III. Составление и представление заключения. Представление и рассмотрение возражений и предложений по результатам проведенных аудиторских мероприятий
III. Составление и представление заключения. Представление
и рассмотрение возражений и предложений по результатам
проведенных аудиторских мероприятий
3.1. По результатам аудиторского мероприятия составляется заключение.
3.2. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
Аналитические записки являются частью заключения и содержат информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
3.3. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) Программой, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы;
з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
Рекомендуемый образец заключения приведен в приложении N 3 к Положению.
3.4. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
3.5. Субъект внутреннего финансового аудита направляет подписанный экземпляр заключения субъекту бюджетных процедур в течение 3 рабочих дней после подписания заключения посредством системы электронного документооборота.
3.6. Субъект бюджетных процедур обязан ознакомиться с заключением в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
3.7. При наличии возражений и предложений по заключению субъект бюджетных процедур вправе направить их в письменной форме субъекту внутреннего финансового аудита в срок, установленный пунктом 3.6 Положения.
Возражения и предложения по заключению должны содержать ссылки на нормативные акты. Документы, подтверждающие изложенные доводы, необходимо приложить к возражениям и предложениям по заключению, если ранее они не направлялись субъекту внутреннего финансового аудита.
3.8. Если от субъекта бюджетных процедур не поступили возражения и предложения по заключению в течение срока, указанного в пункте 3.6 Положения, заключение считается согласованным субъектом бюджетных процедур без возражений.
3.9. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
3.10. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет подписанный экземпляр заключения Министру с указанием основных выводов и предложений необходимых для принятия решений, указанных в пункте 3.12 Положения, в течение 15 рабочих дней с даты подписания заключения.
3.11. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, предусмотренных федеральными стандартами, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, в том числе данные в системе электронного документооборота Министерства.
3.12. Министром могут быть приняты следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц Министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) о совершенствовании информационного взаимодействия между Министерством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (федеральных государственных гражданских служащих) Министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (федеральным государственным гражданским служащим) Министерства;
р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения применяется административная или уголовная ответственность;
с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
3.13. На основании решения Министра, предусмотренного пунктом 3.12 Положения, субъект бюджетных процедур разрабатывает и утверждает план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия.
3.14. Рекомендуемый образец плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия приведен в приложении N 4 к Положению.
3.15. Субъект бюджетных процедур направляет план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекту внутреннего финансового аудита в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3.12 Положения решения Министром.
3.16. Субъект бюджетных процедур в срок, установленный в плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, обязан организовать работу по устранению выявленных недостатков (нарушений).
3.17. Субъекты бюджетных процедур ежеквартально не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом направляют субъекту внутреннего финансового аудита отчет о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия.
Рекомендуемый образец отчета о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия приведен в приложении N 5 к Положению.
3.18. В случае если срок выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений превышает установленный планом мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений срок, к отчету прилагается пояснительная записка, в которой указываются причины его превышения.
3.19. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (федеральными государственными гражданскими служащими) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
3.20. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации.
Должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков.
3.21. В случае выявления неисполненных мероприятий по устранению выявленных недостатков (нарушений), срок по которым истек, субъект внутреннего финансового аудита докладывает Министру соответствующую информацию с предложениями об уточнении сроков, о внесении изменений в наименование мер или о снятии соответствующих мер с контроля.