Приложение 5. (обязательное) | НОРМЫ БРАКОВКИ СТРОПОВ ИЗ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

Приложение 5
к настоящим Правилам

(обязательное)

НОРМЫ
БРАКОВКИ СТРОПОВ ИЗ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Браковка находившихся в работе стропов из стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка (здесь и далее рисунки не приводятся).

2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо прядки (см. рисунок) наносят метку (точка А), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка Б). Расстояние между метками (точками А и Б) принимается за шаг свивки каната.

У многопрядных тросов (например, у каната 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.

3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.

Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), следовательно, канат бракуется.

4. Число обрывов проволок на длине одного шага свивки как критерий браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 / 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА СВИВКИ КАНАТА,
ПРИ КОТОРОМ КАНАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН

┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│Первона-│                   Конструкция каната                  │
│чальный ├─────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┤
│коэффи- │6 х 19 = 114 │6 х 37 = 222 │6 х 61 = 336 │18 х 19 = 342│
│циент   ├─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│запаса  │   и один    │   и один    │   и один    │   и один    │
│прочнос-│органический │органический │органический │органический │
│ти при  │  сердечник  │  сердечник  │  сердечник  │  сердечник  │
│установ-├─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┤
│ленном  │                      Свивка каната                    │
│Правила-├─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┤
│ми отно-│Крес-│Одно-  │Крес-│Одно-  │Крес-│Одно-  │Крес-│Одно-  │
│шении   │товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│
│        │     │няя    │     │няя    │     │няя    │     │няя    │
├────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┤
│До 6    │12   │6      │22   │11     │36   │18     │36   │18     │
└────────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┘

Таблица 2

НОРМЫ
БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО
ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ Уменьшение диаметра проволок в  │Процент от норм числа обрывов │
│результате поверхностного износа │проволок на длине одного шага │
│         или коррозии, %         │  свивки каната, указанных в  │
│                                 │            табл. 1           │
├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│10                               │85                            │
│15                               │75                            │
│20                               │70                            │
│25                               │60                            │
│30 и более                       │50                            │
└─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как критерий браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. При износе (или коррозии), достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено указаниями в п. п. 3, 4, 5 настоящего Приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва, строп может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра.

7. При обнаружении в стропе оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.

Примечание. Нормы браковки канатов грузоподъемных машин приведены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утв. Госгортехнадзором России 30.12.92.