Приложение 8. ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЫХ РАБОТНИКОВ СУБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И (ИЛИ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Приложение N 8
к приказу Минтранса России
от 8 сентября 2014 г. N 243

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЫХ РАБОТНИКОВ СУБЪЕКТА
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И (ИЛИ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

I. Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и (или) транспортного средства (далее - ТС) (далее - Типовая программа), разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. I), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26 (ч. I), ст. 3388, N 30 (ч. I), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).

2. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое в соответствии с Типовой программой (далее - подготовка), проводится с использованием модульного принципа построения учебного плана, с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

3. Учебные модули (дисциплины), включенные в Типовую программу, используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), для разработки календарного учебного плана.

Содержание оценочных и методических материалов определяется организацией самостоятельно, с учетом положений законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.

В случае использования при реализации образовательной программы тренажеров они должны соответствовать требованиям, определенным Порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).

4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должны обладать иные работники СТИ, подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация:

при разработке дополнительной профессиональной программы имеет право увеличивать количество включенных в нее академических часов;

самостоятельно определяет соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 20 академических часов. Сроки ее освоения определяются организацией самостоятельно.

5. Слушателями программы могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

II. Цель подготовки

6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является повышение квалификации иных работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

III. Планируемые результаты подготовки

7. В результате изучения программы слушатель должен знать:

основные положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

структуру требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности;

особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;

порядок обращения с информацией ограниченного доступа;

порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) на ОТИ и (или) ТС;

ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

8. В результате изучения программы слушатель должен уметь:

взаимодействовать с работниками на ОТИ и (или) ТС, непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности;

информировать об обстановке на ОТИ и (или) ТС.

IV. Учебный план

Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки иных работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

п/п
Наименование дисциплины
Всего часов
В том числе
Теоретические занятия
Практические занятия
1
2
3
4
5
1
Введение в курс подготовки
1
1
-
2
Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности
3
3
-
3
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности СТИ, ОТИ и (или) ТС
10
6
4
4
Информационное обеспечение транспортной безопасности
1
1
-
5
Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
2
2
-
6
Итоговое занятие
1
-
1
Итоговая аттестация
2
2
ВСЕГО
20
15
5

IV. Содержание модулей Типовой программы

Модуль 1. Введение в курс подготовки

Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки

Цель курса.

Задачи курса.

Обзор программы курса подготовки.

Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.

Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала (методология построения тестов или иных оценочных критериев). Критерии успешного завершения обучения по программе.

Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз

Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способов защиты от АНВ.

Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в России. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от АНВ.

Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между компетентными органами в области транспортной безопасности, федеральными службами, агентствами и их территориальными органами, ответственность за обеспечение транспортной безопасности.

Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности, - общие сведения

Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения образовательной программы.

Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности - общие сведения

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности:

структура нормативных правовых актов;

обязанности СТИ;

дополнительные обязанности СТИ в зависимости от категории ОТИ и (или) ТС и объявления (установления) уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Модуль 3. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности СТИ, ОТИ и (или) ТС

Тема 3.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).

Тема 3.2. Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП)

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Особенности размещения КПП исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП.

Тема 3.3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.

Способы воспрепятствования преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.

Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/ТС по постоянным или разовым пропускам.

Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.

Тема 3.4. Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами СТИ и требованиями законодательства.

Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Тема 3.5. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС

Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.

Тема 3.6. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра.

Организационно-технические мероприятия по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру.

Порядок досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, собеседования или проверки документов на КПП (постах) в зоне транспортной безопасности или ее части ОТИ и (или) ТС.

Права и обязанности работников, осуществляющих досмотр.

Тема 3.7. Организация открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности

Способы и приемы организации открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности.

Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.

Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 3.8. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС

Реализация мер по реагированию сил ОТБ на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Тема 3.9. Порядок действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва"

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "угроза захвата".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "угроза взрыва".

Тема 3.10. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности

Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Периодичность проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС в зависимости от категории.

Порядок организации и проведения учений в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок организации и проведения тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

Модуль 4. Информационное обеспечение транспортной безопасности

Тема 4.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну

Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.

Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.

Тема 4.2. Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС

Способы и приемы информирования сил ОТБ об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.3. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ

Уровни безопасности, порядок объявления (установления). Уровни антитеррористической опасности.

Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России.

Модуль 5. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Тема 5.1. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Признаки и виды юридической ответственности, условия ее возникновения.

Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав.

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, а также иных лиц.

Виды санкций и порядок их применения.

Модуль 6. Итоги курса подготовки

Тема 6.1. Итоговое занятие

Обзор основных тем программы. Обсуждение в режиме "вопрос-ответ".

Итоговая аттестация

Закрытие курса. Выдача удостоверений о повышении квалификации.

VI. Организационно-педагогические условия реализации
Типовой программы

9. Реализация дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должна обеспечить приобретение обучающимися знаний и умений, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.

10. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

11. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

12. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.

Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.

13. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами и макетами.

VII. Формы аттестации

14. В процессе реализации дополнительной профессиональной программы может проводиться промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется организацией с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

15. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности по форме, утвержденной организацией.

16. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.