МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2024 г. N Д7/20394-ИС
Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России рассмотрел письмо и сообщает.
1. По вопросу о возможности принятия и рассмотрения Росавиацией заявлений до вступления в силу приказа Минтранса России от 17 февраля 2023 г. N 48 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, требованиям федеральных авиационных правил" (далее соответственно - приказ Минтранса России N 48, ФАП N 48).
Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 56-ФЗ в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (изменения вступили в силу 1 марта 2023 г.) установлены:
обязательное требование к подтверждению соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями;
полномочия Минтранса России на утверждение требований к указанным лицам и порядка выдачи им документа, подтверждающего соответствие таким требованиям (реализованы путем издания приказа Минтранса России N 48).
Приказ Минтранса России N 48 вступает в силу 1 сентября 2024 г. и не предусматривает переходного периода для подачи заявлений, соответственно, установленные в нем обязательные требования, в том числе к прохождению процедур подтверждения соответствия по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подлежат соблюдению со дня его вступления в силу.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, выдача документов, подтверждающих соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям ФАП N 48, относится к полномочиям Росавиации.
В этой связи, по мнению Департамента, при принятии и рассмотрении Росавиацией заявлений до вступления в силу приказа Минтранса России N 48 следует исходить из того, что он не может служить основанием для совершения юридически значимых действий - принятия решений о выдаче либо отказе в выдаче документов, подтверждающих соответствие требованиям ФАП N 48, что подтверждается судебной практикой <1> по сходным вопросам.
--------------------------------
<1> Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2019 г. N 20АП-8793/2018 по делу N А23-7544/2017; постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2019 г. N 20АП 9071/2018 по делу N А09-9275/2018.
2. По вопросу об осуществлении деятельности по заправке гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработке специальными жидкостями на основании сертификата, выданного ФГУП "ГосНИИ ГА" в рамках системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации.
С учетом положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <2> в системной взаимосвязи с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" <3> следуют выводы:
--------------------------------
<2> Далее - Федеральный закон N 184-ФЗ.
<3> Далее - Федеральный закон N 412-ФЗ.
добровольная сертификация осуществляется для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров <4>, в то время как пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации определена обязательность наличия документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил;
--------------------------------
<4> Статья 21 Федерального закона N 184-ФЗ.
добровольная сертификация осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, аккредитованными <5> в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ, в то время как обязательная сертификация и подтверждение соответствия в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации осуществляются Росавиацией.
--------------------------------
<5> Статья 21 Федерального закона N 184-ФЗ, статья 1 Федерального закона N 412-ФЗ.
Таким образом, основания для квалификации сертификата, выданного в рамках процедур добровольной сертификации, в качестве документа, являющегося основанием для осуществления деятельности, упомянутой в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, не усматриваются.
Дополнительно, в рамках поставленных Росавиацией в обращении вопросов, обращаем внимание на законодательно <6> установленный принцип наступления ответственности - исключительно при наличии вины.
--------------------------------
<6> Общее правило статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, своевременная подача лицом заявления и неполучение в установленный срок по результатам его рассмотрения Росавиацией отказа в связи с нарушением требований ФАП N 48 позволяют его характеризовать как лицо, добросовестно соблюдающее обязательное требование, и исключает его виновность.
Одновременно информируем, что настоящая позиция Департамента не является обязательной и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации или доказательства в суде.
Директор Департамента
правового обеспечения
и законопроектной деятельности
А.В.МАЛЫШЕВА