МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 2 сентября 2016 г. N 02.3-3635

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 19

Информирую об обстоятельствах авиационных происшествий и оперативных рекомендациях по безопасности полетов воздушных судов АОН.

08.07.2016 при выполнении полета по маршруту посадочная площадка возле реки Казырсук - посадочная площадка на реке Ус (Красноярский край) произошла авария вертолета R-44 RA-04371, принадлежащего ООО "Форт-Росс" (сертификата эксплуатанта не имеет).

Полет выполнялся в горной местности с превышением рельефа до 1500 метров над уровнем моря. По предварительным данным, после взлета режим набора высоты не позволял пересечь горный хребет, вследствие чего пилот принял решение о выполнении вынужденной посадки. В результате грубой посадки вертолет опрокинулся на правый бок и скатился вниз по склону горы. Находившиеся на борту вертолета три пассажира и пилот не пострадали.

09.08.2016 при выполнении полета по маршруту река Хатанга - река Котуй (Красноярский край) произошла авария гидросамолета СК-12тб "Орион" RA-1743G, принадлежащего частным лицам.

После отрыва от воды и набора высоты около 15 метров, самолет с правым креном около 90° столкнулся с водной поверхностью и перевернулся. В результате аварии ВС получило серьезные повреждения, пилот не пострадал. При осмотре самолета на левой плоскости была обнаружена струбцина, фиксирующая элерон.

12.08.2016 при выполнении полета с посадочной площадки "Панфилово" (Алтайский край) произошла катастрофа самолета Ил-103с RA-1467G, принадлежащего частному лицу.

По показаниям очевидцев, после взлета и набора высоты 20 - 30 м они услышали изменения в работе двигателя (хлопки) и увидели черный дым. Самолет с левым креном 80 - 90° и тангажом на пикирование 45 - 50° столкнулся с землей. Пилот самолета погиб.

19.08.2016 при выполнении учебно-тренировочного полета в районе посадочной площадки Романовская (Ростовская область) произошла авария самолета СП-01(КП) RA-0093A, принадлежащего частному лицу.

По предварительным данным, при выполнении интенсивного маневрирования, на высоте 150 метров, при выходе из горки, произошло сваливание и столкновение самолета с землей. В результате авиационного происшествия пилот и пассажир получили серьезные телесные повреждения, самолет полностью сгорел.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, эксплуатантов и владельцев воздушных судов гражданской авиации.

2. Рекомендовать эксплуатантам и владельцам воздушных судов АОН:

обратить внимание летного состава на последовательность и объем проведения предполетного осмотра воздушного судна в части контроля снятия заглушек и чехлов двигателей, приемников статического и полного давления, заборников воздуха, иных систем. Проверить состояние заглушек, чехлов и других предохранительных устройств, использующихся в период стоянки воздушного судна (исправность, наличие сигнальных вымпелов, состояние покраски и читаемость предупреждающих надписей);

эксплуатантам вертолетов типа R-44 обратить внимание на результаты расследования авиации вертолета R-44 Raven I RA-04331, происшедшей 09.06.2011 на горе Эльбрус (приказ Росавиации от 06.11.2012 N 753), и рекомендации извещения по безопасности SN-18 (подраздел "Самонадеянность приводит к авиационным происшествиям") РЛЭ вертолета R-44;

пилотам легких или сверхлегких самолетов обратить внимание на ограничения РЛЭ по выполнению акробатических полетов, а также на особенности полета на критически низких воздушных скоростях; действия для предотвращения штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него.

Начальник
Управления инспекций
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ