плотность жидкости при температурах 50 и 15 °C соответственно, кг/м3.

16.2. Для ядовитых или коррозионных веществ (воспламеняющихся или невоспламеняющихся), перевозимых в вагонах-цистернах с вентиляционной системой или предохранительными клапанами (в том числе, если перед ними установлена разрывная мембрана),

, %.

16.3. Для легковоспламеняющихся, а также слабоядовитых или коррозионных веществ (воспламеняющихся или невоспламеняющихся), перевозимых в герметично закрытых вагонах-цистернах без предохранительных клапанов,

, %.

16.4. Для сильноядовитых, ядовитых, сильнокоррозионных или коррозионных веществ (как воспламеняющихся, так и невоспламеняющихся), перевозимых в герметично закрытых вагонах-цистернах без предохранительных клапанов,

, %.

17. Для жидких грузов с температурой при наполнении более 50 °C, величина которой при перевозке поддерживается постоянной при помощи подогревающих устройств, степень наполнения котла должна быть не более 95% от полного объема котла.

18. Предъявлять к перевозке вагоны-цистерны, если степень наполнения котла жидкостью, имеющей вязкость менее 2680 сСт (2,68 · 10-3 м2/с) при 20 °C, составляет от 20% до 80% от полного объема котла, не разрешается.

19. При наполнении вагона-цистерны горячим продуктом температура на внешних стенках котла или теплоизоляции во время перевозки не должна быть более 70 °C.

20. Наливать груз с температурой выше 100 °C в вагоны-цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором, за исключением вагонов-цистерн с паровой рубашкой или вагонов, оборудованных ТЭН (тепловой электрический нагреватель), не разрешается. Температура наливаемой сырой нефти не должна превышать 30 °C <11>.

--------------------------------

<11> Пункт 3.2.15 Правил перевозок жидких грузов.

21. Для перевозки нефтебитума должны использоваться только вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитумов твердых марок.

22. При наливе вагонов бункерного типа бункера заполняются грузом с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 °C.

23. Масса грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах, определяется путем взвешивания, динамическим измерением или расчетным путем замера высоты налива и объема налитого груза грузоотправителем на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 40 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. N 374 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2017 г., регистрационный N 46054).

Порядок определения массы нефти и нефтепродуктов расчетным способом приведен в приложении N 4 Правил перевозок жидких грузов.

24. Загружать вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа свыше их грузоподъемности запрещается.

25. Загруженные вагоны-цистерны предъявляются к перевозке опломбированными грузоотправителем в соответствии с Общими требованиями к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам и Перечнем грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток, утвержденными приказом Минтранса России от 29 мая 2019 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2019 г., регистрационный N 55456) (далее - Общие требования к запорно-пломбировочным устройствам).

26. После завершения налива грузоотправитель обязан:

26.1. Установить уплотнительную прокладку на крышку загрузочного люка, соответствующую ее диаметру, из материала, не вступающего в реакцию с перевозимым грузом.

26.2. Герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек технологических отверстий.

26.3. Опломбировать вагон-цистерну.

26.4. Удалить возникшие при наливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).

26.5. Нанести знаки опасности, таблички оранжевого цвета, надписи в соответствии с приложением N 6 к Правилам перевозок опасных грузов.

26.6. Проверить наличие трафаретов и отличительной окраски согласно требованиям пункта 14 настоящих Правил.

26.7. Восстановить видимость трафаретов и маркировки на вагоне-цистерне.

27. В случае нарушения грузоотправителем требований, изложенных в подпункте 26.7 пункта 26 настоящих Правил, перевозчик не должен принимать к перевозке предъявленный груз в вагоне-цистерне, вагоне бункерного типа до устранения выявленных нарушений.

28. Грузоотправитель обязан иметь в пункте налива нефти и нефтепродуктов технические средства для перекачивания груза из неисправного вагона-цистерны, а также устройства, обеспечивающие раздельный сбор и хранение нефти и нефтепродуктов.

29. Во время перевозки на наружной поверхности груженых вагонов и порожних вагонов-цистерн не должно быть остатков перевозимых грузов.

IV. Слив грузов

30. Слив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа производится на оборудованных местах необщего пользования.

31. Грузополучатели обязаны обеспечивать слив груза. Производить слив груза через нижний сливной прибор при закрытой крышке верхнего люка в целях недопущения возникновения вакуума в котле вагона-цистерны запрещается.

32. Грузополучатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь необходимые по мощности средства подогрева, обеспечивающие полный слив таких грузов из вагонов-цистерн.

33. О прибытии груза в вагоне-цистерне с неисправным сливным прибором или в вагоне бункерного типа с неисправной системой разогрева бункеров перевозчик с участием грузополучателя составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. N 258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019) (далее - Правила составления актов).

34. Слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера) <13>, если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное.

--------------------------------

<13> Пункт 3.3.7 Правил перевозок жидких грузов.

35. Перевозчик имеет право проверить полноту слива (выгрузки) вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа <14>.

--------------------------------

<14> Пункт 3.3.8 Правил перевозок жидких грузов.

При обнаружении на станции назначения после слива (выгрузки) груза вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, а также с неочищенной внешней поверхностью котла (бункера) составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов и вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа возвращаются грузополучателю для очистки.

36. После слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:

36.1. Очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама.

36.2. Удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).

36.3. Установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.

36.4. Установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны.

36.5. Установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа.

36.6. Снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт <15>.

--------------------------------

<15> Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.

36.7. Опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам <16>.

--------------------------------

<16> Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.

36.8. Восстановить транспортную маркировку об опасности (знаки опасности, таблички оранжевого цвета) ранее перевозимого груза, если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились <17>.

--------------------------------

<17> Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.

37. При нарушении требований, изложенных в пункте 35 настоящих Правил, перевозчик не должен принимать порожние вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа до устранения выявленных нарушений.

38. Перевозка порожних непромытых вагонов-цистерн после слива опасных грузов осуществляется на условиях ранее перевозившегося в них опасного груза. Знаки опасности и таблички оранжевого цвета с таких вагонов-цистерн после выгрузки не снимаются.

После проведения промывки, ветеринарно-санитарной обработки, пропарки, плановых видов ремонта перевозка порожних вагонов-цистерн производится с установкой на них запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ) или закруток организацией, производившей промывку, ветеринарно-санитарную обработку, пропарку, ремонт.

V. Оформление перевозочных документов

39. При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель представляет на каждую отправку груза накладную, составленную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971) и от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019) (далее - Правила заполнения перевозочных документов).

40. При отправлении опасных грузов оформление накладной осуществляется грузоотправителем с учетом особенностей, установленных разделом 1.4 Правил перевозок опасных грузов

41. К каждой накладной на перевозку нефти и нефтепродуктов грузоотправитель должен приложить паспорт качества (сертификат соответствия) на груз <18>.

--------------------------------

<18> Пункт 3.5.4 Правил перевозок жидких грузов.

При перевозке нефти и нефтепродуктов маршрутами и группами вагонов <19> по одной накладной паспорт качества (сертификат соответствия) прикладывается в количестве не менее пяти экземпляров, которые используются в случаях отцепки вагонов-цистерн в пути следования.

--------------------------------

<19> Приказ Минтранса России от 26 февраля 2015 г. N 32 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной" (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный N 37721).

Наименование прилагаемого к накладной документа указывается в графе "Особые заявления и отметки отправителя".

42. Порожние неочищенные вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, принадлежащие перевозчику, после слива нефти и нефтепродуктов направляются в пункты налива на условиях перевозившегося в них опасного груза.

43. На вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, не принадлежащие перевозчику, в порожнем состоянии оформляется накладная в соответствии с пунктами 2.3, 2.17 Правил заполнения перевозочных документов.

44. Порожние вагоны-цистерны пломбируются в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.

45. В случае обнаружения в пути следования неопломбированных вагонов-цистерн, следующих по накладным, если в них имеются сведения о ЗПУ, перевозчик устанавливает новое ЗПУ, в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.

VI. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом
в вагонах-цистернах

46. Перевозка сжиженных газов наливом производится в специальных вагонах-цистернах согласно Алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозок опасных грузов. Каждый вагон-цистерна предназначен для перевозки только определенного газа либо группы газов, схожих по своим физико-химическим свойствам.

Газы, сжиженные методом глубокого охлаждения, перевозятся под нормальным давлением в специально оборудованных вагонах-цистернах.

Газы, сжиженные методом повышения давления, перевозятся в вагонах-цистернах под избыточным давлением.

При эксплуатации вагонов-цистерн, используемых для перевозки газов, должно быть обеспечено выполнение требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный N 32326), с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2017 г. N 539 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2018 г., регистрационный N 51352) (далее - Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).

Вагоны-цистерны, используемые для перевозки газов под избыточным давлением более 0,05 МПа или перевозки жидкостей под давлением из паров или инертных газов более 0,05 МПа, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 2 августа 2011 г.) <20>, действие которых распространяются на данные вагоны-цистерны.

--------------------------------

<20> С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 859 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 12 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2013 г. N 285 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 7 декабря 2013 г.), от 3 февраля 2015 г. N 11 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 7 июня 2016 г. N 62 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 8 июня 2016 г.), от 14 июня 2016 г. N 75 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 20 июня 2016 г.), от 14 марта 2017 г. N 29 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 15 марта 2017 г.), от 7 февраля 2018 г. N 23 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.) и от 7 февраля 2018 г. N 24 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.).

47. Наружная поверхность вагонов-цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла с обеих сторон по средней линии котла наносится полоса шириной 300 мм. На котле вагона-цистерны должны быть нанесены следующие трафареты:

47.1. Наименование груза в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.

47.2. Трафарет "С горки не спускать".

47.3. Знаки опасности, предусмотренные Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.

47.4. Наименование собственника вагона-цистерны.

47.5. Наименование железнодорожной станции приписки и железной дороги, утвержденные приказом Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 35 "Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2006 г., регистрационный N 7742) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 18 июля 2017 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России от 8 августа 2017 г., регистрационный N 47711).

48. На вагонах-цистернах для перевозки сжиженных газов под нормальным давлением у места свободного выхода газа должна быть нанесена надпись: "Газосброс не закрывать".

49. Перед наполнением вагонов-цистерн газами грузоотправитель должен провести осмотр наружной поверхности, проверить исправность и герметичность арматуры, наличие остаточного давления и соответствие газа назначению вагона-цистерны.

Результаты осмотра вагонов-цистерн и вывод относительно возможности их наполнения регистрируются грузоотправителем в журнале осмотра вагонов-цистерн.

50. Не допускается наполнять вагоны-цистерны газом, если:

50.1. Закончился срок очередного технического освидетельствования котла и арматуры.

50.2. Отсутствует или неисправна арматура и контрольно-измерительные приборы.

50.3. Отличительная окраска, надписи, трафареты или маркировка не соответствуют наливаемому газу.

50.4. Вагон-цистерна не предназначен для перевозки данного газа.

51. Наполнение вагонов-цистерн сжиженными газами должно соответствовать нормам, установленным пунктом 4.1.9 Правил перевозок жидких грузов.

52. После наполнения вагонов-цистерн сжиженным газом, оборудованных арматурным шкафом, дверь шкафа должна быть закрыта на ключ и опломбирована пломбой грузоотправителя. Наружные двери арматурного тамбура опломбируются грузоотправителем ЗПУ.

53. Вагоны-цистерны, загруженные хлором и этиленом, перевозятся только в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя или грузополучателя.

54. В случае обнаружения неисправности вагона-цистерны, из-за которой невозможно дальнейшее его следование, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда и перемещается на специально выделенный железнодорожный путь станции. При наличии уполномоченного лица вагон-цистерна должен находиться под его наблюдением. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним уполномоченным лицом, то от грузового поезда отцепляется вся группа вагонов. При неисправности котла вагона-цистерны перевозчик уведомляет любыми доступными средствами связи грузоотправителя о характере неисправности. В зависимости от характера повреждения вагона-цистерны грузоотправитель обязан направить на станцию отцепки соответствующий порожний вагон-цистерну для перелива груза.

55. Грузополучатель обязан полностью слить сжиженный газ из вагона-цистерны. Избыточное давление в котле после слива сжиженных газов должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.

В накладной на перевозку порожнего вагона-цистерны грузоотправителем указывается величина избыточного давления в котле.

56. При возврате вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом, в порожнем состоянии грузополучателем закрываются и опломбируются двери арматурного шкафа и наружные двери в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам для груженых вагонов-цистерн.

57. Винил перевозится в специальных вагонах-цистернах, оснащенных системой пожаротушения.

Грузоотправитель (грузополучатель) должен укомплектовать эти вагоны-цистерны принадлежностями, приспособлениями, инструментами и материалом для их ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, а также оборудованием, обеспечивающим аварийный газосброс, петардами и переносными сигналами ограждения мест препятствия для движения.

Налив и слив вагонов-цистерн производятся на путях необщего пользования средствами грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель обязан слить вагон-цистерну полностью. Давление в вагоне-цистерне после слива винила должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.

Вагоны-цистерны для перевозки винила как в груженом, так и в порожнем состоянии следуют в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя). Количество уполномоченных лиц для сопровождения вагонов-цистерн определяется грузоотправителем (грузополучателем).

Вагоны-цистерны перевозятся с закрытым газосбросом. Сброс давления в вагоне-цистерне осуществляется по мере необходимости во время стоянки уполномоченными лицами, сопровождающими вагон-цистерну. При необходимости перелива винила грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить порожний вагон-цистерну, подготовленный под налив винила, и средства для обеспечения перелива винила.

Работы по переливу винила из неисправного вагона-цистерны в исправный вагон-цистерну выполняются сопровождающими вагон-цистерну уполномоченными лицами с соблюдением мер безопасности.

58. Вагоны-цистерны, подаваемые для подготовки под налив нефтепродуктов, которые соответствуют требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, определяющих процедуру маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливается грузоотправителем анализом остатка из вагона-цистерны.

59. Использовать вагоны-цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если вагоны-цистерны не имеют сопроводительных документов, не допускается.

60. Метанол перевозится в специальных вагонах-цистернах, оборудованных предохранительным кожухом над крышкой люка, без нижнего сливного прибора.

Перевозка метанола в других вагонах-цистернах, а также использование вагонов-цистерн для метанола не по назначению запрещается.

Перевозка метанола осуществляется под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,01 до 0,03 МПа. В этом случае цистерны оборудуются манометром и запорной арматурой.

61. Вагоны-цистерны, загруженные метанолом без наличия слоя инертного газа (азота), перевозятся железнодорожным транспортом с охраной груза в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденными приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. N 70 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2019 г., регистрационный N 54411).

Перевозка вагонов-цистерн, загруженных метанолом, неочищенных в порожнем состоянии под слоем инертного газа (азота), осуществляется в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя).

62. Котел вагона-цистерны для перевозки метанола окрашивается в желтый цвет (броневой лист - в черный цвет). По осевой линии вдоль цилиндрической части котла с обеих сторон наносится черная полоса шириной 500 мм. С правой стороны цилиндрической части котла с обеих сторон на расстоянии 50 мм левее хомута в черной полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники шириной, равной ширине черной полосы (500 мм), и длиной, необходимой для размещения надписи: "Метанол". Указанные прямоугольники окрашиваются в белый цвет. Такие же прямоугольники наносятся в средней части обоих днищ под горизонтальной осью. Высота букв 150 мм. Справа от этой надписи наносятся знаки опасности по образцам N 3, 6.1 приложения N 6 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам. Все надписи наносятся черной краской.

63. После окончания налива метанола грузоотправитель обязан:

63.1. Установить под крышкой люка прокладку.

63.2. Закрыть крышку люка, закрепить ее болтами.

63.3. Закрыть предохранительный кожух, укрепить его проволочной закруткой и опломбировать ЗПУ.

64. На порожние вагоны-цистерны после слива метанола оформляется полный комплект перевозочных документов с внесением всех записей об опасности груза, как и для груженых метанолом вагонов-цистерн. <21>

--------------------------------

<21> Пункт 4.2.3.10 Правил перевозок жидких грузов.

В графе "Наименование груза" накладной должно быть указано: "Порожний вагон-цистерна", за которым должны следовать слова "последний груз" с внесением всех сведений об опасности метанола.

    65.  При  перевозке  груженых  и  порожних неочищенных из-под перевозки
метанола вагонов-цистерн под слоем инертного газа (азота) в накладной после
наименования груза грузоотправителем производится отметка: "Перевозится под
избыточным давлением инертного газа (азота) _________________________ МПа".
                                       (указывается показатель давления)

66. Вагон-цистерна с метанолом должен находиться под непрерывной охраной:

на железнодорожной станции отправления - с момента приема вагона-цистерны от грузоотправителя;

на всем пути следования;

на железнодорожной станции назначения - до момента сдачи груженого вагона-цистерны грузополучателю.

67. По прибытии вагона-цистерны с метанолом на железнодорожную станцию назначения грузополучатель обязан:

67.1. Принять вагон-цистерну с метанолом под охрану с момента передачи его от перевозчика.

67.2. Слить груз из вагона-цистерны полностью, заполнить вагон-цистерну азотом (если метанол перевозился под избыточным давлением инертного газа) или промыть котел водой до полного удаления метанола. Вода после промывки должна быть удалена из котла полностью.

При перевозке порожних очищенных вагонов-цистерн из-под метанола грузоотправителем в накладной проставляется отметка: "Метанол слит, вагон-цистерна промыт, промывная вода удалена полностью", которая подтверждается его подписью;

67.3. Закрыть крышку люка, закрыть предохранительный кожух, закрепить его закруткой и опломбировать ЗПУ.

68. Сероуглерод перевозится в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом. Котлы вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки сероуглерода, должны быть окрашены в серый цвет и иметь оранжевые полосы в соответствии с приложением N 5 к Правилам перевозок жидких грузов.

В правой части котла с обеих сторон слева от хомута в оранжевой полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники и окрашенные в белый цвет. Их длина должна быть необходимой для размещения надписи "Сероуглерод", высота букв 150 мм.

Прямоугольники с аналогичной надписью наносятся в средней части днищ котла под горизонтальной осью.

69. При наливе сероуглерода в теплое время года (с 1 апреля по 1 октября) в вагон-цистерну дополнительно заливается вода в количестве 5% от объема груза. Общая масса сероуглерода с водой не должна превышать трафаретную грузоподъемность вагона-цистерны. Количество налитой воды указывается отправителем в накладной в графе "Наименование груза". После полного слива сероуглерода в теплое время года грузополучатель обязан налить в вагон-цистерну воду высотой слоя 30 - 50 мм.

70. Перевозка сероуглерода осуществляется под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,01 до 0,03 МПа. Вагоны-цистерны должны быть оборудованы манометром, запорной арматурой и заполнены на 90% вместимости <22>.

--------------------------------

<22> Пункт 4.2.4.3 Правил перевозок жидких грузов.

    Величина  избыточного  давления указывается грузоотправителем записью в
накладной  после  наименования груза: "Перевозится под избыточным давлением
инертного газа (азота) _________________________________ МПа".
                       (указывается показатель давления)

71. Легковоспламеняющиеся жидкости, имеющие температуру кипения 35 °C и ниже, должны перевозиться в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением и имеющих теневую защиту.

Сливоналивное устройство и предохранительный клапан должны быть смонтированы на крышке люка и закрыты предохранительным колпаком, имеющим приспособление для пломбирования ЗПУ.

72. Пероксид водорода, водный раствор концентрации свыше 60%, стабилизированный, перевозится в вагонах-цистернах из алюминиевых сплавов, рассчитанных на избыточное давление, в сопровождении уполномоченного лица грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны-цистерны должны иметь предохранительные клапаны, расположенные в верхней части котла, предотвращающие образование внутри котла избыточного давления, утечку жидкости, а также исключающие возможность попадания инородных веществ внутрь котла.

Перевозка груза осуществляется в составе специальной технологической секции (группы вагонов) <23>, состоящей из:

--------------------------------

<23> Пункт 63 Алфавитный указатель опасных грузов.

вагона-цистерны с водой (в холодный период с теплоизоляцией) из расчета не менее одного вагона-цистерны на каждые 3 вагона-цистерны с пероксидом водорода;

крытого вагона, в котором размещается бригада сопровождения, а также техническое оборудование и имущество;

груженого пероксидом водорода вагона-цистерны и аналогичного порожнего вагона-цистерны, рассчитанного на перевозку грузов под давлением.

В качестве прикрытия вагона, в котором размещается бригада сопровождения от вагона-цистерны, груженного пероксидом водорода, используются вагоны-цистерны, заполненные водой, и порожний вагон-цистерна.

Указанные технологические секции формируются грузоотправителем. Включать в состав секции вагоны, не относящиеся к ней, не допускается.

В перевозочных документах дополнительно к штемпелям, предусмотренным Алфавитным указателем опасных грузов, проставляется штемпель "Секция. Не расцеплять".

73. Перевозка органических пероксидов класса 5.2 в вагонах-цистернах запрещена <24>.

--------------------------------

<24> Пункт 4.4.2 Правил перевозок жидких грузов.

74. Ядовитые (токсичные) грузы класса 6.1 или грузы, имеющие дополнительную опасность класса 6.1 перевозятся в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом, если в Алфавитном указателе опасных грузов не указано иное <25>.

--------------------------------

<25> Пункт 4.5.1 Правил перевозок жидких грузов.

75. Жидкость этиловая перевозится в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на избыточное рабочее давление 0,5 МПа, соответствующих требованиям Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением.

Использование данных вагонов-цистерн для перевозки других грузов, а также налив этиловой жидкости в другие вагоны-цистерны запрещается.

Указанный вагон-цистерна должен быть оборудован кожухом теневой защиты, предохранительным кожухом, закрывающим колпак вагона-цистерны, и приспособлением для хранения аварийного запаса средств нейтрализации (керосина, хлорной извести, обтирочного материала).

Наружная поверхность котла вагона-цистерны для этиловой жидкости должна быть окрашена серебристой краской, а нижняя часть - черной краской на высоту 250 мм. Вдоль котла вагона-цистерны с обеих сторон наносится отличительная полоса в соответствии с приложением N 5 к Правилам перевозок жидких грузов.

В средней части котла на обеих сторонах должен быть нанесен трафарет: "Жидкость этиловая".

    С правой стороны трафарет: "С горки не спускать", с левой стороны котла
и на торцевых днищах: "Срочный возврат на ст. ___________________________".
                                                 (указываются станция
                                                  и железная дорога)

76. Заполнение вагонов-цистерн этиловой жидкостью производится в пределах грузоподъемности, но не более 95% вместимости котла.

77. После налива этиловой жидкости грузоотправитель обязан:

77.1. Обработать части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью средствами нейтрализации.

77.2. Герметично закрыть все вентили, опломбировать вагон-цистерну ЗПУ.

78. При обнаружении в пути следования неисправности, из-за которой следование вагона-цистерны с этиловой жидкостью до станции назначения невозможно, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда, отводится на отдельный железнодорожный путь согласно ТРА станции.

В случае течи груза у места течи должна быть немедленно поставлена емкость для сбора жидкости и предотвращения попадания ее на землю.

Места, облитые этиловой жидкостью, нейтрализуются хлорной известью.

79. Грузополучатель обязан слить этиловую жидкость из вагона-цистерны полностью без остатка, после слива дважды промыть котел чистым бензином, удалить его из котла и заполнить вагон-цистерну азотом под давлением 0,1 МПа, герметично закрыть все вентили и опломбировать колпак вагона-цистерны ЗПУ.

Грузополучатель обязан обработать арматуру и наружные части котла, а также раму и ходовые части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью при сливе, средствами нейтрализации.

Полнота слива, тщательность промывки, заполнение вагона-цистерны азотом и герметичное закрытие всех вентилей производится грузополучателем. О выполнении указанных работ грузополучателем в уведомлении о завершении грузовой операции указывается: "Вагон-цистерна слит полностью, промыт, заполнен азотом и герметично закрыт".

80. Грузы класса 8 (кислоты, щелочи) или имеющие дополнительную опасность класса 8 перевозятся в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом, если в Алфавитном указателе опасных грузов Правил перевозок опасных грузов не указано иное.

VII. Действия при обнаружении неисправности вагонов-цистерн
в пути следования

81. В случае если в вагоне-цистерне обнаружена неисправность, и он не может следовать по назначению такой вагон-цистерна выставляется на специально выделенный железнодорожный путь, установленный ТРА станции.

При наличии сопровождающего вагон-цистерна должен находиться под его наблюдением. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним сопровождающим, то от грузового поезда отцепляется вся группа вагонов-цистерн.

82. О задержке неисправного вагона-цистерны перевозчик, а при наличии сопровождающего вагон-цистерну последний уведомляет грузоотправителя (грузополучателя). В зависимости от характера повреждения вагона-цистерны грузоотправитель обязан направить на станцию отцепки соответствующий порожний вагон-цистерну для перелива груза либо обеспечить ремонт неисправного вагона-цистерны <26>.

--------------------------------

<26> Пункт 4.1.14 Правил перевозок жидких грузов.

83. В случае обнаружения в пути следования неисправного вагона-цистерны с опасным грузом перекачка опасного груза осуществляется в присутствии представителя перевозчика и специалиста грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающего груз, если вагон-цистерна следует в сопровождении.

84. В случае течи груза или возникновения другой аварийной ситуации принимаются меры в соответствии с требованиями аварийных карточек на данный груз <27>.

--------------------------------

<27> Пункт 5.4. Правил перевозок жидких грузов.

О неисправности вагона-цистерны представителем перевозчика с участием сопровождающего уполномоченного лица, в случае если осуществляется сопровождение вагона-цистерны, составляется акт общей формы в двух экземплярах с указанием технического состояния вагона-цистерны, вида неисправности, мер, принятых для устранения неисправности, а также информации о возможности дальнейшего следования вагона-цистерны. Один экземпляр акта общей формы прилагается к накладной.

При обнаружении в пути следования течи груза из вагона-цистерны перед следующей погрузкой исправность вагона-цистерны или его оборудования должна быть подтверждена грузоотправителем путем проведения проверки надлежащего функционирования оборудования.

85. При направлении в ремонт порожнего вагона-цистерны его владелец должен обеспечить промывку, нейтрализацию, и при необходимости дегазацию внутренней и наружной поверхности котла вагона-цистерны, и предоставление перевозчику справки о проведении указанных работ.

При направлении вагона-цистерны в текущий отцепочный ремонт для устранения угрожающих безопасности движения неисправностей ходовых частей (тележек, колесных пар), автосцепного устройства промывка, нейтрализация и дегазация внутренней и наружной поверхности котла вагона-цистерны не является обязательной.