МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 июня 2021 г. N 212
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
НАСЫПЬЮ И НАВАЛОМ
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2015, N 1, ст. 56) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 26 сентября 2016 г. N 281 "Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом" (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44804).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 28 июня 2021 г. N 212
ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
НАСЫПЬЮ И НАВАЛОМ
1. К перевозке железнодорожным транспортом насыпью и навалом допускаются грузы, включенные в Перечень грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденный приказом Минтранса России от 17 мая 2021 г. N 150 (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2021, регистрационный N 64376) <1>.
--------------------------------
<1> Часть третья статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее - Устав).
2. Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 5 апреля 1996 г. <2>.
--------------------------------
<2> Вестник Совета по железнодорожному транспорту N 1, г. Москва, 1997 г.; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров, 1993, N 1) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.sovetgt.org/index.php?link=12).
3. На перевозку грузов насыпью и навалом грузоотправителем (отправителем) должна оформляться транспортная железнодорожная накладная, составленная в соответствии с Едиными формами перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19 июня 2019 г. N 191 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55834), и Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденными приказом Минтранса России от 27 июля 2020 г. N 256 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2020 г., регистрационный N 60411).
4. Перевозка грузов насыпью и навалом осуществляется с учетом физических свойств, гранулометрического состава, геометрических размеров и упаковки грузов.
5. Насыпью перевозятся грузы в виде порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью), погрузка которых осуществляется насыпным способом.
6. Навалом перевозятся грузы, погруженные в вагон с укладкой или без укладки в вагоне, которые по своим физическим свойствам не относятся к грузам, перевозимым насыпью, в том числе, лом и отходы, брикеты, мелкие металлические изделия (гайки, подкладки, шурупы), лесоматериалы и древесина, включенные в Перечень грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденный приказом Минтранса России от 17 мая 2021 г. N 150 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2021 г., регистрационный N 64376).
7. Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков, перевозятся насыпью и навалом в универсальных крытых вагонах <3>, в специализированных крытых вагонах <4>, в специализированных контейнерах <5>, а также в универсальных полувагонах <6> в упакованном виде в соответствии со стандартами и техническими условиями на данный вид перевозимой продукции, если Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденными приказом Минтранса России от 14 января 2020 г. N 9 (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2020 г., регистрационный N 58239), перевозка этих грузов допускается в открытом железнодорожном подвижном составе.
--------------------------------
<3> Пункт 2.4.9 ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения, утвержден приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (Москва, Стандартинформ, 2019) (далее - ГОСТ 34530-2019).
<4> Пункт 2.4.10 ГОСТ 34530-2019.
<5> Пункт 4.2.2 ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99). Национальный стандарт Российской Федерации. Контейнеры грузовые. Термины и определения, утвержден постановлением Госстандарта России от 19 января 2004 г. N 18-ст (Москва, Стандартинформ, 2018), с изменениями, внесенными Поправкой к ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) "Контейнеры грузовые. Термины и определения" (Национальные стандарты, N 9, 2018) (далее - ГОСТ Р 52202-2004).
<6> Пункт 2.4.8 ГОСТ 34530-2019.
Перевозка в крытых вагонах, грузов навалом осуществляется только при наличии в данных вагонах дверных заграждений.
Применение необходимых приспособлений для погрузки, крепления и перевозки грузов, а также их установка осуществляются в соответствии со статьей 24 Устава.
Размещение и крепление грузов, перевозимых насыпью и навалом, в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах <7>.
--------------------------------
<7> Статья 23 Устава.
8. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозятся насыпью и навалом в открытом железнодорожном подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом железнодорожном подвижном составе, утвержденными приказом Минтранса России от 14 января 2020 г. N 9 (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2020 г., регистрационный N 58239).
9. Вагоны, используемые для перевозки грузов насыпью и навалом, должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств.
Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность <8>.
--------------------------------
<8> Статья 18 Устава.
Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти <9>.
--------------------------------
<9> Статья 18 Устава.
10. При перевозке груза, содержащего мелкие фракции, грузоотправитель должен принять меры, предотвращающие просыпание груза через конструктивные зазоры вагона, выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание груза в случае погрузки его выше уровня бортов вагона (с "шапкой") <10>.
--------------------------------
<10> Пункт 5 раздела I приложения N 1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (СМГС) (официальный сайт Организации Сотрудничества Железных дорог (ОСЖД) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://osjd.org/doco/public/ru?STRUCTURE_ID=5218&sort_3541=SORT_ORDER&razdel=5218).
Указанные меры применяются грузоотправителем в зависимости от вида груза и железнодорожного подвижного состава, используемого при перевозке.
Способы уплотнения грузов, в том числе уплотнение груза механизированными установками, должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов с учетом требований ГОСТ 22235-2010 <11>.
--------------------------------
<11> ГОСТ 22235-2010 Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, утвержден приказом Росстандарта от 12 ноября 2010 г. N 420-ст (Москва, Стандартинформ, 2011), с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 27 января 2017 г. N 23-ст (Москва, Стандартинформ, 2017) (далее - ГОСТ 22235-2010).
11. Промывка, очистка и ветеринарно-санитарная обработка вагонов и контейнеров производятся в соответствии со статьей 44 Устава.
12. Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны подготавливаться к перевозке и перевозиться в соответствии с настоящими Правилами и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 20Ц (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 1999 г., регистрационный N 1786) <12>.
--------------------------------
<12> С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 12 декабря 2008 г. N 211 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2009 г., регистрационный N 13206).
13. Перевозка зерновых грузов влажностью свыше 17%, зернобобовых культур - свыше 17%, проса - свыше 15%, семян масличных культур - свыше 10%, семян подсолнечника - свыше 8% осуществляется на особых условиях в соответствии со статьей 8 Устава.
14. Перевозка агломерата железорудного, агломерата марганцевого, агломерата титаномагнетитовой руды, агломерата хромитовой руды в универсальных полувагонах осуществляется при температуре груза, обеспечивающей при его погрузке сохранность железнодорожного подвижного состава, установленной техническими требованиями <13>.
--------------------------------
<13> Пункт 4.2 ГОСТ 22235-2010.
15. Перевозка аммония сульфата (аммония сернокислого), алюминия гидроксида, концентрата апатитового (апатитов), мела молотого, толченого, технологического, гречихи, зерна бобов, зерна гороха, зерна кукурузы, зерна фасоли, зерновых грузов, зерноотходов, овса, полбы, проса, пшеницы, пыли коксовой, ржи, семян льна, семян масличных культур, семян подсолнечника, смеси зерновой, семян сои, чечевицы, ячменя, прочих зерновых грузов, глинозема в универсальных полувагонах осуществляется только в упакованном виде.
16. Перевозка клинкера руд цветных металлов в универсальных полувагонах и в вагонах - платформах <14> осуществляется только в формованном виде данного груза.
--------------------------------
<14> Пункт 2.4.16 ГОСТ 34530-2019.
17. Перевозка концентрата минерального "Галит" насыпью в универсальных полувагонах осуществляется в мягких <15> и специализированных контейнерах.
--------------------------------
<15> Пункты ГОСТ ISO 21898-2013. Межгосударственный стандарт. Упаковка. Контейнеры мягкие (МК) для неопасных грузов, утвержден приказом Росстандарта от 24 августа 2021 г. N 762-ст (Москва, Российский институт стандартизации, 2021).
Перевозка концентрата минерального "Галит" на расстояние до 70 километров может осуществляться в универсальных полувагонах без использования мягких и специализированных контейнеров в упакованном виде.
18. Перевозка концентрата баритового в вагонах - платформах осуществляется только в кусках.
19. Перевозка окатышей железорудных и марганцеворудных в универсальных полувагонах осуществляется при температуре груза, обеспечивающей при его погрузке сохранность железнодорожного подвижного состава, установленной техническими требованиями <16>.
--------------------------------
<16> Пункт 4.2 ГОСТ 22235-2010.
20. Перевозка необогащенного песка кварцевого, кроме строительного, осуществляется в универсальных полувагонах.
21. Перевозка молотой руды магнезитовой осуществляется в вагонах-хопперах <17>, предназначенных для сыпучих и гранулированных грузов.
--------------------------------
<17> ГОСТ 30243.1-2021 Межгосударственный стандарт. Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия, утвержден приказом Росстандарта от 20 июля 2021 г. N 640-ст (Москва, Российский институт стандартизации, 2021).
Перевозка концентрата плавикошпатового флотационного осуществляется в полувагонах, специализированных вагонах, вагонах-хопперах, предназначенных для сыпучих и гранулированных грузов.
22. Перевозка угля бурого в универсальных полувагонах и в вагонах - платформах осуществляется только в кусковом виде данного груза, а в порошке - в специализированных вагонах.
23. Перевозка электрокорунда в универсальных полувагонах осуществляется только в кусковом виде.
24. Перевозка шаров стальных помольных (мелющих) диаметром 40 мм и более, а также аналогичных изделий из черных металлов для мельниц в люковых полувагонах осуществляется с укрытием деревянными щитами пола и верха груза по всему периметру, а в полувагонах с глухим кузовом укрытие деревянными щитами осуществляется только верха груза по всему периметру.
25. Перевозка тары стеклянной осуществляется в крытых вагонах. При погрузке тары стеклянной ряды тары прокладываются материалом, обеспечивающим сохранность груза.