МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 апреля 2022 г. N 116

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
"ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
ДВИЖЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
ДВИЖЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ
ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ"

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 8, статьей 10 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2007, N 46, ст. 5554; 2022, N 1, ст. 57; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 14 марта, N 0001202203140013), пунктом 1 и подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10; 2021, 49, ст. 8278), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательной сертификации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения. Порядок проведения обязательной сертификации деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификатов".

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ

Утверждены
приказом Минтранса России
от 4 апреля 2022 г. N 116

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
ДВИЖЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ
ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
ДВИЖЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ
ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ"

I. Общие положения

1. Документами, подтверждающими соответствие радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения (далее - оборудование), сертификационному базису, являются:

а) сертификат типа, выдаваемый на типовую конструкцию оборудования по результатам сертификации для вновь разработанного оборудования, планируемого к серийному изготовлению;

б) сертификат единичного экземпляра (партии) оборудования, выдаваемый по результатам сертификации для оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено;

в) заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по организации и проведению обязательной сертификации (далее - уполномоченный орган) <1>, по результатам периодических испытаний оборудования для серийного изготавливаемого оборудования.

--------------------------------

<1> Подпункт 5.3.1 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343) (далее - Положение).

2. Документом, подтверждающим соответствие деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление оборудования, является сертификат изготовителя радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи (далее - сертификат изготовителя).

II. Проведение обязательной сертификации вновь
разработанного оборудования

3. С целью проведения обязательной сертификации оборудования разрабатывается сертификационный базис, в том числе на основе требований к данному типу оборудования, содержащихся в приложении 10 "Авиационная электросвязь" и приложении 11 "Обслуживание воздушного движения" к Конвенции о международной гражданской авиации <2>.

--------------------------------

<2> Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 44).

4. Для проведения оценки соответствия вновь разработанного оборудования сертификационному базису заявитель должен направить в аккредитованную уполномоченным органом организацию, выполняющую оценку соответствия оборудования сертификационному базису (далее - сертификационный центр) <3>, заявку в свободной форме с приложением доказательной документации:

--------------------------------

<3> Пункт 3 статьи 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru); 2022, 14 мартаN 0001202203140013); подпункт5.4.9 пункта 5 Положения.

а) описание конструкции типа оборудования, выполненное согласно техническим условиям или эксплуатационной документации на оборудование (далее - типовая конструкция);

б) копия технического задания на разработку или модернизацию оборудования;

в) копия технических условий на оборудование;

г) комплект документации, необходимой для обеспечения эксплуатации оборудования (далее - эксплуатационная документация на оборудование):

копия паспорта (формуляра) на оборудование;

копии паспортов (формуляров) на отдельные самостоятельные изделия и составные части, входящие в комплект оборудования;

руководство по эксплуатации, включающее техническое описание, инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, а также порядок проведения приемо-сдаточных испытаний оборудования;

ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей;

ведомость эксплуатационных документов;

д) комплект эксплуатационной документации на программное обеспечение (далее - ПО) (при наличии ПО в оборудовании):

копии документов, подтверждающих права заявителя на использование ПО;

копии формуляров на специальное (прикладное) и сервисное ПО;

руководство оператора (пользователя);

руководство системного программиста (системного администратора);

е) копия документа, подписанного заявителем, о присвоении конструкторской документации на оборудование литеры "О1";

ж) справка, подписанная заявителем, о присвоении типовой конструкции оборудования условного обозначения;

з) справка, подписанная заявителем, о составе (спецификации) образца оборудования, предъявляемого для проведения сертификационных испытаний;

и) перечень контрольно-измерительной аппаратуры, программных средств и специальных устройств, необходимых для проведения сертификационных испытаний, включая имитаторы сигналов, средства сбора и анализа статистических данных, не входящие в комплект оборудования и предоставляемые заявителем (при наличии). В случае если указанные аппаратура, средства или устройства не являются утвержденными типами стандартных образцов или типов средств измерений, заявитель представляет документацию на них (описание, инструкцию по применению, результаты испытаний, поверки или калибровки);

к) копии актов и протоколов предварительных испытаний оборудования;

л) копии актов и протоколов приемочных испытаний оборудования;

м) копии актов и протоколов эксплуатационных испытаний оборудования (при наличии);

н) материалы выполненной воздушным судном-лабораторией летной проверки по определению тактико-технических характеристик оборудования (для оборудования, подлежащего летным проверкам);

о) копии сертификатов на самостоятельные изделия, входящие в состав оборудования и подлежащие обязательной сертификации в соответствии с настоящими Правилами (при наличии в составе оборудования самостоятельных изделий).

5. При наличии в составе сертифицируемого типа оборудования самостоятельных изделий, подлежащих обязательной сертификации, но не сертифицированных ранее, в комплекте доказательной документации представляется доказательная документация на данные самостоятельные изделия в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

6. Для проведения сертификации единичного экземпляра (партии) оборудования заявитель должен направить в сертификационный центр заявку и доказательную документацию в соответствии с подпунктами "а", "г", "д", "з", "и", "л" - "о" пункта 4 настоящих Правил.

7. Сертификационный центр в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемой к ней доказательной документации должен рассмотреть их на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 4-6 настоящих Правил.

8. При несоответствии заявки и прилагаемой к ней доказательной документации требованиям, предусмотренным пунктами 4-6 настоящих Правил, сертификационный центр в течение 1 рабочего дня со дня рассмотрения заявки должен направить уведомление о необходимости устранения выявленных замечаний заявителю по электронной почте по адресу, указанному заявителем в заявке, а при ее отсутствии - по почте на адрес, указанный заявителем в заявке.

Заявитель должен устранить выявленные замечания в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний.

В случае неустранения замечаний в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний, сертификационный центр должен вернуть заявку и прилагаемую к ней доказательную документацию заявителю.

9. При отсутствии замечаний или их устранении в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний сертификационный центр оценивает представленную заявителем доказательную документацию, в ходе которой устанавливает, что:

доказательная документация представлена в полном объеме и ее содержание позволяет провести сертификационные испытания оборудования;

типовая конструкция оборудования определена (имеется описание конструкции типа оборудования, входящих в нее составных элементов и программного обеспечения) и ей присвоено условное обозначение;

заявленные технические характеристики оборудования, подтвержденные результатами предварительных и приемочных (приемо-сдаточных) испытаний, соответствуют сертификационному базису;

контрольно-измерительная аппаратура, программные средства и специальные устройства, входящие в комплект оборудования и предоставляемые заявителем, обеспечивают проведение сертификационных испытаний.

10. Срок оценки доказательной документации не должен превышать 60 рабочих дней со дня приема заявки.

11. При выявлении несоответствия доказательной документации

требованиям пункта 9 настоящих Правил сертификационный центр должен в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня выявления указанных несоответствий, направить уведомление о необходимости устранения несоответствий заявителю по электронной почте по адресу, указанному заявителем в заявке, а при ее отсутствии - по почте на адрес, указанный заявителем в заявке.

Заявитель должен устранить выявленные несоответствия в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных несоответствий.

В случае неустранения несоответствий в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных несоответствий, сертификационный центр должен вернуть заявку и прилагаемую к ней доказательную документацию заявителю.

12. При отсутствии замечаний или их устранении в течение 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения несоответствий сертификационный центр должен согласовать с заявителем место и сроки проведения сертификационных испытаний и назначить комиссию по проведению сертификационных испытаний.

Решение о проведении сертификационных испытаний и назначении комиссии принимает руководитель сертификационного центра в течение 5 рабочих дней со дня завершения оценки доказательной документации или получения от заявителя сведений об устранении замечаний по результатам оценки доказательной документации.

13. Для проведения сертификационных испытаний заявитель должен представить в сертификационный центр:

образец сертифицируемого оборудования, включая комплект эксплуатационной документации на оборудование и ПО;

контрольно-измерительную аппаратуру, программные средства и специальные устройства, включая имитаторы сигналов, средства сбора и анализа статистических данных, необходимые для проведения сертификационных испытаний, но не входящие в комплект сертифицируемого оборудования.

14. Для подтверждения характеристик и параметров оборудования, находящегося не по адресу сертификационного центра в пределах его места нахождения, заявитель должен дополнительно представить:

схему подключения оборудования к источникам электропитания на период сертификационных испытаний, согласованную с лицом, предоставляющим источники электропитания;

схему подключения оборудования к каналам связи и сопряжения с взаимодействующими техническими средствами на период сертификационных испытаний, согласованную с лицом, предоставляющим указанные каналы связи и технические средства;

справку, подписанную заявителем, о наличии у заявителя земельного участка, зданий или сооружений для размещения оборудования, с указанием в ней кадастровых номеров земельных участков, регистрационных номеров объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, либо копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, либо копию документа, подтверждающего согласие владельца земельного участка, зданий или сооружений на их предоставление заявителю на период сертификационных испытаний;

копии предусмотренных законодательством Российской Федерации <4> разрешений, необходимых для функционирования оборудования в период сертификационных испытаний (для радиопередающего оборудования).

--------------------------------

<4> Статья 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2020, N 15, ст. 2232).

15. Объем сертификационных испытаний оборудования определяется программой и методиками сертификационных испытаний, согласованными заявителем и утверждаемыми руководителем сертификационного центра или уполномоченным им лицом.

16. В ходе сертификационных испытаний проверяются:

соответствие образца оборудования, представленного на испытания, описанию типовой конструкции, имеющемуся в доказательной документации;

соответствие технических характеристик образца оборудования, представленного на испытания, сертификационному базису;

соответствие эксплуатационной документации на оборудование сертификационному базису и требованиям настоящих Правил.

17. При проведении сертификации учитываются результаты:

ранее проведенных испытаний оборудования на соответствие сертификационному базису по требованиям стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам;

материалы летных проверок, проведенных воздушным судном-лабораторией.

18. По результатам сертификационных испытаний оборудования комиссией составляется акт сертификационных испытаний, в котором указываются результаты испытаний, замечания и рекомендации (при наличии), ограничения в действие сертификата при эксплуатации оборудования, вывод о соответствии или несоответствии оборудования сертификационному базису.

К акту прилагаются протоколы сертификационных испытаний.

Акт сертификационных испытаний утверждается руководителем сертификационного центра или уполномоченным им лицом. Копия акта направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

19. Общий срок проведения сертификационных испытаний и утверждения акта сертификационных испытаний не должен превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о проведении сертификационных испытаний.

20. В случае наличия в акте сертификационных испытаний замечаний по ходатайству заявителя сертификационный центр должен провести дополнительную проверку оборудования на предмет устранения указанных в акте сертификационных испытаний замечаний в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня утверждения акта сертификационных испытаний.

Результаты дополнительных проверок оформляются дополнением к акту сертификационных испытаний, к которому прилагаются протоколы дополнительных проверок оборудования.

Копия дополнения к акту сертификационных испытаний направляется заявителю по электронной почте по адресу, указанному заявителем в заявке, а при ее отсутствии - по почте на адрес, указанный заявителем в заявке, в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

21. В случае принятия заявителем решения о необходимости корректировки конструкторской документации, технических условий и эксплуатационной документации на оборудование он в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия такого решения, уведомляет об этом сертификационный центр и в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня принятия указанного решения, направляет копию скорректированных технических условий и эксплуатационной документации в сертификационный центр в виде дополнения к доказательной документации.

22. В случае неустранения замечаний в течение 60 календарных дней после дня утверждения акта сертификационных испытаний сертификационный центр в течение 3 рабочих дней должен оформить комплексное заключение по результатам оценки соответствия оборудования сертификационному базису (далее - комплексное заключение), в котором содержится вывод о несоответствии оборудования сертификационному базису. Копия комплексного заключения должна быть направлена заявителю в течение 3 рабочих дней со дня оформления комплексного заключения.

23. При отсутствии замечаний или устранении замечаний по результатам сертификационных испытаний в соответствии с пунктами 20 и 21 настоящих Правил сертификационный центр в течение 60 календарных дней после дня утверждения акта сертификационных испытаний должен представить заявителю копию комплексного заключения, в котором содержится вывод о соответствии оборудования сертификационному базису и возможности выдачи сертификата (дополнения к ранее выданному сертификату), а также указываются ограничения действия сертификата при эксплуатации оборудования.

Срок представления сертификационным центром комплексного заключения составляет 10 дней со дня утверждения акта сертификационных испытаний или проверки доклада в свободной форме заявителя об устранении замечаний по результатам сертификационных испытаний.

24. После получения копии комплексного заключения заявитель должен направить в уполномоченный орган заявку на сертификацию оборудования с приложением копии комплексного заключения по результатам оценки соответствия оборудования сертификационному базису.

25. На основании вывода комплексного заключения уполномоченный орган должен принять решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата (дополнения к ранее выданному сертификату) (рекомендуемые образцы сертификата типа и сертификата единичного экземпляра оборудования приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящим Правилам соответственно).

Срок рассмотрения заявки и принятия решения уполномоченным органом составляет 30 рабочих дней со дня приема заявки.

26. Выданный сертификат должен быть зарегистрирован уполномоченным органом в реестре выданных сертификатов <5>.

--------------------------------

<5> Подпункт 5.4.14 пункта 5 Положения.

III. Проведение обязательной сертификации модернизированного
(доработанного) оборудования

27. При проведении модернизации (доработки) ранее сертифицированного оборудования, в том числе Госавиарегистром СССР, Авиационным регистром или Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета, держатель сертификата, а при отсутствии держателя сертификата - собственник оборудования должен представить в сертификационный центр заявку на оценку соответствия модернизированного оборудования сертификационному базису.

28. Заявка на оценку соответствия модернизированного оборудования сертификационному базису подается заявителем в сертификационный центр:

при изменении типовой конструкции оборудования;

при изменении характеристик оборудования, указанных в сертификационном базисе;

для снятия введенного ограничения в действие сертификата;

при внесении изменений в оборудование (документацию), не приводящих к изменению типовой конструкции или изменению характеристик оборудования, указанных в сертификационном базисе.

29. К заявке на оценку соответствия модернизированного оборудования сертификационному базису прилагается следующая доказательная документация:

а) пояснительная записка, подписанная заявителем, в которой указываются:

наименование оборудования,

дата, номер ранее полученного сертификата и орган, его выдавший,

перечень и описание изменений, вносимых в типовую конструкцию, технические условия и эксплуатационную документацию на оборудование;

б) копия решения о проведении модернизации (доработки) типовой конструкции сертифицированного оборудования;

в) копия технического задания на модернизацию (доработку) оборудования;

г) проект извещения об изменении технических условий или проект

бюллетеня на доработку оборудования;

д) изменения, вносимые в технические условия на оборудование;

е) изменения, вносимые в эксплуатационную документацию на оборудование;

ж) изменения, вносимые в эксплуатационную документацию на ПО (в случае изменения ПО);

з) справка, подписанная заявителем, о присвоении измененной типовой конструкции нового условного обозначения или сохранении ранее присвоенного условного обозначения;

и) справка, подписанная заявителем, о составе (спецификации) образца оборудования, предъявляемого для проведения дополнительных сертификационных испытаний;

к) перечень контрольно-измерительной аппаратуры, программных средств и специальных устройств, необходимых для проведения сертификационных испытаний, включая имитаторы сигналов, средства сбора и анализа статистических данных, не входящих в комплект оборудования и предоставляемых заявителем (при наличии). В случае если указанные аппаратура, средства или устройства не являются утвержденными типами стандартных образцов или типов средств измерений, заявитель представляет документацию на них (описание, инструкцию по применению, результаты испытаний, поверки или калибровки);

л) копии актов и протоколов типовых испытаний оборудования (для серийно выпускаемого оборудования);

м) копии актов и протоколов эксплуатационных испытаний оборудования (для единичного экземпляра или партии оборудования);

н) копии сертификатов (дополнений к сертификатам), актов и протоколов сертификационных испытаний Госавиарегистра СССР, Авиационного регистра или Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета, если сертификационные испытания оборудования проводились указанными организациями (при наличии).

30. Сертификационный центр в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемой к ней доказательной документации должен рассмотреть их на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 27 - 29 настоящих Правил.

31. При несоответствии заявки и прилагаемой к ней доказательной документации требованиям, предусмотренным пунктами 27 - 29 настоящих Правил, сертификационный центр в течение 1 рабочего дня со дня рассмотрения заявки должен направить уведомление о необходимости устранения выявленных замечаний заявителю по электронной почте по адресу, указанному заявителем в заявке, а при ее отсутствии - по почте на адрес, указанный заявителем в заявке.

Заявитель должен устранить выявленные замечания в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний.

В случае неустранения замечаний в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний, сертификационный центр должен вернуть заявку и прилагаемую к ней доказательную документацию заявителю.

32. При отсутствии замечаний или их устранении в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний сертификационный центр оценивает представленную заявителем доказательную документацию, в ходе которой устанавливает, что:

содержание доказательной документации позволяет провести проверку внесенных изменений в ранее сертифицированное оборудование и эксплуатационную документацию;

внесенные изменения в типовую конструкцию оборудования оказывают или не оказывают влияния на ранее подтвержденные сертификационными испытаниями характеристики оборудования.

33. По результатам оценки доказательной документации сертификационный центр должен направить заявителю заключение, в котором указывается один из следующих выводов:

о распространении действия ранее выданного сертификата на модернизированный (доработанный) тип оборудования при отсутствии изменений типовой конструкции и сертифицированных характеристик;

о проведении дополнительных сертификационных испытаний при наличии изменений, влияющих на типовую конструкцию и сертифицированные характеристики оборудования;

о наличии замечаний по представленной доказательной документации.

Срок проведения оценки доказательной документации и направления заявителю заключения по ее результатам составляет не более 30 рабочих дней со дня приема заявки.

34. В целях проведения дополнительных сертификационных испытаний сертификационный центр должен согласовать с заявителем место и сроки проведения сертификационных испытаний и назначить комиссию по проведению дополнительных сертификационных испытаний. Решение о проведении дополнительных сертификационных испытаний и назначении комиссии принимает руководитель сертификационного центра в течение 5 рабочих дней со дня завершения оценки доказательной документации или со дня получения от заявителя сведений об устранении замечаний по результатам оценки доказательной документации, указанных в пункте 31 настоящий Правил.

35. Дополнительные сертификационные испытания, подготовка комплексного заключения и принятие решения по результатам сертификации модернизированного (доработанного) оборудования проводятся в соответствии с пунктами 13-23 настоящих Правил.

36. После получения копии комплексного заключения заявитель должен направить в уполномоченный орган заявку на получение дополнения к ранее выданному сертификату с приложением копии комплексного заключения по результатам оценки соответствия модернизированного оборудования сертификационному базису.

37. На основании подготовленного сертификационным центром комплексного заключения о возможности распространения действия ранее выданного сертификата на модернизированный (доработанный) тип оборудования, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения комплексного заключения должен направить заявителю письмо о согласовании изменений оборудования без проведения дополнительных сертификационных испытаний и внесения изменений в действующий сертификат.

38. При наличии в выводе комплексного заключения по результатам дополнительных сертификационных испытаний сведений о соответствии модернизированного (доработанного) оборудования сертификационному базису уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения комплексного заключения должен выдать заявителю дополнение к выданному сертификату (рекомендуемый образец дополнения к сертификату приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам), которое является неотъемлемой частью сертификата.

39. Выданное дополнение к сертификату должно быть зарегистрировано уполномоченным органом в реестре выданных сертификатов.

IV. Сертификация оборудования на этапе
серийного изготовления

40. Для подтверждения соответствия серийно изготавливаемого сертифицированного оборудования сертификационному базису держатель сертификата не реже одного раза в 5 лет должен проводить периодические испытания оборудования и направлять в уполномоченный орган акт и протоколы указанных периодических испытаний оборудования.

41. Сертификационный центр по поручению уполномоченного органа должен проводить документарную проверку акта и протоколов периодических испытаний оборудования с оформлением заключения.

Срок рассмотрения акта и протоколов периодических испытаний составляет 30 рабочих дней со дня их получения сертификационным центром.

42. На основании заключения сертификационного центра уполномоченный орган должен принять одно из следующих решений:

о подтверждении соответствия серийно выпускаемого сертифицированного типа оборудования сертификационному базису;

о приостановлении действия сертификата типа или введении ограничений в действие сертификата типа.

V. Аннулирование, приостановление, введение
ограничений в действие сертификата, возобновление действия
сертификата и снятие введенных ограничений
в действие сертификата

43. Основанием для принятия решения о приостановлении действия сертификата на 60 рабочих дней является выявление уполномоченным органом факта несоответствия сертифицированного оборудования сертификационному базису по результатам проверки соответствия серийно выпускаемого оборудования сертификационному базису, осуществляемого в соответствии с главой IV настоящих Правил.

Срок принятия решения о приостановлении действия сертификата составляет 5 рабочих дней со дня выявления уполномоченным органом факта несоответствия сертифицированного оборудования сертификационному базису.

44. Основанием для принятия решения о возобновлении действия сертификата является результат рассмотрения представленных держателем сертификата сведений об устранении выявленных несоответствий с приложением документов, подтверждающих устранение несоответствий, повлекших приостановление действия сертификата.

Срок принятия решения о возобновлении действия сертификата составляет 3 рабочих дня со дня получения от держателя сертификата сведений об устранении выявленных несоответствий.

45. Основаниями для принятия решения об аннулировании сертификата являются:

подача держателем сертификата заявления в уполномоченный орган об аннулировании сертификата;

уведомление держателем сертификата о прекращении серийного выпуска сертифицированного типа оборудования либо о прекращении эксплуатации оборудования, получившего сертификат единичного экземпляра;

прекращение деятельности (ликвидация) юридического лица - держателя сертификата;

повторное выявление несоответствия по результатам проверки соответствия серийно выпускаемого оборудования сертификационному базису, осуществляемого в соответствии с главой IV настоящих Правил;

неустранение держателем сертификата несоответствий, повлекших приостановление действия сертификата, в сроки, установленные Правилами;

выявление уполномоченным органом факта наличия недостоверных сведений в заявке и доказательной документации, послуживших основанием для выдачи сертификата.

Уполномоченным органом делается отметка об аннулировании сертификата в реестре выданных сертификатов.

Срок принятия решения об аннулировании сертификата составляет 3 рабочих дня со дня наступления хотя бы одного из событий, указанных в настоящем пункте.

46. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня принятия решения об аннулировании сертификата, направляет держателю сертификата мотивированное решение об аннулировании сертификата.

47. При получении уведомления об аннулировании сертификата держатель сертификата должен:

прекратить серийное изготовление оборудования, сертификат типа которого аннулирован;

прекратить эксплуатацию экземпляра (партии) оборудования, сертификат которого аннулирован, в целях обслуживания воздушного движения;

направить аннулированный сертификат в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об аннулировании сертификата.

48. Аннулированный сертификат восстановлению не подлежит.

49. Решение о введении ограничения в действие сертификата принимается уполномоченным органом при выявлении несоответствия сертифицированного оборудования части сертификационного базиса при условии, что сертифицируемое оборудование соответствует другой части сертификационного базиса и способно выполнять функции по своему предназначению:

по результатам проверки, осуществляемой согласно главе IV настоящих Правил;

по обращениям, поступающим в уполномоченный орган от заказчиков (покупателей, эксплуатирующих организаций) оборудования.

VI. Выдача сертификата изготовителя оборудования

50. Для получения сертификата изготовителя юридическое лицо, осуществляющее изготовление оборудования (далее - изготовитель), должно представить в уполномоченный орган заявку с комплектом доказательной документации:

а) справка с описанием технологических процессов изготовления наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, включающую:

структуру организации-изготовителя с указанием руководящего состава;

сферу деятельности изготовителя с перечислением типов изготавливаемых наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи;

сведения о производственных мощностях с указанием адресов производств и видов производств, которыми располагает изготовитель;

сведения об укомплектованности производственным и инженерно-техническим персоналом, о системе подготовки и повышения квалификации кадров;

порядок взаимодействия с разработчиком оборудования - держателем сертификата типа оборудования (только для изготовителей, не являющихся держателем сертификата типа оборудования);

сведения о видах производств, переданных сторонним организациям, а также организации контроля качества продукции таких организаций, осуществляемого заявителем;

перечень документов системы качества изготовителя.

б) копия лицензии на производство авиационной техники, выданной уполномоченным органом Российской Федерации <6>;

--------------------------------

<6> Подпункт 7 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2021 N 27, ст. 5177).

в) копии сертификатов типа оборудования, в отношении которого подается заявка на получение сертификата изготовителя;

г) копии документов о присвоении конструкторской документации оборудования литеры "О1":

д) копии документов об утверждении технических условий на оборудование;

е) копия соглашения о взаимодействии держателя сертификата типа и изготовителя оборудования и документов, подтверждающих передачу конструкторской и технологической документации заявителю (если заявитель не является держателем сертификата типа);

ж) справка, подписанная заявителем, о готовности серийного производства оборудования;

з) справка, подписанная заявителем, о состоянии основных средств (производственных помещений и основного производственного оборудования);

и) копии документов о праве собственности или иных законных правах, включая право аренды, на производственные помещения и на основное производственное оборудование;

к) копия документа об утверждении штатного расписания производственных подразделений предприятия заявителя;

л) справка, подписанная заявителем, о квалификации инженерно-технического персонала, вовлеченного в производство оборудования;

м) перечень нормативной, нормативно-технической документации, стандартов предприятия и отчетной документации, применяемой при производстве оборудования;

н) копия руководства по качеству изготовителя;

о) копии стандартов организации, регламентирующих:

порядок планирования и проведения работ по постановки продукции на производство;

управление конструкторской документацией, порядок учета, хранения и внесения изменений в конструкторскую документацию;

порядок проведения входного контроля закупаемых материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов;

организацию проведения испытаний продукции, порядок регистрации результатов испытаний;

порядок поверки (калибровки) средств измерения, аттестации испытательного оборудования, проверки средств контроля и индикаторов;

взаимодействие с независимой инспекцией.

51. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемой к ней доказательной документации должен рассмотреть их на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 50 настоящих Правил.

52. При несоответствии прилагаемой к заявке доказательной документации требованиям, предусмотренным пунктом 50 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня рассмотрения заявки должен направить уведомление о необходимости устранения выявленных замечаний изготовителя по электронной почте по адресу, указанному изготовителем в заявке, а при ее отсутствии - по почте на адрес, указанный изготовителем в заявке.

Изготовитель должен устранить выявленные замечания в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний.

В случае неустранения замечаний в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний, сертификационный центр должен вернуть заявку и прилагаемую к ней доказательную документацию изготовителю.

53. При отсутствии замечаний или их устранении изготовителем в течение 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний уполномоченный орган должен поручить сертификационному центру провести оценку доказательной документации изготовителя.

54. При выявлении замечаний в ходе проведения оценки доказательной документации изготовителя сертификационный центр в течение 5 рабочих дней со дня их выявления должен уведомить об этом уполномоченный орган и изготовителя.

Изготовитель должен устранить выявленные замечания в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний.

В случае неустранения изготовителем замечаний в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний, сертификационный центр уведомляет об этом уполномоченный орган, который принимает решение о прекращении процедуры сертификации изготовителя и отказе в выдаче сертификата изготовителя.

55. Сертификационный центр должен разработать и утвердить заключение, содержащее результаты оценки доказательной документации, и представить его в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после окончания оценки доказательной документации изготовителя (при отсутствии замечаний) или после получения от изготовителя сведений об устранении замечаний.

56. По результатам проведения оценки доказательной документации уполномоченным органом проводится выездная оценка соответствия деятельности изготовителя по месту осуществления производственной деятельности (далее - выездная оценка).

57. В целях проведения выездной оценки требованиям настоящих Правил уполномоченный орган создает комиссию, состав которой определяется руководителем уполномоченного органа.

58. В ходе проведения выездной оценки осуществляется проверка соответствия деятельности изготовителя требованиям настоящих Правил с использованием вопросов, приведенных в приложении N 4 к настоящим Правилам.

59. Несоответствия деятельности изготовителя классифицируют по уровням:

уровень "1" - критическое несоответствие производства и (или) системы качества заявителя, которое оказывает негативное влияние на технологические процессы изготовления и приемки оборудования и может привести к недопустимому снижению качества изготовленного оборудования и его несоответствию техническим условиям и сертификационному базису;

уровень "2" - существенное несоответствие производства, непосредственно не связанное с обеспечением соответствия оборудования сертификационным требованиям, но представляющее собой систематические отклонения от установленных процедур и требующее устранения в течение 30 рабочих дней со дня выявления несоответствия;

уровень "3" - несущественное несоответствие, не относящееся к уровням "1" и "2", которое не требует незамедлительного устранения, однако которое рекомендуется устранить в целях совершенствования системы качества изготовителя.

60. По результатам выездной оценки оформляется акт выездной оценки, который подписывается членами комиссии и утверждается уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа.

61. При выявлении несоответствий в ходе выездной оценки изготовитель должен разработать и согласовать с уполномоченным органом план мероприятий по устранению таких несоответствий с указанием мер по их устранению.

Направление копии плана мероприятий в уполномоченный орган осуществляется изготовителем в течение 5 рабочих дней со дня получения утвержденного акта выездной оценки.

Сведения об устранении несоответствий уровня "1" направляются изготовителем в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты получения утвержденного акта выездной оценки.

Сведения об устранении несоответствий уровня "2" направляются изготовителем в уполномоченный орган в течение 40 рабочих дней с даты получения утвержденного акта выездной оценки.

62. После устранения несоответствий всех уровней изготовитель должен направить в уполномоченный орган сведения об устранении несоответствий с приложением доказательной документации.

63. В случае неустранения несоответствий уровней "1" и "2" в установленные настоящими Правилами сроки уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче сертификата изготовителя либо приостанавливает действие ранее выданного сертификата изготовителя.

64. На основании результатов оценки соответствия доказательной документации, выездной оценки и рассмотрения отчета заявителя с доказательной документацией об устранении несоответствий (при наличии) сертификационный центр формирует комплексное заключение по результатам оценки соответствия заявителя требованиям настоящих Правил, в котором должен быть сделан вывод о возможности (невозможности) выдачи сертификата изготовителя, а также об отсутствии (наличии) вводимых ограничений в действие сертификата.

65. При наличии в комплексном заключении сертификационного центра вывода о возможности выдачи сертификата изготовителя уполномоченный орган оформляет сертификат изготовителя (рекомендуемый образец сертификата изготовителя приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

66. При наличии в комплексном заключении сертификационного центра вывода о невозможности выдачи сертификата изготовителя уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче сертификата изготовителя и информирует об этом заявителя.

67. Срок сертификации деятельности изготовителя оборудования не должен превышать 6 месяцев со дня регистрации в уполномоченном органе заявки изготовителя.

68. Сертификационный центр осуществляет постоянное хранение заявки, доказательной документации и документов, оформленных по результатам сертификационных работ.

При аннулировании сертификата изготовителя заявки, доказательная документация и оформленные документы по результатам сертификационных работ хранятся не менее 3-х лет с даты принятия уполномоченным органом решения

об аннулировании сертификата изготовителя.

VII. Аннулирование, приостановление, введение
ограничений в действие сертификата изготовителя,
возобновление действия сертификата изготовителя и снятие
введенных ограничений в действие сертификата изготовителя

69. Сертификат изготовителя аннулируется по решению уполномоченного органа в следующих случаях:

держатель сертификата изготовителя подал в уполномоченный орган заявление об аннулировании сертификата изготовителя;

держатель сертификата соответствия прекратил деятельность;

держатель сертификата изготовителя не устранил в течение 60 рабочих дней недостатки, повлекшие приостановление действия сертификата изготовителя;

держатель сертификата представил заведомо недостоверные сведения в заявке, доказательной документации, послужившие основанием для выдачи сертификата изготовителя;

принятие решения уполномоченным органом об аннулировании всех сертификатов типа, указанных в сертификате изготовителя.

70. В случае аннулирования сертификата изготовителя изготовитель в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня получения копии решения уполномоченного органа об аннулировании сертификата изготовителя, должен прекратить производство и отгрузку оборудования, указанного в сертификате изготовителя, и направить в уполномоченный орган оригинал аннулированного сертификата изготовителя.

71. Аннулированный сертификат восстановлению не подлежит.

72. Основаниями для принятия решения о приостановлении действия сертификата изготовителя на 60 рабочих дней являются:

выявление уполномоченным органом несоответствия уровня "1" в части, касающейся производства всех типов оборудования, указанных в сертификате изготовителя;

поступление сообщения от сертификационного центра о наличии несоответствия уровня "1" в части, касающейся производства всех типов оборудования, указанных в сертификате изготовителя;

неустранение держателем сертификата изготовителя в установленные настоящими Правилами сроки несоответствий уровней "1" и "2", выявленных в ходе выездной оценки.

73. Основаниями для принятия решения о введении ограничения в действие сертификата изготовителя являются:

выявление уполномоченным органом несоответствия уровня "1" в части, касающейся производства одного или нескольких типов оборудования, указанных в сертификате изготовителя;

поступление доклада сообщения от сертификационного центра о наличии несоответствия уровня "1" в части, касающейся производства одного или нескольких типов оборудования, указанных в сертификате изготовителя;

неустранение держателем сертификата изготовителя в установленные настоящими Правилами сроки несоответствий уровней "1" и "2", выявленных в ходе выездной оценки соответствия изготовителя требованиям Правил по месту осуществления производственной деятельности;

принятие уполномоченным органом решения об аннулировании сертификата типа одного или нескольких типов оборудования.

Решение о введении ограничения в действие сертификата изготовителя в части, касающейся производства одного или нескольких типов оборудования, принимается уполномоченным органом при условии, что деятельность изготовителя соответствует требованиям настоящих Правил, в части касающейся производства других типов оборудования, указанных в сертификате изготовителя.

Срок принятия уполномоченным органом решения о введении ограничения в действие сертификата изготовителя составляет 5 рабочих дней со дня наступления любого из событий, указанных в данном пункте настоящих Правил.

74. При получении копии решения уполномоченного органа о приостановлении или введении ограничений в действие сертификата изготовителя держатель сертификата изготовителя должен прекратить производство и отгрузку оборудования типов, указанных в решении уполномоченного органа, и представить в уполномоченный орган план мероприятий по устранению выявленных несоответствий.

75. По результатам рассмотрения и анализа сведений об устранении несоответствий с приложением доказательной документации уполномоченный орган принимает решение о возобновлении действия сертификата изготовителя или снятии ограничений в действие сертификата изготовителя без проведения выездной оценки или о необходимости проведения выездной оценки с целью проверки устранения несоответствий для последующего принятия решения о возобновлении действия сертификата изготовителя или снятии ограничений в действие сертификата изготовителя.

76. Выездная оценка осуществляется в соответствии с пунктами 56 - 67 настоящих Правил, в рамках которой оцениваются элементы, указанные в пункте 58 настоящих Правил, по которым были выявлены несоответствия.

77. До получения копии решения или уведомления уполномоченного органа о возобновлении действия сертификата изготовителя или снятии ограничений в действие сертификата изготовителя окончательная приемка оборудования не выполняется.

VIII. Подтверждение соответствия деятельности
изготовителя оборудования в случае изменения условий,
при которых был выдан сертификат изготовителя

78. Держатель сертификата изготовителя должен уведомить в письменной форме уполномоченный орган об изменении условий, при которых был выдан сертификат изготовителя (далее - условия), с предоставлением доказательной документации, отражающей произошедшие изменения и подтверждающей соответствие держателя сертификата изготовителя требованиям настоящих Правил.

Извещение об изменении условий направляется изготовителем оборудования в уполномоченный орган при следующих изменениях (до их наступления):

развертывание изготовления оборудования на новой производственной площадке, сокращение производственных площадок или передислокация производства оборудования полностью либо частично на другую площадку;

изменение наименования, места нахождения или организационно-правовой формы юридического лица - изготовителя оборудования;

изменение организационно-штатной структуры изготовителя оборудования в части производственных подразделений и службы качества, в том числе уменьшение более чем на 20% численности производственного персонала или персонала службы качества;

реализации мероприятий по постановке на производство новых типов оборудования.

79. По результатам рассмотрения и анализа представленной документации уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

о подтверждении действия сертификата изготовителя без проведения выездной оценки соответствия изготовителя требованиям Правил по месту осуществления производственной деятельности;

о проведении выездной оценки соответствия деятельности изготовителя требованиям Правил по месту осуществления производственной деятельности с целью подтверждения действия сертификата изготовителя.

80. Выездная оценка осуществляется в соответствии с пунктами 56 - 67 настоящих Правил, при этом оцениваются элементы, указанные в пункте 58 настоящих Правил, по которым произошли изменения.

Приложение N 1
к Правилам (п. 25)

(рекомендуемый образец)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
СЕРТИФИКАТ ТИПА
N ФАВТ-РТОП-_________

ИЗДЕЛИЕ
(наименование оборудования)

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ, ВЫДАННЫЙ
(наименование держателя сертификата)

УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ УКАЗАННОГО ИЗДЕЛИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РАСПРОСТРАНЯЕМОГО НА НЕГО СЕРТИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА
ОПИСАНИЕ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО СЕРТИФИКАТА СОДЕРЖАТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАСТОЯЩЕГО СЕРТИФИКАТА
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К СЕРТИФИКАТУ ТИПА
N ФАВТ-РТОП-_____

ОПИСАНИЕ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К СЕРТИФИКАТУ ТИПА
N ФАВТ-РТОП-_____

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СЕРТИФИКАТА ТИПА
1.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

Приложение N 2
к Правилам (п. 25)

(рекомендуемый образец)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
СЕРТИФИКАТ
ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА (ПАРТИИ) ОБОРУДОВАНИЯ
N ФАВТ-РТОП-______

ИЗДЕЛИЕ
(наименование оборудования)

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ, ВЫДАННЫЙ
(наименование держателя сертификата)

УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО КОНСТРУКЦИЯ УКАЗАННОГО ИЗДЕЛИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РАСПРОСТРАНЯЕМОГО НА НЕГО СЕРТИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО СЕРТИФИКАТА СОДЕРЖАТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАСТОЯЩЕГО СЕРТИФИКАТА
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К СЕРТИФИКАТУ ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА (ПАРТИИ) ОБОРУДОВАНИЯ
N ФАВТ-РТОП-_____

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К СЕРТИФИКАТУ ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА (ПАРТИИ) ОБОРУДОВАНИЯ
N ФАВТ-РТОП-_____

ОГРАНИЧЕНИЯ
ДЕЙСТВИЯ СЕРТИФИКАТА ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА (ПАРТИИ) ОБОРУДОВАНИЯ
1.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

Приложение N 3
к Правилам (п. 38)

(рекомендуемый образец)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ДОПОЛНЕНИЕ N _____-ФАВТ К СЕРТИФИКАТУ ТИПА
N ____ ОТ _____________,
выданному _________________________________

ИЗДЕЛИЕ
(наименование оборудования)

НАСТОЯЩЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ К СЕРТИФИКАТУ ТИПА ВЫДАНО
(наименование держателя сертификата)

(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Дополнению N ___-ФАВТ
к сертификату типа
N ___ от _________

ОПИСАНИЕ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Дополнению N ___-ФАВТ
к сертификату типа
N ___ от _________

ОГРАНИЧЕНИЯ
ДЕЙСТВИЯ ДОПОЛНЕНИЯ N ______-ФАВТ К СЕРТИФИКАТУ ТИПА
N ____ от ____________
1.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

Приложение N 4
к Правилам (п. 58)

ВОПРОСЫ,
КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ОЦЕНКИ
СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, ПО МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общие вопросы:

1.1. Имеется ли у юридического лица, осуществляющего изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемого для управления воздушным движением (далее - изготовитель), сертификат типа оборудования, конструкторская и технологическая документация на оборудование либо действующее соглашение с держателем сертификата типа, конструкторской и технологической документации, разрешающее использование утвержденной документации для производства наземных средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи (далее - оборудование), соответствующие типовой конструкции?

1.2. Соблюдается ли прямое административное подчинение подразделений изготовителя, осуществляющих окончательную сборку, испытания и окончательную приемку оборудования, руководителю изготовителя оборудования?

1.3. Имеется ли у изготовителя система качества и осуществляется ли ее поддержание?

1.4. Имеется ли головное предприятие - изготовитель оборудования, местоположение которого указано в заявке на получение сертификата изготовителя, при организации производства оборудования на нескольких? Функционируют ли другие предприятия в таком случае под контролем данного головного предприятия?

1.5. Имеется ли у изготовителя документально оформленная последовательность технологических операций, составляющих производство заявленного оборудования (технологическая документация)?

2. Вопросы, касающиеся организационной структуры и персонала:

2.1. Обеспечивают ли организационная структура изготовителя, организация управления и численность персонала производство оборудования в соответствии с требованиями настоящих Правил?

2.2. Имеются ли в составе производственного персонала изготовителя специалисты, имеющие профессиональную подготовку, квалификацию и опыт проведения работ в области производства оборудования заявленного типа?

2.3. Имеется ли у изготовителя документированная процедура аттестации и повышения квалификации персонала?

3. Вопросы, касающиеся производственных площадей:

3.1. Имеются ли у изготовителя производственные площади, достаточные для размещения средств технологического оснащения и выполнения

технологических процессов производства оборудования?

3.2. Имеются ли у изготовителя на производственных площадях необходимые для выполнения работ источники энергии и инженерные системы (в том числе электроэнергия, вентиляция, кондиционирование)?

3.3. Имеются ли у изготовителя складские помещения (площадки) для хранения готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, несоответствующей продукции?

4. Вопросы, касающиеся системы качества:

4.1. Имеется ли у изготовителя документально оформленная система качества, обеспечивающая контроль технологии изготовления оборудования, а также соответствия каждого изготовленного экземпляра оборудования техническим условиям на него, и поддерживается ли данная система качества в актуальном состоянии?

4.2. Регламентировано ли у изготовителя функционирование системы качества руководством по качеству, утвержденным руководителем изготовителя, а также стандартами, инструкциями и другими документами?

4.3. Доводятся ли изготовителем требования документов системы качества до исполнителей?

4.4. Имеется ли у изготовителя документированная процедура внутреннего аудита системы качества?

5. Вопросы, касающиеся средств технологического оснащения:

5.1. Имеются ли у изготовителя средства технологического оснащения, необходимые для изготовления заявленного оборудования?

5.2. Имеется ли у изготовителя система учета используемых средств технологического оснащения и необходимых мер по контролю и обеспечению их исправности?

5.3. Имеется ли у изготовителя документированная процедура эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования?

6. Вопросы, касающиеся конструкторской документации:

6.1. Имеются ли у изготовителя документы, подтверждающие, что он является правообладателем конструкторской документации, либо действующее соглашение с правообладателем конструкторской документации о праве на производство оборудования?

6.2. Имеется ли у изготовителя полный комплект учтенных конструкторских документов на заявленное к производству оборудование?

6.3. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок хранения конструкторской документации и учета изменений в конструкторские документы, и выполняется ли он?

6.4. Изменения в конструкторские документы вводятся и утверждаются изготовителем до внесения изменений в изготавливаемое оборудование?

6.5. Имеется ли у изготовителя актуализированные конструкторские документы на рабочих местах производственного персонала?

7. Вопросы, касающиеся технологической документации:

7.1. Имеется ли у изготовителя технологическая документация, необходимая для изготовления оборудования?

7.2. Имеются ли у изготовителя документально оформленные процедуры разработки, учета и управления технологической документацией, а также выполняются ли они?

7.3. Имеется ли в структурных подразделениях изготовителя и на рабочих местах производственного персонала необходимая технологическая документация, касающаяся технологических операций, выполняемых данным подразделением (персоналом)?

8. Вопросы, касающиеся программного обеспечения:

8.1. Имеются ли у изготовителя:

полный комплект документации на разработанное и приобретенное программное обеспечение (далее - ПО), включая документы, подтверждающие наличие прав на ПО (лицензии, свидетельства о регистрации ПО)?

лицензионные и аттестованные инструментальные средства разработки ПО?

средства инсталляции ПО, позволяющие проводить как установку ПО, его последующую модификацию, так и полную деинсталляцию загруженного ПО?

тестовое ПО, обеспечивающее возможность проверки (испытания) для отладки и проверки поставляемого системного и специального ПО с имитацией максимальной загрузки системы?

документы, регулирующие хранение, тиражирование и внесение изменений в разработанное ПО?

9. Вопросы, касающиеся эксплуатационных документов:

9.1. Имеется ли у каждого изготовленного изделия полный комплект эксплуатационных документов?

9.2. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок внесения изменений в эксплуатационные документы, в том числе в переданные заказчику (эксплуатирующей организации), а также выполняется данный порядок?

9.3. Имеются ли в формулярах (паспортах) каждого изготовленного и принятого службой качества изделия записи за подписью ответственного представителя изготовителя, подтверждающие соответствие данного экземпляра оборудования техническим условиям?

10. Вопросы, касающиеся расходуемых в производстве материалов и изделий:

10.1. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок обеспечения соответствия расходуемых в производстве материалов,

комплектующих изделий, частей или деталей, применяемых при изготовлении оборудования, конструкторской и технологической документацией на оборудование?

10.2. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок хранения материалов, комплектующих изделий и материалов, применяемых при изготовлении оборудования, в соответствии с документацией на данные

комплектующие изделия и материалы?

10.3. Регламентированы ли у изготовителя складирование, хранение и транспортирование расходуемых в производстве комплектующих изделий и материалов, и обеспечивают ли они:

сохранность сопроводительной документации (паспортов, клейм, бирок, этикеток и других знаков идентификации)?

раздельное хранение кондиционных и некондиционных деталей, частей, комплектующих изделий или материалов?

11. Вопросы, касающиеся контроля и испытаний:

11.1. Имеется ли у изготовителя документально оформленная процедура входного контроля расходуемых в производстве комплектующих изделий и материалов, используемых при изготовлении оборудования?

11.2. Обеспечивается ли у изготовителя независимость подразделения, осуществляющего контроль соответствия качества комплектующих изделий и материалов установленным требованиям, от подразделений, осуществляющих оценку, выбор поставщиков и закупку комплектующих изделий и материалов?

11.3. Имеется ли у изготовителя документально оформленная процедура документирования результатов входного контроля?

11.4. Имеется ли у изготовителя документально оформленная процедура управления несоответствующей продукцией при входном контроле?

11.5. Имеется ли у изготовителя документально оформленная процедура контроля и испытаний изготовленного оборудования в процессе производства и обеспечивается ли ее выполнение?

11.6. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок передачи в эксплуатацию конечного изделия, признанного несоответствующим техническим условиям по результатам контроля и испытаний?

11.7. Продемонстрировано ли изготовителем выполнение требований документации, регламентирующей процедуры контроля и испытаний в процессе производства?

11.8. Проводятся ли у изготовителя испытания в процессе производства и приемки обеспечивается в соответствии с требованиями конструкторской и технологической документации на оборудование?

12. Вопросы, касающиеся метрологического обеспечения:

12.1. Имеется ли у изготовителя документально оформленный порядок метрологического обеспечения производства (систему менеджмента измерений) и выполняется ли данный порядок?

12.2. Применяется ли изготовителем в процессе изготовления оборудование поверенных (аттестованных) средств измерений и испытательное оборудование?

13. Вопросы, касающиеся действий с неисправной продукцией:

13.1. Имеется ли у изготовителя документально оформленная процедура действий с несоответствующей продукцией, в том числе описание действий персонала организации после обнаружения несоответствия, включая идентификацию, регистрацию и документирование несоответствий, а также изоляции несоответствующей продукции от пригодной?

13.2. Имеются ли у изготовителя места изолированного хранения несоответствующей продукции?

13.3. Установлены ли изготовителем документированная процедура и методы идентификации и прослеживаемости несоответствующей продукции?

13.4. Имеется ли у изготовителя документированная процедура, исключающая возможность применения при изготовлении оборудования признанных негодными комплектующих изделий и материалов?

14. Вопросы, касающиеся документирования в процессе изготовления:

14.1. Имеется ли у изготовителя оформленный порядок ведения и хранения комплекта документов, записей на каждое изделие (далее - "дело изделия"), содержащих сведения о выполненных испытаниях, качестве изготавливаемого оборудования и соответствии каждого изготовленного экземпляра оборудования техническим условиям?

14.2. Имеются ли у изготовителя "дела изделия" на каждый экземпляр серийно изготавливаемого оборудования?

14.3. Обеспечивается ли изготовителем сохранность документов (записей), составляющих "дело изделия", в течение гарантийного срока хранения и срока службы оборудования, но не менее 10 лет?

15. Вопросы, касающиеся сопровождения эксплуатации изготовленного оборудования:

15.1. Имеются ли у изготовителя документально оформленный порядок и методы взаимодействия с заказчиком (эксплуатирующими организациями) на стадиях хранения и эксплуатации изготовленного оборудования, в том числе:

технического обслуживания (если эксплуатационной документацией предусмотрено выполнение процедур технического обслуживания оборудования силами предприятия-изготовителя)?

ремонта оборудования?

организации рекламационной работы?

информационного взаимодействия с потребителями по вопросам эксплуатации оборудования?

Приложение N 5
к Правилам (п. 65)

(рекомендуемый образец)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
СЕРТИФИКАТ
ИЗГОТОВИТЕЛЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
N ФАВТ-И-РТОП-________

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ, ВЫДАННЫЙ
(наименование держателя сертификата)

УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО ДЕРЖАТЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ И ОДОБРЕН В КАЧЕСТВЕ ИЗГОТОВИТЕЛЯ ТИПОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, УКАЗАННЫХ В ПРИЛОЖЕНИИ К НАСТОЯЩЕМУ СЕРТИФИКАТУ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ
Срок действия до "__" ________ 20__ года
(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ
к сертификату N ФАВТ-И-РТОП
N ____ от ________________

ПЕРЕЧЕНЬ
ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ ТИПОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

N п/п
Наименование типа изготавливаемого оборудования
Сертификат типа, номер, дата выдачи и орган, выдавший сертификат типа

(должность, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица)
Дата выдачи