МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 6 августа 2015 г. N АБ1.02-2577

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 16

Летний период характеризуется ростом объемов и интенсивности выполнения перевозок и, как следствие, более частым проявлением природных, технических и организационных факторов, представляющих возможную опасность для выполнения полетов.

Согласно многолетней статистике и информации, поступающей в Федеральное агентство воздушного транспорта, ежегодно в летние месяцы возрастает количество авиационных происшествий и инцидентов, а также других событий, подлежащих расследованию в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ-98).

Детальный анализ авиационных событий, произошедших в ходе эксплуатации воздушных судов в летние месяцы 2008 - 2014 гг., показал, что авиационные происшествия и инциденты, происшедшие с воздушными судами гражданской авиации (далее - ВС), в основном были обусловлены допускаемыми персоналом авиапредприятий ошибками и нарушениями правил обеспечения и выполнения полетов, что в сочетании с такими внешними факторами, как опасные метеорологические явления погоды (грозовая деятельность, сильные ливневые осадки, турбулентность, высокие температуры наружного воздуха), миграции птиц, приводило к ухудшению качества обеспечения безопасности полетов.

Не стал исключением 2015 год.

Количество авиационных событий (таблица 1), происшедших с воздушными судами коммерческой гражданской авиации, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ПРАПИ-98, в июле 2015 года по сравнению с январем 2015 года выросло в два раза (пропорционально возросшему налету).

Таблица 1

2015
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
всего
катастрофа
1
1
авария
2
1
2
1
6
с. инцидент
2
2
4
3
1
3
15
инцидент
41
47
55
58
70
74
83
428
ЧП
1
1
2
4
ПВС
8
6
11
7
3
2
8
45
Всего
52
55
68
70
76
80
98
499

Распределение авиационных событий с воздушными судами по типам приведено в таблице 2.

Таблица 2

типы событий - по месяцам 2015
1
2
3
4
5
6
7
всего
конструкция ГТД
4
8
6
9
7
8
42
система управления ВС
3
7
3
4
7
6
3
33
гидравлическая система
4
3
2
8
8
3
3
31
столкновение с птицами
1
3
2
6
10
3
25
прерванный взлет
3
3
1
2
2
5
4
20
система кондиционирования
2
3
2
4
3
4
18
система уборки/выпуска шасси
2
1
1
3
5
3
3
18
колеса и тормоза
1
2
2
3
2
7
17
ПВС транспортным средством
3
3
3
1
2
1
4
17
ПВС разрядом атмосферного электричества
4
3
1
2
2
1
2
15
отказ/неисправность систем ВС
1
5
3
3
2
14
выключение двигателей
2
2
1
2
2
3
12
угроза столкновения с объектами
3
3
1
1
2
10
грубое приземление
1
1
1
2
2
1
1
9
топливная система ВС
2
1
1
1
3
8
ПНО
2
1
1
3
7
трансмиссия вертолетов
1
3
2
6

Анализ имеющих наибольшую частоту проявления авиационных событий показал широкий спектр отклонений в функционировании авиационной транспортной системы, в том числе отклонений в работе систем воздушного судна, приводящих к изменению условий полета, к ослаблению возможностей авиационной транспортной системы обеспечить защиту лиц и имущества от ущерба при эксплуатации воздушного транспорта.

Вопросы подготовки авиапредприятий к функционированию в условиях проявлений обозначенных и других опасных факторов, характерных для летнего периода, подробно изложены в письме Росавиации от 09.02.2015 N АН1.02-332 "Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летний период 2015 года".

Количественный рост проявлений внешних и технических опасных факторов приводит к тому, что большому количеству экипажей разного уровня подготовленности и физического состояния приходится выполнять установленные процедуры в условиях негативных внешних воздействий, отказов и неисправностей авиационной техники. Таким образом, в летний период увеличивается не просто объем работы экипажа. Увеличивается, с ростом проявлений опасных факторов, частота действий экипажа в условиях неисправности авиационной техники, в сложных и аварийных условиях.

В таких условиях значительно возрастает роль экипажа как элемента авиационной транспортной системы, непосредственно обеспечивающего безопасность полетов, в системе защиты лиц и имущества от ущерба, возрастает тяжесть последствий ошибки экипажа или его неверных действий.

Если проявление внешнего или технического опасного фактора уже само по себе смещает событие в зону повышенного риска, при котором требуется выполнение корректирующих мероприятий, то дополнительное увеличение риска при работе экипажа на грани работоспособности может, суммируясь, повысить уровень риска до неприемлемого.

В ходе расследования 74 авиационных событий с ВС (17% от общего количества инцидентов) отмечены ошибки и грубые нарушения правил обеспечения и выполнения полетов, допускаемые экипажами.

В то же время из приведенных в таблице 1 данных видно, что с начала года 428 проявлений опасных факторов не привели к отклонению в функционировании авиационной транспортной системы, не переросли в аварийную и катастрофическую ситуации, в том числе благодаря своевременному и правильному срабатыванию других элементов авиационной транспортной системы, важнейшим и наиболее ответственным из которых является экипаж воздушного судна - конечное звено в цепи предотвращения авиационных происшествий. Именно своевременные и правильные действия экипажа, выполненные при проявлении любых опасных факторов в полете, дают возможность нивелировать их воздействие и пресечь негативное развитие ситуации. Основную роль в обеспечении своевременных и правильных действий экипажа играет уровень теоретической подготовки и тренированности.

Вопросы подготовки экипажей к работе в летний период изложены в подготовленных Управлением летной эксплуатации Росавиации Методических рекомендациях по подготовке экипажей воздушных судов авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта к работе в весенне-летний период 2015 года (письмо Росавиации от 13.02.2015 N 01.01-230).

В частности, в письме указано на необходимость постоянного контроля процесса проведения предварительной подготовки членов экипажей ВС, включающей проверку знания разделов РПП, руководств по летной эксплуатации и технологии работы и взаимодействия членов экипажей ВС в части, касающейся в том числе:

правил и порядка выполнения полетов в условиях высоких температур наружного воздуха, при предельном боковом ветре, наличии на ВПП слоя осадков;

правил и порядка анализа метеорологической информации перед вылетом, мер по предотвращению попадания ВС в опасные явления погоды, порядка пилотирования ВС в условиях турбулентности, сдвига ветра и повышенной электрической активности;

правил эксплуатации бортовых систем предупреждения столкновения ВС с землей;

порядка распределения обязанностей между членами экипажа ВС на этапах снижения, захода на посадку и посадки (в том числе при попутном ветре, сдвиге ветра, нестандартной глиссаде снижения), своевременного принятия решения по уходу на второй круг;

правил и порядка выполнения полетов с подбором посадочных площадок с воздуха, грузом на внешней подвеске, при выполнении предполагаемых авиационных работ.

Вместе с тем большое значение имеет не только теоретическая подготовка и натренированность экипажа в выполнении действий при проявлении опасного фактора, но и его физическое состояние, психологическая готовность к действиям в сложной ситуации. Это достигается соблюдением норм труда и отдыха, предусмотренных нормативными документами, и постоянным учетом и анализом условий, в которых экипажу приходится трудиться.

Особое внимание в условиях интенсивной работы в летний период в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов необходимо уделять соблюдению требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139 (далее - Положение о рабочем времени).

Работа на пределе, на грани допустимого, даже без нарушения установленных норм, в условиях увеличенной вероятности проявления в полете природных и технических опасных факторов, ведет к возможности выхода риска за грань приемлемого.

Нарушения режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей чаще всего выявляются только при расследовании других авиационных событий. Как самостоятельное событие, подлежащее расследованию согласно ПРАПИ-98, данные нарушения сложно выявить оперативно ввиду обоюдной заинтересованности работодателя и работника в сокрытии этого вида нарушений.

В этих условиях значительно вырастает значение мер предупреждающего характера, не просто контроля за строгим выполнением требований Положения о рабочем времени, но и анализа каждого случая использования КВС права на увеличение установленной продолжительности полетной смены, внимательного и четкого реагирования на сигналы и информацию, поступающую к руководству и контролирующим органам, в том числе по каналам добровольных сообщений системы управления безопасностью полетов.

В целях поддержания приемлемого уровня безопасности полетов в условиях проявления опасных факторов и особенностей летнего периода предлагаю:

Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до сведения руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации. Обратить внимание эксплуатантов ВС на персональную ответственность за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.

2. Предложить руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. в своей деятельности на постоянной основе руководствоваться положениями директивного письма Росавиации от 09.02.2015 N АН1.02-332 "Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летний период 2015 года" и Методических рекомендаций по подготовке экипажей воздушных судов авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта к работе в весенне-летний период 2015 года, направленных в авиапредприятия письмом Росавиации от 13.02.2015 N 01.01-230;

2.2. осуществлять эффективный контроль за проведением периодической подготовки, текущей подготовки, информированием экипажей о состоянии авиационной техники, возможных проявлениях отказов и неисправностей, за качеством проведения предполетной подготовки по всем ее составляющим;

2.3. обратить внимание на качественное проведение медицинского контроля в отношении авиаперсонала, для которого эта процедура обязательна;

2.4. принять дополнительные меры по укреплению производственной и технологической дисциплины работников наземных служб с целью исключения авиационных происшествий и инцидентов с ВС, связанных с деятельностью персонала этих служб;

2.5. проводить соответствующую работу с членами экипажей ВС по исключению возможности использования ВС в целях и по маршрутам, не предусмотренным заданием на полет, а также по исключению стремления выполнить задание на полет при несоответствии аэронавигационной и метеорологической обстановки установленным требованиям. Обратить внимание на недопустимость принятия поспешных и необоснованных решений по допуску ВС к дальнейшей эксплуатации после отказов и неисправностей, в том числе оговоренных в перечне минимального необходимого исправного оборудования (MEL);

2.6. осуществлять эффективный контроль за неукоснительным соблюдением требований Положения о рабочем времени. Провести дополнительные занятия с командным, инструкторским, инспекторским и летным составом по изучению Положения о рабочем времени;

2.7. разместить текст Положения о рабочем времени в местах технической учебы и подготовки экипажей к выполнению полетов;

2.8. в рамках функционирования системы управления безопасностью полетов провести проверку функционирования системы добровольных сообщений, анализа поступившей информации и принятия корректирующих мер с последующим мониторингом эффективности выполненных мероприятий, в том числе информации о нарушении режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов с проведением анализа причин каждого случая такого нарушения.

И.о. руководителя
А.В.БЕЛЯКОВ