<Письмо> Росавиации от 23.10.2013 N 02.3-1279 "Информация по безопасности полетов N 20"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 23 октября 2013 г. N 02.3-1279
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 20
Осенне-зимний период выполнения полетов характеризуется возрастанием числа авиационных событий, связанных с нарушением метеорологического минимума при выполнении посадки.
За период с 1990 по 2013 год с воздушными судами коммерческой авиации гражданской авиации Российской Федерации произошло 62 авиационных происшествия, в том числе 38 катастроф, связанных с нарушением метеорологического минимума. В осенне-зимний период (с сентября по март) указанного периода произошло 45 авиационных происшествий (69%).
Наибольшее влияние на число авиационных происшествий, связанных с нарушением метеорологического минимума, оказывают происшествия с вертолетами (66% от общего числа авиационных происшествий вследствие нарушения метеорологического минимума), что обусловлено особенностями обеспечения и выполнения полетов на воздушных судах этого вида (внетрассовые полеты на малых высотах; полеты в регионах со слабым обеспечением полетов в части предоставления качественной метеоинформации; менее совершенное (по сравнению с самолетами) пилотажно-навигационное оборудование).
Анализ причин этих авиационных происшествий позволяет сделать следующие выводы:
- подобные авиационные происшествия происходят в условиях, когда остаток топлива на борту ВС более чем достаточный для выполнения полета на запасной аэродром;
- во всех случаях экипаж ВС продолжал снижение ниже высоты принятия решения (минимальной высоты снижения), не имея визуального контакта с наземными ориентирами;
- вследствие недостатков взаимодействия членов экипажа ВС наличие на аэродроме системы захода (в том числе системы точного захода на посадку) не позволяло предотвратить отклонение от курса посадки и преждевременное снижение;
- недостаточная профессиональная подготовка командира и второго пилота для выполнения посадки по предельному метеоминимуму, а также нарушения при подтверждении и понижении метеорологического минимума;
- регулярно отмечаются случаи, когда для полета по маршруту или снижения для посадки в условия ограниченной видимости экипаж воздушного судна, в нарушение правил полетов, пользовался нештатными приемниками спутниковой навигационной системы. В сочетании с другими ошибками и нарушениями это приводило к полету на высоте ниже безопасной или преждевременному снижению.
В соответствии с требованиями ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" на эксплуатанта, выполняющего коммерческие воздушные перевозки, возложена ответственность за определение и утверждение эксплуатационных минимумов. При определении эксплуатационного минимума должны учитываться не только характеристики аэродрома, но и ограничения типа или экземпляра воздушного судна, а также уровень подготовки командира ВС.
Реальная деятельность по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, связанных, в том числе, с нарушением метеорологического минимума, характеризуется качеством разработанной в авиакомпании СУБП.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. Организовать изучение настоящей информации с руководящим, командно-летным, инструкторским, инспекторским составом, членами летных экипажей воздушных судов под роспись.
2.2. С руководящим, командно-летным, инструкторским, инспекторским составом, членами летных экипажей воздушных судов в недельный срок провести теоретические занятия, на которых повторно изучить требования раздела III ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" и обратить внимание на необходимость непрерывной профилактики авиационных событий, в том числе инцидентов, связанных с нарушением метеорологического минимума.
2.3. С летным составом провести занятия по изучению требований РПП эксплуатанта в части, определяющей порядок выполнения полетов по категориям II/III при неполном составе наземного оборудования.
2.4. Обратить внимание персонала по ОВД и летного состава на требования пунктов 5.12.1 и 5.12.4 ФАП "Организация воздушного движения в Российской Федерации", определяющих порядок обеспечения точных заходов на посадку по категориям II/III.
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ