МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 16 декабря 2014 г. N 02.3-2849

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 23

07.12.2014 в районе аэропорта "Варандей" Ненецкого автономного округа Архангельской области, произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-06138 ОАО "2-ой Архангельский ОАО".

По предварительной информации, при выполнении рейса АЧ-9131 по маршруту "Колва" - ОБП "Требса" - "Колва" после высадки 2-х пассажиров на ОБП "Требса", выгрузки груза и загрузки без выключения двигателей в 10.03 (UTC) экипаж произвел взлет, направляясь на вертолетную площадку "Колва". На борту находились 3 члена экипажа (КВС-стажер, пилот-инструктор и бортмеханик) и 4 пассажира.

По данным ближайшей к месту авиационного происшествия станции метеонаблюдения аэропорта Варандей (30,6 км от места авиационного события) метеоусловия в 10.00 (UTC) - ветер 246°, 6 м/с, видимость 1700 м, дымка, облачность сплошная 70 м, температура наружного воздуха -4° c, точка росы -5° c, давление аэродрома 742 мм рт.ст.

Через 2 - 2,5 минуты после взлета, на высоте 215 - 250 м произошло последовательное самовыключение левого и правого двигателей. Экипаж принял меры к выполнению вынужденной посадки и к попытке запуска двигателя.

При выполнении вынужденной посадки с неработающими двигателями в опасном сочетании с условиями ухудшенной видимости и белизны подстилающей поверхности, экипаж не смог осуществить посадку безопасно и в результате на скорости полета 110 - 120 км/ч, с вертикальной скоростью снижения 6 - 8 м/с, с правым креном около 20° и с отрицательным углом тангажа около 4° произошло столкновение вертолета с земной поверхностью.

Воздушное судно в результате авиационного происшествия разрушено. Пожара не было. Один член экипажа и один из пассажиров погибли. Пилотирование воздушного судна осуществляли:

КВС-стажер: метеоминимум не присвоен, общий налет 2971 ч, налет на данном типе в качестве 2-го пилота 2677 ч, в качестве 2-го пилота на МИ-8МТВ-1 78 ч, в качестве КВС-стажера МИ-8Т 216 ч.

Пилот-инструктор: метеоминимум ПВП (д) 100x1000x25, ПВП (н) 300x4000x25, ППП (д/н) 100x1000x25, общий налет 6618 ч, налет на данном типе 5927 ч, в качестве КВС на МИ-8Т 3422, в качестве КВС на МИ-8МТВ-1 566 ч.

В период с 2002 года с вертолетами Ми-8 разных модификаций произошло более 1200 событий, подлежавших расследованию в качестве инцидентов и авиационных происшествий, из них более 250 событий связаны с отказом и выключением двигателя при выполнении полета, что говорит о высокой вероятности проявления данного опасного фактора в общем массиве регистрируемых событий. Примерами данных событий могут являться следующие случаи:

30.06.2014 Ми-8Т RA-24541 эксплуатанта ООО "Дальневосточная вертолетная компания "Аэровир". По предварительной информации, экипаж выполнял полет по заявке Дальневосточной базы охраны лесов от пожаров. По информации экипажа, полет выполнялся в лесисто-горной местности с превышением 300 м. После прибытия в район выполнения авиационных работ экипаж приступил к выбору посадочной площадки для высадки пожарных. В процессе зависания над местом предполагаемой посадки (высота около 20 м, обороты НВ 95%, режим "ВЗЛЕТНЫЙ") экипаж услышал хлопок в районе силовой установки, после чего вертолет начал самопроизвольно снижаться с падением оборотов до 90%. Предпринятые меры экипажа ("ШАГ-ГАЗ" до максимального) не привели к уменьшению вертикальной скорости. Вертолет грубо приземлился, после чего опрокинулся на правый борт. После столкновения ВС с землей возник пожар, в результате которого вертолет полностью сгорел.

22.08.2014 Ми-8Т RA-24451 эксплуатанта ЗАО "Акционерная компания "АЛРОСА". Через 2 минуты полета, на H=100 м, экипаж услышал посторонний шум в районе левой силовой установки, сопровождающийся забросом температуры газов с последующим самовыключением двигателя. Экипаж принял решение о возврате на площадку вылета и произвел благополучную посадку.

29.10.2014 Ми-8Т RA-22697 эксплуатанта ООО "Авиакомпания "Турухан". По информации экипажа, при запуске правого двигателя, после штатной его прокрутки, на оборотах 40 процентов произошел резкий рост температуры газов за турбиной и скрежет. Двигатель был экстренно выключен.

В 2014 году ФАУ "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" (ГЦ БП ВТ) проведена научно-исследовательская работа по теме: "Проведение исследований и обобщение инцидентов с вертолетами, связанных с ошибками летного состава. Разработка дополнительных рекомендаций инструкторскому и летному составу по их предотвращению".

В отчете по НИР содержатся результаты исследования статистических данных о серьезных инцидентах с вертолетами гражданской авиации Российской Федерации за период с 2002 по 2013 годы, включая анализ случаев, связанных с потерей экипажем вертолета визуального контакта с наземными ориентирами, потерей управляемости, попаданием в условия обледенения и других событий, характерных для эксплуатации вертолетов. Учитывая значительный объем отчета по НИР, результаты исследований направляются на компакт-диске. Порядок, условия и особенности распространения этой информации изложены в письме Росавиации от 24.11.14 N 4.02-707.

Учитывая полученные оперативные рекомендации комиссии по расследованию авиационного происшествия, с целью обеспечения эффективности функционирования системы защиты лиц и имущества от ущерба при возможном неблагоприятном сочетании проявления опасных факторов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Данную информацию довести до руководителей подконтрольных предприятий гражданской авиации и субъектов АОН.

2. Рекомендовать руководителям подконтрольных предприятий гражданской авиации и субъектов АОН:

Довести информацию до командно-летного, инспекторского, инструкторского состава, членов летных экипажей и инженерно-технического персонала.

Провести дополнительные занятия с командно-летным, инспекторским и инструкторским составом, членами летных экипажей, эксплуатирующими вертолеты Ми-8, по повторному изучению и контролю уровня знаний следующих процедур:

- Действия экипажа при отказе двигателя в полете на малой высоте;

- Действия экипажа при выполнении аварийной посадки с неработающими двигателями;

- Действия экипажа по принятию решения на выполнение полетов в условиях обледенения;

- Действия экипажа при попадании в полете в условия обледенения при температуре +5° и ниже и наличии облачности, тумана, снегопада, дождя или мороси.

Повторно ознакомиться с содержанием директивного письма Росавиации от 24.11.14 N 4.02-707.

Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ