МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10

С наступлением весенне-летнего периода увеличивается интенсивность полетов воздушных судов АОН и, как следствие, число авиационных происшествий и нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами АОН.

В течение 5 месяцев 2013 года с воздушными судами АОН произошло 10 авиационных происшествий. При этом 8 авиационных происшествий произошло с незарегистрированными воздушными судами и, соответственно, не имеющими сертификат летной годности. Два других авиационных происшествия произошли при выполнении полетов на воздушных судах зарегистрированных, но при отсутствии сертификата летной годности. Кроме того, в течение 2013 года произошло 3 авиационных происшествия и 1 серьезный инцидент с воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ.

Происшедшие в течение 5 месяцев 2013 года авиационные происшествия и серьезные инциденты с воздушными судами АОН и эксплуатантов, имеющих сертификат только на выполнение авиационных работ, произошли вследствие:

- столкновения с препятствиями (ЛЭП, деревья, здания) при выполнении полетов на малой высоте;

- ошибок при подборе посадочных площадок с воздуха (неучет состояния поверхности площадки и наличия препятствий);

- ошибок в технике выполнения взлета (отрыв на меньшей скорости) и посадки (ошибки в компенсации ветра, неправильное использование тормозов);

- потери управляемости в полете (из-за нарушения ограничений РЛЭ при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа; ошибки в пилотировании, приводившие к превышению ограничений по крену и углу атаки (скорости) при выполнении маневрирования на малой высоте);

- отказа двигателя (из-за заправки ВС некачественным бензином, нарушения правил летной и технической эксплуатации двигателя).

Обстоятельства авиационных происшествий с воздушными судами АОН и воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ, приведены в Приложении к настоящей информации.

В ранее подготовленных Росавиацией информациях по безопасности полетов (Информация о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев 2012 года, приложение 1, стр. 41 - 45) отмечалось, что авиационным происшествиям с воздушными судами АОН способствует переоценка пилотами своих навыков в управлении воздушным судном, недостаточная осмотрительность при выполнении полетов на малой высоте, а также сознательное нарушение правил полетов и правил использования воздушного пространства.

На нарушения при проведении работ по сертификации единичных экземпляров воздушных судов обращалось внимание в Информации о недостатках в сертификации единичных экземпляров воздушных судов, выявленных при расследовании авиационных происшествий за период с 2006 по 2011 годы (письмо Росавиации 24.07.2012 N 02.3-820).

Информирую о том, что с целью расширения сферы контроля за полетами воздушных судов АОН Росавиацией направлено обращение в МВД России с предложением активизации совместной деятельности подразделений полиции и территориальных органов Росавиации для выявления и пресечения нарушений правил полетов и правил использования воздушного пространства, а также привлечения к ответственности лиц, их допускающих.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров.

1.2. Обратить внимание специалистов территориального органа на необходимость постоянного взаимодействия с подразделениями полиции, прокуратуры и ФСБ России в части оперативного предоставления информации и выделения сил, необходимых для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов воздушных судов гражданской авиации и незарегистрированных воздушных судов.

1.3. Продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.

1.4. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

1.5. До 20.06.2013 организовать и провести кустовые совещания со старшими авиационными начальниками посадочных площадок, эксплуатантами и частными владельцами ВС АОН, руководителями авиационных учебных центров (занимающихся подготовкой пилотов-любителей), в ходе которых рассмотреть основные ошибки и нарушения в летной и технической эксплуатации ВС, приводившие к авиационным происшествиям с ВС АОН. Обратить внимание на условия и порядок организации выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G.

2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН и эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ:

2.1. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.

2.2. С целью обеспечения эффективности поисково-спасательных работ не пренебрегать, при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G, возможностью уведомлять органы ОВД о маршруте полета, предполагаемых местах посадок и времени стоянки на них.

2.3. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий, времени суток и предполагаемых мест посадок.

3. Об исполнении доложить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации до 24.06.2012.

Заместитель Руководителя
О.Г.СТОРЧЕВОЙ

Приложение
к письму Росавиации
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ АОН
В ЯНВАРЕ - МАЕ 2013 ГОДА

┌───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │   Дата события    │  Тип и бортовой   │Классификация│            Обстоятельства/причина события             │
│п/п│  и место события  │ номер воздушного  │   события   │                                                       │
│   │                   │       судна       │             │                                                       │
├───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┤
│                                       Незарегистрированные воздушные суда                                       │
├───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┤
│1  │03.02.2013         │Дельталет P-16,    │катастрофа   │ Пилот дельталета выполнял тренировочный полет над     │
│   │г. Краснотурьинск, │не зарегистрирован │             │населенным пунктом. При пролете над 9-ти этажным домом │
│   │Свердловской       │                   │             │дельталет лыжей зацепил крышу дома и упал на землю.    │
│   │области            │                   │             │Пилот погиб, пассажир скончался по дороге в больницу.  │
│   │                   │                   │             │Из жильцов дома никто не пострадал. Отделившейся от    │
│   │                   │                   │             │дельталета лыжей был поврежден частный автомобиль      │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│2  │03.05.2013         │Самолет J-170,     │авария       │ При выполнении полета с пассажиром в воздушном        │
│   │нп Псебай          │не зарегистрирован │             │пространстве класса C самолет зацепил линию            │
│   │Краснодарский край │                   │             │электропередачи, повредил левое полукрыло и произвел   │
│   │                   │                   │             │грубую посадку в районе реки Малая Лаба. Пилот и       │
│   │                   │                   │             │пассажир от госпитализации отказались                  │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│3  │14.05.2013         │Мотодельтаплан,    │катастрофа   │ Выполнялся полет с пассажиром на борту. При выполнении│
│   │г. Глазов,         │не зарегистрирован │             │полета в районе Глазовской метеостанции мотодельтаплан │
│   │Республика Удмуртия│                   │             │столкнулся с деревьями, пассажир погиб                 │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│4  │23.05.2013         │Самолет            │авария       │ При попытке взлета на самодельном несертифицированном │
│   │Боковский район,   │(без типа),        │             │летательном аппарате, пилот на высоте 20 метров не     │
│   │Ростовская область │не зарегистрирован │             │справился с управлением. Летательный аппарат столкнулся│
│   │                   │                   │             │с землей и разрушился                                  │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│5  │25.05.2013         │Мотодельтаплан,    │катастрофа   │ Летательный аппарат столкнулся с деревьями и застрял в│
│   │Дмитровский район, │не зарегистрирован │             │кроне одного из них. Погибли пилот и пассажир          │
│   │Московская область │                   │             │                                                       │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│6  │26.05.2013 район   │Гидросамолет Че-22,│катастрофа   │ После окончания заявленных полетов на посадочной      │
│   │посадочной площадки│не зарегистрирован │             │площадке, владелец (он же пилот) незарегистрированного │
│   │Новотитаровская    │                   │             │гидросамолета Че-22 произвел несанкционированный взлет │
│   │(Белевцы)          │                   │             │с 2-мя пассажирами на борту. При выполнении полета по  │
│   │                   │                   │             │кругу самолет столкнулся с землей. Все 3 человека,     │
│   │                   │                   │             │находившиеся на борту самолета, погибли                │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│7  │29.05.2013         │Х-32 "Бекас",      │катастрофа   │ При выполнении авиационно-химических работ самолет    │
│   │Крымский район,    │не зарегистрирован │             │столкнулся с ЛЭП. Пилот погиб                          │
│   │Краснодарский край │                   │             │                                                       │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│8  │31.05.2013         │СП-32              │катастрофа   │ Разрешение на ИВП на запрашивалось. Метеоусловия      │
│   │нп Буденовский     │не зарегистрирован,│             │простые. При выполнении полетов по осмотру             │
│   │Ростовская область │принадлежность     │             │сельхозугодий самолет столкнулся с землей, разрушился и│
│   │                   │ООО "АЭРОАВИА"     │             │сгорел. КВС погиб, пассажир получил серьезные ожоги и  │
│   │                   │                   │             │находится в районной больнице                          │
├───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┤
│                             Воздушные суда, не имевшие сертификата летной годности                              │
├───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┤
│9  │06.01.2013,        │Самолет            │авария       │ Причиной аварии самолета ЕЭВС В-18Т RA-1594G явилась  │
│   │район нп Подстепки,│В-18Т              │             │потеря пилотом пространственной ориентировки в условиях│
│   │Самарская область  │RA-1594G           │             │ограниченной видимости при выполнении разворота на     │
│   │                   │                   │             │предельно малой высоте над заснеженной поверхностью,   │
│   │                   │                   │             │что привело к неконтролируемому увеличению крена       │
│   │                   │                   │             │самолета, снижению и столкновению ВС левой плоскостью с│
│   │                   │                   │             │ледяной поверхностью водохранилища.                    │
│   │                   │                   │             │ Авиационное происшествие обусловлено сочетанием       │
│   │                   │                   │             │следующих неблагоприятных факторов:                    │
│   │                   │                   │             │ отсутствием у пилота базовой подготовки в какой-либо  │
│   │                   │                   │             │учебной авиационной организации, а также достаточного  │
│   │                   │                   │             │опыта, необходимого для самостоятельного управления    │
│   │                   │                   │             │воздушным судном;                                      │
│   │                   │                   │             │ неспособностью пилота оценить метеоусловия из-за      │
│   │                   │                   │             │отсутствия подготовки по метеорологии.                 │
│   │                   │                   │             │ Пилот свидетельства пилота не имеет, сертификат летной│
│   │                   │                   │             │годности ВС отсутствовал                               │
├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤
│10 │29.05.2013,        │Гидросамолет       │авария       │ При посадке на пруд гидросамолет зацепил крылом       │
│   │нп Нытва, Пермский │Корвет-J           │             │поверхность воды и частично затонул. На момент         │
│   │край               │RA-0679G           │             │авиационного происшествия сертификат летной годности ВС│
│   │                   │                   │             │отсутствовал                                           │
└───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘