МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2008 г. N 193
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в центральном аппарате Министерства транспорта Российской Федерации".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Б.М. Короля.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 24 ноября 2008 г. N 193
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), и определяет порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений (далее - подведомственные организации).
2. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите и защита работников и материальных ценностей Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и подведомственных ему организаций от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Министерстве организуются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Министерства, а также настоящим Положением.
3. Руководство гражданской обороной в Министерстве осуществляет Министр транспорта Российской Федерации, в подведомственных организациях - руководители.
Руководитель гражданской обороной несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Руководитель гражданской обороной осуществляет руководство гражданской обороной через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
4. Управление гражданской обороной в Министерстве осуществляет:
отдел гражданской обороны Департамента транспортной безопасности и специальных программ;
в подведомственных организациях - работники организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Схема организации гражданской обороны Министерства транспорта Российской Федерации представлена в приложении к настоящему Положению.
5. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне в Министерстве, подведомственных организациях создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, порядок создания которых определен приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).
6. Министерство через подведомственные федеральную службу и федеральные агентства в пределах своей компетенции осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводит сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7. Общий порядок и организация обучения и повышения квалификации по гражданской обороне работников Министерства, подведомственных организаций осуществляется в единой системе подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанной МЧС России, в учебно-методических центрах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в Академии гражданской защиты МЧС России в соответствии с Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490).
II. Основные задачи и полномочия Министерства в области
гражданской обороны
8. Ведение гражданской обороны в Министерстве, подведомственных организациях осуществляется на основе планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения плана гражданской обороны Министерства определяется МЧС России, планов гражданской обороны подведомственных организаций - Министерством.
9. Основными задачами Министерства в области гражданской обороны являются:
подготовка работников Министерства в области гражданской обороны;
оповещение работников об опасностях, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;
эвакуация работников Министерства, подведомственных организаций и материальных ценностей в безопасные районы;
организация накопления средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и медицинских средств, их учет, хранение и содержание;
предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
организация проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для работников Министерства, подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;
первоочередное обеспечение работников Министерства, подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
санитарная обработка работников Министерства, подведомственных организаций, обеззараживание зданий, сооружений, территорий, санитарная обработка техники и территорий;
принятие мер по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
10. Министерство в области гражданской обороны осуществляет следующие полномочия:
принимает нормативные акты в области гражданской обороны, доводит их требования до сведения подведомственных федеральной службы и федеральных агентств, организаций и контролирует их выполнение;
разрабатывает и реализует планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывает проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляет меры, направленные на сохранение объектов транспортного комплекса, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников в военное время;
создает и поддерживает в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной и системы оповещения работников транспортного комплекса об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
III. Основные мероприятия Министерства в области
гражданской обороны, организация и порядок их выполнения
11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой работников Министерства и подведомственных организаций в области гражданской обороны, являются:
развитие нормативно-методического обеспечения подготовки работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения в области гражданской обороны работников;
создание, оснащение и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников в области гражданской обороны, пропаганда знаний в этой области.
12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения работников, осуществление их модернизации на базе технических средств нового поколения;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиопроводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею.
13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения и материальных ценностей в безопасные районы, являются:
подготовка безопасных районов для размещения работников и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных комиссий Министерства, подведомственных организаций, а также подготовка их личного состава;
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и материальных ценностей Министерства, подведомственных организаций.
14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание систем убежищ;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений административных зданий и других сооружений подземного пространства для укрытия работников;
обеспечение укрытия работников;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи работникам средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.
15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций в сфере транспорта, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
контроль за созданием, оснащением и подготовкой необходимых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций транспортного комплекса, за разработкой планов их действий;
контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
участие в разработке современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ.
17. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением работников Министерства и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
организация нормированного снабжения в первое время работников Министерства и подведомственных организаций продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций коммунально-бытовых услуг;
организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников Министерства и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на санитарно-обмывочных пунктах коммунально-технических служб;
организация осуществления эвакуации пострадавших работников Министерства и подведомственных организаций в лечебные учреждения;
предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций информационно-психологической поддержки.
18. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:
использование работниками Министерства и подведомственных организаций штатных средств пожаротушения для локализации и тушения пожаров до прибытия пожарных расчетов;
участие работников в тушении пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.
19. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:
ведение радиационной и химической разведки с использованием данных управлений МЧС России, управ соответствующих районов;
введение режимов радиационной защиты на территории запасных пунктов управления при радиоактивном загрязнении;
наблюдение с использованием имеющегося на запасных пунктах управления Министерства, подведомственных организаций специального оборудования (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;
учет доз облучения и степени загрязнения внешней среды на запасных пунктах управления;
абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 27.04.2016 N 118;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
20. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий, являются:
заблаговременное создание на запасных пунктах управления запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников Министерства, подведомственных организаций на санитарно-обмывочных пунктах коммунально-технических служб.
21. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является привлечение в соответствии с договором сотрудников полиции и ведомственной охраны для оцепления мест аварии, вывода работников из опасных зон, охраны зданий и осуществления общественного порядка.
22. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, является создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств на запасных пунктах управления.
23. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов транспортного комплекса, необходимых для устойчивого их функционирования и выживания работников транспортного комплекса в военное время, являются:
рациональное размещение объектов экономики и транспортной инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения объектов транспортного комплекса;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах транспортного комплекса, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и восстановления функционирования объектов транспортного комплекса;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
IV. Заключительные положения
24. Финансирование мероприятий гражданской обороны Министерства является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство как прямой получатель средств из федерального бюджета в установленном порядке представляет бюджетную заявку на выделение финансовых средств из федерального бюджета для проведения мероприятий гражданской обороны.
25. Министерство осуществляет координацию и контроль за выполнением действующих законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны, деятельности по вопросам организации и ведения гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления и сил гражданской обороны, находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.
Приложение
к Положению об организации
и ведении гражданской обороны
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌──────────────────────────────────────┐ │ Правительство Российской Федерации │ └───────────────────┬──────────────────┘ │ \/ ┌────────────────────────────────────┐ │ │ \/ \/ ┌───────────────────────────────────────┐ ┌────────────┐ │ Министр транспорта │<───────┤ МЧС России │ │Российской Федерации - начальник ГО <*>│ └────────────┘ └───┬──────────────────────────────┬────┘ │ Заместитель Министра - │ │ начальник штаба ГО │ ├──────────────────────────────┤ │ Штаб ГО Минтранса России │ └─┬──────────────────────────┬┬┘ │ Отдел ГО - структурное ││ │ подразделение Минтранса ││ │ России, уполномоченное на││ │решение задач в области ГО││ └──────────────────────────┘│ │ \/ ┌─────────────┬─────────┬─────────────────────────┐ │ │ │ │ \/ │ \/ \/ ┌──────────────────────┐ │┌─────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ │ Комиссия по повышению│ ││ Работники, │ │ Работники, │ │ устойчивости работы │ ││уполномоченные на│ │ уполномоченные на │ │ТК <*> в военное время│ ││ решение задач │ │решение задач в области ГО│ │ (в мирное время - │ ││ в области ГО │ └┬─────────────────┬───────┘ │ КЧСОПБ <*>) │ │└┬────────────┬───┘ │ ФГУП, ФГУ, │ └──────────────────────┘ │ │Департаменты├ ┐ │подведомственные ├ ─ ┐ ┌──────────────────────┐ │ │ │ │Минтрансу России │ │Эвакуационная комиссия│<┤ └┬───────────┘ ├─┐ └┬────────────────┘ ├───┐ └──────────────────────┘ │ │ │ │ └ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ └┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ │ │ 12│ │ 8 │ │ └─────────────┘ └───────────────────────┘ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Федеральная служба и федеральные агентства, находящиеся в ведении │ │ Минтранса России │ │ │ │ Координация │ │ │ │┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐ ┌─────────┐ ┌──────────────┐│ ││Ространснадзор│ │ Росавиация │ │Росавтодор│ │Росжелдор│ │ Росморречфлот││ │└───────┬──────┘ └──────┬─────┘ └─────┬────┘ └────┬────┘ └───────┬──────┘│ │┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────┴────┐ ┌────┴────┐ ┌───────┴──────┐│ ││ Штаб ГО │ │ Штаб ГО │ │ Штаб ГО │ │ Штаб ГО │ │ Штаб ГО ││ │└──────────────┘ └────────────┘ └──────────┘ └─────────┘ └──────────────┘│ │┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│ ││ Органы управления ГО учреждений, организаций, подведомственных ││ ││ федеральной службе и федеральным агентствам ││ │└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│ │ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> ГО - гражданская оборона;
ТК - транспортный комплекс;
КЧСОПБ - комиссия Минтранса России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.