7. Отдельные рекомендации при создании детских игровых площадок, инклюзивных спортивно-игровых площадок

7. Отдельные рекомендации при создании детских игровых
площадок, инклюзивных спортивно-игровых площадок

7.1. На общественных и дворовых территориях населенного пункта могут размещаться детские игровые площадки, предназначенные для использования детьми в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет, подростками от 12 до 14 лет.

Детские площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп детей, инклюзивных спортивно-игровых площадок или в виде комплексных площадок, предусматривающих выделение функциональных зон для различных возрастных групп детей, функциональных зон для детей с ограниченными возможностями здоровья, функциональных зон, предназначенных для занятий детьми физкультурой и спортом (далее - комплексные площадки).

7.2. На территориях жилой застройки детские игровые площадки, инклюзивные спортивно-игровые площадки рекомендуется проектировать из расчета не менее 0,5 - 0,7 м2 на одного жителя (с учетом нормативов градостроительного проектирования поселения, городского округа).

7.3. Детские игровые площадки для детей в возрасте до 3 лет могут иметь незначительные размеры (50 - 75 м2), размещаться отдельно или совмещаться с площадками для отдыха взрослых (в этом случае рекомендуется устанавливать общую площадь площадки не менее 80 м2 и разделять функциональные зоны).

7.4. Детские игровые площадки для детей в возрасте от 3 до 7 лет, инклюзивные спортивно-игровые площадки рекомендуется проектировать из расчета 70 - 150 м2 общей площади.

7.5. Размещение детских игровых площадок при осуществлении планирования и застройки новых территорий целесообразно предусматривать на расстоянии не менее 20 м от окон зданий до границы площадки, инклюзивных спортивно-игровых площадок - на расстоянии не менее 40 м.

7.6. Детские игровые площадки, инклюзивные спортивно-игровые площадки рекомендуется изолировать от транзитного пешеходного движения. Не рекомендуется организовывать подходы к детским игровым площадкам, инклюзивным спортивно-игровым площадкам с проездов и улиц.

В условиях существующей застройки на проездах и улицах, с которых осуществляется подход к детским игровым площадкам, инклюзивным спортивно-игровым площадкам рекомендуется устанавливать искусственные неровности, предназначенные для принудительного снижения скорости водителями.

7.7. Расстояние от границ детских игровых площадок, инклюзивных спортивно-игровых площадок до гостевых стоянок и участков постоянного и временного хранения автотранспортных средств рекомендуется принимать до площадок мусоросборников - не менее 15 м, до отстойно-разворотных площадок на конечных остановках маршрутов городского пассажирского транспорта - не менее 50 м согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом детские игровые площадки, инклюзивные площадки рекомендуется изолировать от указанных объектов с помощью зеленых насаждений.

При размещении инклюзивных спортивно-игровых площадок на общественных территориях и скверах рекомендуется предусматривать дополнительные участки временного хранения автотранспортных средств для МГН.

7.8. При проектировании инклюзивных спортивно-игровых площадок рекомендуется учитывать потребности и особенности тех ограниченных возможностей детей, которые преобладают на территории, где планируется организовывать инклюзивную площадку, в том числе соотношение двигательных и ментальных нарушений развития детей с ограниченными возможностями.

При создании инклюзивной спортивно-игровой площадки, учитывающей потребности детей с ментальными и (или) или сенсорными нарушениями, рекомендуется большее внимание уделять выбору цветов оборудования, тактильным и шумовым характеристикам оборудования, созданию маршрутов, облегчающих переход от одного вида оборудования к другому <1>.

--------------------------------

<1> При преобладании на территории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рекомендуется уделить особое внимание доступности всех зон и подбору инклюзивного оборудования инклюзивной площадки.

При преобладании на территории детей с аутизмом и ментальными нарушениями рекомендуется избегать шумные игровые действия. При выборе состава оборудования рекомендуется отдавать предпочтение инклюзивному оборудованию с наибольшим количеством развивающих сенсорных элементов, позволяющих их трогать, двигать, крутить, не создавая при этом шум. Оборудование, покрытие, МАФ и другие элементы благоустройства рекомендуется подбирать в натуральной, неяркой цветовой гамме. На покрытии рекомендуется предусмотреть визуальное обозначение дорожек и зон элементов инклюзивной площадки, в том числе с помощью использования покрытия разных цветов.

7.9. При размещении детского игрового оборудования на детских игровых площадках рекомендуется соблюдать зоны безопасности в соответствии со схемой монтажа, указанной в паспорте завода-изготовителя, и требованиями ТР ЕАЭС 042/2017, в пределах которых не допускается размещение других видов оборудования, скамеек, урн, бортовых камней и твердых видов покрытия, а также веток, стволов, корней деревьев.

При размещении оборудования на инклюзивных спортивно-игровых площадках рекомендуется избегать концентрации инклюзивного спортивно-развивающего оборудования, инклюзивных элементов детского игрового оборудования в одном месте в целях эффективного использования оборудования и создания лучших условий для игр, в том числе совместных, детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.10. Подбор детского игрового оборудования и его размещение рекомендуется проектировать с учетом требований ТР ЕАЭС 042/2017.

Оборудование для детских игровых площадок обычно представлено игровыми комплексами, содержащими развивающие элементы, инклюзивным оборудованием с инклюзивными развивающими элементами (при оборудовании инклюзивных спортивно-игровых площадок) и МАФ.

При выборе состава детского игрового и инклюзивного спортивно-развивающего оборудования площадок рекомендуется обеспечить соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп детей, особенностям здоровья детей (при оборудовании инклюзивных спортивно-игровых площадок), а также эстетическую привлекательность используемого оборудования.

При выборе оборудования для инклюзивных спортивно-игровых площадок рекомендуется выбирать доступное и многофункциональное оборудование и конструкции, позволяющие их использовать одновременно детьми, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детьми с ограниченными возможностями здоровья различного возраста.

7.11. Рекомендуется использование привлекательного по дизайну и функциональному назначению детского игрового оборудования, инклюзивного спортивно-развивающего оборудования, соответствующего мировым тенденциям развития уличной игровой инфраструктуры, включая оборудование, произведенное отечественными предприятиями в рамках импортозамещения.

7.12. При выборе детского игрового оборудования рекомендуется выбирать сооружения и конструкции без острых углов, не обладающие возможностью застревания частей тела ребенка, их попадания под элементы оборудования в состоянии движения. Рекомендуется, чтобы поручни оборудования полностью охватывались рукой ребенка, а конструкция и сооружение обеспечивали возможность доступа взрослых для помощи детям внутри, учитывая требования ТР ЕАЭС 042/2017 и ГОСТ Р 52169-2012. Данные требования, требования СП 59.13330.2016 рекомендуется учитывать также при выборе инклюзивного спортивно-развивающего оборудования.

При оборудовании инклюзивных спортивно-игровых площадок рекомендуется исключать узкоспециализированное оборудование для МГН, самостоятельное использование которого детьми без надзора взрослых может привести к травмам (тяжелые подвесные металлические качели для катания ребенка на инвалидной коляске; классические карусели с приставным стационарным пандусом и др.).

7.13. Рекомендуется учитывать, что доступным является оборудование, позволяющее детям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственно использовать его, в том числе находясь в инвалидной или прогулочной коляске.

Инклюзивное спортивно-развивающее оборудование может предполагать вход и выход с него на уровне земли. Доступ к повышенным элементам в составе инклюзивного оборудования может быть обеспечен с помощью пандусов или переходных конструкций, где ребенок может передвигаться при помощи рук. При этом, если пандусы обеспечивают доступ более чем к половине элементов повышенного уровня, включающих не менее трех разных типов игровых действий, то дополнительные элементы на уровне земли могут не устанавливаться.

Если оборудование не предполагает доступ к повышенным элементам с помощью пандусов или переходных систем, рекомендуется размещать на уровне земли не менее одного элемента каждого типа, обеспечивающего разные виды игровых действий, таких как балансирование, качание, вращение, скольжение.

При использовании в составе инклюзивных спортивно-игровых площадок элементов для балансирования могут применяться бумы, веревочные и качающиеся мостики, движущиеся платформы, переходы по элементам, закрепленным на вертикальных веревочных или металлических опорах-осях с люфтом, требующим балансирования.

При использовании в составе инклюзивных спортивно-игровых площадок элементов для качания могут применяться качалки на пружинах, качели с разными типами сидений, включая сиденья открытого и закрытого типа, с вертикальной поддержкой спины и замком безопасности, качели "гнезда", позволяющие качаться в положении лежа.

При использовании в составе инклюзивных спортивно-игровых площадок элементов для лазания могут применяться лесенки, стенки, микро-скалодромы, тоннели, веревочные конструкции, рукоходы.

При использовании в составе инклюзивных спортивно-игровых площадок элементов для скольжения могут применяться горки спиральные, горки прямые, в том числе двух- или трех-скатные, шест-спирали, сенсорные роликовые горки, скат которых состоит из вращающихся цилиндров.

При использовании в составе инклюзивных спортивно-игровых площадок элементов для вращения могут применяться вертушки в форме чаши, вертушки-сиденья на вращающейся опоре, вертушки-колоски и вертушки типа "веретено", карусели с использованием сидя/лежа (для детей с ограниченными возможностями здоровья). <2>

--------------------------------

<2> При выборе каруселей для инклюзивных площадок приоритет рекомендуется отдавать моделям, предполагающим установку вровень с покрытием игровой площадки и позволяющим безопасное использование группой детей на уровне земли, с возможностью въезда в нее на инвалидной коляске. Карусели такого типа могут быть открытыми (с механизмом, расположенным под каруселью, в бетонном коробе) либо закрытыми (с механизмом, расположенным в верхней части карусели-беседки).

Карусель с использованием лежа представляет собой большую пластиковую чашу на 5 - 7 мест, оснащенную в том числе ремнями безопасности для фиксации детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Также для катания могут использоваться конструкции, представляющие собой расположенные на расстоянии 10 - 15 м опоры, между которыми закреплены кресла с вертикальной поддержкой спины и замком безопасности, позволяющие катать как детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, так и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ("канатная дорога"),

К инклюзивному спортивно-развивающему оборудованию также могут относиться игровые панели в составе игровых комплексов с разноуровневыми элементами, обеспечивающие развивающий и (или) сенсорный опыт. Такие панели могут содержать элементы с различными типами вращения (руль, шестеренки), передвижением деталей по поверхности игровой панели с целью сортировки по форме, размеру, цвету, назначению, звуковые и световые интерактивные элементы, в том числе встроенные в покрытие площадки или игрового комплекса (кнопки, рычаги, музыкальные инструменты, светофор под ногами, буквы, слова, математические примеры, названия цветов), интерактивные элементы, требующие усиленного направленного физического воздействия, образовательные элементы, способствующие освоению грамоты и счета (буквы, слоги, цифры, шрифт брайля, язык жестов для слабослышащих, астрономические схемы и названия), тактильные панели с элементами разной фактуры, слуховые трубки.

На границе зон с твердым и сыпучим покрытием инклюзивной спортивно-игровой площадки могут быть расположены песочные сенсорные столы и столы с сыпучими материалами.

7.14. Рекомендуются следующие характеристики материалов, из которых изготовлено детское игровое и инклюзивное спортивно-развивающее оборудование и элементы:

элементы оборудования, изготовленные из дерева, выполняются из клееного бруса или из твердых пород дерева со специальной обработкой (рекомендовано автоклавирование, предотвращающее гниение, укрепляющее стойкость материала к механическим и природным воздействиям), предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы; отполированные, острые углы закруглены;

абзац утратил силу. - Приказ Минстроя России N 414/пр, Минспорта России N 473 от 28.06.2021;

элементы оборудования, изготовленные из металла, предполагают наличие порошковой окраски (рекомендуется применять грунтовку, произведенную порошковым составом или методом горячего цинкования) и надежных соединений; или ПВХ-покрытия, предназначенного для уличного использования.

при использовании несущих конструкций из дерева рекомендуется оборудование с конструкциями с основанием из металла, уходящим в землю, прошедшим соответствующую обработку (грунтовка, произведенная порошковым составом или методом горячего цинкования и порошковая окраска);

при использовании несущих конструкций из металла рекомендуется оборудование с порошковой окраской (грунтовка, произведенная порошковым составом или методом горячего цинкования или антикоррозийное покрытие);

соединение конструкций произведено при помощи хомутов, изготовленных из стали, комбинации стали и пластика или специализированных алюминиевых сплавов;

абзац утратил силу. - Приказ Минстроя России N 414/пр, Минспорта России N 473 от 28.06.2021;

при использовании в составе игровых комплексов детского спортивно-развивающего оборудования могут быть использованы канатные системы, рукоходы и иное оборудование для детской физической активности;

абзац утратил силу. - Приказ Минстроя России N 414/пр, Минспорта России N 473 от 28.06.2021;

при использовании оборудования из пластика и полимеров рекомендуется оборудование с гладкой поверхностью и яркой, чистой цветовой гаммой окраски, не выцветающей от воздействия климатических факторов;

могут использоваться ограждающие панели из пластика, современных дизайнерских форм, с нанесением тематических рисунков;

рекомендуется стойкое к влажной обработке, к действию слюны, пота и влаги защитно-декоративное покрытие оборудования;

материалы, из которого изготовлено детское игровое оборудование, не должны оказывать местное кожно-раздражающее действие, выделять летучие химические вещества, относящиеся к 1-му классу опасности, а выделение остальных веществ не должно превышать количества, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное действие на организм человека.

7.15. Детские игровые, инклюзивные спортивно-игровые площадки рекомендуется оборудовать стендами, содержащими информацию о правилах поведения на площадке, правилах и режиме использования оборудования.

7.16. При создании детских игровых площадок рекомендуется использовать ударопоглощающие (мягкие) виды покрытия.

При установке ударопоглощающего покрытия на детских игровых площадках рекомендуется исходить из следующих условий:

покрытие должно быть установлено по всей зоне приземления детей с оборудования;

границы зоны приземления должны учитывать возможные перемещения элементов конструкции и ребенка;

покрытие не должно иметь опасных выступов;

при применении в качестве покрытия несыпучих материалов оно не должно иметь участков, на которых возможно застревание частей тела или одежды ребенка;

покрытие должно обеспечивать сохранение своих свойств вне зависимости от климатических условий;

при применении покрытия из сыпучих материалов, его толщину увеличивают по сравнению с необходимой толщиной на величину достаточную для компенсации вытеснения данного материала.

7.17. При выборе ударопоглощающих синтетических и резиновых покрытий для детских игровых площадок рекомендуется выбирать покрытия, имеющие сертификаты соответствия требованиям Технического регламента ТР ЕАЭС 042/2017.

При выборе ударопоглощающих песчаных, гравийных, дерновых покрытий и покрытий из дробленой древесины рекомендуется выбирать покрытия, имеющие декларирования соответствия требованиям Технического регламента ТР ЕАЭС 042/2017.

7.18. При создании инклюзивных спортивно-игровых площадок в игровых зонах рекомендуется применять бесшовные наливные резиновые или синтетические покрытия, позволяющие перемещаться МГН по всей площади инклюзивной спортивно-игровой площадки.

Некоторые виды оборудования, в том числе двухстороннее инклюзивное спортивно-развивающее оборудование, могут быть размещены на стыке сыпучих и твердых покрытий инклюзивной спортивно-игровой площадки с возможностью подъезда и объезда на инвалидной коляске игровых зон, предполагающих использование песка, а также создания условий для совместных игр детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с детьми, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, находящимися в песочной зоне.

7.19. Требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации содержатся в ТР ЕАЭС 042/2017.

7.20. В целях предупреждения падения детей с ограждения и застревания тела, частей тела и одежды в элементах ограждающей конструкции ограждение детских площадок рекомендуется проектировать преимущественно из вертикальных элементов высотой 0,7 - 1 м, с расстоянием между элементами ограждающей конструкции не более 8 см. Для устройства ограждения рекомендуется использовать прочный материал, без заусенцев и сколов.

7.21. Примеры решений (проектов) детских игровых площадок приведены в Приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.