МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 19 июля 2016 г. N 4.02-285

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 12

В 2015 году произошел 31 авиационный инцидент и 6 повреждений воздушных судов (далее - ВС) на земле, связанных с поражением ВС разрядом атмосферного электричества, а также поступило 32 добровольных сообщения от экипажей ВС о возможном поражении разрядом атмосферного электричества (без повреждения ВС).

По состоянию на 13.07.2016 произошло 19 авиационных инцидентов и 4 повреждения ВС на земле, связанных с поражением ВС разрядом атмосферного электричества (поступило 15 добровольных сообщений от экипажей ВС о возможном поражении разрядом атмосферного электричества (без повреждения ВС).

Поражение ВС разрядом атмосферного электричества при наличии атмосферной электрической активности в целом ряде случаев становится причиной многочисленных повреждений конструкции самолета.

Анализ авиационных событий и материалов добровольных сообщений показывает, что авиационные инциденты, связанные с поражением ВС разрядом атмосферного электричества, происходят на разных этапах полета: снижение для захода на посадку в условиях облачности при обходе грозовых очагов, в наборе высоты, в крейсерском полете. В некоторых случаях, в связи с отсутствием регистрации экипажем ВС времени и места разряда атмосферного электричества на ВС, определить конкретно этап полета и момент инцидента не представляется возможным.

По результатам исследований условий и последствий поражений ВС электрическими разрядами, проведенных Федеральным автономным учреждением "Авиационный регистр Российской Федерации" (Авиарегистр России) (прежнее название - Федеральное автономное учреждение "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" (ГосЦентр безопасности полетов), установлено, что наибольшее количество поражений ВС разрядами атмосферного электричества происходит в период с мая по сентябрь при наличии грозовой деятельности и ливневых осадков в районах, близких к аэродромам посадки или взлета, а также при наличии замаскированных грозовых очагов в зоне подхода аэродрома, т.е. в большинстве случаев вблизи района полетов отмечались грозы по летнему типу с большим потенциалом электрического заряда и большими значениями напряженности электрического поля, в ряде случаев развивались мощно-кучевые облака с ливневыми осадками и большими значениями высоты облачности.

Также исследования ГосЦентра безопасности полетов "Поражение ВС разрядами атмосферного электричества" показывают, что основными причинами авиационных инцидентов являются:

невыполнение экипажами ВС требований нормативных документов по правилам полетов в зонах повышенной электрической активности атмосферы, выдерживанию расстояний обхода опасных засветок от грозовых очагов и кучево-дождевой облачности;

недостаточный опыт экипажей ВС при полетах в зонах повышенной электрической активности атмосферы, недостаточно эффективное использование бортовых радиолокаторов, особенно на самолетах типа Boeing и Airbus, для обнаружения опасных засветок от кучево-дождевой облачности и грозовых очагов;

недостаточный анализ прогнозируемой метеообстановки летным составом в ходе предполетной подготовки и в процессе выполнения полета;

недостаточная роль диспетчерской службы ОВД по проводке ВС в зонах электрической активности атмосферы;

загруженность Московского узлового диспетчерского района;

недостатки в работе метеослужбы в прогнозировании зон электрической активности атмосферы, недостаточное информирование экипажей ВС при метеообеспечении полетов.

На основе проведенных исследований специалистами ГосЦентра безопасности полетов выполнено обоснование рекомендаций, направленных на предотвращение опасных авиационных событий и повышение безопасности полетов ВС гражданской авиации. Признано необходимым повысить качество предполетной подготовки летного состава гражданской авиации с обязательным тщательным анализом фактических и прогностических метеоданных и тенденций развития ситуации, проводить регулярную теоретическую подготовку и периодическую отработку практических навыков по обнаружению и обходу электрически опасных засветок по бортовому радиолокатору.

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации.

2. Рекомендовать операторам аэродромов, руководителям организаций гражданской авиации:

2.1. В рамках функционирования СУБП провести анализ возможности совершенствования процесса прогнозирования опасных метеоявлений, при которых повышается риск поражения ВС атмосферным электричеством;

2.2. Нацелить специалистов диспетчерских служб и служб метеообеспечения полетов на повышение эффективности деятельности по прогнозированию опасных метеоявлений и оперативности взаимодействия в цепи "метео - диспетчер - экипаж ВС" при доведении до экипажей ВС метеоинформации по коррективам прогноза, прогнозов на посадку, информации по сообщениям с бортов, тенденций развития ситуации по метеообстановке.

2.3. Повысить профессиональную подготовку летного состава. Требовать от экипажей ВС четкого и неукоснительного выполнения рекомендаций нормативных и руководящих документов, регламентирующих выполнение полетов и подготовку к ним.

2.4. Регулярно проводить повторное изучение рекомендаций производителей ВС по использованию метеолокаторов, особенностей полета в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков.

2.5. Регулярно проводить повторное изучение летным составом рекомендаций по предотвращению попаданий в сложные метеоусловия.

2.6. Повторно изучить с летным составом требования раздела РПП авиакомпаний "Действия летного экипажа при поражении ВС электрическим разрядом" и процедуры "Standart operation procedures" по действиям при полете в зоне повышенной электрической активности атмосферы по типам эксплуатируемых ВС.

2.7. Повторно изучить с летным составом требования п. 3.119 - 3.122 раздела "Полеты в зоне повышенной электрической активности атмосферы" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 N 128, которые описывают признаки попадания в условия сильной электризации ВС, действия экипажа при выполнении полета в зонах повышенной электризации и в случае поражения ВС разрядом атмосферного электричества.

2.8. Повторно изучить с летным составом требования Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказами Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31.03.2002 N 136/42/51, раздела XXXIV "Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы", описывающего порядок действий командира ВС при появлении признаков повышенной электрической активности атмосферы, и пункта 44 тех же правил о праве КВС на самостоятельные действия при возникновении угрозы безопасности полета на заданной высоте (эшелоне).

О.Г.СТОРЧЕВОЙ