IV. Правила плавания судов в акватории морского порта, за исключением удаленного участка на ЗФИ

IV. Правила плавания судов в акватории морского порта,
за исключением удаленного участка на ЗФИ

33. В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту.

График движения и расстановки судов в морском порту утверждается капитаном морского порта ежедневно не позднее 10.00 местного времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 27 настоящих Обязательных постановлений, и размещается по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.mapm.ru.

34. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту службой управления движением судов (далее - СУДС). До начала движения судно должно запросить разрешение СУДС на начало движения.

35. В акватории морского порта действуют Международные правила предупреждения столкновений судов в море <1> (далее - МППСС-72).

--------------------------------

<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979, с. 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г., документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.

Суда внутреннего плавания при плавании в акватории морского порта могут нести огни и знаки в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2002 г., регистрационный N 4088), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 31 марта 2003 г. N 114 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2003 г., регистрационный N 4387).

36. Скорость движения судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением высокоскоростных судов с динамическим принципом поддержания (далее - ВСС), не должна превышать 12 узлов на участке акватории морского порта от светящего буя "Мудьюгский N 1" с координатами 64°56,80' северной широты и 040°05,60' восточной долготы до светящего знака Лысуновский с координатами 64°45,60' северной широты и 040°28,80' восточной долготы.

37. Скорость движения судов, за исключением ВСС, не должна превышать семи узлов на участках акватории морского порта от светящего знака Лысуновский до светящего знака Крутоколенный с координатами 64°37,30' северной широты и 040°29,20' восточной долготы, а также в Никольском рукаве от Верхнекегостровского створа до устья реки Лая.

38. Скорость движения судов, за исключением ВСС, не должна превышать шести узлов на участках акватории морского порта от светящего знака Крутоколенный с координатами 64°37,30' северной широты и 040°29,20' восточной долготы до параллели 64°36,50' северной широты переднего створного знака Удельнинский; в реке Кузнечиха от ПРР "Экономия" в месте слияния рек Маймакса и Кузнечиха до разворотного бассейна Роснефть-Архангельскнефтепродукт.

39. Скорость движения судов, за исключением ВСС, не должна превышать восьми узлов на участке акватории морского порта от параллели 64°36,50' северной широты переднего створного знака Удельнинский до Городского рейда и в акватории межмостовой зоны железнодорожного и автодорожного мостов реки Северная Двина.

40. ВСС должны плавать в водоизмещающем состоянии со скоростью, не превышающей:

в реке Маймакса и на Верхне-Бакарицком, Краснофлотском, Городском, Соломбальском, Чижовском рейдах морского порта - десяти узлов;

в остальной акватории морского порта - 16 узлов.

41. Суда ВСС, находясь в неводоизмещенном состоянии, в условиях хорошей видимости и в светлое время суток должны следовать с безопасной скоростью.

При видимости менее одной морской мили в светлое время суток и в темное время суток при любой видимости суда ВСС должны совершать плавание в водоизмещенном состоянии со скоростью, не превышающей указанную в пунктах 36 - 39 настоящих Обязательных постановлений.

42. От обязательной лоцманской проводки освобождаются:

маломерные, прогулочные, спортивные парусные суда;

малотоннажные грузовые морские суда и суда внутреннего плавания валовой вместимостью менее 500;

земснаряды, грунтоотвозные шаланды, мотозавозни;

ледоколы, базирующиеся в морском порту;

пассажирские суда, осуществляющие перевозки в пределах акватории морского порта;

суда портового флота.

43. Суда валовой вместимостью от 500 до 3000, не имеющие на борту опасных грузов, освобождаются от обязательной лоцманской проводки на огражденном участке фарватера створа Мудьюгских башен протяженностью 5,1 морской мили от светящего буя "Мудьюгский N 1" до светящего буя N 8 левой стороны, где могут принять лоцмана при входе в морской порт и сдать лоцмана при выходе из морского порта.

44. В акватории морского порта не допускается:

движение судов при скорости ветра 17 метров в секунду и более;

движение судов при видимости менее пяти кабельтовых, кроме судов, находящихся под обязательной проводкой с использованием рекомендаций СУДС в соответствии с Общими правилами;

движение судов длиной 100 метров и более с опасными грузами на борту при скорости ветра 14 метров в секунду и более;

буксировка судов и плотов при скорости ветра 14 метров в секунду и более;

движение судов длиной свыше 135 метров и с осадкой 7,5 метра и более по створу Мудьюгских башен при скорости ветра 14 метров в секунду и более.

45. На основном фарватере и на фарватерах рукавов Мурманский, Никольский и реки Кузнечиха, за исключением частей этих фарватеров, находящихся в пределах рейдов морского порта или примыкающих к ним, установлено одностороннее движение судов для прохода:

судов, имеющих предельную осадку и длину для фарватера;

самоходных судов и буксирных составов длиной более 50 метров, с опасными грузами на борту при следовании рекой Маймакса;

буксирных составов длиной более 150 метров или шириной более 30 метров.

46. Суда длиной 175 метров и более могут следовать от светящего буя "Мудьюгский N 1" до причалов ПРР "Экономия" и обратно при следующих условиях, за исключением периода ледокольной проводки:

скорости ветра не более 10 метров в секунду на чистой воде и при отсутствии устойчивого ледового канала в период ледокольной проводки;

подходе судна в балласте к ПРР "Экономия" на момент полной воды;

развороте и швартовке либо отшвартовке судна с использованием буксиров, сведения о количестве и минимальной мощности которых приведены в приложении N 5 к настоящим Обязательным постановлениям;

швартовке судна к причалу либо отшвартовке судна от причала при отсутствии судов у смежных причалов;

швартовке судна левым бортом к причалу, носом на выход;

обеспечении выхода судна из морского порта двумя буксирами до Экономского створа.

47. Суда длиной 175 метров и более могут следовать от светящего буя "Мудьюгский N 1" до причалов ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" и обратно при следующих условиях, за исключением периода ледокольной проводки:

скорости ветра не более 10 метров в секунду;

развороте и швартовке либо отшвартовке судна с использованием двух буксиров, сведения о мощности которых приведены в приложении N 5 к настоящим Обязательным постановлениям;

обеспечении выхода судна из морского порта двумя буксирами до Экономского створа.

48. По Мурманскому рукаву разрешено движение дноуглубительных судов в светлое время суток до свалки грунта в районе фарватера створа Кневатый.

49. Движение судов по Никольскому рукаву, Ширшинскому переходному, Ширшинскому, Краснофлотскому, Тралбазовскому подходному, Жаровихе подходному, Архбумовскому фарватерам допускается в светлое время суток.

50. Проход под неподъемными пролетами мостов, а также движение судов в районах, ограниченных параллельными прямыми, расположенными в 500 метрах выше и ниже по течению от оси мостов, расположенных в акватории морского порта (далее - охранная зона мостов), могут осуществлять суда с габаритами, соответствующими габаритам фарватеров для прохода судов под неподъемными пролетами мостов, приведенным в приложении N 10 к настоящим Обязательным постановлениям.

51. Всем судам, находящимся в охранной зоне мостов, не допускается:

подходить к опорам мостов ближе чем на 10 метров, за исключением судов, осуществляющих техническое обслуживание и осмотры опор;

пересекать фарватер, ложиться в дрейф и становиться на якорь;

производить любые маневры, не связанные со стабилизацией курса судна для прохода по фарватеру между опорами.

52. Для безопасного прохода буксирного состава длиной более 150 метров в охранной зоне мостов капитаном буксирного состава на основании сведений о гидрометеорологических условиях в морском порту определяются необходимые количество и мощность буксиров, которые должны осуществлять буксирное обеспечение буксирного состава в соответствии с приложением N 5 к настоящим Обязательным постановлениям.

53. Фарватеры, проходящие под подъемными пролетами между опорами железнодорожного моста N 3 и 4 и автодорожного моста N 3Л и 4Л (центральные пролеты), предназначены для прохода судов с высотой рангоута от действующей ватерлинии более 14 метров, но менее 40 метров в периоды времени, указанные в пункте 54 настоящих Обязательных постановлений.

54. Проход судов под подъемными пролетами мостов производится ежесуточно:

под автодорожным мостом с 02.40 до 05.10 местного времени;

под железнодорожным мостом с 03.00 до 05.00 местного времени.

55. Подъем пролетов мостов для прохода судов не производится:

при скорости ветра свыше 14 метров в секунду;

при температуре воздуха ниже -21 °C;

в течение 20 календарных дней после окончания ледохода в акватории морского порта.

56. Проход судов под подъемным пролетом автодорожного моста не допускается:

при скорости отливного попутного течения более двух узлов;

судам длиной более 135 метров;

в период ледокольной проводки при установившемся ледовом канале судам длиной не более 165 метров.

57. Буксировка несамоходных плавучих объектов под подъемными пролетами мостов при скорости ветра свыше восьми метров в секунду и в период паводковых течений должна обеспечиваться не менее чем двумя буксирами.

58. Проход самоходного крана под подъемными пролетами мостов должен обеспечиваться буксиром.

59. Капитаны судов, предполагающих проход под подъемными пролетами мостов, должны подать капитану морского порта заявку на прохождение не позднее 17.00 местного времени предшествующих суток.

60. В заявке на прохождение судна под подъемными пролетами мостов указывается название судна, высота рангоута судна от действующей ватерлинии, направление движения судна (вверх или вниз по реке), при проводке судна с помощью буксиров указывается название и мощность буксиров.

61. Если судно не готово к проходу под подъемными пролетами мостов в установленное время, капитан судна должен через СУДС аннулировать заявку не позднее 00.30 местного времени плановых суток.

62. Суда, ожидающие прохода под подъемными пролетами мостов, могут встать на якорь на Городском и Краснофлотском рейдах и должны быть готовы к немедленному следованию под мосты.

63. Капитаны судов, подавшие заявки на проход под подъемными пролетами мостов, должны до 01.00 местного времени сообщить СУДС о своей готовности к движению под мосты.

64. В первую очередь под подъемными пролетами мостов пропускаются суда, идущие сверху вниз по течению реки, а после их прохода суда, идущие снизу вверх.

65. В случаях, когда какое-либо судно задерживается с подходом к мосту, порядок движения судов может быть изменен, о чем СУДС информирует капитанов судов на 14 канале связи ОВЧ.

66. В 00.30 местного времени плановых суток все суда, подавшие заявки на проход под подъемными пролетами мостов, должны установить радиосвязь на 14 канале связи ОВЧ и следовать указаниям СУДС.

О времени прохода под каждым мостом капитаны судов должны информировать СУДС.

67. Суда, которые не успевают пройти под мостами в указанные СУДС сроки, должны встать на якорь на рейде, указанном СУДС, или оставаться на месте до следующего подъема пролетов мостов.

68. Пролеты железнодорожного моста между опорами N 2 и 3 и 4 и 5 предназначены для плавания судов с высотой рангоута не более величины надводного габарита, указанного в приложении N 10 к настоящим Обязательным постановлениям.

69. Плавание судов между опорами N 1 и 2 и N 5 и 6 железнодорожного моста не допускается, кроме случаев технологической околки опор N 5 и 6 ото льда ледоколом или буксиром в период ледокольной проводки в порту.

70. Суда и буксирные составы, идущие под неподъемными пролетами железнодорожного моста со стороны Бакарицкого рукава вниз по реке и в сторону Бакарицкого рукава вверх по реке, обязаны проходить под железнодорожным мостом между опорами N 2 и 3 железнодорожного моста, придерживаясь правой по ходу стороны относительно середины пролета.

71. Суда и буксирные составы, идущие под неподъемными пролетами со стороны Краснофлотского рейда вниз по реке и в сторону этого Краснофлотского рейда вверх по реке, обязаны проходить под железнодорожным мостом между опорами N 4 и 5, придерживаясь правой по ходу стороны относительно середины пролета.

72. В период ледокольной проводки судов проход судов под разводной частью железнодорожного моста осуществляется, если опоры N 3 и 4 железнодорожного моста околоты ото льда, а так же опоры N 5 и 6.

73. Пролеты автодорожного моста через Бакарицкий рукав между опорами N 2Л и 3Л, 4Л и 5Л, 6Л и 7Л предназначены для прохода судов с высотой рангоута не более величины надводного габарита, указанного в приложении N 10 к настоящим Обязательным постановлениям.

74. Движение судов между опорами N 5Л и 6Л, N 7Л и 8Л и N 8Л и 9Л автодорожного моста через Бакарицкий рукав не допускается.

75. Суда, идущие вниз по реке, обязаны проходить под автодорожным мостом через Бакарицкий рукав между опорами N 4Л и 5Л.

76. Буксиры с плотами, идущие вниз, должны проходить под автодорожным мостом через Бакарицкий рукав между опорами N 2Л и 3Л.

77. Суда, идущие вверх по реке, должны проходить под автодорожным мостом через Бакарицкий рукав между опорами N 2Л и 3Л.

78. Суда, занятые буксировкой, бункеровщики, следующие из протоки Бакарица вниз по реке, могут проходить под автодорожным мостом через Бакарицкий рукав между опорами N 2Л и 3Л, сообщив об этом СУДС на каналах связи ОВЧ и получив разрешение на проход.

79. Суда, указанные в пункте 77 настоящих Обязательных постановлений, должны уступить дорогу буксирным составам, следующим вниз по реке в направлении прохода между опорами N 2Л и 3Л автодорожного моста через Бакарицкий рукав.

80. Суда, следующие в светлое время суток на Нижне-Бакарицкий рейд со стороны Нижне-Турдеевского створа и обратно, могут проходить между опорами N 6Л и 7Л автодорожного моста через Бакарицкий рукав, придерживаясь правой стороны относительно середины пролета моста.

81. Пролеты автодорожного моста через основное русло реки Северная Двина между опорами N 2П и 3П, 3П и 4П, 4П и 5П предназначены для плавания судов с высотой рангоута не более величины надводного габарита, указанного в приложении N 10 к настоящим Обязательным постановлениям.

82. Плавание судов между опорами N 6П и 7П и 7П и 8П автодорожного моста через основное русло реки Северная Двина не допускается.

83. Суда и буксирные составы, идущие вниз по реке, должны проходить под автодорожным мостом через основное русло реки Северная Двина между опорами N 4П и 5П.

84. Суда и буксирные составы, идущие вверх по реке, обязаны проходить под автодорожным мостом через основное русло реки Северная Двина между опорами N 3П и 4П.

85. В светлое время суток между опорами N 2П и 3П автодорожного моста через основное русло реки Северная Двина допускается проход буксирных составов с осадкой не более четырех метров.

86. В светлое время суток между опорами N 5П и 6П автодорожного моста через основное русло реки Северная Двина допускается проход буксирных составов, следующих к лесостоянке "Лесозавода N 3".

87. Между опорами N 2 и 3 автодорожного, трубопутепровода и железнодорожного мостов, расположенных на реке Кузнечиха (далее - Кузнечевские мосты), допускается проход судов с высотой рангоута не более величины надводного габарита, указанного в приложении N 10 к настоящим Обязательным постановлениям.

88. Расхождение и обгон судов в проходах между опорами N 2 и 3 Кузнечевских мостов на расстоянии ближе чем 250 метров выше и ниже их по течению не допускаются.

89. При подходе к Кузнечевским мостам судов с противоположных направлений право первоочередного прохода под пролетами Кузнечевских мостов между опорами N 2 и 3 имеют суда, следующие с попутным приливо-отливным течением, а при смене направления течения - суда, идущие сверху вниз.

90. В реках Маймакса и Кузнечиха, а также в судоходных протоках дельты реки Северная Двина допускается одновременная буксировка одним или несколькими буксирами судов и иных буксируемых объектов общей длиной не более 150 метров и шириной до 30 метров.

91. В акватории морского порта не допускается:

буксировка лагом одним буксировщиком, если длина буксируемого объекта превышает 90 метров, а также если общая ширина буксировщика и буксируемого объекта превышает 30 метров;

буксировка более одного буксируемого объекта способом толкания одним буксиром-толкачом, если общая длина буксирного состава превышает 135 метров;

в реках Маймакса и Кузнечиха буксировка состава, состоящая из нескольких объектов, за кормой только одного буксировщика, если общая длина буксирного состава превышает 150 метров, а общая ширина превышает 30 метров.

На всех остальных судоходных путях в акватории морского порта не допускается буксировка состава, состоящего из нескольких объектов (речных барж, плашкоутов), за кормой только одного буксировщика, если общая длина буксирного состава превышает 250 метров, а общая ширина превышает 30 метров.

92. Сплав леса в акватории морского порта допускается в плотах и кошелях. Первоначальный лесосплав несвязанных между собой бревен в акватории морского порта, а также сплав леса в плотах без буксирного обеспечения не допускается.

93. На каждую буксировку плотов в акватории морского порта судовой агент (капитан, судовладелец) головного буксира, являющегося руководителем операции по буксировке плота, для включения в график движения и расстановки судов в морском порту подает заявку капитану морского порта о разрешении буксировки плота, в которой указывается:

габариты плота (длина и ширина в метрах);

откуда и куда ведется плот;

наименование и мощность головного буксира;

наименование и мощность каждого вспомогательного буксира.

94. За четыре часа до планируемого захода плота в акваторию морского порта СУДС передает информацию капитану головного буксира о:

возможных ограничениях для плавания по маршруту буксировки плота;

гидрометеорологических условиях в морском порту;

возможной встрече с морскими судами, совершающими движение по каналам морского порта;

расстановке судов на рейдах.

95. При движении плотов в акватории морского порта капитан головного буксира должен сообщать СУДС:

время начала движения в акватории морского порта;

время прохождения контрольных точек, указанных в пункте 113 настоящих Обязательных постановлений;

время подхода к запланированной плотостоянке и время окончания установки плота на плотостоянке.

Сведения о плотостоянках в морском порту приведены в приложении N 13 к настоящим Обязательным постановлениям.

96. Буксировка плотов в акватории морского порта не допускается в случаях:

если скорость ветра более 14 метров в секунду;

неблагоприятного прогноза погоды на ближайшие 12 часов (ветер силой более 14 метров в секунду, туман и другие неблагоприятные гидрометеофакторы);

появления первичных форм льда;

если заявлен проход судов под подъемные пролеты автодорожного и железнодорожного мостов в Бакарицком рукаве и в протоке Бакарица в период с 02.00 до 05.30 местного времени.

Формирование плотов должно обеспечивать безопасность их буксировки.

97. Судно, занятое буксировкой плота или судно-буксир, капитан которого является руководителем операции по буксировке плота (головной буксир), если судов несколько и один из вспомогательных буксиров в хвосте плота в дополнение к огням, предписанным Правилом 24(a) МППСС-72, должны нести два синих круговых огня с дальностью видимости не менее одной морской мили, которые выставляются на ноках рея левого и правого бортов мачты, где выставлены топовые огни.

Расстояние между указанными в абзаце первом настоящего пункта синими круговыми огнями должно быть не менее 1,5 метра.

Какой из вспомогательных буксиров должен нести дополнительные огни, устанавливает капитан судна-буксира, являющегося руководителем операции по буксировке (головной буксир).

98. Дистанция между двумя буксируемыми плотами, следующими в одном направлении в реке Маймакса, не должна быть менее одного километра; на остальной части акватории морского порта - не менее 500 метров.

99. Караваны плотов могут пересекать речной фарватер только при отсутствии вблизи судов, идущих по этому фарватеру.

100. Буксирам с плотами обгон других буксиров с плотами запрещается.

101. Если буксировщики плота испытывают затруднения в управлении плотом, то капитан головного буксира обязан доложить об этом СУДС и своему диспетчеру, запросив у последнего дополнительные буксирные средства.

102. Все буксиры, принимающие участие в буксировке плота, должны удерживать плот в пункте его постановки до тех пор, пока плот не будет надежно закреплен за стационарные причальные устройства и получатель плота не даст разрешение на отход от плота.

103. Буксиры, стоящие с ширмами для улавливания аварийной древесины, не должны близко подходить к оси канала и перегораживать проход идущим по нему судам.

Если для работы буксирам необходим выход на канал (фарватер), то при приближении судов, которые могут идти только по этому каналу, они обязаны заблаговременно освободить проход таким судам, уйдя за бровку канала.

При ограниченной видимости буксиры, стоящие с ширмами для улавливания аварийной древесины, должны прижаться к берегу настолько, насколько им позволяет осадка, и встать на якорь.

104. Маломерные суда, осуществляющие сбор плавающей древесины и ее уборку с берегов реки, не должны мешать движению других судов.

105. В случае аварии или инцидента с плотом, в результате которых произошел роспуск древесины, капитан головного буксира обязан немедленно доложить об этом диспетчерской службе и СУДС, а также дать команду вспомогательным буксирам предпринять меры по ликвидации или уменьшению последствий аварии или инцидента, сохранению древесины и сплоточного такелажа.

106. В зависимости от размеров аварийного роспуска древесины из буксируемых плотов или лесостоянок, диспетчерская служба головного буксира обязана организовать и обеспечить сбор распущенной древесины собственными и/или дополнительными буксирными средствами.