II. Общие положения
9. Расчет размера вероятного вреда проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии СГТС.
10. Основными составляющими вероятного вреда, определяемыми в расчете, являются следующие прогнозы:
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, которые могут погибнуть, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество работников организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружения, которые могут погибнуть при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушаются в результате аварии;
вред основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;
вред готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;
вред элементам транспорта и связи, жилищному фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также вреда, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;
расходы на ликвидацию последствий аварии.
11. При проведении расчетов, предусмотренных Методикой, используется следующая размерность:
1) число "N" - количество человек;
2) площадь "S" - квадратные километры;
3) плотность населения "P" - количество человек на квадратный километр;
4) глубина "H" - метры;
5) объем "V" - кубические метры;
6) масса "M" - тонны;
7) индекс физического объема валового продукта "E" - проценты;
8) удельный вес "Y" - проценты;
9) длина (протяженность) "L" - километры;
10) величина валового продукта "B" - рубли;
11) стоимость (включая размер страховой выплаты) "C" - рубли;
12) базовый норматив платы "C" - рубли за тонну;
13) вред "И" - рубли;
14) цена "Ц" - рубли;
15) время (период) "T" - количество дней;
16) срок хранения "m" - количество дней;
17) запас древесины "M" - кубические метры на гектар;
18) коэффициенты "A", "K", "П", , "k" - безразмерные величины.
12. Расчет размера вероятного вреда выполняется для сценария наиболее тяжелой аварии СГТС, а также для сценария наиболее вероятной аварии СГТС.
Размер вероятного вреда рассчитывается в денежном выражении.
13. При определении сценариев аварий СГТС и расчете размера вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии СГТС, вызванные непреодолимой силой, если сила и интенсивность такого воздействия превышают значения, на которые рассчитано СГТС, в соответствии со сводом правил СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 N 811/пр, и включенным в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 23, ст. 4060), и утвержденным проектом СГТС.
Не подлежат рассмотрению аварии, вызванные умыслом и противоправными действиями потерпевших или других лиц (за исключением владельца СГТС).
14. При определении вероятного вреда проводится расчет вреда в результате аварии СГТС, денежные выражения которого группируются для каждого сценария аварии СГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий СГТС.
Основными составляющими по расчету размера вероятного вреда являются прогнозы:
количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками СГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками СГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
количества работников СГТС, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества работников СГТС, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;
вреда основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца СГТС;
вреда готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца СГТС;
вреда элементам транспорта и связи (кроме находящихся в собственности или оперативном управлением владельца СГТС), жилищному фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также вреда, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;
расходов на ликвидацию последствий аварии.
15. При наличии у владельца СГТС двух и более СГТС размер вероятного вреда принимается равным максимальному размеру вероятного вреда, рассчитанному для каждого СГТС.
16. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния СГТС и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет размера вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.
17. Исходной информацией для расчета размера вероятного вреда являются:
обоснованные сценарии реализации наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии СГТС, в которых приведены данные о возможных зонах воздействия аварии СГТС;
значения величин негативных воздействий аварии СГТС;
сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии;
результаты расчета параметров зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной авариях СГТС.
18. Исходные данные, необходимые для расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварий СГТС, включают:
число людей, которые могут оказаться в момент аварии в зоне затопления (отдельно - о числе работников владельца СГТС, находящихся при исполнении ими своих служебных обязанностей);
параметры течения в зоне возможного негативного воздействия на флот и возможных затоплений в бьефах СГТС (максимальные за время затопления значения глубины и скорости течения, продолжительность затопления, время от начала аварии до момента затопления);
сведения об уровенном режиме в бьефах СГТС в проектных условиях работы;
данные о возможном нахождении флота в зоне воздействия аварии в течение навигации, а также о численности команд и пассажиров, стоимости судов, виде и стоимости груза, наличии на судах вредных веществ, способных вызвать загрязнение окружающей водной среды;
данные о типе жилой и промышленной застройки населенных пунктов и числе жителей;
данные о стоимости хозяйственных объектов, расположенных в нижнем бьефе гидроузлов;
данные о площадях сельхозугодий и лесных угодий в зоне возможного затопления;
данные о расположенных в зоне возможного затопления отстойниках бытовых и промышленных стоков (объем, состав возможного загрязнителя, отметка верха дамбы обвалования накопителя), нефтехранилищах (объем нефтепродуктов, способ их хранения), трубопроводах, складах минеральных удобрений;
данные о параметрах течения в зоне возможных затоплений в нижнем бьефе гидроузлов;
материалы проекта СГТС, в том числе основные чертежи, картографические материалы, сведения по оценке воздействия СГТС на природную среду (при наличии);
комплект документов декларирования безопасности СГТС, включая декларацию безопасности СГТС и критерии безопасности СГТС (при наличии);
результаты проектных, изыскательских, научно-исследовательских работ, эксплуатационные материалы и результаты обследований, оценок технического состояния СГТС (при наличии);
сведения о составе, классе опасности и объеме отходов, размещенных на накопителях жидких отходов промышленных предприятий;
основные показатели социально-экономического развития района расположения СГТС.
19. Выполнению расчета размера вероятного вреда предшествует обоснование сценариев реализации наиболее вероятной и наиболее тяжелой аварии СГТС, на начальном этапе которого производится идентификация опасностей СГТС, включающая:
предварительный анализ опасностей СГТС;
разработку перечня возможных процессов и событий, приводящих к аварии СГТС;
формирование перечня основных возможных сценариев аварий СГТС;
ранжирование основных сценариев возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на СГТС по уровню риска для обслуживающего персонала, населения, имущества физических и юридических лиц, природной среды.
20. Предварительный анализ опасностей (далее - ПАО) СГТС следует выполнять с целью выявления опасных элементов и конструкций СГТС и воздействий на них, способных привести к аварии анализируемого СГТС.
21. При идентификации опасностей аварий конкретного СГТС определяются природные и техногенные опасные факторы, свойственные району его расположения и характерные для данного СГТС, на стадии проектирования, строительства СГТС.
22. При анализе риска аварий СГТС также следует учитывать опасные факторы, влияющие на состояние СГТС в процессе эксплуатации, в том числе опасности, уже имевшие место, при неполадках и авариях СГТС.
23. Перечень основных возможных сценариев аварий СГТС и их негативных воздействий определяется составом и конструкцией СГТС, а также особенностями работы СГТС.
Примерный перечень типовых сценариев аварий СГТС для основных видов СГТС приведен в приложении N 1 к Методике.
Примерный перечень типовых сценариев аварии СГТС для основных видов СГТС не учитывает все возможные особенности конкретных СГТС.
В развитие данного перечня типовых сценариев аварий СГТС для конкретных СГТС в ходе декларирования их безопасности разрабатывается максимально полный перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и их негативных воздействий, включающий все опасности, способные инициировать аварии анализируемого СГТС, учитывающий тип и конструкцию СГТС, его назначение, условия расположения и эксплуатации, природно-климатические, социально-экономические и природные условия территории, а также сведения об авариях и ЧС, имевших место на аналогичных сооружениях.
24. Для формирования перечня возможных сценариев аварий СГТС необходимо выделить основные конструктивные элементы СГТС, наиболее значимые для анализа и оценки риска. Детальность декомпозиции следует определять целями и задачами анализа риска аварий конкретного СГТС, а также степенью полноты и достоверности исходных данных о СГТС.
25. Перечень возможных сценариев аварий СГТС формируется по результатам идентификации опасностей аварий в ПАО для критериев безопасности, определяющих развитие каждого сценария.
26. При анализе риска аварий СГТС следует представлять сведения с качественными оценками уровней безопасности СГТС (нормальный, пониженный, неудовлетворительный, опасный) в соответствии с таблицей национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.2.09-2015 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений. Общие положения" (Переиздание)", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 декабря 2015 г. N 2100-ст "Об утверждении национального стандарта" (М., ФГУП "Стандартинформ", 2019 год).
27. Задачей оценки вероятностей аварий СГТС является оценка расчетных значений вероятностей возникновения аварий на СГТС по отношению к допускаемым значениям вероятностей возникновения аварий на СГТС, указанным в своде правил СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденном приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр, по всем сценариям, идентифицированным в ПАО.
28. В качестве исходных данных при оценке расчетных значений вероятностей возникновения аварий на СГТС, указанной в пункте 27 настоящей Методики, должны использоваться результаты расчетов СГТС и механического оборудования по методу предельных состояний.
29. Количественная оценка вероятностей аварий СГТС может выполняться в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.2.09-2015 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Экспертная оценка уровня безопасности и риска аварий гидротехнических сооружений. Общие положения" (Переиздание)", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 декабря 2015 г. N 2100-ст "Об утверждении национального стандарта".
30. Качество анализа риска аварий СГТС на этапах эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации СГТС должно соответствовать следующим требованиям:
процедура анализа риска аварий СГТС должна проводиться на основе проектной и исполнительной документации по СГТС с учетом результатов их обследований, а также сведений об авариях и повреждениях, имевших место на анализируемых сооружениях и их аналогах;
процедура анализа риска аварий СГТС должна проводиться экспертной группой, включающей персонал, ответственный за эксплуатацию СГТС, и специалистов в области анализа риска аварий СГТС;
идентификация опасностей аварий СГТС должна выполняться с учетом всех возможных природных и техногенных воздействий на анализируемое СГТС, способных привести к авариям СГТС и ЧС;
качественные оценки вероятности и последствий аварий СГТС должны выполняться экспертным путем с обработкой экспертных мнений;
количественные оценки вероятности и последствий аварий СГТС должны быть научно обоснованы и воспроизводимы.
31. Исходными данными для расчета параметров зон аварийного воздействия, полученными по результатам ПАО и ранжирования аварий СГТС по уровню риска, являются:
основные сценарии аварий анализируемого СГТС;
размеры проранов или отверстий, через которые при аварии СГТС начинается неконтролируемый сброс воды (жидких отходов, сточных вод);
отметки уровня воды в водохранилище (емкости накопителя) в начале аварийного процесса;
отметки уровня мертвого объема водохранилища;
иные показатели, необходимые для расчета параметров зон аварийного воздействия.
32. Для расчета размера вероятного вреда от затопления территории в результате прохождения волны прорыва (далее - ВП) в общем случае необходимо оценить зону затопления и гидродинамические параметры потока:
максимальные значения глубины и скорости потока в зоне затопления;
время от начала аварии до прихода ВП в данную точку местности;
продолжительность затопления;
границы зоны затопления;
гидрографы излива и график падения уровня воды со стороны верхнего бьефа.
33. Расчет параметров ВП осуществляется методами математического моделирования с использованием уравнений Сен-Венана. Выбор используемой модели (одномерной, двухмерной (плановой) или гибридной) определяется рядом условий:
возможностью (невозможностью) предсказать направление движения потока;
отсутствием или наличием детальной информации в исходных данных, необходимых для расчета размера вероятного вреда (топография, гидрология, электронные карты);
отсутствием или наличием необходимости использования метода укрупненных показателей, планшетного метода или метода детальной оценки для расчета размера вероятного вреда.
При расчете параметров ВП допускается использовать одномерную модель мелкой воды при следующих условиях:
возможность предсказать направление движения ВП;
отсутствие детальной информации исходных данных, необходимых для расчета размера вероятного вреда (топографические карты масштаба 1:25000 и мельче, отсутствие детальной информации о дне реки), отсутствие электронных карт крупного масштаба;
существенная длина предполагаемой расчетной зоны возможного затопления и, как следствие, целесообразность использования метода укрупненных показателей для расчета размера вероятного вреда; извилистое узкое русло реки, не позволяющее провести достаточную дискретизацию по плановой модели - недостаточность количества ячеек сетки поперек русла (менее 3).
Использование двухмерной (плановой) модели мелкой воды допускается при следующих условиях:
невозможность предсказать заранее направление движения потока;
наличие детальной информации в исходных данных (топографические карты масштаба 1:25000 и крупнее, отсутствие детальной информации о дне реки), наличие электронных карт;
возможность использования технологии геоинформационной системы; сложное многорукавное русло.
Использование гибридной (одномерной, двухмерной (квазидвухмерной) или двухмерной, трехмерной (квазитрехмерной) модели мелкой воды обосновано в том случае, когда необходимо определить параметры ВП для заданного участка более детально. В данном случае граничные условия для исследуемого детально участка следует принимать по результатам расчета по более упрощенной модели (одномерной - для случая использования двухмерной модели или двухмерной - при использовании трехмерной модели), проведенного для всей расчетной области.
34. Расчет параметров ВП для проектируемых СГТС повышенного уровня ответственности, отнесенных к таковым в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5), может выполняться с использованием программных средств.
35. Особенности расчета ВП при разрушении напорного фронта защитных дамб:
расчет должен проводиться до момента выравнивания уровней воды в водохранилище (емкости накопителя) и над затопленной территорией;
при расчете раскрытия прорана необходимо учитывать, что с некоторого момента времени течение в проране становится неподтопленным (для плотин русловых водохранилищ подтопленность истечения, как правило, бывает несущественной).
36. При расчетах ВП, возникающей при разрушении защитной дамбы во время половодий, паводков другого происхождения, ветровых нагонов и других наводнений, необходимо учитывать характерные для этих видов наводнений особенности - временную изменчивость, их влияние на ход процесса затопления (наложение гидрографа прорывного потока на гидрограф паводка). Расчет в этом случае необходимо проводить до осушения территории. При существенном влиянии аварии СГТС на ход наводнения в целом (при большой емкости защищаемой низины) следует параллельно рассчитывать течение над защищаемой территорией и в зоне за ее пределами таким образом, чтобы ход аварии мог быть описан с достаточной полнотой.
37. Особенности расчета ВП дамб, ограждающих каналы, проходящие в насыпи или полунасыпи:
при назначении сценариев аварий следует рассмотреть возможность принятия персоналом управляющих решений (отключение питающих канал насосных станций, закрытие затворов), определяющих масштабы аварии;
в тех случаях, когда истечение из прорана будет неподтопленным, движение воды в канале можно прогнозировать с использованием одномерной схематизации.
38. Для плотин водохранилищ и ограждающих дамб накопителей жидких промышленных отходов следует рассматривать сценарии нарушения фильтрационного режима из-за суффозии материала плотины (дамбы) или основания, образования трещин, разгерметизации противофильтрационных элементов.
При приближении фильтрационных вод к поверхности возникает подтопление местности, которое учитывается при расчете вреда.
39. Результаты расчета по распространению ВП в случае гидродинамической аварии СГТС следует нанести на топографическую карту до створа, в котором максимальный за время наводнения расход не превышает расчетного максимального расхода обеспеченности, устанавливаемого в зависимости от класса сооружений:
0,1% - для СГТС I класса;
1,0% - для СГТС II класса;
3,0% - для СГТС III класса;
5,0% - для СГТС IV класса.
На карту должны быть нанесены граница области затопления, а также изолинии четырех характеристик прорывного паводка, используемых при расчете размера вероятного вреда: максимальных за время аварии глубины и скорости, времени затопления местности после начала аварии СГТС и продолжительности затопления.
40. Аварии СГТС, приводящие к возникновению ЧС на определенной территории и акватории, разделяются на две основные группы:
аварии СГТС без прорыва напорного фронта;
аварии СГТС с прорывом напорного фронта в результате образования прорана или бреши.
41. К авариям СГТС без прорыва напорного фронта, приводящим к возникновению ЧС на определенной территории и акватории, относятся:
постепенное переполнение водохранилища (накопителя) из-за превышения поступающего расхода, недостаточной пропускной способности СГТС (например, при поступлении в водохранилище или накопитель нерасчетного паводка, неполном открытии водосбросных отверстий из-за поломок затворов или ошибок персонала);
возникновение в водохранилище чрезвычайно больших волн (например, волн вытеснения из-за оползня берега, селевого паводка, ВП из вышележащих водохранилищ, завальных озер или временных водоемов, подпруженных ледниками, волн от крупных взрывов);
аварии СГТС, связанные с повреждением отдельных элементов сооружений - водоводов, механического оборудования водозаборных и водосбросных сооружений.
42. К авариям СГТС с прорывом напорного фронта в результате образования прорана или бреши, приводящим к возникновению ЧС на определенной территории и акватории, относятся:
образование прорана в сооружениях из грунтовых материалов или бреши в бетонных или железобетонных сооружениях без аварийного повышения уровня воды со стороны верхнего бьефа СГТС;
образование прорана в сооружениях из грунтовых материалов или бреши в бетонных или железобетонных сооружениях при аварийном повышении уровня воды со стороны верхнего бьефа.
43. При аварии СГТС формируются следующие зоны аварийного воздействия:
верхний бьеф - акватория и участки примыкающей к водохранилищу (накопителю) территории выше створа СГТС;
территория СГТС - земельный участок и (или) участок акватории в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным и водным законодательствами;
нижний бьеф - акватория и участки примыкающей к водохранилищу (накопителю) территории ниже створа СГТС.